50 интересных фактов о Юрии Трифонове
1. Юрий Валентинович Трифонов — известный советский писатель.
Он был и переводчиком, и прозаиком, и публицистом, а также киносценарист.
2. Юрий Трифонов является одной из ключевых фигур литературы советского периода. Он представитель экзистенциального направления в реализме.
3. Юрий Валентинович Трифонов – сейчас подзабытый писатель. Молодые уже, наверное, не знают этого писателя.
4.А ведь Юрий Трифонов — несомненно, выдающийся советский писатель. Его проза от «Студентов» до «Старика» — это этапы советской цивилизации.
5. Его влияние на весь литературный процесс в России было огромным.
6.Если деревенская литература прислушивалась к голосам Василия Белова и Валентина Распутина, Василия Шукшина и Федора Абрамова, то городская литература практически вся была в зависимости от прозы Юрия Трифонова.
7.Автор произведений «Обмен», «Другая жизнь», «Предварительные итоги», «Дом на набережной», «Старик», «Время и место», был ключевой фигурой литературы 1960−1970-х годов.
8.На этой городской прозе Трифонова взрастало и все поколение сорокалетних, от Александра Проханова до Владимира Маканина, от Сергея Есина до Руслана Киреева.
9. Родился Юрий Трифонов 28 августа 1925 года в Москве, в семье с революционными традициями.
10.Отец его был революционером, председателем Военной коллегии Верховного суда СССР. Мать: зоотехник, инженер-экономист.
11.С революцией были тесно связаны бабушка и дед писателя по материнской линии, а также его дядя (брат отца).
12.Детство Юрия можно было бы считать безоблачным, но в 1937 году отец Трифонова был арестован (расстрелян в 1938 году, реабилитирован в 1955), а в 1938 году арестована и мать. Трифонов с сестрой остались на попечении бабушки.
13.В начале войны семью эвакуируют в Ташкент, там Трифонов окончил среднюю школу. В 1943 году он возвращается в Москву, работает на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки.
14. В 1944 году Юрий Трифонов поступает на заочное отделение Литературного института имени Горького. На очное отделение он перевёлся в 1947 году, отработав необходимый стаж на заводе (как член семьи врага народа).
15.В 1949 году он закончил литинститут, защитив в качестве дипломной работы повесть «Студенты». Эта повесть получила Сталинскую премию (1951 год), а Ю.Трифонов неожиданно стал известным.
16.В 1952 году он уезжает вТуркмению на трассу Главного Туркменского канала, и Средняя Азия надолго входит в жизнь и творчество писателя.
17.50-е, 60-е года становятся для Юрия Трифонова временем творческого поиска. В это время писатель публикует ряд рассказов и повесть «Утоление жажды», которой (как и первой своей работой) остался недоволен.
18.В 1969 году с повести «Обмен» начинается цикл «московских» или «городских» повестей, в который также входят «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной».
19.Произведения 1969-1981 годов стали главными в творческом наследии писателя.
С ЖЕНОЙ ОЛЬГОЙ
20. Юрий Трифонов был женат три раза. В 1949 году он женился на певице Нине Нелиной (она умерла в 1966 году). В 1951 году от этого брака родилась дочь. В 1968 году Трифонов женился на Алле Пастуховой.
21.В 1975 году Трифонов в третий раз вступает в брак. Жена Ольга Романовна Мирошниченко (Трифонова).
С СЫНОМ ВАЛЕНТИНОМ
В 1979 году от этого брака родился сын.
22. В 60-е и 70-е годы 20 века писатель был, пожалуй, единственным властителем дум советской интеллигенции.
23.Он формулировал нравственные вопросы, которые действительно волновали образованное общество.
24.Это были вопросы, на которые интеллигенция мучительно искала ответы и не находила их. Не давал на них ответов и Юрий Трифонов.
25.Его произведения очень точно и жестко определяли проблему, но никогда не содержали рецептов «правильного» решения.
26.Например, морально или аморально съезжаться со смертельно больной матерью, чтобы в результате обмена улучшить свои жилищные условия («Обмен»)? На какие компромиссы стоит идти, чтобы защитить вожделенную кандидатскую диссертацию («Другая жизнь»)?
27. Или: какова цена жизненного успеха, средства и цели его достижения («Долгое прощание»)? Почему так нечистоплотна повседневная жизнь тех, кто считает себя интеллектуальной элитой нации («Предварительные итоги»)?
28.Конечно же, читателю, родившемуся и выросшему в постсоветскую эпоху, все эти вопросы непонятны.
29.Однако, без повестей родоначальника московской городской прозы современный историк не сможет понять, как время оттепели сменилось периодом застоя.
30.И в этом смысле книги Трифонова являются первоклассным историческим источником. В них есть то, что отсутствует в деловых бумагах и архивных документах.
31. Юрий Валентинович обладал редчайшим даром проследить цепь событий, связавших далекое и, казалось, давно прошедшее прошлое с настоящим. Он мог вписать серые будни сегодняшнего дня в «большое историческое время».
32.Как это ему удавалось? Трифонов осознавал себя учеником и продолжателем Чехова.
33.Он говорил: «Чехов совершил переворот в области формы. Он открыл великую силу недосказанного. Силу, заключающуюся в простых словах, в краткости».
34.Именно эта великая сила недосказанного, помноженная на способность советского интеллигента, читать между строк, обеспечила феноменальный успех трифоновской прозы.
35.Несмотря на все препоны и рогатки цензуры, прозаик ухитрялся не только высказать все, что он хотел сказать, но и быть понятым вдумчивым читателем.
36.Именно Трифонов, опираясь на творчество Чехова, донес до сознания советского интеллигента мысль о том, что он — лишь звено в длинной, уходящей вглубь веков цепи.
37.Если шестидесятники XIX века не интересовались прошлым своей страны, уничижительно трактуя его как «позорное» и «постыдное», то шестидесятники XX века ни в коей мере не разделяли нигилизм предшественников, которые чванились своим разрывом с миром и временем отцов.
38. Роман Трифонова «Утоление жажды» был выдвинут на соискание Ленинской премии, но награды так и не получил.
39. В 1980 году по предложению немецкого писателя Бёлля Юрий Трифонов был выдвинут на соискание Нобелевской премии. Может, и стал бы лауреатом, да внезапная и нелепая смерть не позволила.
40. Жаль, что Юрий Трифонов умер накануне своего возможного награждения Нобелевской премией, шансы его были очень высоки. А у советской литературы было бы на одного Нобелевского лауреата больше.
41. Булат Окуджава посвятил Трифонову одно из своих стихотворений (Давайте восклицать...)
42. В 1932-1938 годах семья Трифоновых проживала в знаменитом Доме Правительства по адресу улица Серафимовича, дом 2.
43.Дом предназначался для семей партийной элиты и впоследствии стал известен (благодаря повести Трифонова) как «Дом на набережной».
44.Сейчас в доме находится музей, директором которого является вдова Ю. Трифонова, Ольга Трифонова.
45.Вдова Трифонова назвала экранизацию «Долгого прощания» фильмом, сделанным «очень хорошо и очень адекватно».
46.Но она осталась совершенно не довольна экранизацией «Дома на набережной», говоря, что «авторы сценария читали другую книгу».
47. В 1981 году у Трифонова обнаруживают рак почки, и 28 марта 1981 года он умер от послеоперационных осложнений (эмболия).
48. Цитата Трифонова: «Люди, умеющие гениальным образом быть никакими, продвигаются далеко. Вся суть в том, что те, кто имеет с ними дело, довоображают и дорисовывают на никаком фоне все, что им подсказывают их желания и их страхи.»
49. «Многожильный провод истории» — эту великую метафору подарил миру писатель Юрий Трифонов. Если бы Юрий Валентинович не оставил после себя ничего кроме этой метафоры, его имя все равно навсегда сохранилось бы в истории мировой литературы и в истории культуры. Благодаря этой метафоре Трифонов, несомненно, оставил свой след в философии истории: никого не разоблачая, никого не осуждая и никого не казня, он сумел постичь суть бега времени.
50.У Борхеса есть блистательный рассказ «Сфера Паскаля», он был опубликован в 1952 году в книге «Новые расследования» и начинается так: «Быть может, всемирная история — это история нескольких метафор». Одну из них человечеству подарил Трифонов.
фото из открытых источников