45 интересных фактов о талантливом композиторе Римском-Корсакове
1.Российский композитор Римский-Корсаков обязан своим успехам своему таланту.
Он — один из самых талантливых российских композиторов. «Царская невеста» Римского-Корсакова входит в топ-100 самых популярных опер в мире.
2. Вся его музыка пропитана любовью к родным краям, и именно поэтому его называют «народным» композитором.
3.Римский-Корсаков черпал вдохновение не из тонкостей музыкальной науки, а из красоты русской земли.
4.Конечно, он изучал музыкальную науку, и добился в ней небывалых высот, навеки вписав в историю своё имя, но, наверное, главным его преимуществом было то, что он мог тонко чувствовать окружающий мир. Жизнь его была неразрывно связано с русской природой, он черпал вдохновение в красоте всего, что видел вокруг.
5.Также Римский-Корсаков черпал силы для написания очередного шедевра в русских сказках, традиционных напевах и народном творчестве.
6.Именно поэтому Римский-Корсаков прославился ещё при жизни не только в России, но и далеко за её пределами.
7.Родился будущий композитор и музыкант в известном дворянском семействе, члены которого из поколения в поколение служили на военно-морском флоте Российской Империи.
8. С детства и маленький Николай мечтал о путешествиях и далёких землях, поэтому отец отдал его на обучение в Морской кадетский корпус.
9. Римский-Корсаков во время военно-морской службы, продлившейся три года, много ходил по морям и посещал разные страны.
10. Кадетский корпус он закончил. Его ожидала судьба морского офицера, о которой он мечтал. Но, ещё учась в этом заведении, он понял, что призвание его – музыка.
КОМПОЗИТОР В ДЕТСТВЕ
11. Очень рано были выявлены у Римского-Корсакова музыкальные способности. Будучи ещё 3-летним ребёнком, он уже попадал в ноты, играя на барабане.
12. Учиться игре на фортепиано Римский-Корсаков начал, когда ему было всего 6 лет.
13. А свои первые музыкальные сочинения Римский-Корсаков сочинил в 11-летнем возрасте.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ В ЮНОСТИ
14. В бытность свою кадетом Римский-Корсаков попал в Петербург, где познакомился с культурной жизнью столицы, и навсегда влюбился в музыку, решив связать с ней свою жизнь.
15. Петербург дарит ему встречи с истинным искусством. Здесь он узнал «Ивана Сусанина», здесь слушал «Руслана и Людмилу», здесь на него буквально обрушились симфонии Бетховена.
РИМСКИЙ — КОРСАКОВ С ЖЕНОЙ И ДОЧЕРЬЮ
16. Композитор познакомился с очаровательной девушкой, бывшей к тому же талантливой пианисткой, Надеждой Николаевной Пургольд. Молодые люди встретились в доме у А.С. Даргомыжского. Совместная работа над оперой «Псковитянка» настолько их сблизила, что в 1872 году появилась новая семья.
17.Это был счастливый брак, в котором было рождено семь детей. Лишь пятеро остались в живых, трое сыновей и две дочери. Отец лично занимался со своими детьми, несмотря на то, что был очень занят. Все они стали достойными наследниками таланта своего отца.
18. Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.
19. В зрелом возрасте композитор вспоминал, что в детстве не любил музыкальные уроки, и занимался ими только по настоянию родителей.
20.Когда в шесть лет, для него наняли учителя музыки, чью роль поначалу выполняла соседка, потом гувернантка, потом ученица гувернантки, но занятий он не любил.
21.Нотную грамоту, конечно, осилил, но история музыки, композиторы и интересные факты из их жизни не трогали абсолютно. А вот мамино любительское пение слушал, дядино тоже, и монахов, поющих в Тихвинском монастыре.
22.А его учитель, Ф.Канилле, понимая, сколь одарен его ученик, дал совет, который решил судьбу Николая, самому заняться сочинительством. Он же стал инициатором знакомства, которое стало значимым событием в жизни тогда еще будущего композитора, с Балакиревым и его кружком талантливых музыкантов, известным в истории как «Могучая кучка», где он нашел единомышленников, таких же, как он музыкантов, не имеющих специальной музыкальной подготовки.
23.Балакирев готовил молодых коллег к самостоятельной творческой деятельности по собственной методе. Он предлагал тему, затем следовали обсуждения всеми участниками собрания, изучались музыкальные произведения именитых мастеров и постепенно все сложности, которые возникали при сочинительстве, разрешались.
24.И все же характер у Балакирева был настолько тяжелым, что в начале 90-х их общение прекратилось совершенно.
25. Римский-Корсаков стал первым, кто мог передать настроение моря красками музыки. Его даже именовали музыкальным «маринистом».
26. Композитор утверждал, что у музыки есть цвета, и каждой мелодии соответствует определённый цвет.
27.И вообще, он имел цветной слух, иначе говоря, соотносил музыку с цветами. Самый наглядный пример – это ми мажор, который виделся ему синим. И все его произведения морской тематики в Ми мажоре. Им даже придумана собственная гамма, названная его именем.
28. Он сочинял самые разные произведения, но самыми знаменитыми его сочинениями стали сказки. Сам Римский-Корсаков говорил, что работа над ними доставляет ему особое удовольствие.
29. Благодаря нескольким своим сочинениям: «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китиже», операм «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», Николая Андреевича называли сказочником. Сказки были его любимой темой.
30. Римский-Корсаков является 26-м по частоте исполнения оперным композитором во всём мире.
31. Николай Андреевич Римский-Корсаков не только сочинял музыку, но и был великолепным дирижёром, а также виртуозно играл на пианино.
32. События 1905 года оказали на Римского-Корсакова столь значительное влияние, что он покинул Петербургское отделение Императорского русского музыкального общества.
33.Его поддержали коллеги-композиторы и вышли на забастовку учащихся консерватории. Профессора уволили, многих студентов исключили, даже запретили исполнять его произведения.
34.Но запреты нарушались повсеместно по стране, концерты проводились вопреки всем ограничениям. Поддерживая музыканта, его музыку зрители слушали стоя.
35. Его вдова была вынуждена покинуть их большую квартиру в Петербурге после революции. Она стала коммунальной. В ней одновременно могли проживать до десяти семей.
36.Римский-Корсаков был лично знаком с Мусоргским, другим знаменитым композитором.
37. Римский-Корсаков был настолько талантлив, что Петербургская консерватория предложила ему занять должность преподавателя музыки, хотя у него даже не было музыкального образования.
38. В Петербургской консерватории Римский-Корсаков проработал почти 35 лет.
39. На протяжении всей жизни Римский-Корсаков обожал читать. Книги он буквально поглощал одну за другой.
40. Однажды он, будучи приглашённым Львом Николаевичем Толстым, поссорился с ним, так как писатель утверждал, что любая музыка вредна, с чем Римский-Корсаков, разумеется, не мог согласиться.
41. Его опера «Золотой петушок» стала косвенной причиной его смерти. На нее был наложен запрет, потому что в ней образ царя жестоко высмеивался. Когда известие об этом дошло до композитора, случился первый инфаркт. А второй в июне 1908 года стал смертельным. Через год опера уже шла в Москве.
42. Год спустя после смерти композитора его вдова опубликовала очень интересные воспоминания Николая Андреевича под названием «Летопись моей музыкальной жизни».
43. Такие знаменитые композиторы, как Стравинский и Гнесин, были последователями музыкальной школы Римского-Корсакова.
44. Родственники Римского-Корсакова сохранили его вещи, нотную библиотеку и рукописи. Как только появилась возможность, в его квартире появился музей.
45. Современная Санкт-Петербургская консерватория носит имя Николая Римского-Корсакова.
ПАМЯТНИК РИМСКОМУ-КОРСАКОВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
фото из интернета