​Александр Фадеев – известный писатель, видный литературный и общественный деятель

Александр Фадеев прожил не долгую, но насыщенную историческими событиями и творчеством жизнь.


В его жизни были и участие в революционных событиях и Гражданской войне, служба военным корреспондентом во время Великой Отечественной, и работа членом оргкомитета по созданию Союза писателей СССР, и служба главой этого Союза, и необходимость приводить в исполнение решения партии. Всё это вместе с неоднозначным отношением к его творчеству, обрушившейся на него ложью и клеветой, привело писателя к его трагической кончине – самоубийству.

Первые его произведения принесли ему славу и признание, потом Фадеев стал видным литературным и общественным деятелем, долгое время занимал руководящие посты в различных писательских объединениях и организациях.

Самым известным романом Александра Фадеева стала «Молодая гвардия». На этой книге выросло и училось патриотизму не одно поколение советских людей. Хорошо понимали это и за границей. Парижская газета «Леттр франсэз» писала: «Если история одной цивилизации и один из ее величайших моментов должны быть выражены одним только литературным произведением, то в СССР таким произведением вполне может служить „Молодая гвардия“ Александра Фадеева».

Из биографии Александра Фадеева:

Александр Александрович Фадеев родился (11) 24 декабря 1901 года в селе Кимры Тверской губернии в семье фельдшеров, профессиональных революционеров. Раннее детство провел в Вильно, затем в Уфе.

Александр Фадеев с самого детства рос одаренным ребенком. Ему было около четырех лет, когда он самостоятельно овладел грамотой — наблюдал со стороны, как учили сестру Таню, и выучил всю азбуку.

А с четырех лет он начал читать книжки, поражая взрослых неуемной фантазией, сочиняя самые необычайные истории и сказки. Его любимыми писателями с детства были Джек Лондон, Майн Рид, Фенимор Купер.

Большая часть детства и юности Фадеева связана с Дальним Востоком, с Южно-Уссурийским краем (ныне Приморский край), куда родители переселились в 1908 году. Любовь к этому краю Фадеев пронес через всю жизнь.

Родители Саши воспитывали своих детей в любви и уважении к труду. Вот как напишет позднее сам Александр Фадеев: «Мы сами пришивали себе оторванные пуговицы, клали заплатки и заделывали прорехи в одежде, мыли посуду и полы в доме, сами стелили постели, а кроме того — косили, жали, вязали снопы, пололи, ухаживали за овощами в огороде. У меня были столярные инструменты, и я, а особенно мой брат Володя, всегда что-нибудь мастерил. Мы всегда сами пилили и кололи дрова и топили печи. Я с детства умел сам запрячь лошадь, оседлать ее и ездить верхом…».

В период с 1912 по 1918 годы Фадеев учился во Владивостокском Коммерческом училище, однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности. Ещё во время обучения в училище, начал выполнять поручения от подпольного комитета большевиков. В 1918 вступил в партию большевиков, получил псевдоним Булыга, стал партийным агитатором. В 1919 году стал членом Особого Коммунистического отряда красных партизан.

В период с 1919 по 1921 годы участвовал в боях гражданской войны на Дальнем Востоке, был ранен. Служил комиссаром тринадцатого Амурского полка и восьмой Амурской стрелковой бригады. Его двоюродного брата, Всеволода Сибирцева, вместе Сергеем Лазо схватили японцы и передали белогвардейцам, которые заживо сожгли их в топке паровоза.

Фадеев участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов (1919 — 1920), после разгрома Колчака — в рядах Красной Армии, в Забайкалье — против атамана Семенова зимой 1920 – 1921 годов.

С братом Владимиром и сестрой Татьяной, 1914 год

В 1921 году Александр Фадеев попал в Москву как делегат Х Всероссийского партийного съезда, вместе с другими делегатами, подавляя Кронштадтский мятеж, был повторно серьёзно ранен. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.

В период с 1921 по 1922 годы он получал образование в Московской горной академии, но со второго курса был переведен на партийную работу. Примерно в это же время начинается его писательская деятельность. Роман «Разгром» принёс ему славу и признание, но отчасти отнял у него творчество.

В 1924-1926 годах Фадеев находится на партийной работе в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Он становится видным литературным и общественным деятелем, много лет занимая руководящие посты в различных писательских объединениях и организациях.

Уже в 1926-32 годах он был одним из организаторов, идеологов, а потом и руководителем Российской ассоциации пролетарских писателей.

В 1932 году Фадеев стал членом оргкомитета по созданию Союза писателей СССР после ликвидации РАПП.

С 1934 года – заместитель председателя оргкомитета Союза писателей, член правления и президиума Союза писателей СССР.

В 1939-44 годах – секретарь Союза писателей.

С 1942 по 1944 Фадеев трудился главным редактором Литературной газеты, организовал и подал идею организации журнала Октябрь, где входил в редколлегию.

В годы Великой Отечественной Войны Александр Фадеев работал военным корреспондентом газеты «Правда». Он описал подвиг Якова Падерина.

В 1946-54 годах он – генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей СССР.

В 1949 году стал автором статьи, послужившей началу борьбы с космополитизмом. Так как Фадеев был главой союза писателей СССР, ему приходилось приводить в исполнение решения партии по отношению к опальным авторам.

С 1954 по 1956 годы Фадеев был секретарем правления Союза писателей СССР. Был редактором ряда газет и журналов.

Первой женой Фадеева была Валерия Анатольевна Герасимова, второй (с 1936 года) — Ангелина Степанова, народная артистка СССР, воспитавшая с Фадеевым двоих детей: Александра и Михаила.

Кроме того, в 1943 году родилась общая дочь Фадеева и М. И. Алигер, Мария Александровна Фадеева-Макарова-Энценсбергер ( она покончила с собой в 1991 году).

Фадеев был вхож к Сталину, даже пользовался его благосклонным отношением, о чем свидетельствует приглашение на празднование 60-летия вождя, которое проходило в узком кругу соратников.

Также Фадеев проводил в жизнь репрессивные решения партии и правительства по отношению к своим коллегам: Зощенко, Ахматовой, Платонову, участвовал в компании по борьбе с космополитизмом.

Но он же проявлял искреннее участие и поддержку в судьбе многих нелюбимых властями литераторов – Пастернака, Заболоцкого, Гумилёва. Тяжело переживая такое раздвоение, Фадеев страдал бессонницей, впадал в депрессию.

После XX съезда КПСС, чувствуя невозможность так продолжать свою жизнь, 13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино. В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм. В действительности же за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить, «примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям»

Следуя последней воле быть похороненным рядом с матерью, Фадеев был погребен в Москве на Новодевичьем кладбище.


О творчестве Александра Фадеева:

Александр Фадеев начал писать смолоду.

Уже в20 лет, 1921 Фадеев стал писать, участвовать в работе молодых литераторов, которые объединились вокруг журналов «Октябрь» и «Молодая гвардия».

В «Молодой гвардии» в 1923 был опубликован первый рассказ Фадеева «Против течения». В 1923 году он пишет повесть Разлив.

В 1926 году Фадеев работает над романом «Разгром». Роман «Разгром», увидевший свет в 1927 году, принес писателю признание читателей и критики и ввел его в большую литературу. Эта работа принесла славу Фадееву и привела его к решению стать профессиональным писателем. Он становится не только автором, но и именитым литературным руководителем и общественным деятелем. Тогда же он становится одним из лидеров РАППа.

Жизнь и исторические события на Дальнем Востоке, свидетелем которых он был, повлияли на его творческое воображение. Гражданской войне посвящён и следующий роман Фадеева «Последний из Удэге». Долгие годы Фадеев отдал созданию этого романа-эпопеи. В 1929 году он начинает писать этот роман и писал до 1941 года, но так и не закончил. Несмотря на незавершенность, роман занял свое место не только в творчестве А. Фадеева, но и в историко-литературном процессе 1920 — 50-х годов.

Помимо художественной литературы писал очерки и статьи, которые были посвящены вопросам развития советской литературы в условиях социалистического реализма.

В годы Великой Отечественной войны Фадеев был одним из руководителей Союза писателей, автором большого количества публицистических статей, очерков. Был на Ленинградском фронте, три месяца провел в блокадном городе, результатом чего стала книга очерков «Ленинград в дни блокады» (1944 год).

Талантливого писателя заметил Сталин, и скоро Фадеев стал председателем Союза писателей СССР, членом ЦК, занимал многие другие важные посты.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны Фадеев пишет роман о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли.

Этот роман вышел в свет в 1946 году. О героях «Молодой гвардии», Фадеев писал «с большой любовью, отдал роману много крови сердца». Первая редакция романа пользовалась заслуженным успехом, но в 1947 году в газете «Правда» роман был подвергнут резкой критике за то, что писатель не показал связи комсомольцев Краснодона с коммунистами-подпольщиками и получил критику от самого Сталина. На эти замечания Фадеев ответил, что этот роман, по сути, является художественным вымыслом, а не документальной книгой.

Но в 1951 году Фадеев всё-таки написал вторую редакцию книги с учетом всех замечаний, и до конца 1980-х годов роман входил в школьную программу по литературе. Был снят фильм по первой редакции романа.

Фадеева называли писательским министром, так как почти 20 лет он был главным в советской литературе и руководил всеми авторами СССР.

Последний его роман Черная металлургия так и не был закончен. Первоначально в планах у этого романа было 50-60 авторских листов, но так как Фадеев скончался, то для публикации после его смерти в журнале Огонёк» было собрано только 8 глав всего на 3 авторских листа.


Факты и мифы о жизни и творчестве Фадеева:

13 мая 1956 года, тишину подмосковного писательского поселка Переделкино нарушил грохот выстрела — известный советский писатель, бывший всемогущий председатель Союза писателей СССР 54-летний Александр Александрович Фадеев застрелился из револьвера на своей даче. Участки там у писателей большие, и выстрела никто из соседей не слышал. Не слышали его даже в доме, где он жил.

Обнаружил застрелившегося отца его малолетний сын Миша, когда поднялся в кабинет писателя, чтобы позвать его к обеду. Писатель лежал на диване, обложенный подушками, в луже крови. На прикроватном столике лежало письмо, адресованное ЦК КПСС. Когда письмо захотел забрать следователь Одинцовской прокуратуры, его упредил сотрудник КГБ: «Это не для вас».

Жене Фадеева актрисе Ангелине Степановой, находившейся в Югославии на гастролях вместе с театром, не стали рассказывать о случившемся. О трагедии она узнала лишь в Киеве, купив в аэропорту газету, где был помещен портрет мужа в черной рамке и сообщение, что тот покончил жизнь самоубийством, находясь в состоянии алкогольного опьянения.

Узнав потом о предсмертном письме мужа, она обратилась к властям с просьбой дать ей возможность с ним ознакомиться. Но ей категорически отказали. О его содержании Степанова смогла узнать лишь в 1990 году, когда письмо было опубликовано в одном из журналов.

По сообщению «Правды», причиной самоубийства Александра Фадеева был алкоголизм. «Но это была очередная неправда „Правды“,- возражает литератор Ю. Кротков. Застрелился Фадеев вовсе не на почве пьянства, хотя в конце жизни он действительно пил уже крепко. Однако при вскрытии эксперты не нашли в его крови следов алкоголя.

В литературных кругах Москвы хорошо знали, что Александр Александрович последние три месяца перед выстрелом не пил. Он был все это время совершенно трезвым, что вызывало общее удивление, И покончил с жизнью в состоянии ясного рассудка. Более того, известно, что Фадеев долго и тщательно готовился к этому решающему акту. Известно, что он ездил по памятным местам, посещал старых друзей, как бы прощаясь с тем, что ему было дорого.

Одна из жительниц подмосковного поселка Переделкино, де была дача Фадеева, рассказала Ю.Кроткову: — В тот день (День самоубийства) встретились мы по случаю подле Бахметьевской дачи, он мне и говорит: „Эх, приятельница, всё у нас убивают и убивают. Вот пастух имеет свои заботы, вот у артиста, значит, пьеса, а что у писателя? А у писателя — думка. Так вот, приятельница, убивают думку, убивают...“

Разговор состоялся не накануне гибели писателя, а ранее, поскольку есть свидетельства, что с ночи 12 мая до самой смерти Фадеев находился у себя на даче. Как говорит домработница Ландышева, утром 13 мая Фадеев приходил к ней на кухню, но от завтрака отказался. Выглядел очень взволнованным. Потом он поднялся к себе в кабинет и написал два письма. Одно было адресовано жене — актрисе Московского художественного театра, другое — в ЦК КПСС. Закончив писать, Фадеев лег на диван, обложился подушками и выстрелил из револьвера системы „наган“ прямо в сердце.

Накануне самоубийства у себя на московской квартире Фадеев встречался с писателями С. Маршаком и Н. Погодиным. Е. Книпович, секретарша Фадеева, рассказывала, что после разговора с Маршаком Фадеев никак не мог успокоиться, хотел уснуть, но снотворные не помогли.

Письмо, адресованное Фадеевым в ЦК КПСС, было партийными чиновниками „арестовано“ и увидело свет лишь спустя 34 года после смерти писателя.

Начиналось оно так: „Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы — в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет“.

А вот финал письма: „Литература — этот высший плод нового строя — унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот хоть был образован, а эти — невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я в превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушиваются подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей“.

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа шахты № 5 было извлечено несколько десятков трупов замученных фашистами членов подпольной организации «Молодая гвардия». А через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Фадеева «Бессмертие», на основе которой он позже написал свой знаменитый роман «Молодая гвардия». Сделал он это по указанию Сталина, тот сразу после появления статьи заявил, что об этом подвиге должны быть написана книга.

Фадеев сам отправился в Краснодон, и вскоре роман вышел в свет. И тут же вокруг «Молодой гвардии» началась нехорошая возня. Глава МГБ Виктор Абакумов подготовил Сталину записку, в которой утверждалось, что роман – фальсификация. Как считает петербургский писатель Николай Коняев, изучавший эту тему, это была провокация «органов».

Конечно, в романе были неточности, их замечали родственники погибших, жаловались. Но дело в том, что Фадеев писал не документальную книгу, а художественное произведение, а потому многое ему приходилось додумывать самому. Однако такой демарш со стороны органов госбезопасности мог дорого обойтись даже влиятельному председателю Союза писателей.

И тут, как считает Коняев, Фадеева спас Сталин. Он заявил, что в романе недостаточно отражена роль партии и поручил Фадееву его переписать. Что тот и сделал, хотя по ходу работы и признавался, что переделывает «Молодую гвардию» в «старую». Зато потом роман получил Сталинскую премию.

В 1956 году с трибуны XX съезда КПСС деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жёсткой критике. Фадеев был снят с поста председателя Союза, не был избран членом, а только кандидатом в члены ЦК КПСС. Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей.

Прежнего любимца Сталина стали ожесточенно травить коллеги. Кто-то из них организовал против Фадеева анонимное письмо в Центральную ревизионную комиссию КПСС. В анонимке говорилось: «Центральный Комитет воплощает мудрость и чистоту нашей партии. Народ видит в нём любимого вождя коллективного, за которым пойдёт в любой бой. Каждый член ЦК должен быть достоин этого доверия и уважения народа. А член ЦК Фадеев недостоин. Пьянство Фадеева вошло в поговорку. В посёлке Переделкино жители называет закусочную «Фадеевской».

Про Фадеева говорили, будто это он «сдавал» писателей, которые пострадали в годы репрессий. Однако эти наветы опровергают многочисленные копии тех характеристик, писем и записок, которые Фадеев писал Молотову, Ворошилову, Берии, Генеральному прокурору СССР Вышинскому, в Главную военную прокуратуру с просьбами „рассмотреть“ или „ускорить рассмотрение дела“, учесть, что человек „осужден несправедливо“ или что при рассмотрении вопроса был „допущен перегиб“.

Сохранились письма, в которых он защищал писателей, несправедливо пострадавших от всякого рода „проработок“ того времени. Хлопотал о том, чтобы выделить значительную сумму из фондов Союза писателей СССР для оставшегося без копейки Зощенко, проявлял искреннее участие в судьбе многих нелюбимых властями литераторов: Пастернака, Заболоцкого, Льва Гумилёва, потихоньку передавал деньги на лечение Платонова его жене.

С женой и сыновьями

Между тем на посту председателя Союза писателей Фадеев был вынужден проводить «линию партии», когда подверглись гонениям Зощенко и Анна Ахматова, а потому тяжело переживал такое раздвоение, страдал бессонницей, впадал в депрессию.

Некоторые считают, будто непосредственным поводом к выстрелу стала драма писателя Ивана Макарьева. Он якобы был из тех, кто был арестован по ордеру, будто бы завизированному Фадеевым. Когда после смерти Сталина Макарьев вернулся из лагеря в Москву, то, как утверждают, он якобы публично назвал Фадеева негодяем и чуть ли не плюнул ему в лицо, а потом повесился.

Однако на самом деле Макарьев покончил с собой в 1958 году (т. е. через два года после Фадеева), во-вторых, не повесился, а вскрыл себе вены. И, в-третьих, причина его самоубийства, как свидетельствуют Л. Копелев и Р. Орлова, вообще была иной – он пропил две тысячи рублей партийных взносов и страшился „персонального дела“.

Фадеев остро переживал обвинения и клевету в свой адрес. Он много раз просил, чтобы его приняло руководство партии, пытался оправдаться, но его не слушали.

11 мая 1956 года, за два дня до гибели, опального литератора все-таки позвали к новому вождю. Помимо Фадеева, Хрущёв пригласил к себе и несколько оставшихся в живых членов краснодонской группы «Молодая гвардия». Как утверждает В. Огрызко, похоже, вождь хотел уточнить роль Третьякевича, которого Фадеев в своём романе вывел под другой фамилией в качестве предателя. Интерес Хрущёва к Третьякевичу был не случаен. Говорили, что до войны Третьякевич дружил с сыном Хрущёва. Но, по свидетельству Валерии Борц, разговор у Хрущёва не сложился. Темпераментный Фадеев в какой-то момент вспылил и назвал генсека бывшим троцкистом. Ясно, что злопамятный Хрущёв такого выпада писателю уже не простил.

Кроме того Фадеев переживал острый творческий кризис. Он никак не мог закончить свой последний роман «Черная металлургия», чувствуя, вероятно, что уже не может создать ничего яркого.

Клевета преследовала Фадеева и после смерти. После краха СССР роман Фадеева «Молодая гвардия» снова стал объектом ожесточенных нападок, на этот раз со стороны отечественных либералов, а также украинских националистов, которые стремились уничтожить или оклеветать все символы советского патриотизма. Стали оплевывать подвиги Зои Космодемьянской, Александра Матросова, а заодно и молодогвардейцев. А на Украине их бессмертный подвиг попытались присвоить себе бандеровцы.

Книга Александра Фадеева там была изъята из магазинов. Была запущена фальшивка о том, будто „Молодая гвардия“ являлась не комсомольской, а националистической, бандеровской организацией и якобы возглавлял ее функционер ОУН некий Евгений Стахив.

В газете „Літературна Україна“ в статье Владимира Покотило „Фадеев и правда. Из записок украинского националиста“, было, например, написано буквально следующее: «В первые дни немецкой оккупации на восточные территории Украины двинулись бандеровские походные группы создавать очаги борьбы за освобождение Украины от фашистских орд. Такая группа прибыла и в Краснодон. Стахив — напористый и умный ватаг из этой группы — поселился среди краснодонцев, разыскал норовистых смельчаков и создал из них повстанческий центр с лозунгом „Украина без Сталина и Гитлера!“.

Сам Стахив, сбежавший в США, явился потом на Украину и объявил, будто Олег Кошевой — это он.

Провокацию убедительно опроверг Владимир Минаев в книге «Молодая гвардия»: опять предательство». Стахив, отмечает он, реализовал указания своих американских покровителей, заинтересованных в том, „чтобы в последующей войне не было “Молодых гвардий», не было космодемьянских и матросовых". В многонациональном Краснодоне не было даже тончайшего слоя почвы, способного родить украинский национализм. Так, в числе 72 наиболее активных подпольщиков 43 человека были из русских семей, 11 человек были из семей бывшего сословия донских казаков, 8 — имели украинские корни, остальные — белорусы, армяне, евреи, молдаванин и азербайджанец.

К тому же американские кукловоды недостаточно четко разработали легенду для своего эмиссара. И поэтому Стахив все время путался, перевирал сам себя, не мог толком изложить даже факты собственной биографии. Уверял, будто Кошевой, мол, не погиб, а якобы сбежал и живет в Америке.

Однако на самом деле в США оказался Стахив, а Олег Кошевой не стал на колени перед палачами и был казнен гитлеровцами.

А роман Александра Фадеева, на которым были воспитаны поколения патриотов в нашей стране, несмотря ни на что, продолжает жить.


Интересные факты из жизни и творчества А. Фадеева:

1.Предки Александра Фадеева находились в родственной связи с уральским писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком (1852- 1912).

2.Метрическая запись о бракосочетании деда Александра Фадеева, Ивана Кузьмича, с Аполлинарией Тимофеевной Абакумовой 28 мая 1861 года сделана дедом Дмитрия Наркисовича, дьяконом Покровской церкви Матвеем Петровичем Маминым.

3. В 1921 году Александр Фадеев попал в Москву как делегат Х Всероссийского партийного съезда. А накануне его открытия вспыхнул мятеж в Кронштадте. На его подавление была брошена 7-я армия под командованием М. Тухачевского, а вскоре к ней присоединилась и часть делегатов съезда. Во время этих боев Александр Фадеев едва не погиб. Он получил тяжелое ранение и долго пролежал без всякой помощи на льду Финского залива, потеряв много крови. Но врачам в госпитале, куда его затем доставили, удалось спасти ему жизнь.

4. Так как Александр Фадеев получил тяжелое ранение во время штурма мятежного Кронштадта, в госпитале он пролежал несколько месяцев. Но времени даром не терял — прочитал гору всяких книг, начиная от произведений утопических социалистов и заканчивая Лениным и Блоком.

5.Там же Фадеев влюбился в одну из медсестер, и хотя его чувство так и осталось неразделенным, в сердце будущего писателя оно оставило след на всю жизнь. Время, проведенное в госпитале, он всегда будет вспоминать как один из самых прекрасных периодов своей жизни».

6. Участие Фадеева в этой военной операции было отмечено орденом боевого Красного Знамени.

7.Роман Фадеева «Молодая гвардия» вызвал много критики и споров. Каждый из критиков предъявлял ему свой счет. К примеру, Иосиф Сталин, который рукописный вариант романа принял с восторгом, после его экранизации воспылал совсем иными чувствами. Он разглядел страшный изъян — полное отсутствие и в книге, и в фильме руководящей роли партии. Получалось, что молодогвардейцы совершали подвиги исключительно по своей инициативе. Сталина это возмутило.

8.Одна из легенд гласит, что однажды Сталин вызвал к себе на дачу Александра Фадеева. Когда тот вошел в кабинет генсека, Сталин сидел за столом и что-то читал. Наконец он поднял глаза на гостя и, смерив его своим колючим взглядом, неожиданно спросил: — Вы, товарищ Фадеев, кто? Александр Фадеев похолодел. Он явственно почувствовал в этом вопросе какой-то подвох, но какой именно не мог понять. Наконец он ответил: — Я писатель, товарищ Сталин. Как оказалось, тот ждал именно такого ответа. Потому что он смерил гостя презрительным взглядом и произнес: — Вы говно, товарищ Фадеев, а не писатель. Писатель — это Чехов Антон Павлович, — и Сталин похлопал ладонью по раскрытой книге, которая лежала перед ним на столе. — Мало того, что вы написали беспомощную книгу, вы написали еще идеологически вредную книгу. Вы изобразили молодогвардейцев чуть ли не махновцами. Но разве могла существовать и эффективно бороться с врагом на оккупированной территории организация без партийного руководства? Судя по вашей книге — могла. Потом Сталин раздраженно махнул рукой и произнес: — Идите и думайте, товарищ Фадеев.


Афоризмы и цитаты известного писателя:

*Душа, кажется, так очерствела от этой войны, что уже приучила не допускать в себя ничего, что может размягчить её, и вдруг прорвется такая любовь, такая жалость ко всему!

*Ничто так не сближает людей, как пережитые вместе трудности.

* Сущность человека лучше всего, благороднее и совершеннее всего выражается через его деяния, через его труд и творчество.

* Но должно же быть у человека в душе святое, то, над чем, как над матерью родной, нельзя смеяться, говорить неуважительно, с издёвкой.

* Велика связующая сила совместного пути, если вас всегда волнует чувство, могущее быть выраженным всего лишь двумя словами: А помнишь?

* Если ты рассчитываешь, что девушки будут сами заходить к тебе, тебе обеспечена одинокая старость!

*Ни в чем так свободно не проявляется национальный характер, как в песне и в пляске.

фото из интернета



+1
00:41
12974
Нет комментариев. Ваш будет первым!