​55 интересных фактов о фильмах Леонида Гайдая

1.Сегодня, 30 января, день рождения знаменитого корифея кинокомедий – Леонида Иовича Гайдая.

В СССР, а потом и в России зрители много раз смотрели его комедии и сразу же цитировали диалоги их героев.

2.Творчество Леонида Гайдая составляют всего 20 фильмов, но почти каждый из них сегодня входит в золотой фонд советского кинематографа. А 6 его самых ярких кинокомедий считаются шедеврами кинокомедии и особенно любимы несколькими поколениями зрителей. Это фильмы: «Пес Барбос и необычный кросс», «Операция “Ы”», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию».

3.В 1961 году выходит короткометражка Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс». Здесь же зритель впервые знакомится со знаменитой троицей: Трусом, Балбесом и Бывалым. «Мосфильм» одобрил съёмку, и режиссёр приступил к работе. Придумав клички главных героев, оставалось найти актёров на их роли.

4.Работавший уже с Георгием Вициным, Гайдай сразу же решает отдать ему роль Труса. На роль Балбеса пробовался Сергей Филиппов, который нравился режиссёру, но на тот момент у актёра были параллельные съёмки. Тогда Вицин рассказал о клоуне, которого видел в цирке на Цветном бульваре, так роль Балбеса досталась Юрию Никулину.

5.На Евгения Моргунова посоветовал обратить внимание руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев. Бывалый найден и утверждён. Гайдай был очень доволен выбором актёров, считал что типажи подобраны верно, да так что им даже не нужен грим. Так знаменитая троица прочно основалась в картинах режиссёра, переходя из фильма в фильм.

6.Роль же Барбоса досталась дрессированной дворняге Бреху у которой уже был киношный опыт. Пёс, конечно, вносил сумятицы в творческий процесс и некоторые сцены приходилось переснимать много раз. Так кадр, где Барбос гонится с динамитом в зубах за троицей, долго не могли снять, то четвероногий артист выплёвывал взрывчатку, то бежал в другую сторону, то вообще останавливался.

7. Не обходилось без трений и в актёрском составе. Обладая не простым характером, Евгений Моргунов часто подтрунивал над коллегами и не всегда был дисциплинирован в работе.

8.Всего «Пёс Барбос и необычайный кросс» шёл десять минут, но Гайдай снял материала на полчаса. Худсовет дал разрешение на определённое количество минут, и нужно было укладываться в обозначенное время и многие эпизоды пришлось вырезать, некоторые из них попали в другую работу режиссёра «Самогонщики».

9.Популярность короткометражки приобрела всесоюзный размах. «Пёс Барбос и необычайный кросс» участвовал в международных фестивалях, был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, получил диплом кинофестиваля в Сан-Франциско и особый приз Лондонского кинематографического общества. Для самого Леонида Гайдая эта работа стала трамплином к покорению новых вершин.

10.Следующий успешный фильм Гайдая стал «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», вышедший на экраны в 1965 году. Здесь ы вновь встречаемся со знаменитой троицей- Вицин – Никулин — Моргунов, в своих известных амплуа.

11.Главного героя должны были звать Владик, но цензура забраковала это имя, якобы ассоциирующееся с Владимиром Лениным. Так появился Шурик, на роль которого пробовались многие именитые актёры, такие как Александр Збруев, Евгений Жариков, а главным претендентом был Валерий Носик. Но увидевший фото Александра Демьяненко, Гайдай решил, что главный герой должен быть таким, похожим на его самого.

12.Многие реплики героев были позаимствованы Гайдаем из своей жизни. Фразу: » Огласите весь список, пожалуйста!» он взял из своей армейской службы в Монголии. Когда к ним в часть приехал военком и стал задавать солдатам вопросы: « Кто на флот?», «Кто в артиллерию?» … Гайдай на все вопросы отвечал: «Я!». Тогда командир с сердцах крикнул: «Да подождите вы, дайте огласить весь список!».

13.Роли второстепенных героев достались Михаилу Пуговкину, он сыграл прораба, хотя ему и предлагали роль тунеядца Феди, с которой великолепно справился Алексей Смирнов. И, конечно, роль Лидочки прославила юную Наталью Селезнёву.

14.Поначалу сценарий ленты шел под тривиальным названием «Несерьезные истории» (или «Смешные истории»), но худрук и цензор Иван Александрович Пырьев, который потом не раз то разносил, то спасал фильмы Гайдая, предложил назвать его «Операция «Ы»». Всем, включая Гайдая, понравилось.

15.Песня «Постой, паровоз» показалась цензурному комитету слишком уж блатной, и Гайдай согласился вырезать один куплет, чтобы остальная песня, все же, осталась в фильме.

16.На финальном смотре цензурная комиссия отказала фильму в широком прокате. Причиной стал отказ Гайдая вырезать сцены, где студенты сдают экзамен (потому что, по мнению комиссии, это больше напоминало какой-то капустник) и где «негр» Верзила гоняется за Шуриком по стройке («совершенно лишняя, не несущая никакого смысла сцена» — говорили о ней цензоры). Гайдай категорически отказался вносить правки, и фильму была присвоена 2 категория. Только после вмешательства худрука Пырьева и директора «Мосфильма» Сурина картина была спасена и выпущена как фильм 1-й категории.

17.Идея фильма» Кавказская пленница или новые приключения Шурика» зародилась на съёмках «Операции «Ы»…» Гайдай прочитал заметку о похищенной невесте и решил, что стоит попробовать. Из этой истории, вместе с Никулиным они написали сценарий и дали ещё одну кинематографическую жизнь Трусу, Балбесу и Бывалому, а так же Шурику, из которого, как режиссёр думал ранее, он выжал» всё. Фильм вышел в прокат в 1967 году и имел успех.

18.Главную женскую роль исполнила Наталья Варлей. Будучи артисткой цирка, она выполняла все трюки самостоятельно, а вот озвучила её героиню Надежда Румянцева.

19.Героя Владимира Этуша, товарища Саакова, должны быль звать Охохов, но выяснилось, что есть чиновник с такой фамилией и от идеи отказались. Затем выяснилось, что есть и чиновник Сааков и только министр культуры Фурцева поставила точку в этом вопросе, объявив, что нужно оставить всё как есть и не подстраиваться под чьи-то капризы.

20.Не обошлось и без конфликта, так случилось со знаменитой троицей. Моргунов поссорился с Гайдаем, и тот его выгнал со съёмочной площадки. Поэтому в последних кадрах Бывалого заменил дублёр, который снимался со спины. Больше режиссёр никогда не снимал Моргунова и не общался с ним в жизни. А известное советское трио распалось навсегда.

21.Фильм про кавказскую пленницу должен был начинаться так: дощатый забор. Мимо идет Трус. Пишет слева букву Х. Потом подходит Балбес. Правее приписывает букву У. Бывалый же, появившись в кадре, завершает: «Художественный фильм». Но цензура юмора не оценила и постановила сцену вырезать.

22.Казалось бы, чего аморального в песне о султане? Однако в Госкино назвали ее пропагандой аморального образа жизни. Вот что рассказывал о ней Яков Аронович Костюковский, сценарист и соавтор слов к песням из «Кавказской пленницы»: «Многострадальная песня! Мы с соавтором Слободским так радовались, когда Юрий Никулин ее блестяще спел. Но Пырьев — в то время худрук объединения «Луч» на «Мосфильме» — заявил, что ее нужно выбросить. Гайдай же отстоял песню, согласившись вырезать лишь некоторые слова».

23.Песня про медведей тоже оказалась «неправильной» по мнению Госкино. В оригинале текста медведи чесали спину о земную ось. Но редколлегия придралась: «Почему медведи в песне чешутся? У них блохи? Не эстетично!» Так медведи перестали чесаться и исполнили рекомендацию партии.

24.Первоначально «Кавказская пленница» была запрещена к показу. Но фильм совершенно случайно попал к Леониду Брежневу, и тот, по большей части оставшись довольным комедией, разрешил пустить ее в прокат. В итоге «Кавказская пленница» занимает четвертое место в СССР по сборам.

25. Идея фильма 1969 года «Бриллиантовая рука» по уже сложившейся традиции пришла к Гайдаю случайно, после прочтения в газете «Правда» статьи о контрабанде драгоценностей.

26.В фильме «Бриллиантовая рука» снялся Юрий Никулин, для которого и была написана эта роль. Ради съёмки актёр взял 6-ти месячный отпуск в цирке. В эпизодах так же можно увидеть его жену и сына. А такие яркие актёры как Нонна Мордюкова, Андрей Миронов, Анатолий Папанов согласились играть отрицательных персонажей.

27.После тотальной правки сценария (было аж 40 замечаний!) Госкино отправило к Гайдаю на съемочную площадку «Бриллиантовой руки» контролера из КГБ: человек должен был наблюдать за съемками, вовремя останавливать режиссера и обо все докладывать «наверх».

28.Чтобы съемки начались без дополнительных проверок, режиссеру пришлось все же еще поработать со сценарием. Сделать более заметной роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год».

29.Эпизод стриптиза Светланы Светличной был одним из первых на удаление – цензоры признали его слишком соблазнительным, отметив, что формулировка «Он сам пришел!» вины с актрисы не снимает.

30. Также цензоры с самого начала просмотра картины отметили, что Лёлика в фильме быть не должно – уж слишком он напоминает Брежнева. Особенно когда состоялся его крепкий «поцелуй» с Гешей.

31.Если внимательно смотреться в сцену, где управдомша товарищ Плющ (Нонна Мордюкова) говорит Наде, жене Семена Семеновича: «И я не удивлюсь, если завтра узнаете, что ваш муж тайно посещает любовницу!», то можно заметить, что губы у нее произносят совсем другое слово – «синагогу». Дело в том, что именно так Гайдай первоначально хотел видеть реплику. Но цензоры воспротивились: пусть уж лучше к любовнице!

32.Комментируя игру актеров, Госкино не одобрило большую часть выбранных Гайдаем артистов: «Миронову не везет в кино, он еще кривляется», «Мордюкова слишком жирно играет, это безумная одержимая пошлость», «Светличная чересчур соблазнительна», «Никулин мог бы играть острее» и так далее.

33.Большинство вышеописанных сцен (кроме «синагоги» и еще нескольких мелочей) спас от удаления ядерный взрыв. Гайдай специально вставил кадр из документального фильма о ядерной бомбе «гриб» и кадры масштабных разрушений, которые несет за собой взрывная волна. Потом он рассказывал, что, когда председатель совета увидел это, он чуть не упал со стула и сильно побледнел. Гайдай больше часа спорил с худсоветом, отказываясь вырезать ядерный взрыв: «Что угодно, любую сцену, но не эту! В итоге на следующий день Гайдая вызвали в Госкино, где попросили вырезать ядерный взрыв, но оставить Светличную, Лелика и прочих. Гайдай торжествовал. А советское кино получило одну из самых популярных и любимых кинокомедий 20 века.

34.Так же как и во всех фильмах режиссера, фразы из «Бриллиантовой руки » ушли в народ. Такие как: «Я не трус, но я боюсь», «Чтоб ты жил на одну зарплату!», «Как говорил один мой знакомый <Я слишком много знал>..», «Поскользнулся, упал, потерял сознание… закрытый перелом…очнулся гипс!» и другие. Успех » Бриллиантовой руки» был колоссальный, его посмотрело 77 миллионов зрителей.

35.Сценарий по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова Гайдай подготовил всего за одну неделю, но затем обнаружилось, что «12 стульев» уже готов был ставить Георгий Данелия. Съемки этой комедии были заветной мечтой Леонида Гайдая, и Данелия, зная об этом, буквально подарил Гайдаю право на съемки – он считал, у Леонида Иовича достаточно «огонька» для такого яркого произведения.

36.Первый вариант сценария «12 стульев» Госкино забраковало – в нем не было острого социального посыла, а эпизоды были слишком длинными и не смешными. Гайдай покорно правил и дополнял текст – для него было важно увидеть свою фамилию в титрах экранизации любимого произведения.

37.Кастинг актеров, которые пробовались на роль Остапа Бендера, тщательно выверялся не только Гайдаем, но и цензурой. Так, из первоначальных 200 кандидатов сначала оставили только 20: Владимира Высоцкого, Андрея Миронова, Алексея Баталова, Валентина Гафта, Евгения Евстигнеева, Никиту Михалков, Муслима Магомева и других.

38. Сначала утвердили Владимира Высоцкого, но тот после первых двух дней съемок ушел в запой, и Гайдай зарекся большеникогда не снимать в своих фильмах Высоцкого ( и обещание сдержал).После серьезных споров с Госкино режиссер утвердил на роль малоизвестного тогда актера Арчила Гомиашвили, которого ранее увидел в спектакле «Золотой теленок» где-то в провинции.

39.Из-за того, что худсовет со скрипом согласовал кандидатуру Гомиашвили, Гайдай согласился на требование переозвучить роль Бендера, чтобы убрать грузинский акцент – в фильме Остап Бендер говорит голосом Юрия Саранцева, а сам Гомиашвили сильно обиделся на режиссера – они не разговаривали до премьеры других «12 стульев» режиссера Марка Захарова. Тогда Гайдай, по легенде, сам позвонил Гомиашвили и сказал: «Скорее включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления!»

40.Кандидатура Сергея Филиппова на роль Кисы Воробьянинова тоже подвергалась жесткой критике из-за плохого состояния здоровья актера и его периодическим алкогольным «срывам». Но Гайдай отстоял кандидатуру Филиппова – и, как оказалось, не зря: появление актера было хоть и небольшим, но ярким и запоминающимся.

41.В 1973 году выходит очередной фильм Гайдая, снятый по пьесе Булгакова «Иван Васильевич». Сценарий писали у режиссёра дома, его соавтором был Владлен Бахнов, живший в квартире напротив. Готовый вариант комедии получил название «Иван Васильевич меняет профессию».

42.Главную двойную роль царя и Бунши исполнил Юрий Яковлев, который очень хотел сниматься у Гайдая. Хотя сначала предполагалось, что играть будет Никулин, но тот отказался, считая, что у фильма не будет успеха, потому что он написан по запрещённому произведению Булгакова.

43.Роль домушника Жоржа Милославского досталась Леониду Куравлёву, он обошёл на пробах Анатолия Кузнецова и Вячеслава Невинного и отлично вписался в команду режиссёра.

44.Анатолия Семёновича Шпака сыграл Владимир Этуш, он так хорошо вжился в роль, что в нём трудно было узнать товарища Саакова из «Кавказкой пленницы».

45.И уже всем знакомый Шурик — Александр Демьяненко составил творческий союз с Натальей Селезнёвой. Они сыграли роли изобретателя машины времени и его жены-актрисы.

46.Также в фильме снялась россыпь звёзд советского экрана: Савелий Краморов, Михаил Пуговкин, Натальи Крачковская и Кустинская, Сергей Филиппов.

47.Эпизоды старой Руси снимали в Ярославской области в городе Ростове. А гениальное изобретение Шурика — машину времени создал скульптор Владислав Почечуев, в то время, как конструкторское бюро не справилось с заданной режиссёром задачей, их вариант оказался скучным.

48.Если бы не цензура, Иван Васильевич менял бы профессию на 10 минут дольше – Гайдая заставили вырезать 177 метров отснятого материала. Главному редактору Госкино больше всего было обидно за царя: «Я не позволю издеваться над Иваном Грозным! Что вы его дураком выставляете?!» Гайдай отвечал, что это не царь, а переодетый управдом, но тот был непреклонен: «Это бросает тень на царя!» Из-за этого «Иван Васильевич» дважды оказывался на полке.

49.В режиссерской версии фильма был эпизод, где Иван Грозный стоит на кухне Шурика у плиты и жарит котлеты. Тот самый главный редактор Госкино долго убеждал худсовет, что из-за этой сцены нужно как минимум отказать фильму в прокате. Но Гайдай уговорил коллегию просто вырезать этот эпизод, оставив Ивана Васильевича без котлет.

50.Первоначально на вопрос управдома-царя Бунши: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивает это изобилие?» был ответ: «Народ, батюшка, народ!» Но для худсовета это было уж слишком явное подтрунивание над советской властью. В итоге лента вышла с фразой: «Во всяком случае, не мы!».

51.Проблемы возникли у Ивана Грозного и с местом жительства. Сцена допроса милиционером Ивана Васильевича предполагалась такой: «Где живете? Адрес, я спрашиваю!» — «Москва. Кремль». Но цензура назвала Кремль «святым местом», над которым смеяться нельзя, и потому в конечном варианте герой Яковлева живет в «палатах царских».

52.Подвергли критике и реплику Бунши о репертуаре. В цитате: «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь!» зацензурировали творческую интеллигенцию. Однако не все правки испортили картину. Например, в сцене, где управдом-царь Бунша принимает шведского посла, фразу «За мир и дружбу!» заменили на: «Гитлер капут!».

53.Эта комедия имела успех не только на Родине, но и за рубежом и выходила под названием: «Иван Грозный: Назад в будущее».

54.Проходят десятилетия, сменяются поколения, а фильмы Гайдая не стареют, их также любят зрители, как и 50-60 лет назад.

55. Ведь юмор Гайдая не подвластен времени, а лёгкость восприятия его кинокомедий не оставляет равнодушным ни одного зрителя.


фото из открытых источников



+1
01:27
402
Нет комментариев. Ваш будет первым!