​Об истории Деда Мороза и Новогодней елки

Сейчас мы не представляем себе новогодние праздники без нарядно украшенной ёлки и Деда

Мороза со Снегурочкой.

Откуда же пришла традиция встречать и проводить Новогодние праздники с этими персонажами?

Считается, что Деда Мороза первыми придумали гунны: у них был бог Иерлу, который в самый первый день года приходил на землю. В этот день надо было ставить в доме елку, считавшуюся священным деревом. Эту традицию, которой, оказывается, уже более 5000 лет, гунны принесли и в Европу.

Судя по восточнославянской мифологии, наши предки представляли поначалу Деда Мороза неказистым вредным стариком, который тряс длинной седой бородой и стуком вызывал трескучие морозы. От его ударов посохом по избе раскалывались бревна. Потом он превратился в богатыря кузнеца и сковывал воду железными морозами.

У славян существовал специальный ритуал задабривания Деда Мороза. Обычно глава семьи выглядывал в окно или за порог избы и предлагал: «Мороз, мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не ешь овес!».

У древних славян Новый год приходился на начало весны. Его праздновали 1 марта. Славянского предшественника нашего Деда Мороза именовали Студенец, Карачун, Трескун, Снежный Дед, Зимник и Морозко. Он был сердитым, ворчливым, не любил ни путников, ни детей. Подарков никому не дарил, сам требовал угощений. Без этого Студенец лютовал и не упускал возможности усложнить жизнь людям. Им приходилось задабривать его, чтобы избежать неприятностей. Отголоски тех времён — персонажи народных сказок и снеговики с угольками в глазах и морковкой вместо носа.

15 декабря 1699 года Пётр I издал Указ, в котором повелел перенести начало нового года на 1 января, веселиться в этот день и поздравлять друг друга, желая благополучия и благоденствия. Предписывалось украшать ели и устраивать забавы для детей. Взрослые должны в этот день от пьянства и мордобоя воздерживаться. 31 декабря в церквях начинались полночные бдения, а потом весь царский двор усердно молился во время праздничной службы в московском Успенском соборе. Были фейерверки, горели костры, поджигались смоляные бочки. Все праздничные дни до Рождества на площадях стояли украшенные ели.

В назидательной сказке «Мороз Иванович» (сборник «Сказки дедушки Иринея») В. Ф. Одоевского (1803 — 1869) появляется прообраз нашего Деда Мороза, седой старик Мороз Иванович. «Сидит он на ледяной лавочке, да снежные комочки ест; тряхнёт головой — от волос иней сыплется, духом дохнёт — валит густой пар». Справедливый Мороз Иванович по-разному награждает двух девочек, Рукодельницу и Ленивицу, которые жили со строгой нянюшкой Прасковьей.

Знакомый нам образ Деда Мороза сформировался к началу XX века. Прообразом современного Деда Мороза на Руси считают святого Николая (Николая Угодника). Он стал приносить детям подарки. На поздравительных открытках его изображали в шубе до пят, огромной шапке, валенках и рукавицах. В руках он держал мешок с подарками и волшебный посох. Снегурочка сопровождает Деда Мороза еще меньше — около 90 лет.

После Революции 1917 года на Деда Мороза начались гонения. Попутно были запрещены наряженные ели и все рождественские празднования. К 1929 году народные патрули проверяли, чтобы нигде не было наряженных елей и праздничных угощений на столах. Патрули заглядывали в окна и могли зайти в дом.

Дед Мороз и его внучка Снегурочка были разрешены в СССР лишь в 1936 году. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» была опубликована статья с предложением организовать детишкам новогодние праздники. Сталин поддержал постановление ВЛКСМ о праздновании Нового года. Новогодние ёлки для советских детишек должны были заменить прежние рождественские ели с Вифлеемской звездой. На вершине теперь красовалась красная пятиконечная звезда. Дед Мороз впервые появился в СССР в московском Доме Союзов. С ним была внучка Снегурочка. И приехал он на русской тройке.

В наше время во всех странах мира Дед Мороз — добряк и весельчак. На поздравительных открытках Дед Мороз не отстаёт от времени. Он летает на самолётах, присматривается к ракетам.

У современного Деда Мороза появились помощники. Они помогают отвечать на письма и присылают детям подарки. Резиденция самого главного Деда Мороза в нашей стране находится в Великом Устюге. Там есть дворец с тронным залом и рабочий кабинет с огромным письменным столом, за которым пишутся поздравления от Деда Мороза детям.

Дед Мороз любит письма, в которых детишки рассказывают о себе, вкладывают в письмо красивый рисунок, стихотворение, обещают вести себя хорошо и заранее благодарят за ответ и подарок.

Современный Дед Мороз идёт в ногу со временем. У него своя резиденция и усадьба, есть канцелярия со штатом сотрудников. Он имеет электронную почту и официальный сайт. Адрес Деда Мороза: 162390, Вологодская область, город Великий Устюг, пер. Октябрьский, дом 1 А. В графе «куда» указываем: резиденция Деда Мороза (Почта Деда Мороза).

У Деда Мороза есть не только резиденция, но и московская усадьба в Кузьминском лесу (парке «Кузьминки-Люблино»). Её можно узнать по Терему Деда Мороза с троном и волшебным зеркалом для исполнения желаний. Стоит приехать в этот парк, чтобы посмотреть мельницу-кудесницу и покататься на качелях-каруселях. Там проходят праздничные весёлые мероприятия.

Традиция отмечать Новый год и Рождество с переливающейся разноцветными огнями елкой привычна и таинственна одновременно.

До сих пор можно только гадать об истоках этого обычая, а сама нарядная елочка имеет непростую многовековую историю.

История о том, кому и когда впервые пришла в голову мысль принести елку в дом перед Рождеством, точно не известно. Споры об этом далеко не так невинны, как могло бы показаться. Совсем недавно, в 2009—2010 годах между Латвией и Эстонией, выяснявшими, где елка появилась раньше — в Риге в XVI веке или в Таллине в XII столетии, дело едва не дошло до дипломатического конфликта.

Что касается версии новогодней ёлки, то, вопреки некоторым взглядам на этот вопрос, нет никаких доказательств того, что елка служила ритуальным деревом в кровавых обрядах друидов, которые якобы развешивали на ветвях внутренности жертв. Известно, что кельтские народы больше почитали другие деревья.

Некоторые исследователи считают, что рождественская ель — напоминание о райском древе, где разыгрывалась история Адама и Евы. В соответствии с этой идеей традиционные елочные украшения, стеклянные шары, символизируют плоды райского древа.

По одной из версий, обычай ставить и наряжать елку — это отголосок Йоля, древнего германского праздника в ночь зимнего солнцестояния. На Йоль полагалось украшать, а затем торжественно сжигать полено, как правило, дубовое или ясеневое. (И дуб, и ясень почитались как священные деревья.) Символами Йоля служили также падуб, остролист и плющ — ими украшали дома снаружи и внутри, стебли пшеницы и ветви вечнозеленых растений — из них плели корзины, в которых разносили подарки: яблоки и гвоздику.

Ель тоже была знаковым деревом. Люди верили, что в её ветвях живут разные духи. Большое внимание елям уделяли германские народы. Вечнозеленое дерево являлось символом постоянного обновления.

Обычай выделять из всех деревьев елку и украшать на праздник именно её впервые появился у жителей Германии. Немцы считали, что ель — священное дерево, в ветвях которого обитает добрый «дух лесов» — защитник правды. Зеленея в любое время года, она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. А колючие иглы защищали от ведьм и других злых сил. Позже ель идеально вписалась в христианские традиции, став воплощением вечной жизни.

Традиция ежегодно украшать елку появилась в немецком быту уже в конце Средних веков. Елка участвовала в рождественских мистериях в качестве райского дерева.

Есть также сведения, что в XVI веке рождественский праздник с елкой устроил у себя в доме в саксонском городе Айслебене религиозный реформатор Мартин Лютер. Легенда о нем гласит, что однажды, идя в ночь на Рождество по лесу, он увидел, как на верхушку ели упала звезда.

Несколько столетий назад немцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки — символ плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи — непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили нечистую силу. То есть, все украшения на дереве были съедобными и с удовольствием съедались детьми во время праздника. Ещё на ёлку вешали и свечи.

Украшенную фруктами и пряниками елку аскетичные лютеране не считали излишеством. Много позже съедобные украшения заменили шары и разнообразные фигурки.

К XVIII веку рождественское дерево стало привычным явлением во многих германских землях. Где-то елку подвешивали к потолку макушкой вниз — так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. Где-то маленьких елочек наряжали столько же, сколько было членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.

В Германии же — гораздо позднее, когда к концу XIX века оскудели ее леса, — изобрели первые искусственные елки. Их делали из гусиных перьев, которые красили в зеленый цвет.

Немецкие принцы и принцессы, сочетавшиеся браком с иноземными августейшими особами или сами садившиеся на трон, банкиры, торговцы, учителя и ремесленники принесли рождественскую елку в другие страны Европы.

При британском дворе первую елку нарядили еще в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м — в Праге.

В середине XIX века с рождественской елью познакомились Соединенные Штаты, и обязаны этим американцы, опять же, переселенцам из Германии.

Наши же предки с огромной любовью относились к природе, и для них поначалу было дикостью срубать ель — лесную красавицу для непонятной однодневной забавы. Да и какие могут быть забавы и застолья, когда близился Светлый праздник Рождества, и в эти дни нужно было быть особо духовно и душевно опрятными.

На Руси существовал другой обычай: ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни. И на Новый год в доме благоухала покрытая бело-розовыми и нежными лепестками славянская новогодняя вишня.

В декабре 1699 года Петр I специальным указом ввел в России юлианский календарь и повелел перенести встречу Нового года с 1 сентября на 1 января. В указе содержались предписания, как именно верноподданным следует веселиться. Новый год надлежало праздновать с фейерверками и обильным угощением. Москвичам, жителям тогдашней столицы, рекомендовалось украшать хвойными деревьями и ветвями: елью, сосной, можжевельником. Петру I очень нравилась эта традиция жителей Немецкой слободы. И в Россию обычай рождественской елки пришел именно после указа Петра I. Однако после его смерти новая традиция сохранилась только в питейных заведениях, которые также украшались еловыми ветвями по приказу императора.

Второй и уже окончательный приход ёлки в Россию состоялся почти через 100 лет, в начале XIX века.

Праздничная елка по-настоящему прижилась в России только ближе к середине XIX столетия, хотя уже в начале века была частой гостьей в домах петербургских немцев. Коренному же населению пример подали монархи.

Поначалу елки почти не украшались. На ветвях укрепляли свечи, которые зажигали дважды: в сочельник и на само Рождество. Под деревце, чаще всего небольшое, стоящее на столе, клали подарки для членов семьи.

Ведь ранее существовал обычай развешивать на верхушке дерева подарки для лесных духов, чтобы они стали добрее и перестали нападать на духов плодородия. Возможно, отсюда обычай раскладывать под ёлкой подарки родным и гостям, а на ветках вешать конфеты, шоколадные фигурки, мандарины и грецкие орехи, завёрнутые в фольгу или цветную бумагу.

Первая елка в императорском дворце была поставлена 24 декабря 1817 года, в сочельник, по приказу великой княгини Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I. Александра Федоровна, прусская принцесса и жена будущего императора Николая I, уговорила супруга поставить елку в домашних покоях. На следующий год, в 1818, елку поставили уже в Аничковом дворце. Новшество домашнего обихода высочайших особ постепенно переняла знать.

В 1828 году, будучи уже императрицей, Александра организовала елку для своих детей и племянников. Но до сороковых годов XIX века рождественская елка оставалась дворцовой традицией, и в дворянский быт вошла не сразу.

Впоследствии этот немецкий обычай прижился, стали устраивать и публичные елки.

Павильон Екатерингофского вокзала в Петербурге в 1852 году стал первым общественным зданием, где под Рождество появилась елка. Крупное, почти упирающееся в потолок макушкой дерево, увешанное украшениями из цветной бумаги, положило начало традиции публичных елок, распространившейся на театры, дворянские, офицерские и купеческие клубы и собрания.

Упрочившаяся мода на елки дала толчок фантазии коммерсантов. В конце 1840-х — начале 1850-х годов возле Гостиного двора в Петербурге появились елочные базары. Солидные горожане с ребяческим азартом соревновались, у кого елка больше, гуще, затейливее наряжена. Над украшением не обязательно было ломать голову самому: швейцарские кондитеры продавали елки с готовым декором. Это стоило дорого, хотя и сущие копейки по сравнению с елочным убранством в некоторых богатых домах, где на зеленых ветвях развешивали бриллиантовые колье.

В последних десятилетиях XIX века арсенал украшений пополнился игрушками промышленного производства. Выбор был широк: стеклянные шары, объемные клееные фигурки из картона, съедобные миниатюрные зверюшки из сахара и миндаля, гирлянды, хлопушки и бенгальские огни, «золотой» и «серебряный» дождь.

Православные священники безуспешно, но упорно протестовали против елки как светского и даже «языческого» обычая. Они не могли знать, что пройдет не так уж много времени, и именно рождественскую елку объявят символом «религиозного дурмана».

В 1916 году рождественско-новогодние елки на русской земле оказались в опале. Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что эта традиция позаимствована у немцев, с которыми мы находились в состоянии войны. Поэтому в годы Первой мировой войны традиция осуждалась как иностранная, но никуда не исчезла.

В первые годы советской власти рождественскую елку не трогали, однако в 20-е годы за неё взялись всерьез. После Октябрьского переворота на елку опять ополчились, на этот раз — советская власть объявила ее буржуазным предрассудком, тесно связанным с опальной религией. Так в пылу антирелигиозной пропаганды была выброшена и рождественская ёлка.

Ёлка оставалась запрещенной в Советском Союзе вплоть до 1935 года, когда появилась идея праздновать не Рождество, а Новый год. Ёлку вернули детям только в канун 1936 года в качестве уже новогодней и никак не связанной с Рождеством.

Вифлеемская же звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными ёлками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1936 год от Рождества Христова. Но 1 января стал нерабочим днем только в 1949 году.

А в 1954 году впервые зажглась главная елка страны — Кремлевская, которая сверкает и радует нас каждый Новый год до сегодняшнего дня.

Сейчас изменились новогодние ёлки. Многие люди ставят дома искусственные ёлочки. Одна из причин этого – экологическая, людям жаль ради нескольких праздничных дней вырубать еловые и сосновые леса.

фото из интернета

+2
22:29
234
Нет комментариев. Ваш будет первым!