​Григорий Чухрай - известный советский кинорежиссер и сценарист

Его фильмы входят в золотой фонд советского кинематографа.

Он снял немного кинокартин, но навсегда вошел в мировую историю киноискусства.

Григорий Чухрай классик отечественного кинематографа, мировую славу которому принесли картины «Сорок первый» и «Баллада о солдате».

Его картинам рукоплескали в Каннах, его фильмы любил Хрущев, а экспериментальную киностудию поддерживал Косыгин.

Григорий Чухрай выпустил один из самых премированных фильмов в истории отечественного кинематографа — «Балладу о солдате».

Он изобрел инновационную экономическую модель кинопроизводства.

Чухрай одним из первых в советском кино рассказал о чудовищном отношении к пленным в СССР («Чистое небо», 1961) и о дезертирстве во время войны («Трясина», 1977).

Фильмы Григория Чухрая номинировались на премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

Фильмография Григория Наумовича небольшая, всего 10 картин, включая 2 документальных фильма, но в его активе более 100 творческих наград.

ИЗ БИОГРАФИИ РЕЖИССЁРА ГРИГОРИЯ ЧУХРАЯ:

Григорий Чухрай родился 23 мая 1921 года в Мелитополе на территории Таврической губернии. Сейчас это Запорожская область на Украине.

Его родители были красноармейцами. Отца звали Наум Зиновьевич, а мать — Клавдия Петровна.

Когда ему было три года, родители развелись, Гриша остался жить с матерью, поэтому мальчику дали материнскую фамилию Чухрай, означающую «легкий на подъем человек, у которого все дела спорятся».

Мать режиссера была сторонницей советской власти. Она принимала непосредственное участие в раскулачивании и коллективизации на Украине.

Григорий Чухрай рассказывал: «Первые мои детские воспоминания связаны с коллективизацией. Я помню украинское село, куда мы с мамой приехали «ликвидировать кулака как класс». Я видел, как каких-то людей выводили из хаты, сажали на возы и увозили неизвестно куда. Кто-то рыдал, кто-то ругался, кто-то вполголоса проклинал советскую власть. Мне было жаль тех, кто плакал. Но мама говорила, что это необходимо, что эти люди кулаки, мироеды. Я не понимал, что такое мироеды, но верил маме, что они плохие».

Спасаясь от голода на Украине, они с матерью жили в Пятигорске, затем в Баку, где Клавдия Петровна устроилась работать в милицию следователем.

После начала репрессий в азербайджанских органах правопорядка они вернулись на Украину. Мать Чухрая вышла замуж за председателя колхоза Павла Литвиненко.

И растил Гришу не кровный отец Наум Рубанов, еврей по национальности, а отчим — украинец Павел Литвиненко. К приемному отцу Григорий всегда относился с уважением и благодарностью, ведь мужское воспитание дал ему отчим — Павел Литвиненко.

В 1935 году обоих супругов направили в Москву на двухгодичные курсы при Тимирязевской академии. По окончании курсов в 1938 году они вернулись на Украину, а Григорий остался в столице, чтобы окончить школу.

Тогда же Чухрай, по его словам, «стал серьезно подумывать о кинематографе», впечатлившись картинами «Мы из Кронштадта», «Щорс» и «Веселые ребята».

В 1939 году Григорий подал документы во ВГИК и был допущен к экзаменам, однако попал под призыв — тем, кому исполнилось 18 лет, было велено ехать на постоянное место жительства и дожидаться повестки. Чухрая призвали в январе 1940 года. Службу он начал в Мариуполе курсантом полковой школы.

Во время войны воевал в составе воздушно-десантных частей «на Украине, на Тамани, защищал Сталинград, выходил из окружений, прыгал в тыл врага, был четырежды ранен».

Воспоминания Григория Наумовича о военном огненном лихолетье изложено в его книге «Моя война», написанной мэтром в конце жизни.

«На войне я не стал героем, каких было немного, — рассказывал режиссер. — Я был обыкновенным солдатом, а потом и офицером, каких были миллионы. <…> На войне мне везло: у меня были верные друзья, которые не предадут и не бросят в беде. Я мог тысячи раз погибнуть, но мои ранения не сделали меня калекой (во всяком случае, внешне)».

В годы Великой Отечественной войны Григорий Чухрай воевал на Южном, Сталинградском, Донском и Украинском фронтах. Входил в состав воздушно-десантных частей.

Принимал участие в операции «Днепровский десант». Она проводилась с сентября по ноябрь 1943 года. Воздушный десант Красной армии высадился в тыл противника и содействовал Воронежскому фронту в форсировании Днепра.

С ЖЕНОЙ ИРИНОЙ В МОЛОДОСТИ

В марте 1944 года Чухрай был награжден орденом Красной Звезды. Командование оценило его подвиг в ходе операции «Днепровский десант». Находясь в тылу врага, Чухрай добыл ценные сведения и, перейдя линию фронта, доставил их в штаб.

За бой за Бакончернье удостоен ордена Отечественной войны второй степени. Чухрай в этом сражении командовал связью 332 гвардейского полка. Взял в плен вражеского солдата, захватил немецкий ручной пулемет, уничтожив из него 6 врагов.

Григорий Чухрай получил ряд правительственных наград, боевой путь закончил в Венгрии. В декабре 1945 года демобилизовался по ранению.

После окончания Великой Отечественной войны Чухрай поступил во ВГИК. Учился он в творческой мастерской народного артиста СССР Сергея Юткевича, поставившего картину «Человек с ружьем», и народного артиста СССР Михаила Ромма, снявшего фильмы «Ленин в Октябре», «Девять дней одного года», «Обыкновенный фашизм».

Профессиональную карьеру начал в 1953 году на киностудии имени Довженко. В должности ассистента главного режиссера.

А через два года устроился на одну из самых популярных советских киностудий — «Мосфильм».

С 1964 по 1976 годы руководил Экспериментальным творческим объединением «Мосфильма». По словам Чухрая, это было «первое предприятие, построенное на экономических стимулах к труду».

«Мы снимали фильмы на свои заработанные трудом и талантом деньги и резко ограничили вмешательство чиновников в творчество. Студия подарила художникам свободу творчества, а кинематографу — такие фильмы как «Белое солнце пустыни», «Табор уходит в небо», «Раба любви», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Не горюй» и другие, вошедшие в золотой фонд советской кинематографии», — рассказывал Чухрай.

С 1965 года был секретарем Союза кинематографистов СССР.

Режиссер много преподавал. В 1966—1971 годах он преподавал во ВГИКе, возглавлял режиссерскую мастерскую, а также занимался общественной и административной работой.

Активно проявлял себя в общественно-политической жизни. В частности, в 1966 году режиссер Григорий Чухрай подписал письмо 13 деятелей советской науки, литературы и искусства. Оно было посвящено требованию не реабилитировать личность Иосифа Сталина. Адресатом стал Центральный комитет Коммунистической партии.

В 1984 году на киностудии им. Горького совместно с Юрием Швыревым поставил документальный фильм «Я научу вас мечтать», посвященный режиссеру Марку Донскому. После этого Чухрай отошел от режиссуры.

Личная жизнь Григория Наумовича была столь же достойной, как его творчество. Успешный режиссер и интересный мужчина был однолюбом.

С будущей женой боец Гриша познакомился в начале войны в Ессентуках. Студентка Ира Пенькова днем рыла окопы, а вечерами ходила на танцы, где и состоялось их знакомство. Девушка оказалась бывшей однокурсницей Гришиного сослуживца Ивана Тарана. Она по образованию была учителем русского языка и литературы.

Война разлучила молодых людей, но предприимчивый Чухрай разыскал Пенькову при помощи письма в газету «Комсомольская правда».

После освобождения Ессентуков от немецкой оккупации Григорий приехал к Ире в отпуск, положенный за ранение, и сделал ей предложение. На дорогу у жениха ушло 10 из 14 дней отпуска. Свадьба состоялась ровно за год до конца войны, поэтому 9 мая в семье Чухрай отмечалось сразу 2 праздника.

СЫН ГРИГОРИЯ ПАВЕЛ ЧУХРАЙ С ЖЕНОЙ

В семье Чухрай родились двое детей. Сразу после Великой Отечественной войны, в 1946 году, на свет появился Павел Чухрай. Режиссер назвал сына Павликом в честь отчима Павла Литвиненко. Сын Павел, как и отец, стал кинорежиссером. Прославился он картинами «Вор», «Водитель для Веры», «Русская игра». Картина Павла Григорьевича Чухрая «Вор», как и 40 лет назад фильм «Баллада о солдате», номинировалась на «Оскар».

Дочь Григория Чухрая зовут Елена. Она родилась в 1961 году. По образованию киновед, окончила Всероссийский государственный институт культуры.

Мэтр советского кинематографа скончался 29 октября 2001 года. Причиной смерти стал инфаркт. Ему было 80 лет. Советский режиссер похоронен на Ваганьковском кладбище.

По воспоминаниям вдовы режиссера, Григорий Наумович был чудесным мужем — любящим, рукастым и никогда не повышавшим голос.

Григорий Чухрай прожил долгую, достойную и счастливую жизнь. Геройски прошел войну и снял замечательные фильмы, воспитал детей, понянчил внуков, дождался первой правнучки Ани, а его род продолжил правнук Гриша Чухрай.

В биографии режиссера нет ни одного порочащего его пятна.

ТВОРЧЕСТВО ГРИГОРИЯ ЧУХРАЯ:

В Сталинграде, в одном из разрушенных домов, Гриша нашел книжку по теории кино авторства Льва Кулешова и решил стать режиссером, поэтому после войны Чухрай поступил во ВГИК.

Выпустить дипломный фильм Григорию помешали ранения на фронте. Михаил Ромм помог талантливому парню и засчитал в качестве дипломного проекта работу Чухрая вторым режиссером на картине «Адмирал Ушаков».

Первая самостоятельная режиссерская работа Чухрая — фильм «Сорок первый», снятый по одноименной повести Бориса Лавренева в 1956 году с Изольдой Извицкой и Олегом Стриженовым в главных ролях. Тогда же к режиссеру пришел первый успех. Этот фильм стал признанным шедевром, он получил специальную премию на фестивале в Каннах в 1957 году.

Одноименную повесть Бориса Лавренева Григорий прочитал, находясь в госпитале после очередного боевого ранения. Ее действия разворачиваются во время Гражданской войны. Произведение запало в душу будущему режиссеру.


«Сорок первый» — это фильм о том, как в пустыне в Средней Азии отряд красноармейцев спасается от преследования белых. Чухрай усилил в картине мысль писателя о бесчеловечности войны, уносящей жизни юных и прекрасных людей.

Впервые в советском кинематографе белогвардеец показан привлекательным талантливым человеком, любящим Россию.

Григорий Чухрай четко знал, каким он хочет видеть будущий фильм, для него было важным донести свое видение Гражданской войны. Но у автора сценария Григория Колтунова были другие задачи — сгладить острые углы и выпустить картину, которая устроит руководство.

Прийти к соглашению со сценаристом Чухрай не смог, поэтому он решил отойти от текста и снять фильм так, как он чувствует, а не так, как написал осторожный Колтунов. Такая вольность и донос сценариста, в котором тот назвал «Сорок первый» «белогвардейской стряпней», чуть не довели дело до суда.

Карьера Чухрая была под угрозой. Но фильм случайно посмотрел Никита Хрущев и сказал: «Посылайте в Канны». Там «Сорок первый» отметили призом «За оригинальный сценарий и исключительные художественные достоинства». Фильм получил счастливую прокатную судьбу а Чухрай получил возможность снимать дальше.

Не менее талантлива следующая картина Чухрая — «Баллада о солдате», снятая в 1959 году. Это фильм о войне, в котором почти нет боевых действий.

В первый день съемок произошла авария, в которой режиссер получил переломы ключицы и ног. Травмы укрепили Григория Наумовича в мысли, что Олег Стриженов, блеснувший в «Сорок первом», которого он планировал снимать в главной роли «Баллады», староват для Алеши Скворцова. В итоге юного бойца сыграл его ровесник Владимир Ивашов, а основную женскую роль великолепно исполнила студентка Жанна Прохоренко.

Cвой главный фильм — «Баллада о солдате» — Чухрай задумал еще во время войны. Он хотел отдать дань памяти тем, с кем он вместе шел в бой и кто не вернулся с войны.

Но фильм снова подвергся идеологической критике. На взгляд оппонентов Чухрая, фильм не воспитывал зрителя, не вызывал патриотических чувств. От режиссера требовали удалить отдельные эпизоды, но он наотрез отказывался. В итоге картина была запрещена к показу в больших городах, что сразу перекрыло путь к широкой зрительской аудитории.

Но волею судьбы фильм все же пробил себе дорогу. Триумфальной для режиссера стала лента «Баллада о солдате». Картину снова посмотрел Никита Хрущев, который велел отправить и этот фильм Чухрая в Канны, где «Баллада о солдате» получила сразу две награды: «За лучший фильм для молодежи» и приз «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества. «Баллада о солдате» стала одним из самых премированных фильмов в истории СССР. Среди призов (всего их больше сотни) — британская премия BAFTA, датская «Бодиль», призы фестивалей в Сан-Франциско, Варшаве, Милане и номинация на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий», но режиссеру даже не сообщили о выдвижении на награду Американской киноакадемии.

Следующий фильм Григория Чухрая — одна из самых недооцененных картин — военная драма «Чистое небо». Она вышла в 1961 году. Фильм практически не демонстрировался ни в кино, ни на телевидении. Объясняется это тем фактом, что в нем большое внимание было уделено послевоенному террору Сталина, что не соответствовало политическим настроениям того времени. Вспомнили о нем только в 1985 году.

События фильма разворачиваются в Советском Союзе в 40-50-х годах XX века. Главный герой — советский летчик Алексей Астахов. Он попадает в плен к немцам, но ему удается бежать. Уже после окончания войны он сталкивается в обычной жизни с недоверием и подозрительностью со стороны окружающих.

Сценарий фильма «Чистое небо», написанный драматургом Даниилом Храбровицким, прошел кардинальную переработку. В первоначальной версии отважный советский пилот первым в мире преодолевал звуковой барьер. Когда Чухрай обратился за консультацией к летчикам, выяснилось, что это достижение принадлежит зарубежным авиаторам.

В итоге персонаж Евгения Урбанского преодолевал не физические препятствия, а отвержение советским обществом после фашистского плена. Лента обличает бесчеловечную сущность сталинизма.

Фильм Чухрая «Чистое небо» получил главную премию на Московском кинофестивале.

В 1964 году выходит новая драма Чухрая. Как и несколько его предыдущих фильмов, она попадает в основную программу международного Каннского кинофестиваля. Вера Кузнецова, сыгравшая в главной роли, получает специальный приз за исполнительское мастерство.

«Жили-были старик со старухой» — это киноповесть о двух пенсионерах. Их дом сгорает, на исходе жизни они остаются без крыши над головой. Выбора нет, приходится отправляться к единственному родному человеку — дочери, которая живет в Заполярье. Причем первоначально они рассчитывали найти приют у одного из сыновей, которые живут благополучно и устроились в этой жизни. Но в итоге отправились в далекую поездку к дочери, жизнь которой никак не складывается.

Главные роли в картине, помимо Веры Кузнецовой, исполнили Иван Марин и Людмила Максакова.

В фильме Чухрая «Трясина», снимавшемся, в отличие от предыдущих, не в эпоху оттепели, а при застое, в 1977 году, цензоры усмотрели клевету на военное время. Картина повествует о слепой материнской любви, сделавшей сына дезертиром и исковеркавшей его душу. Главную женскую роль в ленте исполнила Нонна Мордюкова.

Одна из последних заметных работ Чухрая в кинематографе — драма «Жизнь прекрасна». Он ее снял в 1980 году. «Жизнь прекрасна» была совместной постановкой с итальянскими кинематографистами с Орнеллой Мути и Джанкарло Джаннини.

С итальянцами Чухрая связывала давняя дружба. Это по его рекомендациям в 1963 году Феллини получил главный приз на Московском международном кинофестивале за свои «Восемь с половиной». Тогда советские номенклатурщики пытались всеми правдами и неправдами присудить премию отечественной производственной драме «Знакомьтесь, Балуев». Чухрай, возглавлявший жюри фестиваля, рискуя собственной карьерой, добился того, чтобы была награждена лента «Восемь с половиной».

Григорий Чухрай, фильмография которого насыщена увлекательными сюжетами, в ленте «Жизнь прекрасна» отправляет своих героев в неназванную страну, которая очень похожа на Португалию времен диктатора Салазара. Здесь процветает военная хунта, любое свободомыслие жестоко подавляется. Главный герой, как это часто бывает у Чухрая, летчик. Его зовут Антонио Мурильо. Он уволен из армии за то, что проявил гуманизм. Не исполнил приказ потопить судно с беженцами. Уволившись из армии, он вынужден работать водителем такси.

Фильмография Григория Чухрая: 1954 — «Назар Стодоля», 1956 — «Сорок первый», 1959 — «Баллада о солдате», 1961 — «Чистое небо», 1964 — «Жили-были старик со старухой», 1970 — «Память», 1977 — «Трясина», 1980 — «Жизнь прекрасна», 1984 — «Я научу вас мечтать».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ГРИГОРИИ ЧУХРАЕ:

*Во ВГИКе молодой Чухрай проявил не меньшее мужество, чем на фронте — единственный из студентов возвысил голос в защиту увольняемого как космополита мастера Сергея Юткевича.

*Режиссер выпустил две книги воспоминаний «Моя война» и «Мое кино».

* Григорий Чухрай с женой Ириной прожили без малого 60 лет. И им никогда не было скучно. Его часто приглашали за границу, супруга ездила с ним и даже познакомилась с Индирой Ганди.

*Григорий увлекался техникой, еще в школьные годы «мастерил примитивные радиоприемники». Уже став режиссером мог починить часы или телевизор.

*Создать большую фильмографию Григорию Наумовичу не удалось. Почти за полвека в кино самостоятельно он сделал лишь шесть картин. Снять больше не позволило здоровье. Он думал, что засевший в легком осколок беспокоит, а оказалось — проблемы с сердцем.

*Григорий Чухрай перенес восемь инфарктов.

*За военные заслуги был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, чехословацким орденом «Партизанская звезда», а также медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией».

*Его вдова говорила: «Я прожила жизнь с уникальным, талантливым во всем человеком. Гриша был мастер на все руки. Отремонтировать в доме мог все. И сам был доволен».

*Чухрай писал в своей автобиографии «Мое кино» о том, что для страны Экспериментальная творческая студия, которую он 10 лет возглавлял, была важнее его творчества.

*Для Чухрая собственная выгода никогда не была на первом месте: «Какое счастье думать об интересах своей страны, а не о своих личных интересах!» *Григорий Чухрай — режиссёр со счастливой судьбой — в его жизни была любовь длиной почти в шесть десятков лет.

*Любимым блюдом Чухрая, по словам его вдовы, была яичница. «В еде и в быту в целом муж был непритязателен. Главной для Гриши являлась его профессия, которой он был увлечен. Он никогда не стремился что-то себе добыть, улучшить условия. К примеру, у нас не было дачи», — рассказывала Ирина Чухрай. *Режиссер считал, что за каждый снятый фильм, как за любой человеческий поступок, надо отвечать по совести.

*В книге «Моя война» режиссёр писал: «Став режиссером, я считал, что фильм — поступок, и старался не совершать поступка, за который мне было бы стыдно».

*После «Баллады о солдате» Чухрая приглашали в Голливуд, звали итальянцы.

*О том, почему почти не снимал при Брежневе: «Была хрущевская оттепель, потом наступили брежневские заморозки. Если во время оттепели меня согревала надежда на возрождение страны, и в этой обстановке свободно «пелось», то потом надежда угасла, и я уже не знал, о чем мне петь».

* « Сценарий «Люди», который мы написали совместно с Ефимом Севелой, мне снимать просто запретили, зачислили его в разряд пацифистских (в то время фильмы против войны не жаловали). Не дали мне снимать и «Сталинград»».

* «Фильм «Память» не понравился начальнику Главного политического управления генералу Епишеву, был запрещен для показа в армии, и очень скоро его сняли с экрана. Я говорю об этом для того, чтобы показать, что в брежневский период работать честно стало невозможно. Врать или говорить полуправду я не хотел».

*Григорий Чухрай писал: «Мои фильмы любили зрители. А чиновники от искусства меня не любили. За первый мой самостоятельный фильм «Сорок первый» меня отдавали под суд. За «Балладу о солдате» исключали из партии, за «Чистое небо» пытались посадить за решетку, за «Трясину» чуть не разогнали руководство студии, а меня хотели лишить права на профессию».

* «Я никому не жаловался, никого не просил о помощи. Я боролся. И так получалось, что многие люди приходили мне на помощь. Мои фильмы получили десятки престижных призов на международных фестивалях, а за «Балладу о солдате» я получил Ленинскую премию. Но сегодня радует меня не это. Меня радует, что снятые 30—40 лет назад, они до сих пор не сходят с экранов. Сотни других фильмов уже давно умерли, а мои еще смотрятся и волнуют зрителя».

*Сними он в начале карьеры только три фильма: «Сорок первый», «Балладу» и «Чистое небо», уже и тогда считался бы классиком.

*Вклад в советский кинематограф Григорий Наумович внес не только теми фильмами, которые снял как режиссёр, но и лентами, выпущенными в созданном им Экспериментальном творческом объединении.


фото из открытых источников

+1
00:49
76
Нет комментариев. Ваш будет первым!