Виктор Владимирович Голявкин – известный советский писатель и художник
Виктор Голявкин больше известный как детский писатель и книжный график.
Он ярко заявил о себе в русском искусстве и литературе. Виктор Голявкин был выдающейся творческой личностью. Он был талантливым художником и не менее талантливым писателем.
Головякин внес вклад в развитие детской советской и русской литературы как писатель, который также прекрасно рисовал и был книжным графиком.
Виктор Владимирович Голявкин был автором юмористических повестей и рассказов о веселых и озорных ребятах. На его замечательных книгах выросло не одно поколение читателей, а сегодняшние девчонки и мальчишки легко узнают себя в героях книг детского классика, потому что они такие же веселые и озорные.
Рассказы Голявкина не только увлекательны для детей, но и поучительны. Много зная о жизни и человеческих отношениях, Голявкин создал книги, которые учат детей с самого детства познавать правила человеческого общежития.
ИЗ БИОГРАФИИ ГОЛЯВКИНА ВИКТОРА ВЛАДИМИРОВИЧА:
Голявкин Виктор Владимирович родился 31 августа 1929 года в столице Азербайджана, в солнечном Баку.
Будущий деятель литературы рос в интеллигентной семье, его родители занимались музыкальной педагогической деятельностью, и потому в их доме часто звучала музыка.
С пелёнок будущего писателя и его братьев окружали знаменитые произведения классической музыки. Виктор и два его младших брата воспитывались на лучших музыкальных образцах мировой классики и сами готовились к музыкальной карьере.
Отец братьев, Владимир Сергеевич, всячески поддерживал в своих детях любые их начинания и стремления.
В семье Голявкиных часто бывали гости, коллеги-отца, музыканты. Одна из таких встреч подтолкнула Виктора к тому, чтобы взять карандаш и нарисовать шаржи-карикатуры на пришедших. Так Виктор Владимирович проявил свою тягу к творчеству.
Разглядев в рисунках Виктора зачатки художественного таланта, отец тут же купил сыну шикарное издание об искусстве живописи и направил энергию подростка в правильное русло.
Виктор книгу, посвященную живописи, прочитал запоем. И с того момента он уже сам скупал всю попадающуюся литературу по теме, кроме того, сам постоянно занимался рисованием, оттачивая свое мастерство.
После начала войны, отец Вити в числе первых отправился на фронт, оставив его за главу семьи. Мальчику не исполнилось и 12 лет. С ненавистью к фашистским оккупантам, мальчик изображает злые шаржи на немецких захватчиков и фюрера.
Когда закончилась война, Виктор отправился в Самарканд и подал документы в художественное училище. Вместе с учебным заведением юный художник перебирается в Ташкент, а после и в Сталинабад (сейчас это город Душанбе).
Искусство Востока и Азии оставляет глубокий след в душе юного художника. В 1953 году Виктор с отличием окончил заведение в Душанбе.
Для продолжения образования он выбирает Академию художеств, находящуюся в Ленинграде, городе с шикарной западноевропейской архитектурой, множеством музеев и галерей.
Именно в Ленинграде Виктор Голявкин стал известен как писатель, когда был ещё студентом Академии художеств. Опытные преподаватели учили его рисовать и писать картины, а он писал ещё и рассказы, короткие и смешные. Эти рассказы кочевали по студенческим общежитиям, исторгая фонтаны смеха. Но тогда никто не предполагал, что происходит рождение замечательного детского писателя.
Думали, вот закончит Голявкин свою академию, станет художником. Будет выставлять рисунки на выставках или иллюстрировать книжки. Он и в самом деле вскоре проиллюстрировал книжку для детей, автором которой был… он сам. Она называлась — «Тетрадки под дождём». И сразу же стал и знаменитым и любимым детским писателем.
Когда Виктор Голявкин приехал в Петербург и стал учиться в Академии художеств, его будущая жена училась на филологическом факультете ЛГУ имени Жданова.
ЖЕНА ПИСАТЕЛЯ ЛЮДМИЛА БУБНОВА
«Как мы впервые пересеклись, уже не помню, но, скорее всего, нас познакомила литература», – рассказывала Людмила Бубнова.
Случилась эта встреча в 1957 году. Их союз продлился 43 года. Людмила Леонидовна долгие годы работала корректором и редактором в разных издательствах, потом стала членом Союза писателей.
«Я тогда жила в коммунальной квартире с родителями. Голявкин жил в общежитии. Когда он понял, что в Академию художеств его не примут, потому что его считали формалистом, он поставил крест на живописи, стал писать рассказы и складывал их в чемодан под кроватью. Те первые рассказы оказались самыми яркими, острыми и интересными», – рассказывает Людмила Бубнова.
Послушать его рассказы приходили студенты из разных институтов. Сначала – свои, знакомые, потом друзья друзей, а затем и их друзья. Вскоре стали приезжать гости из Москвы. «Удивительно: рассказы не печатались, а о них шел слух», – говорит Людмила Бубнова.
Однажды послушать Голявкина пришел Борис Вахтин – сын известной советской писательницы Веры Пановой и, кстати, друг Сергея Довлатова. Он предложил дать эти рассказы своей матери. Виктор Голявкин отдал ему единственную тетрадку, где были написаны тексты, и Вера Панова сама эти рассказы перепечатывала на собственной машинке.
«Рассказы Вера Панова предложила в один литературный альманах, но там их не приняли. Но молва о рассказах шла, и в итоге Виктору в общежитие позвонили из издательства «Детгиз» и предложили написать что-то для детей. Голявкин подумал и согласился».
В итоге в 1959 году вышла его первая книжка детских рассказов под названием «Тетрадки под дождем». С тех пор каждая третья книга Голявкина выходит с таким заглавием, какое бы содержание в нем ни было.
В 1962 году его приняли в Союз писателей СССР. А взрослые рассказы не получалось печатать еще долго – лет десять.
Удивительно, но его взрослые тексты так и не получили широкой известности, хотя в писательской среде их очень ценили. «Его рассказы без чувства юмора понять невозможно. А чувство юмора у многих было будто атрофировано», – говорит его вдова.
В 1981 году на 75-й странице журнала «Аврора» опубликовали маленький рассказ «Юбилейная речь», в котором сатирически изображен главный герой – писатель. Номер был посвящен дню рождения Леонида Брежнева – ему как раз исполнилось 75 лет. Разразился скандал. Главного редактора «Авроры» Глеба Горышина сняли с должности.
Досталось и Голявкину. После этого его не печатали пять лет, и только с началом перестройки он стал понемногу возвращаться в литературу. Все это время он писал картины. Но было тяжело. Не принимали даже его детские рассказы.
После того, как развалился Советский Союз, растаяли сбережения, а издательская деятельность замерла, Голявкину пришлось очень непросто. Денег не хватало. Приходилось зарабатывать чем попало. Он тяжело это переживал, особенно из-за участившихся проблем со здоровьем.
Почти до последних лет жизни Виктор Владимирович продолжал создавать свои короткие, но такие меткие и искренние рассказы, пронизанные милосердием и человечностью.
Умер талантливый художник и писатель 24 июля 2001 года. Виктор Владимирович Голявкин покоится на Комаровском поселковом кладбище.
На его могиле надпись, такая же лаконичная, как и его рассказы: «Виктор Голявкин. Писатель. Художник».
Он ушёл, но продолжает жить в своих книгах и радовать юных читателей своими веселыми историями.
ТВОРЧЕСТВО В. В. ГОЛЯВКИНА:
Виктор Голявкин – один из самых недооцененных писателей советской эпохи. Для многих это лишь автор детских рассказов. На самом деле его наследие куда больше. Взрослые тексты стали примером для подражания, ими зачитывались Казаков и Евтушенко. А еще – он был потрясающим художником.
Далеко не всех писателей могут узнать и полюбить по первой книжке. Его же вхождение в детскую литературу было мощным и загадочным. Он никогда не был писателем начинающим, он сразу же стал известным Виктором Голявкиным.
Ещё учась в Академии художеств, талантливый молодой человек не только рисует захватывающие картины, одновременно с этим он сочиняет коротенькие повести для детей, а позже и произведения для взрослых.
В 1959 году впервые была выпущена в продажу его книга «Тетрадки под дождем». Чуть позже опубликовали книгу с взрослыми рассказы.
Литература для взрослых не могла пробиться к массовому читателю через бюрократические и идеологические препоны. Зато самиздат на ура принимал опусы Виктора Голявкина, Александр Гинзбург опубликовал их в 1960 году в журнале «Синтаксис». Официально первая взрослая книга была опубликована Лениздатом только в 1968 году.
Первые рассказы Голявкина печатались в детских изданиях «Костёр» и «Мурзилка».
Его рассказы – это смешные и интересные истории из жизни детей, которые происходили с ними в школе и дома. Удивительная, страстная жизнь детей в его рассказах наполнена важными, значительными событиями. Иногда автор подсмеивается над своими героями. Но юмор его добродушный, светлый, тёплый, обращённый с любовью и сочувствием к маленькому человеку.
Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. Это нечасто встречающаяся в литературе особенность – краткость. Такой ёмкий краткий стиль требует особого писательского мастерства, которым Голявкин владел, как никто другой.
Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. Длинные рассказы встречаются редко. Одними из самых коротких являются такие рассказы, как «Рисунок», «Четыре цвета», «Друзья», «Больные». Сам автор говорил: «Просто, понятно, кратко – мало».
Основные темы произведений писателя – детская дружба, школа, семья, воспитание. Его герои – малыши, не умеющие читать и младшие школьники, отличники и троечники, их мамы, папы и бабушки, друзья и недруги. Нередки в коротеньких простых рассказах совсем недетские проблемы – одиночества, непонимания, проблема творчества и взаимоотношений человека творческого – по сути вечного ребёнка – с миром.
Одна из лучших повестей писателя – «Мой добрый папа», где автор рассказал про своего папу и про себя. Повесть начинается фразой: «Я никогда не хочу обедать». Она о человеке, который не пришёл с войны. Эта повесть о том, что нет ничего на свете выше, чем доброта. Когда она вышла в свет, её читали по радио. Причем, много раз. Её перевели на многие языки мира.
Повесть «Полосы на окнах» рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, – герой взрослеет.
«Рисунки па асфальте» – книжка о мальчишках, мечтающих стать художниками.
«Ты приходи к нам, приходи» – повесть о том, как складываются отношения обитателей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне.
Всего Виктор Голявкин написал около 200 повестей и рассказов. Писал он и для взрослых. Особой и разницы между детьми и взрослыми он не делал. «Дети подрастут, станут взрослыми, ещё поживут и опять впадут в детство» – говорил писатель.
Взрослые книги Голявкина, созданные в ранние годы творчества талантливого писателя, были опубликованы и стали доступны для широкого читателя на склоне его жизни, в 1999-2000 годах.
В 2000 году вышла книга Голявкина «Знакомое лицо». На ее обложке рисунок самого автора, название картины «Дети строят в песке». Однако книга адресована взрослым читателям и получила замечательные рецензии, в одной из них писателя даже назвали «живым классиком». Скорее всего, он был знаком с этой рецензией и иронизировал по поводу такой оценки собственной персоны.
Некоторые работы писателя легли в основу художественных фильмов, полюбившихся зрителю – «Лялька-Руслан и его друг Санька» (по повести «Ты приходи к нам, приходи»), «Мой добрый папа», «Боба и слон» и другие.
Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем.
Картины Голявкина выставлялись на Международной выставке в Москве (1957), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975).
В 1990 прошла персональная выставка в ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего периода приобретены Государственным Русским музеем.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВИКТОРА ГОЛЯВКИНА:
* Из-под пера Голявкина вышло не только много рассказов, он также баловал публику романами и повестями. Печатали его произведения и «Детская литература», и «Советский писатель», и «Лениздат», и Московские издательства.
*Голявкина не обошли вниманием и профессиональные художественные выставки. Впервые он смог поучаствовать в мероприятии международного масштаба, проводимом в столице России в 1957 году.
*В общежитие к Голявкину во время его учёбы в Ленинградской Академии Художеств приходил Евгений Евтушенко, чтобы послушать рассказы. Сам Виктор нередко ездил к Евтушенко в Москву. Он был знаком и с Окуджавой
*Виктор Голявкин сам иллюстрировал свои книги. Писал картины, графику. Вообще, рисование было его любимым делом. Когда он на 46-м году жизни перенес инфаркт, у него отказала правая рука, тогда Голявкин научился работать левой рукой. Писал ею рассказы, картины и даже, по словам жены Людмилы Бубновой, чистил картошку. Когда она возвращалась домой с работы, он готовил на кухне ужин. «Но он очень верил в живопись. Верил в цвет. Главное для него было – живописность», – говорила Людмила Бубнова.
*В судьбе Голявкина и Хармса, особенно писательской, можно найти некоторые параллели. Оба хотели стать большими писателями, но стали известны в основном как авторы детской прозы. Но когда Голявкин начинал – в 1950-е – о Хармсе в Советском Союзе почти никто не знал. В перестройку Хармс появился на прилавках. Жена Голявкина, Людмила Леонидовна прочитала мужу повесть «Старуха». «Фу, какая гадость», – сказал Голявкин и больше к Даниилу Хармсу не возвращался.
* К Голявкину мысли часто приходили ночью. Он записывал их в толстой книжке от руки и бросал под кровать. Часто работал по ночам, а потом спал до 14 часов, когда нужно было что-то делать по писательским делам. «Писательский образ жизни – ночной», – вспоминала Людмила Бубнова. Когда появились печатные машинки, она постоянно занималась тем, что перепечатывала его рассказы, которые он постоянно редактировал, внося какие-то правки.
*У Виктора Голявкина было много друзей среди современной художественной братии, например, Минас Аветисян (уже нет в живых), Олег Целков, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Михаил Казанский.
*В 1990 для Головякина в Доме писателей организовали персональную выставку его живописных работ. Разносторонний творческий интеллигент был участником и множества других выставок.
*В художественном училище будущий литературный деятель освоил театральное декорационное оформление. Такова его специальность по диплому.
*В 1953 году, а именно 22 июня, Голявкин стал выпускником Академии художеств имени Репина, причем учился Виктор на «отлично».
*Рожденный в Советском Союзе, тем не менее, Голявкин не вступал в партию. Участником Великой Отечественной Виктор не стал, так как был слишком молод.
*Людмила Бубнова говорила, что Голявкин был даже мастером спорта по боксу. Он занимался этим видом спорта с детства. Есть даже история, как будущая жена узнала о том, что Виктор Голявкин – боксер. Когда они прогуливались однажды по парку, писатель увидел у девочек скакалку. Он попросил ее у них. Будущая жена удивилась: как так? «Между прочим, – сказал Голявкин. – Я в соревнованиях на первенство Баку по боксу занял второе место».
*В Союз Писателей СССР В. В. Голявкина приняли в 1961 году. А через 12 лет он получил членство в Союзе Художников в секции по графике.
*В 1975 году Головякин участвовал в Первой Всероссийской выставке книжной графики, проводимой Союзом Художников.
*Очень нежная дружба у него была с детским московским писателем Геннадием Снегиревым. Юрий Казаков однажды рано утром пришел в квартиру к Голявкину. Они долго говорили и потом еще переписывались. «Все писатели тогда дружили», – говорила Людмила.
*Как отмечала Мариэтта Чудакова, один из лучших литературных критиков, проза для детей находится в своеобразной «экологической нише», которую каким-то не затрагивала литература соцреализма. Именно поэтому в русской советской литературе для детей и юношества можно было писать честно, искренне, без фальши. Так, как это умел делать писатель Виктор Голявкин.
*Восьмидесятые годы ушедшего века были значимыми для Виктора Голявкина в плане реализации художественных замыслов. Например, Союз Художников организовал выставку. Для «Живописи графиков» автор подготовил ряд полотен. Экспозицию из 6 картин рассмотрел Государственный Русский Музей, который приобрел некоторые авторские творения для своей коллекции.
*С возрастом Голявкину уже стало не до спорта, но бокс он все равно любил и часто смотрел его по телевизору, особенно во время Олимпиад. *Российский ПЕН — клуб наградил писателя и графиста членством в 1996 году.
*Многие из своих книг писатель и художник разрисовывал самостоятельно. Иллюстрации получались графичными и содержательными, иногда смешными.
*«Я пишу маленькие рассказы, – говорил Голявкин. – Но дело в том, что еще я делаю к ним рисунки, а это совсем другая работа, и бывает трудно».
*Голявкин был очень популярен в советское время. Его произведения издавались огромными тиражами. Выходили и переводы на иностранных языках, в основном, конечно, принадлежавших к странам соцлагеря. По его сценариям снято несколько фильмов.
*Рассказы Голявкина совершенно не вписываются в стиль советской «взрослой» литературы, но хорошо принимаются подрастающим поколением.
*Виктор Владимирович отлично понимал, что преодолеть сопротивление официальных критиков ему не по силам, поэтому и не решался браться за эпические развернутые произведения.
*В его творческом багаже рассказы, очень короткие, емкие, наполненные юмором и иронией. Они напоминают мгновенные художественные зарисовки, но в каждом есть идея, которая талантливо раскрывается автором.
*Все его краткие рассказы были в дружелюбной форме с тонким чувством юмора. К сожалению, многие из произведений, написанных в ранние годы творчества, были опубликованы только после перестройки, когда автор находился в преклонном возрасте.
ПАМЯТЬ О ПИСАТЕЛЕ И ХУДОЖНИКЕ В. В. ГОЛЯВКИНЕ:
*В Кировском районе есть детская библиотека, названная в его честь.
*В другой библиотеке – имени Короленко – оформлен «Кабинет Голявкина» (по стечению обстоятельств, она находится в том доме на Бухарестской улице, где долгое время жил писатель).
*К 90-летию мастера прошла выставка картин Голявкина в музее литературы «XX век».
*В Литературном музее Москвы была выставка, посвященная юбилею писателя.
*А, главное, издаются его книги. Произведения Голявкина – это уже детская классика.
фото из открытых источников