Фёдор Абрамов - известный русский писатель, публицист и литературовед
Федор Абрамов был одним из ярчайших представителей «деревенской прозы» — популярного литературного направления 60-80 годов ХХ века.
Произведения Федора Абрамова очень долго шли к своему читателю. Он жил непросто, его биография полна взлетов и падений. Но в настоящее время многие из произведений Федора Абрамова входят в школьную программу, изданы за рубежом, и вызывают неподдельный интерес. Произведения писателя были инсценированы во многих театрах страны. Несколько рассказов Абрамова экранизированы.
ИЗ БИОГРАФИИ ФЁДОРА АБРАМОВА:
Федор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в деревушке Веркола Архангельской области. На его долю выпало трудное детство.
Родители Абрамова были крестьяне, семья крайне нуждалась в деньгах. Отца звали Александр Абрамов, он работал извозчиком в Архангельске. Мама – Степанида Абрамова (в девичестве Заварзина), занималась детьми, которых в семье подрастало пятеро.
В 1921 году отец писателя сильно простудился и умер. Федору, младшему из пятерых детей, на тот момент был всего годик, а старшему брату Михаилу едва исполнилось 15. Но мать, не опустила руки. Она и четверо старших детей выбивались из сил, но все же завели собственное хозяйство, которое принялась поднимать, и спустя 10 лет они выбиться в середняки.
Но досталось это слишком высокой ценой. Сначала вся тяжесть легла на мать и старшего брата, а затем подтянулись и остальные дети. С утра и до вечера трудилась семья Абрамовых, не разгибая спины, и в поле, и дома.
Тяжелое материальное положение помешало детям семьи Абрамовых получить полноценное образование. Михаил и Николай окончили только 3 класса, Василий — 7. Сестра Мария смогла пойти учиться, лишь, когда ей исполнилось 12. Федор, хоть и был младшим, пошел в школу с 7 лет, то есть раньше сестры. Начальную школу Федор окончил в родной деревушке, а потом его забрал к себе старший брат, проживающий в Кушкопале.
Начальную школу Федор окончил с отличием и должен был перейти в семилетку. Но в нее зачислили лишь детей бедняков, а Абрамова, лучшего ученика, не взяли, поскольку считалось, что он из семьи середняков. Это стало для него большим огорчением. Но все закончилось благополучно и чуть позже его все-таки приняли в семилетку.
Учился он с удовольствием и за хорошую успеваемость получал премии. Свое призвание выбрал, еще в пору учебы в старшей школе. Задали написать сочинение на свободную тему. В то время в Испании разгоралась Гражданская война, и он с воодушевлением описал мужество защитников Мадрида. Учитель похвалил его, но добавил: «Лучше пиши о том, что знаешь». Абрамов воспользовался советом. Впоследствии он писал произведения о родном крае.
На формирование будущего писателя как человека и как личности огромное влияние оказал учитель Карпогорской школы Алексей Федорович Калинцев. Он вел и ботанику, и зоологию, и химию, и астрономию, и геологию, и географию, и даже немецкий язык. Немецкий язык он выучил самостоятельно, уже будучи стариком, чтобы, выпускникам, хоть какое-то представление об иностранном языке».
В 9 и 10 классе Фёдор Абрамов получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта.
Учеба давалась Фёдору легко, особенно ему нравились гуманитарные предметы. В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет Ленинградского университета. Экзамены за первый курс Абрамов сдал досрочно.
Но доучиться ему так и не удалось. После третьего курса в 1941 году началась война, и студент-третьекурсник отправился добровольно на фронт в составе народного ополчения 24 июня 1941 года.
Перед уходом на фронт Абрамов досрочно сдал экзамены, чтобы не было академической задолженности. Доучиваться ему пришлось уже после возвращения из армии.
Его ранили в руку буквально в самом начале войны, в сентябре, но так как рана была незначительной, то он восстановился достаточно быстро, и снова вернулся в свою часть.
Второе ранение случилось в ноябре 1941 года, и было гораздо серьезнее. Обе ноги Федора были перебиты, и если бы не боец похоронной команды, который его обнаружил, Абрамов мог бы умереть от потери крови.
Блокадной зимой 41-42 годов находился в ленинградском госпитале, и только в апреле 1942-го его эвакуировали по Ладоге, Федору повезло попасть в последнюю из уходящих машин.
После госпиталя Федор Абрамов был отпущен в отпуск. Он восстанавливался на протяжении трех месяцев, став преподавателем Карпогорской школы.
На родине Фёдор столкнется с тем, что впоследствии назовет «вторым фронтом»: мужчины ушли на войну, остались лишь женщины, дети да старики. Голод, непосильная работа, и, несмотря ни на что, несгибаемая сила духа — все это впоследствии ляжет в основу большинства его произведений.
Летом 1942-го комиссия признала его годным к несению нестроевой службы, и Абрамов получил назначение в 33-й запасной стрелковый полк Архангельского военного округа в качестве заместителя командира роты.
В феврале 1943 года Федора перевели в Архангельское военно-пулеметное училище на должность помощника комвзвода. В апреле того же года оказался в отделе контрразведки «Смерш» при Архангельском военном округе.
В начале Федора назначили помощником оперуполномоченного, в августе 1943-го он стал следователем, в июне 1944-го – старшим следователем. Демобилизовался он в должности старшего следователя. Об этом отрезке своей биографии Абрамов написал повесть под названием «Кто он?», которая была опубликована только после его смерти.
За боевые заслуги писатели был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
Осенью 1945-го Абрамов демобилизовался из «Смерша». Сразу после этого Федор восстановился в университете и продолжил обучение, и, окончив университет с отличием в 1948 году, и сразу поступил в аспирантуру.
В 1951 году писатель закончил учебу в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию по произведениям Шолохова и занял должность старшего преподавателя в родном вузе. Потом стал доцентом и заведующим кафедрой. С 1956 по 1961 год Фёдор Абрамов возглавлял кафедру советской литературы.
В 1960 году Фёдор Абрамов был принят в Союз писателей СССР.
С ЖЕНОЙ ЛЮДМИЛОЙ
Свою будущую жену Людмилу Крутикову Федор встретил в студенческие годы в стенах университета. Она также была студенткой филфака. Их сблизили общие интересы, Людмила впоследствии стала профессиональным критиком.
В 1951-м году влюбленные поженились. С тех пор Людмила на долгие годы станет его верной спутницей и лучшим соратником. Совместную жизнь они начали в в маленькой комнатке коммунальной квартиры. Вся обстановка — стол, два стула и пружинный матрац — была выдана в университете. Буфетом служила картонная коробка из-под печенья.
Абрамов периодически заводил романы на стороне, и жена об этом хорошо знала. Однако отступать не собиралась, и всеми силами боролась за свое счастье. У Людмилы это был второй брак, в первом родился ребенок, погибший в блокадном Ленинграде. Совместных детей в этом браке не было.
Абрамов говорил, что он счастлив в личной жизни, потому что любимая женщина была рядом на протяжении всего пути.
Вместе с мужем Людмила Крутикова написала рецензию на первый роман Константина Симонова «Товарищи по оружию».
В день своего шестидесятилетия он сказал о жене: «… она мой соратник. Она человек, без которого я вообще-то ничего не делаю ни в жизни, ни в литературе...».
За несколько лет до смерти Абрамов много путешествовал. В 1977-м посетил Германию, потом отправился в Финляндию и Штаты.
На протяжении двух лет писатель страдал от тяжелой болезни, спровоцированной фронтовыми ранениями. В 1982 году его прооперировали, на следующий год назначили еще одну операцию. Однако до нее Федор Абрамов не дожил, умер 14 мая 1983 года в возрасте 63 лет. Доктора констатировали у него сердечную недостаточность.
Местом вечного упокоения писателя стало кладбище в его родной деревне Веркола близ Архангельска. Рядом расположен Артемиево-Веркольский монастырь, который Абрамов восстанавливал несколько последних лет. На могиле писателя стоит монумент из гранита, высотой под два метра, на котором изображен крест и высечено его имя.
Фёдор Абрамов — лауреат премии имени Сталина.
Фёдор Абрамов был награждён Орденом Ленина.
В 1987 в веркольской школе создан Литературно-мемориальный музей Абрамова.
Имя писателя носит международный театральный фестиваль «Родниковое слово», который проводит Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова.
В честь писателя назван астероид.
ТВОРЧЕСТВО ФЁДОРА АБРАМОВА:
Одной из первых публикаций Абрамова стал репортаж «Счастливая детвора», занявший почти всю первую полосу районной газеты «Лесной фронт», (1936 год, 1 июля) о жизни первого в районе пионерского лагеря.
Жена брата Василия, у которого Абрамов жил в школьные годы, Ульяна Александровна вспоминала, что заниматься литературой Фёдор начал в 9 классе. В это время в печати появилось его первое (и, вероятно, последнее) стихотворение.
Фёдор Абрамов участвовал в школьной самодеятельности. Так, в спектакле «Борис Годунов» Абрамов играл роль Самозванца, а в «Цыганах» выступал в роли Алеко.
О жизни родного Пинежья Абрамовым был написан первый роман «Братья и сестры». О замысле первого романа Абрамов не раз рассказывал в своих выступлениях: «Не написать «Братья и сестры» я просто не мог… Великий подвиг русской бабы, открывший в 1941 году второй фронт, быть может, не менее тяжкий, чем фронт русского мужика, — как я мог забыть об этом?».
В 1950-м Федор начал работу над своим первым романом «Братья и сестры», и закончил его спустя 6 лет. В 1958 году книга вышла из печати, и получила положительную оценку читателей. Абрамов понял, что именно в литературе его настоящее призвание, он ушел из университета, и занялся написанием прозы.
Интересно, что после выхода первого романа Фёдор Абрамов стал чаще обращаться к рассказам.
Первый роман стал началом литературного цикла под названием «Пряслины», в который вошли еще два романа — «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973). Негативные стороны жизни деревни со всей остротой показаны в этих романах. Тетралогия о жизни северного крестьянства создавалась более 25 лет.
Потом копилка работ автора пополнилась ещё произведениями, посвященными деревенской жизни – «Деревенская проза», «О чем плачут лошади», «Безотцовщина», «Деревянные кони», «Пелагея».
В повести под названием «Алька» рассказывается о деревне на Крайнем Севере, о ее жителях, проблемах, которые им приходится решать ежедневно.
Практически все книги Абрамова не пропускала цензура, их мало печатали, потому что в них звучала неприкрытая правда жизни, а это никогда не нравилось властям. Произведения Абрамова стали печататься только к концу его земного пути.
В 1954 году вышла публикация в «Новом мире» статьи Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», в которой писатель резко высказался против авторов-лауреатов Сталинской премии, замалчивавших реальное положение дел в советской деревне. Сразу после выхода статьи на него обрушилась лавина негодования. А Александр Твардовский, главный редактор журнала, лишился должности.
Именно в это время Абрамов сформировал своё творческое кредо: писать и говорить правду, какой бы горькой она ни была.
Любовь к малой родине писатель сохранил на всю жизнь. Абрамов писал: «Я не могу жить, не могу писать, если не вдохну воздуха родного края, не пройдусь по родной земле, не увижусь с родными и близкими мне людьми».
Одна из комнат в квартире Абрамовых в Ленинграде была превращена в настоящий музей. На полках и стеллажах размещалась деревянная посуда, туеса, лукошки. В углу стояла прялка. В этой комнате Абрамов мысленно переносился в родную Верколу.
Литературный труд Абрамова был организован весьма строго. Даже в самом распорядке дня всё было определено довольно жёстко. Вставал Фёдор Александрович часов в 7, с 9 до 15 работа за письменным столом, никаких посторонних разговоров, никаких других занятий, телефон отключён.
Повесть «Вокруг да около» принесла Абрамову мировую известность. Она была переведена в Англии под названием «Хитрецы», затем издана во многих странах. Ее ставили в один ряд с рассказом Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Произведения Абрамова переводили и издавали во многих странах: ГДР, Финляндии, Польше, Японии, Норвегии, Чехословакии, Англии, Франции, США, Китае и других.
В 70-е годы Фёдор Абрамов много ездил по России. Почти каждый год выезжал в творческие командировки по приглашениям различных организаций и издательств в зарубежные страны, вел путевые дневники, которые позднее опубликовала Л.В. Крутикова-Абрамова.
В 1979 году в газете «Пинежская правда» было опубликовано открытое письмо Федора Абрамова к землякам «Чем живем-кормимся?». В письме Абрамов рассуждал о таких проблемах как безразличие к общественному хозяйству, равнодушие к родной земле, пассивность, нежелание противостоять злу. Позже письмо было перепечатано в газете «Правда» с сокращениями и изменениями без ведома автора. Но и в таком виде оно вызвало широкий резонанс: затронутые в нем проблемы были актуальными в масштабах всей страны.
Романы под общим названием «Пряслины» — наиболее известные произведения автора. В 1975 году за бесспорный талант Абрамову была присуждена Государственная премия СССР, вторая по значимости (после Ленинской) премия в области литературы, искусства, науки и техники.
С 1981 года Абрамов начал собирать материал для своей новой книги. Днями напролет искал он в областном архиве города Архангельска информацию на тему Гражданской войны на Русском Севере. Ранее писатель не работал с историческими документами, полагался только на собственный опыт. Основной темой должна была стать идея служения интеллигенции народу.
Свой роман он назвал «Чистая книга», но так и не успел его окончить. Впоследствии его жена кропотливо собрала все имеющиеся наброски и издала эту книгу посмертно.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЁДОРА АБРАМОВА:
*Федор Абрамов выходец из семьи староверов. И отец, и мать писателя происходили из семьи староверов.
*Старшему брату Абрамова, Михаилу, после смерти отца пришлось заботиться о семье. «Брат-отец »— вспоминал о нём Фёдор Абрамов. Главному герою цикла «Пряслины», человеку со схожей судьбой, писатель дал имя Михаила.
*А прототипом старухи Василисы Милентьевныв из повести «Деревянные кони» стала его мать.
*В 1969 году Фёдор Абрамов подписал письмо против исключения Александра Солженицына из Союза писателей. На его защиту встало лишь 25 человек из 8 тысяч литераторов.
*После ухода отца семья Абрамовых не погибла: мать, Степанида Павловна, с пятью детьми подняла хозяйство и к тому времени, когда Федору исполнилось 10 лет, семья из бедняков выбралась в середняки. В их хозяйстве имелось 2 лошади, 2 коровы, бык и полтора десятка овец.
*Когда гроб с телом отца стоял в избе, женщины, родственницы и соседки, плача, просили Бога, чтобы он «малого прибрал», то есть Федю. Мать сурово возразила: «Не умирать родился — жить!». Тогда женщины решили, что «Степанида, видно, помешалась с горя». *Косить сено Фёдор Абрамов начал в 6 лет.
*В 1971 году в статье «Сюжет и жизнь» Фёдор Абрамов напишет:… в творчестве писателя в той или иной мере всё автобиографично, всё пропущено через его сердце, но в моих романах, в отличие от некоторых повестей и рассказов, эта автобиографичность особого рода. Скажем, не будь в моём личном опыте раннего безотцовства, чувства повышенного долга перед семьёй, перед родными, я бы, вероятно, никогда не смог написать пряслинскую семью, постигнуть, так сказать, красоту и радость взаимовыручки, самопожертвования во имя ближнего».
*Долгие годы писатель вёл дневники.
*В детстве Фёдор Абрамов хотел походить на местного святого, отрока Артемия праведного, известного своим благочестием, кротостью, трудолюбием. Кстати, после обретения его нетленных мощей был создан Веркольский монастырь.
*Материал для романа «Чистая книга» о служении интеллигенции своему народу писатель собирал 25 лет.
*В последние годы писатель занимался восстановлением Артемиево-Веркольского монастыря на родине.
*К своему шестидесятилетию писатель получил 350 телеграмм и более 200 поздравительных писем.
*В третьем классе Абрамову дали премию за хорошую учебу: ткань на брюки и рубашку. По тем временам это была хорошая помощь семье.
*Для практики на филологическом факультете Фёдор Абрамов дома записывал произведения устного народного творчества. *На формирование будущего писателя как человека и как личности огромное влияние оказал учитель Карпогорской школы Алексей Федорович Калинцев. Сам Абрамов впоследствии так вспоминал его: «Всё поражало нас в этом немолодом уже человеке. Поражали феноменальные по тем временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного. В стране не хватало учителей, тем более у нас, в лесной глуши. И вот Алексей Федорович, для того чтобы в школе не сорвать учебный процесс, годами осваивал предмет за предметом.
*В 1982 году Фёдор Абрамов дал интервью еженедельнику «Книжное обозрение». На вопрос, не собирался ли стать учителем, ответил: «Было, было желание стать учителем.… Но влекли и другие профессии, просто разрывало, всюду хотелось успеть. Очень хотелось быть военным, особенно лётчиком – форма нравилась, мечтал о романтической профессии геолога. Всего не перечислишь! Но верх взяла любовь к слову. Я с детства был неравнодушен к слову, к сказкам. Первые книги ошеломили меня...».
*Абрамов считал, что в его жизни было два чуда. Первое чудо случилось с ним на фронте, морозной зимой 1942 года. Ударному батальону был отдан приказ сделать лазы в проволочном заграждении под непрекращающимся минометным обстрелом противника. Абрамов ползком направился к цели. Внезапно прямо перед ним появился немец. Федор бросил в неприятеля гранату, но перед этим фашист успел пустить очередь. Пули прошили ноги бойцу и, истекая кровью, он потерял сознание. Под покровом ночи прибыла специальная бригада, чтобы подобрать убитых. Абрамова положили на плащ-палатку и поволокли в братскую могилу, посчитав мертвым. Но один из солдат по пути нечаянно споткнулся и пролил воду из котелка на лицо Абрамова, а тот застонал. Вот так, поистине чудом он выжил.
*Раненый Фёдор Абрамов попал в госпиталь, расположенный в том самом здании, где он учился всего лишь несколько месяцев назад. *Раненого бойца в тяжелом состоянии доставили в Ленинград. Стоял вопрос ампутации ног, но врачам удалось этого избежать. В осажденном городе Федор Абрамов провел первые, самые тяжелые месяцы блокады. Весной 1942 года его по льду Ладожского озера эвакуировали на Большую землю. Позднее писатель рассказывал, с каким трудом ему удалось выбраться. Впередиидущие машины — одна с блокадными детьми, вторая с ранеными солдатами, пошли на дно Ладоги. А машина, в которой он ехал, сумела проскочить под обстрелом. Писатель называл это своим вторым чудом.
*Литературовед и литературный критик Владимир Лакшин отмечал в своём дневнике ненависть Абрамова к «беднякам» – деревенским лентяям, которые, получив отбольшевиков землю, не поставили на ноги своё хозяйство.
*В годы войны Фёдор Абрамов лечился в тыловых госпиталях Вологодской и Архангельской областей.
*Диссертацию Абрамов писал по «Поднятой целине» Михаила Шолохова. На защиту диссертации Абрамов пришёл в старых рваных ботинках. После защиты коллеги подарили ему новые.
*Академик Дмитрий Лихачев писал об Абрамове, что этот «сильный, мощный, темпераментный» писатель поднимался в своем творчестве «до высот античного пафоса».
ДОМ-МУЗЕЙ ФЁДОРА АБРАМОВА НА ЕГО РОДИНЕ
фото из открытых источников