​70 интересных фактов о композиторе Иоганне Штраусе

1. Знаменитый австрийский композитор Иоганн Штраус, известный, как «Король вальсов».

Иоганн Штраус подарил миру великолепные вальсы, прославившие его на весь мир, и множество других произведений, глубоких и многогранных.

2. За свою жизнь великий композитор создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и 2 балета.

3. Ещё при жизни Иоганн Штраус настолько прославился, что его 70-й День Рождения в 1895 году с размахом отмечала вся Европа.

4. Иоганн Штраус происходил из прославленной благодаря успехам в музыкальном искусстве династии.

5.Его отца звали точно так же — Иоганн Штраус, и он тоже был знаменитым композитором и дирижёром.

6.Двое братьев Иоганна-младшего также прославились, как музыканты и композиторы, но всё равно он стал ещё более известен, чем они.

7. Выдающийся композитор, автор популярных оперетт сумел поднять танцевальную музыку на недосягаемые доселе симфонические высоты. Являясь основателем венского вальса, он создал такие обаятельные музыкальные «жемчужины», которые никогда не утратят своей притягательности.

8. Иоганн Штраус родился в Вене 25 октября 1825 года. Его отец и полный тезка был известным австрийским композитором, но не желал для сыновей музыкальной карьеры, запрещал им сочинять музыку и учиться играть на скрипке.

9.По иронии судьбы, все трое его сыновей от Анны Штрайм стали композиторами, несмотря на яростное сопротивление отца.

10. Маленький Иоганн втайне от отца, часто гастролировавшего за рубежом, брал его скрипку и самостоятельно учился на ней играть. Мать поддерживала увлечение сына.

11.Отец Иоганна Штрауса, знаменитый музыкант, желал, чтобы его сын стал банкиром.

12.Даже поступив в Высшее коммерческое училище и подрабатывая счетоводом, Иоганн не прекращал учиться музыке.

13.Отучившись по воле отца в Высшем коммерческом училище, Штраус параллельно получил и музыкальное образование, заработав себе великолепные рекомендации именитых преподавателей.

14.В 1844 году он, имея блестящие рекомендации своих педагогов, решился получить лицензию на право дирижировать оркестром.

АННА ШТРАЙМ — МАТЬ ТРОИХ БРАТЬЕВ — МУЗЫКАНТОВ ШТРАУСОВ

15.Когда ему предстояло получать лицензию музыканта, мать Иоганна Штрауса, опасаясь, что отец может, пользуясь своим влиянием, воспрепятствовать этому, развелась с ним. К тому времени у Штрауса-старшего уже несколько лет была вторая семья.

16.Отец Иоганна Штрауса лишил его и его братьев наследства, и официально женился на своей любовнице, от которой у него к тому моменту было уже 7 других детей.

17.Нежелание слушаться отца и тот факт, что Иоганн Штраус стал более знаменит, чем он, привёло к тому, что они рассорились до такой степени, что до конца жизни так и не помирились.

18. Свой самый ранний вальс «Первая мысль» Иоганн Штраус написал в 6 лет, и, как ни удивительно, но его ноты дошли до наших дней.

19.Первым официальным произведением композитора является вальс «Эпиграммы», который впервые прозвучал на дебютном выступлении Штрауса в качестве дирижера собственного оркестра 15 октября 1844 года.

20.Газеты подняли невероятную шумиху, еще и потому, что вечер устраивался в казино, где часто выступал Штраус-отец. Его сочинения также были включены в программу концерта, основной интригой которого являлись 4 произведения молодого Иоганна. Отец на дебют сына не явился.

21.Однако, публика, которой пришло гораздо больше, чем даже мог вместить в себя зал, осталась в восторге от выступления нового оркестра и юного композитора. Все номера бисировались, а «Эпиграммы» исполнялись 20 раз! Могла ли быть менее блестящей карьера музыканта, получившего столь успешный старт?

22.Уже в следующем, 1845 году, Штраус принимает предложение стать дирижером 2-го полка венских граждан. Это еще более накаляет противостояние с отцом, дирижером 1-го полка.

23.Именно сыну было доверено выступление на торжественном открытии крупнейшего венского бального зала «Одеон».

24.Однако, Штраус — старший в то же время становится распорядителем музыки и танцев при дворе, что упрочивает его положение на самых престижных и фешенебельных танцевальных вечерах Вены.

25.Сыну остаются приглашения в небольшие залы, и он предпринимает первые гастроли в Венгрию. На концерте в Буде он представил на суд зрителей «Пештский чардаш», приведший всех слушателей в абсолютный восторг из-за тонкого понимания композитором венгерской национальной музыки.

26. Гастролируя по Европе со своими произведениями, Штраус становится настолько популярен, что подключает к концертной деятельности обоих своих братьев, Йозефа и Эдуарда.

27. Иоганн собрал свой собственный оркестр, а когда 5 лет спустя отец скоропостижно скончался, пригласил к себе работать его музыкантов.

28.В Австрии молодой композитор получает все придворные полномочия своего отца.

29. Содержать огромный оркестр, находить ангажементы, планировать работу с двумя братьями – все это требовало невероятного организаторского таланта, и Иоганн Штраус, несомненно, им обладал.

30. Оркестр Штрауса часто приглашали играть на вечерах, организованных славянскими землячествами. Поэтому в репертуаре композитора появились несколько произведений на восточноевропейские мотивы: «Чешская полька», «Сербская кадриль», кадриль «Александр», «Славянское попурри». Успех этих произведений закрепили балканские гастроли 1847 года.

31. Всего композитор был женат трижды. Первая его жена умерла, второй брак быстро распался, а вот третий оказался счастливым.

32.С нашей страной связано первое серьезное чувство композитора. Его избранницей стала Ольга Смирнитская, он просил ее руки, но не получил согласия родителей девушки.

ГЕНРИЕТТА ХАЛУПЕЦКАЯ

33.Разбитое сердце короля вальсов залечила оперная певица Генриетта Халупецкая, имевшая к моменту свадьбы со Штраусом семерых детей от разных мужчин. Интересно то, что эта его избранница, внешне была очень похожа на девушку, в которую он был влюблён в России.

34.Брак принес композитору не только счастье и взаимопонимание, но и всестороннюю поддержку его творчества, которую оказывала супруга.

35.В 1878 году скончалась супруга композитора, и он с едва приличной поспешностью полтора месяца спустя женился на певице Анжелике Дитрих. Но не прошло и пяти лет, как этот брак закончился разводом.

36.Последний раз Штраус пошел под венец в 62 года. Его избранницей стала Адели Дойч. Третья его супруга была еврейка, и креститься она отказалась. В католической Австрии пожениться они не могли, и Штраусу пришлось перейти в протестантскую веру, а заодно и принять подданство Германии, чтобы заключить брак на территории этой страны. Несмотря на три брака, своих детей у Иоганна Штрауса не было.

37. Когда в середине XIX века Австрийскую империю сотрясла революция, Иоганн Штраус поддержал революционеров, и написал в их поддержку ряд произведений. Позднее за это он был арестован, но вскоре оправдан.

38.Композитор создал кадриль «Николай» в честь российского императора, поддержавшего притязания Австрии в ходе революции в Венгрии, «Марш императора Франца Иосифа», «Триумфальный марш».

39. Широко прославившись, Иоганн Штраус много путешествовал, давая концерты. Он побывал практически во всех странах Европы, а также в США.

40. Смерть отца оставила в истории соперничество двух Штраусов. У младшего началась пора расцвета – его приглашали везде, где до того царил отец.

41.Первым произведением, созданным в новый период творчества, был вальс «Свои люди». К 1856 году Штраус уже стал «первой скрипкой» Вены.

42.В этот момент ему поступило весьма заманчивое предложение из России, от руководства Царскосельской железной дороги – провести летний музыкальный сезон с выступлениями на Павловском вокзале. От такой возможности и столь щедрых гонораров композитор отказаться не смог, и с 18 мая по 13 октября 1856 года давал ежедневные концерты в пригороде российской столицы.

43.Для своего дебютного лета в России Штраус написал 8 новых произведений. В течение 10 последующих лет российская публика имела удовольствие ежегодно видеть короля вальсов в Павловске. Он в это время был самым высокооплачиваемым композитором в России. За один сезон ему платили 22 тысячи золотых рублей.

44. Ради единственной поездки в США композитор разорвал контракт с Царскосельскими железными дорогами, которые договорились с ним о проведении 11-го летнего сезона в Павловске.

45. В американском городе Бостон он провёл невероятный концерт, в котором выступил в качестве дирижёра. Его произведения исполнял оркестр, состоявший почти из тысячи музыкантов.

46.В 1863 году Штраус получил должность распорядителя музыки и танцев при дворе – ту самую, которую когда-то занимал отец. Его оркестр играл на всех придворных балах – это была высшая карьерная точка любого австрийского музыканта.

47.Возможно, именно этот успех дал композитору новую творческую энергию, породившую в конце 60 годов самые блестящие его мелодии: «У прекрасного голубого Дуная», «Жизнь артиста», «Сказки Венского леса».

48. Казалось бы, за столь грандиозной и концентрированной по времени кульминацией должен последовать неизбежный спад, но только не у Штрауса. Вальсов, действительно, стало меньше. Но только лишь потому, что маэстро полностью посвятил себя новому жанру – оперетте.

49.Дальновидная Генриетта давно склоняла мужа попробовать себя в театре. Начальные три попытки написать оперетту не дошли до своего завершения.

50.А первая полноценная работа Штрауса «Индиго и сорок разбойников» получилась весьма неидеальной, в главном, из-за невнятного либретто. Однако это не помешало ей пройти только в 1871 году более 40 раз на сцене венского театра «Ан дер Вин».

51. В 1873 году выходит вторая оперетта «Карнавал в Риме». А год спустя – подлинный шедевр этого жанра «Летучая мышь», представленная 5 апреля 1874 года в театре «Ан дер Вин». За дирижерским пультом стоял автор, каждый номер заканчивался громоподобными аплодисментами – венская публика обожала своего маэстро!

52.В ближайшие 10 лет он напишет еще 6 оперетт, в разной степени успешных, но не повторивших судьбу «Летучей мыши». Композитор всегда очень глубоко понимал венгерскую культуру и вынашивал идею оперетты на венгерский национальный сюжет. Таким сюжетом и стала новелла М. Йокаи «Саффи».

53. И. Шницер написал либретто, и в 1885 году на сцене «Ан дер Вин» появился «Цыганский барон», ставший вторым безусловным хитом Штрауса на протяжении последующих столетий. На венгерскую тему была создана и единственная комическая опера композитора «Рыцарь Пасман», поставленная в Придворном театре Вены в 1892 году.

54.В последние годы жизни из-под пера маэстро выходят еще 4 оперетты и балет «Золушка», который он не успел закончить.

55.Еще при жизни Штраус дал согласие А. Мюллеру на создание оперетты из разных своих мелодий. В. Леон и Л. Штайн подготовили блестящее либретто, и произведение, премьера которого состоялась 5 месяцев спустя после смерти композитора, получило название «Венская кровь».

ДОМ — МУЗЕЙ ИОГАННА ШТРАУСА В ВЕНЕ

56. В 1870 Штраус передает все придворные обязанности брату Эдуарду, чтобы освободить время для написания оперетт. Это был непростой период в его жизни – зимой умерла его мать, а летом – младший брат Йозеф.

57. У композитора были еврейские корни. Евреем был его прадед, который некогда принял католичество. В 20-м веке власти нацистской Германии, не желая отказываться от наследия Иоганна Штрауса, пытались фальсифицировать историческое документы, чтобы скрыть его еврейское происхождение.

58. Маэстро всегда чувствовал веяния времени и всегда пытался им соответствовать. Даже начав отдавать большинство своих сил оперетте, композитор не забывал и о танцах, перерабатывая для них лучшие мелодии из своих спектаклей. «Летучая мышь», например, предоставила материал для 6 танцевальных номеров.

59.На музыку Штрауса создано 2 балета: «Голубой Дунай» Б. Фенстера, поставленный в Ленинграде в 1956 году, и «Летучая мышь» Р. Пети — для Марсельского балета в 1979 году.

60. Штраус всегда без тени зависти чтил талант и заслуги своего отца, поддерживал творчество братьев. Памятуя о завистливости своего отца, на вопросы о своих братьев он всегда отмечал «они талантливее меня, а мне просто повезло».

61.Несмотря на вражду отца, в 1889 году Штраус издал его произведения в 7 томах. Именно своего отца он считал главным распространителем классической венской танцевальной музыки, которая стала популярной далеко за пределами своей родины. Он написал в честь отца марш «Эолова арфа» и исполнил на его могиле «Реквием» Моцарта.

62. Создатели более 800 фильмов включили в аудиодорожки своих творений произведения И. Штрауса.

63. Популярные мелодии Иоганна Штрауса: Полька «Трик-трак», 1858 год, «У прекрасного голубого Дуная», 1867 год, Вальс «Жизнь артиста», 1867 год, Вальс «Сказки Венского леса», 1868 год, Вальс «Весенние голоса», 1882 год и многие другие.

64. Последние годы своей жизни человек, не написавший ни единой печальной мелодии, провел в затворничестве, словно отдав публике за 50 лет творчества всю свою искрометную энергию и хорошее настроение.

65. Умер маэстро в 73 года, причиной тому послужила пневмония, которой он заболел, простудившись по дороге с чествования 25-летнего юбилея «Летучей мыши». На этом памятном спектакле он в последний раз стоял за дирижерским пультом. 3 июня 1899 года короля вальсов не стало.

66. В вечности Иоганн Штраус остался лучезарным королем вальсов, символом беззаботной юности и романтической любви.

67. Невероятный талант этого человека вознёс его на самую вершину славы совершенно заслуженно. За свою жизнь Иоганн Штраус сочинил великое множество удивительных произведений, многие из которых стали признанной классикой.

68. Они и в наши дни они регулярно исполняются в консерваториях и концертных залах по всему миру. Творчество Штрауса обеспечило ему место в мировой истории музыки, и оно вряд ли когда-либо будет забыто.

69.Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.

70. Памятники Штраусу есть и в Австрии, и в России, в городе Павловск, что в Ленинградской области.

ПАМЯТНИК ИОГАННУ ШТРАУСУ В ВЕНЕ


фото из открытых источников

+1
01:41
93
Нет комментариев. Ваш будет первым!