​Александр Беляев — известный русский и советский писатель-фантаст

Александр Романович Беляев — один из основоположников советской научно-фантастической литературы.

Беляев первый из советских писателей, полностью посвятивший себя этому жанру.

Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 17 романов).

В подростковом возрасте многие не могли оторваться от «Человека-амфибии» и «Головы профессора Доуэля». В ранней юности многие просто зачитывались произведениями Александра Беляева. Все их перечитывали много раз. По его произведениям сняты замечательные фильмы. Но все равно, ни один фильм не производил такого впечатления, как книги фантаста Беляева.

За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном».

В жизни самого писателя было много странного и непонятного. Несмотря на его славу, до сих пор точно не известно, как он умер и где именно похоронен.

Из биографии Александра Беляева:

Александр Беляев родился и вырос в 1884 году в Смоленске, в семье православного священника, но, несмотря на это, семья была как будто проклятой. В ней было ещё двое детей: сестра Нина и брат Василий. Еще в детстве Саша потерял сестру: Нина умерла от саркомы. А с братом Василием, студентом Ветеринарного института, приключилась загадочная и жуткая история. Он утонул, катаясь на лодке.

Как-то Александр и Василий гостили у дяди. Компания молодых родственников решила покататься на лодке. Вася почему-то отказался ехать с ними. Зачем-то Саша захватил с собой кусок глины и прямо в лодке слепил из него человеческую голову. Взглянув на нее, присутствующие ужаснулись: у головы было лицо Василия, только черты его оказались какими-то застывшими, неживыми.

Александр с досадой бросил поделку в воду и тут почувствовал тревогу. Заявив, что с братом что-то случилось, он потребовал развернуть лодку к берегу. Их встретила заплаканная тетя и сообщила, что Василий утонул во время купания. Произошло это, как выяснилось, именно в тот момент, когда Саша бросил глиняный слепок в воду.

С ранних лет Беляева влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией (существовал сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах»). Известно, что он также занимался языком эсперанто.

Мечтал юноша и о полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом и самодельным парашютом, сделанным из простыней, мастерил планёр. Однажды, при очередной попытке взлететь, он упал с крыши сарая и значительно повредил спину. Эта травма повлияла на всю его дальнейшую жизнь — с 35 лет Беляев страдал от постоянной боли в повреждённой спине и даже был парализован.

АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ В ЮНОСТИ

В 16—18 лет Саша изобрёл стереоскопический проекционный фонарь. +Александр Беляев мог бы быть священником. Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1894 году в духовное училище. По окончанию его в 1895 году Александр был переведён в Смоленскую духовную семинарию. В июне 1901 года он окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом.

Вместо этого Саша он увлёкся театром. В юности он играл в спектаклях, мог выступать и драматургом, и режиссёром, и актёром, создавал эскизы костюмов и декораций.

Наперекор отцу он в июне 1902 года поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре отец Саши скончался, семья оказалась стеснена в средствах, и чтобы продолжить обучение, юноша был вынужден подрабатывать — давать уроки, рисовать декорации для театра, играть на скрипке в цирковом оркестре.

После окончания Демидовского лицея Беляев вернулся в Смоленск, получил должность частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура.

Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

Одновременно с этим Беляев занимался журналистикой. Потом он с головой уходит в журналистскую деятельность. Сотрудничает с газетой «Смоленский вестник», в которой через год становится редактором.

Он также играет на фортепьяно и скрипке, работает в Смоленском народном доме, является членом Глинкинского музыкального кружка, Смоленского симфонического общества, Общества любителей изящных искусств. Он побывал в Москве, где пробовался у Станиславского.

Беляеву тридцать лет, он женат и надо как-то определяться в жизни. Беляев всерьез подумывает о переезде в столицу, где ему нетрудно будет устроиться.

Но в конце 1915 года на него внезапно обрушивается болезнь. Для молодого и сильного человека рушиться мир. Врачи долго не могли определить его недуг, а когда выяснили, оказалось что это туберкулез позвоночника. Еще во время давней болезни плевритом в Ярцеве врач, делая пункцию, задел иглой восьмой позвонок. Теперь же это дало такой тяжелый рецидив. К тому же от него уходит жена Верочка, причём, к его коллеге. Она сказала, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. Врачи, друзья, все близкие сочли его обреченным.

Его мать Наталья Фёдоровна оставляет дом и увозит неподвижного сына в Ялту. Шесть лет, с 1916 по 1922 год, Беляев был прикован к постели, из них три долгих года (с 1917 по 1921) он был скован в гипсе. Об этих годах, когда в Крыму одна власть сменяла другую, Беляев, спустя десять лет напишет в рассказе «Среди одичавших коней».

Но сила воли Беляева выдержала, и он во время болезни изучает иностранные языки (французский, немецкий и английский), интересуется медициной, историей, биологией, техникой. Не поддаваясь отчаянию, он много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Двигаться он не мог, но некоторые идеи его будущих романов пришли ему в голову именно тогда, во время недвижимости.

Весной 1919 года от голода умирает его мать, а сын – больной, в гипсе, с высокой температурой – даже не может проводить ее на кладбище.

И только в 1921 году он смог сделать свои первые шаги благодаря не только своей силе воли, но и в результате любви к Маргарите Константиновне Магнушевской, работавшей в городской библиотеке. Чуть позже он, подобно Артуру Доуэлю, предложит ей в зеркале увидеть его невесту, на которой он женится, если получит согласие.

А летом 1922 года Беляеву удается попасть в Гаспру в дом отдыха для ученых и писателей. Там ему сделали целлулоидный корсет, и он смог наконец-то встать с постели. Этот ортопедический корсет стал его постоянным спутником до конца его жизни, т.к. болезнь до самой его кончины то отступала, то опять приковывала его на несколько месяцев к постели.

Как бы то ни было, а Беляев начал работать в уголовном розыске, а затем в Наркомпросе, инспектором по делам несовершеннолетних в детском доме в семи километрах от Ялты. Страна, посредством НЭПа, начала понемногу поднимать свою экономику, а значит и благосостояние страны.

С ЖЕНОЙ МАРГАРИТОЙ

В том же 1922 году перед рождественским постом Александр Беляев обвенчался в церкви с Маргаритой, а 22 мая 1923 года они узаконили свой брак актом гражданского состояния в ЗАГСе. 15 марта 1925 года у них родилась дочь Людмила.

Одно время — между окончанием лежачего периода и началом писательского — Беляев в романтические 1920-е даже поработал инспектором уголовного розыска.

Затем он вернулся в Москву, где устроился по специальности — юрисконсультом. В свободное время Беляев писал стихи, а в 1925 году публикуется его первая повесть. За три года были созданы 4 повести и сборник рассказов.

В июле 1929 года у Беляева родилась вторая дочь – Светлана.

1930 год оказался для писателя очень тяжелым: смерть шестилетней дочери, Людочки от мененгита, стала первым большим горем в семье фантаста. Потом рахитом заболела младшая дочь, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). Пришлось семье переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев в сентябре того же года, к теплу и более сухому климату.

Условия жизни в Киеве оказались лучше, а вот для творчества возникли препятствия — рукописи там принимали только на украинском языке, поэтому приходилось их пересылать в Москву или Ленинград.

В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград: незнание украинского языка сделало жизнь в Киеве невыносимой. Постоянные бытовые неурядицы мешали писать, и все же А. Беляев создает в эти годы пьесу «Алхимики...», роман «Прыжок в ничто».

1937 год коснулся и судьбы Беляева. Его, в отличие от многих его друзей и знакомых, не посадили. Но перестали печатать. Жить стало не на что. Он отправляется в Мурманск и устраивается бухгалтером на рыболовном траулере.

Депрессия и невыносимая боль от корсета на удивление многих дают совершенно обратный результат — он пишет роман «Ариэль». Главный герой ставит опыты с левитацией: юноша становится способным летать. Беляев пишет о себе, точнее, о несбывшихся мечтах своей жизни.

Война застала семью Беляева в Пушкине. От эвакуации Беляев, который незадолго до этого перенес операцию на позвоночнике, отказался, а вскоре город оккупировали немцы. Он угас, устал бороться. При его здоровье и в его возрасте партизанить или добывать на пропитание какими-то другими способами было очень затруднительно, а оставить любимому писателю хотя бы связку гранат наши воины перед своим отходом не додумались. Может быть, он вдобавок не хотел, чтобы из-за него пострадали его жена и дочь. А может, надеялся, что Красная Армия скоро вернётся.

По официальной версии, фантаст умер от голода в январе 1942 года. Тело перенесли в склеп на Казанском кладбище — ждать очереди на захоронение. Очередь должна была подойти только в марте, а в феврале жену и дочь писателя угнали в плен в Польшу.

Там они и дождались освобождения советскими войсками. А потом их отправили в ссылку на Алтай на долгие 11 лет. Когда же они, наконец, смогли вернуться в Пушкин, бывший сосед передал чудом уцелевшие очки Александра Романовича. На дужке Маргарита обнаружила плотно навернутую бумажку. Она осторожно развернула ее. «Не ищи моих следов на этой земле, – писал ее муж. – Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль».

Могильщик обещал семье, что похоронит Александра Беляева одного. Но потом выяснилось, что он не сдержал слово и похоронил писателя в общем рву, поэтому место его захоронения достоверно неизвестно.

Существует легенда, что тело Беляева из склепа вынесли и захоронили. Это сделал фашистский генерал с солдатами. Якобы генерал в детстве зачитывался произведениями Беляева и потому решил с честью предать его тело земле.

Так или иначе, точное место захоронения писателя неизвестно. Впоследствии на Казанском кладбище в Пушкине была установлена памятная стела. Но могилы Беляева под ней нет.

О творчестве писателя-фантаста Александра Беляева:

Советский писатель-фантаст Александр Романович Беляев творил занимательно и читается без скуки.

Беляев считается незаметным героем и простым мастером сюжета. Беляев — мастер сюжета, но не мастер стиля. Но для массового читателя стилистическая простота Беляева не имеет значения.

Впрочем, можно отметить и стилистические достоинства Беляева: компактность, отсутствие изнурительных описаний природы и чувств. На эпопеи этот автор не замахивался, и его популярные повести по размеру не выходят за пределы 200 страниц. Такой их мелкий размер, между прочим, облегчает выходы из книжных запоев: на конце повести останавливаться много легче, чем на конце главы.

Писательствовать он взялся в возрасте уже под сорок. Правда, до этого было несколько лет журналистской практики, а ещё он что-то сочинял для любительского театра. К писательству он прибег отчасти наверняка потому, что иная работа была для него к тому времени слишком трудной физически.

Между 1906 и 1914 годами Беляев успел немного постранствовать по прекрасной предвоенной Европе на деньги, полученные от адвокатской практики. Не замеченный широкой общественностью, молодой человек расширял свои горизонты за собственный же счёт, в меру скромных возможностей. Беляев побывал во Франции, Италии и, наверное, Германии и Австро-Венгрии (хотя бы проездом).

Действия романов Беляева нередко происходят в этой самой Европе, которую он, получается, немного знал и, надо думать, любил. Правда, выбор «западного» антуража можно частично объяснить и тем, что в сталинские времена в него было легче помещать особо отрицательные персонажи, без которых не лепился напряжённый сюжет.

В 1914 году Беляев оставил юридическую практику и перешел на работу в газету 'Смоленский вестник', с 1915 года он стал редактором газеты."

Период с 1916 по 1921 он наблюдал с кровати, будучи действительно тяжело больным человеком, так что неучастие в революции и Белом движении надо ему простить. Можно представить, как было ему неудобно рядом с коллегами, которых «водила молодость в сабельный поход»: Гайдаром, Шолоховым, Фадеевым и другими.

Сочинять фантастические романы Беляев начал в период болезни, а также после встречи со своей будущей женой Маргаритой Магнушевской.

Когда он вернулся в Москву, где устроился по специальности — юрисконсультом, в свободное время Беляев писал стихи.

В 1920-х годах Александр Беляев публиковал свои произведения в удивительной газете «Гудок» — органе Наркомата путей сообщения и ЦК профсоюза железнодорожников. На 4-й полосе этой газеты печатались И. А. Ильф, Е. П. Петров, М. А. Булгаков, В. П. Катаев, Ю. К. Олеша, Л. И. Славин, М. М. Зощенко и другие, так что газета была очень даже не простая.

В 1925 году в газете «Гудок» стала с продолжением публиковаться его первая повесть «Голова профессора Доуэля».

За три года были созданы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», сборник рассказов.

Можно сравнить медленное восхождение Беляева из народных глубин со стремительным взлётом, скажем, графа Алексея Толстого.

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений.

В 1937 году Беляева перестали печатать. Чтобы не попадаться на глаза кому не надо, он отправился в Мурманск и якобы устроился там работать бухгалтером на рыболовном траулере.

Александр Беляев прекрасно называл свои произведения: броско, притягивающе, но по существу. Этому можно у него поучиться: «Голова профессора Доуэля» «Последний человек из Атлантиды» «Властелин мира» «Остров погибших кораблей» «Человек-амфибия» «Борьба в эфире» «Вечный хлеб» «Продавец воздуха» «Человек, потерявший лицо» «Прыжок в ничто» и другие.

Беляев написал всего более 70 научно-фантастических произведений, из них 22 крупных (романы и повести), в том числе 17 романов, 36 рассказов и других произведений. Всё идеологически правильное, в советской струе, без рискованных заходов в сложные моральные ситуации.

Сегодня книги Беляева заслуживают внимания ещё и как памятник великой меж военной эпохи: отражение энтузиазма тогдашних строителей советской цивилизации, пусть и не всех.

По политическим или каким-то ещё мотивам он не преследовался, но гонорары получал небольшие (фантастам тогда платили значительно меньше, чем «нормальным» писателям). Он был настолько не фигурист, что при отступлении в 1941-м наши даже не озаботились эвакуацией его из города Пушкина в Ленинград. Небось Алексея Толстого или Михаила Шолохова не оставили бы на территории, отходящей к врагу, даже если бы те упирались изо всех сил под предлогом намерения влиться в коммунистическое подполье.

Забавно то, что литературный пасынок Беляев сегодня популярнее большинства своих мастистых современников — лауреатов премий, обитателей Переделкина. И если меряться, экранизациями, то и здесь он в русскоязычной части мира — среди первых, а может, и первый. Мастер сюжета всё-таки! Против крепкого сюжета не попрёшь ни с какой философией, ни с какой лирикой.

Беляев существенно положителен: его можно давать читать детям без опасения, что они из-за этого вырастут подлецами, снобами, стяжателями, изменниками Родины.

Можно ли считать Александра Беляева ВЕЛИКИМ писателем, несмотря на слабости его стиля и отсутствие у него эпопей? Ведь величие бывает разное. Если Беляева русскоязычные люди читали по собственной инициативе больше, чем Льва Толстого, и от этого отнюдь не портились, а скорее даже улучшались, то Беляев попадает в разряд великих как бы автоматически — вместе со всеми своими недостатками. Быть великим можно по-толстовски, а можно и по-беляевски.

Предсказания советского писателя-фантаста Александра Беляева:

Александра Беляева называли «русским Жюль-Верном» за умение предугадывать многие события. В своих книгах писатель предсказал не только изобретение акваланга, орбитальную станцию, но и собственную кончину.

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений. Часть из них связана с освоением моря: подводные поселения и фермы, подводная съёмка и телевидение, ранцы-буксировщики для пловцов.

Другая — с освоением космоса: пилотируемые космические полёты, выход в открытый космос, полёт на Луну и орбитальные станции.

Также предсказаны достижения в биологии и медицине: создание новых органов человека, сохранение жизнедеятельности изолированных органов, трансплантология, операции на хрусталике, пластическая хирургия, управление настроениями и действиями живого организма, регулирование роста через воздействие на эндокринную систему, препараты, снимающие утомление и стимулирующие умственную деятельность, замораживание как способ временно приостановить биологическое функционирование.

Кроме того: радиолокатор, интроскоп/интравизор, беспилотные летательные аппараты; микробиологическое производство, искусственная шаровая молния и другие.

Когда Александр Беляев наперекор воли своих родителей выбрал себе профессию адвоката, его защиты пришла искать женщина, которая назвала себя ясновидящей. «Я предупредила двух женщин о возможной скорой кончине их мужей», — рассказала она. «Теперь безутешные вдовы обвиняют меня в их преднамеренной смерти». Александр только усмехнулся: «Предскажите тогда и мне». «Ваша жизнь будет тяжелой, но очень яркой. А еще вы сами сможете заглядывать в будущее» — так она ответила писателю. После этого Александр согласился взять дело женщины, на суде ее оправдали.

Но предсказанное не заставило себя ждать. Беляев не был пророком, но умел замечать, до каких идей доросло современное общество, на грани каких новых открытий и достижений оно находится.

1.Одним из первых его романов-предсказаний стал знаменитый «Человек-амфибия», где писатель предвидел изобретение искусственного легкого и акваланга с открытой системой дыхания на сжатом воздухе, изобретенного в 1943 году Жаком-Ивом Кусто.

Кстати, сам роман был во многом биографичен. В детстве Александр увидел сон, в котором он вместе со своим братом Василием ползет по длинному темному туннелю. Где-то впереди брезжил свет, но брат уже не мог двигаться дальше. Превозмогая себя, Александр смог выбраться, но уже без Василия. Вскоре его брат утонул, катаясь на лодке. В романе Беляев описывает, как Ихтиандр, выбираясь на бескрайние просторы океана, должен был проплыть через тоннель. Он плыл по нему, «преодолевая холодное встречное течение. Отталкивается от дна, всплывает наверх…Конец тоннеля близок. Теперь Ихтиандр вновь может предоставить себя течению, — оно вынесет его далеко в открытый океан»

2.Когда Александр Беляев был вынужден вследствие плохого здоровья отправиться на лечение в Крым, в поезде ему повстречались люди, которые пострадали в результате технологической аварии на предприятии Кузбасса. Так рождается идея «Продавца воздуха».

В своем произведении Беляев предупреждает о надвигающейся экологической катастрофе, где окружающая среда будет настолько загрязнена газами и промышленными выбросами, что чистый воздух превратится в товар, который будет доступен далеко не всем.

Не стоит ли напоминать, что сегодня из-за плохой экологии по миру гуляет постоянная опасность онкологии, а продолжительность жизни в крупных городах стремительно сокращается. В этих условиях государства даже вынуждены идти на международные соглашения, примером которых является Киотский протокол по ограничению выброса углекислого газа в атмосферу.

3.Роман «Звезда КЭЦ» был написан в 1936 году под влиянием переписки писателя с Константином Эдуардовичем Циолковским. Собственно говоря, КЭЦ — это и есть инициалы советского ученого. Весь роман построен на идеях Циолковского: возможности запуска орбитальной станции, выхода людей в открытый космос, путешествий на Луну.

После выхода книги, которую опубликовал журнал «Вокруг света», Циолковский написал на нее восторженный отзыв. Два мечтателя намного обогнали свое время — первая реальная орбитальная станция «Салют» появилась в космосе лишь в 1973 году.

4.В книге «Властелин мира» (1926 год) Беляев «изобрел» аппарат для передачи мыслей на расстоянии по принципу радиоволн, который позволял внушать постороннему человеку мысль на расстоянии — по своей сути, психотропное оружие. Кроме того, в своей книге он предсказал появление беспилотных самолетов, первые удачные испытания которых прошли в Великобритании только в 1930-х.

5.В своем романе «Человек, потерявший лицо» (1929 год) автор представляет читателю на суд проблему изменения человеческого тела и связанные с этим последующие проблемы. Собственно говоря, роман предрекает современные успехи пластической хирургии, и неизменно следующие за этим этические проблемы.

Согласно сюжету, губернатор штата превращается в чернокожего и в результате испытывает на себе все особенности расовой дискриминации. Чем-то напоминает судьбу короля поп-музыки Майкла Джексона, который сменил цвет кожи, спасаясь от предубеждений к чернокожим людям.

6.Потом у него зарождается сюжет романа «Остров погибших кораблей». В своем новом произведении Беляев стал первым, кто отметил загадочность знаменитого ныне Бермудского треугольника, об аномальности которого впервые публично заявило агентство «Associated Press», назвав этот район «морем дьявола». Допустим, где-то, например, в районе Бермудских островов, существует некая особая зона. Находящееся по соседству Саргассово море с его множеством водорослей всегда затрудняло местное мореплавание, в его водах вполне могли скапливаться суда, оставленные здесь после кораблекрушений.

7.И вот наступает 1940 год. В стране у многих мрачные предчувствия — грядет страшная война. У Беляева особые ощущения — старые болезни дают о себе знать, писатель предчувствует — эту войну он не переживет.

Он вспоминает о детской мечте, пишет роман об Ариэле — человеке, умевшем летать. Он и сам бы хотел взлететь над суетой повседневности. Роман «Ариэль», подобно «Человеку-амфибии» биографичен. Это произведение — предсказание собственной смерти. Он хотел улететь из этого мира подобно Ариэлю. Так и получилось. Писатель умер в 1942 году от голода в оккупированном Пушкине.

Дочь писателя, Светлана Беляева, об отце:

1) Светлана Беляева, об отце в бытность его адвокатом:

«Однажды его пригласили защитником по делу об убийстве. Процесс был почти копией знаменитого дела Бейлиса: еврея обвиняли в ритуальном убийстве русского ребенка с целью приготовления мацы на его крови. Отец решил построить защиту на цитировании текстов из Торы и Талмуда, по которым суд должен был понять, что никаких подобных указаний там просто нет. Для этого он нашел человека, знающего древнееврейский язык. Потрудиться пришлось немало, они вместе сделали дословный перевод нужных отрывков, которые зачитывались на заседании суда. Доказательства были столь убедительны, что обвиняемого оправдали и освободили в зале суда. Процесс наделал много шума, в газетах писали статьи о блестящей защите, а на улице с отцом постоянно раскланивались.»

2) Из интервью Светланы Беляевой (Иван Жуков «Тайна смерти фантаста Беляева „):

— Светлана Александровна, а почему вашу семью не эвакуировали из Пушкина до того, как в город вошли немцы? — У отца много лет был туберкулез позвоночника. Самостоятельно передвигаться он мог только в специальном корсете. Он был настолько слаб, что об отъезде не могло быть и речи. В городе была специальная комиссия, которая в то время занималась эвакуацией детей. Предлагали вывезти и меня, но и от этого предложения родители отказались. В 1940 году у меня начался туберкулез коленного сустава, и войну я встретила в гипсе. Мама часто повторяла тогда: 'Умирать — так вместе!'

. — По поводу смерти вашего отца до сих существует довольно много версий.

— Папа умер от голода. В нашей семье не было принято делать какие-то запасы на зиму. Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты. А когда и эти припасы кончились, бабушке пришлось идти работать к немцам. Каждый день ей давали котелок супа и немного картофельной шелухи, из которой мы пекли лепешки. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу этого оказалось недостаточно.

— Некоторые исследователи полагают, что Александр Романович просто не вынес ужасов фашистской оккупации.

— Не знаю, как все это переживал отец, но мне было очень страшно. Казнить без суда и следствия в то время могли любого. Просто за нарушение комендантского часа или по обвинению в краже. Больше всего мы волновались за маму. Она часто ходила на нашу старую квартиру, чтобы забрать оттуда какие-нибудь вещи. Ее могли бы запросто повесить, как квартирную воровку. Виселица стояла прямо под нашими окнами.

— А правда, что немцы не дали вам с матерью даже похоронить Александра Романовича? — Папа умер 6 января 1942 года. Мама пошла в городскую управу, и там выяснилось, что в городе осталась всего одна лошадь, и нужно ждать очереди. Гроб с телом отца поставили в пустой квартире по соседству. Многих людей в то время просто засыпали землей в общих рвах, за отдельную же могилу нужно было платить. Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Гроб с телом положили в склеп на Казанском кладбище и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас.

3) Из статьи “Светлана Беляева»:

Мама научила папу заново ходить'" «Много-много лет мы жили в общежитиях, по 8 — 12 человек в комнате. Я вела дневники с войны, они сохранились. В них есть запись: 'Невозможно побыть наедине с собой'.»

«Отец не был хозяином в доме, я ни разу в жизни не видела, чтобы он хоть один гвоздь забил.»

«Отец очень любил переезжать. Бывало, живет в одной квартире, вдруг услышал — сдается другая, хорошая, — раз, и Александр Романович переехал.» «Мама с бабушкой чуть не плакали. А ему как-то было все равно. Я подсчитала, что до папиной смерти в 1942 году я переезжала пять раз.»

«Про маму Светлана Александровна вспоминает очень тепло: — Они с папой познакомились в Ялте. Он приехал туда уже больной туберкулезом. У него отнялись ноги. А когда гипс сняли и ему сделали корсет, мама учила его заново ходить. Мама вообще героическая женщина была. Еще до замужества она знала, что у папы туберкулез. И после дежурила рядом с его кроватью во время обострений, когда его опять и опять клали в гипс.» «Но он никогда не капризничал. Принимал болезнь как данность, хотя и был по натуре очень живым и подвижным. Когда писал в гипсе, ставил себе на грудь фанерку. Или же диктовал роман маме, которая сидела за пишущей машинкой. Черновиков не делал, просто лежал и говорил уверенным голосом, как по писаному. Так он наговорил свой последний роман „Ариэль“.

По словам дочери, Беляев до самой оккупации не верил, что немцы придут в Пушкин. А умер по совершенно объяснимой причине — от голода. А не от мистической вражеской руки. И не потому, что замыслил таинственный роман о Янтарной комнате.

— Это же абсурд, — утверждает дочь писателя. — В оккупации никто ни к кому не ходил, кто мог знать-то? Весь наш дом был пустой, одни мы оставались. Немцы, те, что пришли в Пушкин, русских классиков — Пушкина, Гоголя — не читали, не говоря уже о писателе-фантасте Беляеве, который и на немецкий в то время не переводился.»

" — Кто его последний видел и слышал? — Мама. Она говорила, что отец бредил о музыке, нотах. А незадолго до смерти он сказал: 'Не надо пышных похорон. Я — журналист, так что вы меня просто заверните в газету и похороните'.

20 интересных фактов о писателе Александре Беляеве:

1. Беляев увлекался театром. В юности он играл в спектаклях, мог выступать и драматургом, и режиссёром, и актёром, создавал эскизы костюмов и декораций.

2.Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям.

3.Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А. Беляеву удалось заменить заболевшего артиста — сыграть вместо того в нескольких спектаклях. Успех был полным, К. Станиславский даже предложил А. Беляеву остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался.

4.Мечтал Саша Беляев и о полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов, поднялся в воздух на маленьком аэроплане.

5. С ранних лет Беляева влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами.

6.Известно, что он также занимался языком эсперанто.

7.Еще одним увлечением будущего фантаста были съемки так называемых «ужасов» (разумеется, инсценированных). Один из снимков в этом «жанре» назывался: «Человеческая голова на блюде в синих тонах».

8. У него погибли сестра и брат. Юный Саша Беляев тоже всё норовил умереть: следствием одной из его шалостей стала травма глаза с последующим ухудшением зрения.

9. Беляев о себе самом: «Если бы вы знали, в каких кошмарных условиях мне приходилось лежать, особенно в прошлую зиму! — пишет он в 1922 году другу детства В. В. Былинской. — Несколько составов больных общей палаты умерло на моих глазах. А весной умерла от голода и мать. Летом мне удалось попасть в Гаспру, в дом отдыха для ученых и писателей. Там мне одели хороший целлулоидный корсет, я встал и уже служу: Представьте, мне пришлось поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я — младший милиционер. Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву, и 'приватный' юрисконсульт. Несмотря на все это, приходится голодать.»

10. На фотоснимках Беляев смотрится не романтично: не адекватно своим произведениям. С Жюлем Верном он в этом не ровня. Это было отнюдь не мелкое упущение: для вящего успеха в потомстве всё-таки требуется ОБРАЗ.

11.Ещё для могучести образа не помешали бы дальние поездки и изобретательские или исследовательские успехи (в этих аспектах хорошо смотрится другой титан советской фантастики — Иван Ефремов). Но для поездок не было у писателя Беляева наверняка уже ни здоровья, ни денег.

12.Одна из версий смерти писателя связана с легендарной Янтарной комнатой. По словам публициста Федора Морозова, последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме. Никто не знает, что он собирался написать о знаменитой мозаике. Известно только, что Беляев еще до войны многим рассказывал о своем новом романе и даже цитировал знакомым некоторые отрывки.

13.С приходом в Пушкин немцев активно заинтересовались Янтарной комнатой и спецы гестапо. Они, кстати, так и не смогли до конца поверить, что им в руки попала подлинная мозаика. А потому активно искали людей, которые располагали бы информацией по этому поводу.

14. Не случайно два офицера гестапо ходили и к Александру Романовичу, пытаясь выведать, что ему известно об этой истории. Рассказал ли писатель им что-нибудь, или нет, не известно. Во всяком случае, никаких документов в архивах гестапо пока обнаружить не удалось.

15.А вот ответ на вопрос, могли ли Беляева убить из-за его интереса к Янтарной комнате, кажется не таким уж сложным. Достаточно вспомнить, какая участь постигла многих исследователей, которые пытались отыскать чудесную мозаику. Может, он поплатился за то, что знал слишком много?

16.Может, Беляев погиб от пыток? Говорят также, что труп фантаста оказался обугленным. Смерть его также загадочна, как и его произведения.

17.Александр Беляев в течение всей своей творческой жизни боролся с огромными проблемами собственного физического состояния. Это были его личные проблемы: общество на них чихало. Зато оно охотно пожинало литературные плоды успехов Беляева и даже толком за них не платило (научная фантастика в меж военном СССР считалась второсортной литературой и оплачивалась мало).

18. Беляев — Геракл духа, тихо совершавший дома свои подвиги национального масштаба и тихо умерший, когда уже не осталось сил. За свои литературные труды он не получил ни одной награды.

19.В целом о Беляеве известно маловато. Книга «Александр Беляев в воспоминаниях современников» на свет не появилась.

20. Возможно, он был малообщительным домоседом и воздерживался от потребления алкогольных напитков в компании соратников по перу. Также можно допустить, что он воспринимался тогдашними литературными «зубра ми» как третьеразрядный автор.

фото из интернета



+1
00:59
5725
Нет комментариев. Ваш будет первым!