Елена Блаватская - известная писательница, публицист, философ и эзотерик 19 века

Она являлась основательницей Теософского общества, спиритуалистом, оккультной путешественницей.

Блаватская часто путешествовала по различным странам мира, изучая религиозные течения, эзотерические знания и культуру других народов.

Нестандартные личности всегда привлекают к себе массу внимания.

Елена Блаватская до сих пор служит предметом многочисленных споров и обсуждений — её публикации, замешанные на философии, эзотерике и религии, поделили тех, кто читал её произведения, на сторонников и противников. Одни считают ее величайшей пророчицей, а другие называют ее не иначе, как шарлатанкой.

Елена Блаватская путешествовала по миру на протяжении 25 лет своей жизни. За эти годы она успела побывать в различных государствах Европы, Азии, Африки, Северной, Южной и Центральной Америки.

Всю свою жизнь Блаватская стремилась раскрыть тайны природы и религиозных учений, утверждая, что это поможет человечеству обрести истину. +Она является одной из самых загадочных личностей, оставивших после себя большое творческое наследие.

Блаватская стала одним из деятелей культуры и просвещения, которые оказали заметное влияние на изучение эзотерики и философии во всем мире.

Знания, собранные во время путешествий, стали богатым наследием, которое ценят и сейчас.

ИЗ БИОГРАФИИ ЕЛЕНЫ БЛАВАТСКОЙ:

Биография Елены Блаватской (1831-1891) неординарная и интересная. предпочитала вести яркую и насыщенную событиями жизнь

Известно, что Елена Блаватская известно имеет интересную родословную и аристократическое происхождение.

Она относилась к дворянскому сословию. Одним из предков Блаватской был С. Г. Долгоруков, являющийся братом одного из членов Тайного Совета государя Петра II.

Прадед её служил вместе с Кутузовым, бабушка была княжной, сделавшей большой вклад в изучение археологических и ботанических наук.

По отцу Елена относилась к старинной династии Ган, происходящей из Германии. Среди предков Елены Ган присутствовали крестоносцы и представители Каролингского рода.

Елена Ган появилась на свет 12 августа 1831 года, местом её рождения был украинский город Днепропетровск, в те времена называвшийся Екатеринославом.

Мать Елены являлась известной в то время писательницей-романисткой, а Ган Петр Алексеевич, ее отец — служил в конной артбатарее офицером.

Отцовская служба вынуждала семью часто переезжать.

Когда их дочери исполнился год, семья переехала в Романово — село, входящее в Днепродзержинск Днепропетровской области.

В 1835 году семья перебралась в Одессу, приблизительно в этот период у Елены появилась сестра по имени Вера, ставшая впоследствии популярной писательницей.

Из-за службы Петра Алексеевича семья сменила не один город — это Тула, Курск, Санкт-Петербург, Астрахань, Полтава и Одесса.

В 1840 году семья снова переезжает, теперь в Саратов, где деда Елены Ган назначили губернатором. После этого переезда у Елены появился брат Леонид.

В 1941 году семья вернулась на Украину, после чего, в 1842 году мать Елены Петровны скоропостижно скончалась от чахотки. Она умерла в молодом возрасте, на момент смерти писательнице было всего 28 лет.

После ее смерти матери Елену взяли к себе дедушка и бабушка по матери, проживавшие в Саратове.

ДОМ-МУЗЕЙ ЕЛЕНЫ БЛАВАТСКОЙ В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ

Дом Фадеевых — такой была девичья фамилия матери Елены — посещали представители интеллигенции. Известные историки и писатели часто гостили у них.

Елена Петровна имела хорошее образование, полученное дома. Обучением ребенка занимались три репетитора и непосредственно ее бабушка.

Библиотека, собранная еще прадедом, стала любимым местом растущей девушки. В ней было много оккультных книг, которыми уже в детском возрасте серьезно увлекалась Елена Ган. Среди этих книг были и старинные трактаты средневековых магов и алхимиков.

Жена губернатора Тифлиса в мемуарах упоминала, что князь Голицын часто гостил у Фадеевых, и его заинтересовала Елена Ган своими необычными увлечениями.

Слухи именовали Голицына магом, предсказателем и масоном. Имени князя мемуары не называют. Считается, что именно под его влиянием Ган впервые попыталась наладить контакт с мудрецами Востока — таинственными учителями-махатмами.

Скорее всего, речь идет о Владимире Сергеевиче Голицыне, по воспоминаниям бабушки Елены, которые дошли до наших дней в письменной форме. Его сыновья Сергей и Александр часто гостили у Фадеевых вместе с отцом.

В 1844 году Елена поехала в Париж для обучения музыке, а после в Лондон — с этой же целью. Ее интересовали и искусства, и науки. Будущая оккультная путешественница росла на редкость разносторонним человеком.

В 1849 году Елену Ган без ее согласия помолвили с вице-губернатором Н. В. Блаватским, который был значительно старше, чем она. Помолвка произошла зимой, а летом состоялась свадебная церемония.

После трех месяцев супружеской жизни Елена Ган, ставшая Блаватской, сбежала от мужа. Сначала она вернулась к родственникам, которые, скорее всего, не поняли намерений свободолюбивой внучки, а затем уплыла на паруснике в Константинополь.

Современные данные о странствиях Елены Петровны, маршрутах и других событиях, происходивших с ней, основаны исключительно на воспоминаниях путешественницы, встречающихся в книгах Елены Блаватской.

Биографические исследования путешествий затруднены еще и тем, что она не вела никаких дневников. Точная датировка их также вызывает затруднения. Известно только то, что описанные странствия начались в 1850 году и продлились около 25 лет.

В Константинополе Блаватская изучала византийскую культуру и работала цирковой наездницей, но перелом руки поставил крест на цирковой карьере, после чего путешественница поехала в Лондон.

В Британии Блаватская участвовала в драматических представлениях. После прочтения трактата про культ Изиды, желая прикоснуться к древним знаниям, она поехала в Египет. Эта часть странствий отражена в одной из книг Блаватской, называющейся «Разоблаченная Изида».

Елена странствовала по Ближнему Востоку, собирая в свою коллекцию эзотерические знания живущих там народов. Затем вместе с отцом Елена отправилась путешествовать по Европе.

Она успевала не только изучать древние традиции и легенды, но и брать уроки игры на фортепиано. Они пошли на пользу, Елена Петровна несколько раз давала концерты в странах Европы. Из Европы Блаватская направилась в Грецию, Азию и Индию, где изучала местную культуру и мифологию. После этого она несколько раз попыталась попасть в Тибет на поиски оккультных знаний, но попытки были неудачными.

Однако после встречи с учителем Елена Петровна все же нашла способ отправиться в Тибет. Там она пробыла 7 лет, постигая тайны оккультных знаний.

После Тибета Елена Петровна вернулась в Россию. В это время она занималась спиритизмом, распространив это увлечение среди представителей знати и интеллигенции. Именно Блаватская ввела эту моду в петербуржских салонах. +Сложно сказать, когда она освоила методики вызова мертвых. По одной версии исследователей, спиритизму её обучал наставник из Тибета, по другой — этому Елена научилась во время путешествий по Европе.

Вместе с семьей она перебралась в село Ругодево и прожила там около года. После сильной болезни, перенесенной Блаватской в этом селе, она решила посетить дедушку и бабушку на Кавказе.

Около трех лет она изучала местные горы — искала места силы, анализировала легенды и местный фольклор, связанный с ними.

После Кавказа была серия очередных поездок. Елена была в Египте, на Балканах, в Индии, Сирии, Италии. +Сложно найти страну на карте, в которой бы не побывала Блаватская. Пребывая в Ментане, она даже успела повоевать, приняв сторону гарибальдийцев. Там путешественница получила серьезные ранения.

Все путешествия, которые состоялись после встречи с учителем, происходили после получения писем от него. Он давал задания своей ученице, которые требовали поездок. Но о том, что именно входило в ее обязанности, ничего не известно.

Поправив здоровье, она опять уходит в странствия по Тибету. На этот раз Тибет задерживает ее у себя на 10 лет. Она побывала в Лхасе, Шигадзе и Ташилунпо, а также посетила Каракорумские горы в Куэнлуне.

По трудам биографов, Блаватская тогда проживала в доме Махатмы Мориа. Именно он предоставил ей шанс попасть в монастыри, где не побывал ни один европеец.

Дом учителя она описывала как стоящее в горах Каракорум огромное деревянное сооружение, построенное в китайском архитектурном стиле. Дом стоял между горой и озером и напоминал пагоду.

По словам самой Блаватской, в Тибете она занялась изучением текстов, вошедших в «Голос безмолвия» и прочувствовала на себе таинство посвящения.

В Лондоне, после продолжительного гриппа, Елена Блаватская скончалась 8 мая 1891 года.

Ее останки кремировали и разделили на три части, разместив их в трех штабах Теософского общества.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЕЛЕНЫ БЛАВАТСКОЙ:

Елена Блаватская оставила большое творческое наследие.

В 70-х годах она начала свою проповедническую деятельность с Египта, но через пару лет остановилась в Одессе, открыв магазин с искусственными цветами, чернильную фабрику и лавку при ней.

Некоторое время Елена странствует по европейским странам в поисках единомышленников, а в 1873 году Блаватская переезжает в США, где знакомится с местными исследователями оккультизма. Среди них был и ее фиктивный супруг, полковник Олкотт, создавший вместе с ней Теософское общество, функционирующее и по сей день.

Целями Теософского общества были:

1.Создание всемирного братства без внимания к расам, цветам кожи, полу, социальному положению и вероисповеданию людей.

2.Изучение писаний всех народов и наук.

3. Отстаивание важности значения азиатских источников.

4.Исследование скрытых тайн природы и человека.

Теософию Блаватской современники называли попыткой объединить все мировые религии в одну, раскрытие их скрытой сути, а также объединения с известными человеку науками и познание божественной мудрости.

Блаватская стремилась к очищению душ человечества, изучением людьми мудрости Махатм. Она называла себя проводником Высших Сил и ученицей Махатм.

Девиз созданного ей общества звучал так: Нет религии выше истины. Газета «Теософ», выпускаемая Теософским обществом, имела своим главным редактором Блаватскую в течение десятилетия.

Изначальное общество Блаватской было посвящено спиритизму. Оно было основано в египетской столице и просуществовало совсем недолго, поскольку оказалось в самом эпицентре финансового скандала.

Общество занималось исследованием парапсихических явлений. К тому же спиритические сеансы едва не стали причиной нападения на медиума человеком, который попал под власть некого духа.

В письмах основательница общества обвиняет его членов в краже денег, принадлежавших ему и в подделке паранормальных явлений, показываемых обществу.

В 1875 году Елена заключает фиктивный брак с американцем из числа своих сподвижников — Генри Олкоттом и получает американское гражданство. Сложно сказать, развелась ли она с первым супругом. Об этом человеке Елена ничего не писала в своих дневниках.

После заключения брака около 10 лет она путешествует с Олкоттом по Индостану. В процессе этого путешествия они работают над своими книгами и изучают культуру и религию.

Во время поездки в Цейлон Елена стала буддисткой, приняв обет от тибетского монаха.

В 1884 году основательницу общества обвинили в шарлатанстве, после заявления о наличии у нее паранормальных способностей.

Один из журналов Блаватской имел название «Люцифер», часто обсуждаемое в обществе, Блаватская же объясняла это переводом имени как «Носитель света». Она говорила, что именно в переводе названия скрывается суть журнала. После такого объяснения названия журнала членами Теософского общества стало несколько представителей духовенства.

Во время жизни в Индии, в 1885 году здоровье оккультной путешественницы серьезно ухудшилось. После затяжной болезни она находилась в Бельгии, Германии, а затем в Лондоне, где особенно активно работала над своими книгами.

Елена Блаватская скончалась 8 мая 1891 года. Прах Блаватской разделен на три части и хранится в основных штаб-квартирах общества — в Адьяре, Лондоне и Нью-Йорке. Два последних центра движения Блаватской были созданы незадолго до ее смерти.

Елену Ивановну Рерих и Блаватскую многое связывало. Вот как говорила Елена Рерих о ней после того, как узнала о смерти Блаватской: «…Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость, Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!»

Елену Ивановну Рерих очень интересовали труды Блаватской. Она занималась их изучением, а также переводом. Так, некоторые письма Махатм, изложенные Еленой Петровной, а также «Тайная доктрина» были переведены именно Еленой Рерих в 30-х годах 20-го века. Некоторые части трудов Блаватской были написаны на древних языках, но Рерих справилась с их переводом всего за два года.

Семья Рерих сблизилась с Теософским обществом Блаватской в 1920 году, после смерти последней. Они посещали лондонское отделение общества после получения пригласительного письма от его лидеров. Все члены семьи Рерих имели удостоверения о членстве в Теософском обществе.

В 1851 году, прямо в день рождения, Блаватская встретила индуса-раджпутру, ранее виденного во снах. Именно таким образом учитель Блаватской являлся ей, но только один раз Елене Петровне удалось увидеть его воочию.

Встреча случилась в лондонском Гайд-парке, после нескольких неудачных попыток попасть в Тибет и странствий по Индии. Между учителем и путешественницей произошел диалог, в итоге которого стало ясно, что три года Елена должна пробыть в Тибете, занимаясь подготовкой к исполнению важной цели.

Махатма Мориа был заинтересован в помощи Блаватской. Со слов Елены Петровны, он просил ее участия в его собственной работе. Путешествие в Тибет заняло семь лет вместо трех. Существует портрет учителя Блаватской, кисти Елены Рерих. Возможно, она переняла учение о Махатмах у Блаватской. По мнению эзотерического писателя Кеннета Джонсона, на представления путешественницы о Махатма Мориа оказало влияние франкмасонство. Об этом учителе упоминала и Елена Рерих в собственных трудах. После каждого разговора с учителем во сне или письма от него Елена Петровна спешила в новое путешествие. В письмах Блаватская отмечает, что каждый месяц она получала деньги, не зная, кто их отправлял. Она следовала маршруту, выполняя задания Махатмы Мориа. Письма учителя Елена получала неоднократно, но встреч с ним больше не имела. Критики отмечают, что деньги приходить ей могли и от родственников, не безразличных к ее судьбе.

В цитатах Елены Блаватской и современный человек сможет найти мудрость, которая была присуща этой великой женщине.

Многие из них сохранились в ее трудах, и дошли до наших дней.

Слова Елены Петровны часто записывались ее последователями и близкими друзьями, что позволило сохранить их для потомков.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕЛЕНЫ БЛАВАТСКОЙ:

*В детстве Елена Блаватская утверждала, что слышит странные звуки и видит призраков.

*В юности она проводила много времени в библиотеке своей бабушки. Особенно её интересовали книги, связанные с оккультными науками.

*Ещё в юном возрасте она освоила пять языков.

* Семнадцать лет Елена Блаватская провела в Тибете, всего побывав в этом краю дважды.

*Философы и буддологи считают, что Блаватскую действительно посвятили в самые сокровенные тайны восточных учений.

*По возвращению из Тибета в Россию Елена Петровна привнесла в светское общество моду на проведение спиритических сеансов.

*На момент смерти Елены Блаватской в «Теософском обществе» состояло более 60 тысяч человек, придерживающихся самых разных религиозных взглядов.

*И по сей день последователи Елены Блаватской отмечают её день смерти и называют его днем белого лотоса.

*На протяжении года она работала в одном из цирков в Турции.

*Первой опубликованной книгой Елены Блаватской была «Разоблачённая Исида», разгромленная американскими критиками.

*В 1885 году индийские власти обвинили женщину в мошенничестве. Тем не менее, спустя десятки лет в Индии была выпущена марка в честь столетия со дня образования «Теософского общества».

*После года в Константинополе Блаватская перебралась в Великбританию, где некоторое время работала в одном из лондонских театров.

*Находясь в Америке, Блаватская образовала «Теософское общество», которое занималось поиском истины. Позднее оно было перенесено в Индию.

*Елена Блаватская стала первой россиянкой, получившей американское гражданство.

*Лидер Индии, Махатма Ганди, публично заявлял о том, что труды Блаватской оказали на него большое влияние.

СКУЛЬПТУРА Е. П. БЛАВАТСКОЙ

фото из интернета

+1
00:22
577
Нет комментариев. Ваш будет первым!