55 интересных фактов о Габриэле Гарсиа Маркесе
1. Габриэль Гарсиа Маркес — известный колумбийский писатель-прозаик и журналист.
2.Его имя стало знаковым не только для латиноамериканской литературы, но и мировой культуры в целом.
3. Знаменитый латиноамериканский писатель Габриэль Гарсиа Маркес ещё при жизни стал классиком.
4. Легендарный роман «Сто лет одиночества» сразу после публикации был признан шедевром латиноамериканской прозы XX века, а сам автор в одночасье стал самым знаменитым колумбийским писателем.
5. Книга «Сто лет одиночества» появилась в 1967 году в Буэнос-Айресе и за три с половиной года разошлась тиражом в более полумиллиона экземпляров. Влияние Гарсиа Маркеса на литературу было настолько велико, что газета New York Times назвала его популярную книгу «вторым произведением после Книги Бытия, которое обязательно к прочтению для всего человечества».
6. В 1982 году Маркес стал первым колумбийцем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Она была присуждена знаменитому автору с формулировкой «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».
7.Габриэль Гарсиа Маркес родился 6 марта 1927 года в бедном городке Аракатака на севере Колумбии. Свой родной город, который расположен на одноименной реке, Маркес увековечил и сделал прообразом города Макондо в своем знаменитом романе «Сто лет одиночества».
8. Габриэль Гарсиа Маркес был самым старшим из одиннадцати детей простого телеграфиста, Элихио Гарсиа и Луизы Сантьяго Маркес Игуаран.
9. Свою мать будущий классик впервые увидел, когда ему исполнилось два года. С отцом он познакомился в возрасте почти 8 лет. До этого времени он воспитывался в доме дедушки и бабушки по материнской линии.
10.По словам Маркеса, с отцом у него были сложные отношения — он то появлялся, то исчезал из его жизни. Матери же он звонил по телефону на протяжении многих лет каждое воскресенье в одно и то же время, в какой бы стране ни находился.
11.В детстве Габо, по его собственным словам, придумывал себе несуществующих друзей, истории, и говорил семье, что тяжело болен, хотя на самом деле был абсолютно здоров. Ему хотелось «разукрасить жизнь яркими красками». Мальчика за это часто ругали и называли лгуном, и только дед относился к фантазиям внука снисходительно – вероятно, увидел в нем талант писателя.
12.Важнейшим элементом творчества Маркеса являлась национальная культура, народные предания и языковые особенности своей страны. Любовь к наследию Колумбии будущему писателю привили в детстве дедушка и бабушка.
13.Писатель вспоминал, что «источником магического, суеверного и сверхъестественного взгляда на реальность» для него была бабушка. От неё он многое узнал о народных преданиях, суевериях и языке тех мест.
14.Бабушка рассказывала истории о духах, предчувствиях, приметах и предзнаменованиях, которые впоследствии перекочевали в его произведения. Сам Гарсиа Маркес говорил: «Я хотел разрушить демаркационную линию между тем, что казалось реальным, и тем, что казалось фантастическим, ибо в мире, который я стремился воплотить, этого барьера не существовало».
15. Знаменитый латиноамериканский писатель не сразу нашёл своё призвание. В 1940 году он сначала он поступил на юридический факультет Национального университета в Боготе настоянию родителей. Он мог стать юристом или адвокатом, но через четыре года бросил учебу и решил посвятить свою жизнь журналистскому ремеслу.
16. Идея стать писателем пришла к Маркесу, когда он с 1950 по 1952 годы вел колонку в местной газете портового города Барранкилья. Журналистские очерки Гарсиа Маркеса привлекли внимание общественности только, а вслед за этим началась его блестящая карьера писателя.
17. Первые рассказы Маркеса, по его собственным словам, появились под влиянием книги «Превращение» Кафки. Прочитав ее, писатель понял: то, что он считал запрещенным и недопустимым в литературе, на самом деле можно и нужно делать.
18.В то время он сблизился с неформальной группой журналистов и писателей под названием Группа Барранкилья и активно участвовал в их деятельности. Как серьезный прозаик Маркес впервые проявил себя в 1955 году, написав повесть «Палая листва».
19. Основной темой в ранний период творчества Маркеса стала гражданская война, которая так или иначе появлялась в его самых крупных и известных произведениях, таких как «Сто лет одиночества», «Полковнику никто не пишет» и «Недобрый час».
20. Во времена, когда Маркес только начинал свою карьеру писателя, ему часто не хватало денег на собственный угол, поэтому ему нередко приходилось жить в публичных домах.
СЕМЬЯ МАРКЕСА
21. Габриэлю было лет четырнадцать, когда он познакомился со своей будущей женой Мерседес Барча (ей в ту пору было лет девять). В 1945 году Маркес написал стихотворение под названием «Утренний сонет божественной школьнице», посвященное, как полагают, именно Мерседес. В 1958 году будущий классик женился на Мерседес Барча, у них родились два сына – Родриго и Гонсало.
С ЖЕНОЙ МЕРСЕДЕС
22.Родриго Гарсиа стал режиссером, оператором, сценаристом и продюсером, призером Каннского фестиваля. Одна из его последних режиссерских работ, фильм «Таинственный Альберт Ноббс» (2011 год) получила три номинации на премию «Оскар».
23. Ради написания романа «Сто лет одиночества», Маркес бросил работу журналиста и на 18 месяцев переложил все финансовые заботы на плечи жены. Писатель не только оставил работу, но заложил машину и в добровольном заточении безотрывно работал над книгой. Ему не хватало денег, чтобы отправить уже готовое произведение издателю. Маркесу пришлось заложить миксер и фен жены. Узнав об этом, она сказала: «Не хватает только, чтобы роман оказался плохим».
24. Но сразу после публикации романа «Сто лет одиночества» к сорокалетнему колумбийцу пришло признание миллионов читателей. За считанные месяцы увесистая книга была переведена на все европейские языки, а критики в один голос стали называть Гарсиа Маркеса лучшим мастером испанского слова со времён Мигеля де Сервантеса.
25. Для того чтобы по-настоящему оценить вклад Гарсиа Маркеса в мировую литературу, стоит вспомнить, что его роман «Сто лет одиночества» создавался в послевоенную эпоху. В это время в литературе представление о логичном устройстве мира уже было разрушено, Гарсиа Маркес же предложил иной взгляд на реальность, в котором мистическое и рациональное не противоречили друг другу.
26. Маркес является одним из ярчайших представителей направления «магический реализм» в литературе. Для этого направления характерно применение фантастических элементов при описании реалистической картины мира. Этот художественный метод, «магический реализм», был известен и ранее, но именно этот автор сделал его популярным, вдохновив целое поколение писателей.
27. Роман «Сто лет одиночества» – идеальный образец и хрестоматийный пример жанра магического реализма. А еще были «Полковнику никто не пишет», «Осень патриарха», «Любовь во время чумы».
28.В своём знаменитом романе «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркес отвечал на вопрос, которым испокон веков задавались писатели, политики, учёные и философы: «Каким будет наше завтра?»
29.В книге он фактически описал 100 лет жизни семьи Буэндиа, но эта цифра, как и многое в его мудрой книге, имела философский подтекст. Автор утверждал, что время не линейно, а циклично: люди обречены вновь и вновь отвечать на вечные вопросы.
30.Вслед за книгой «Сто лет одиночества» из-под пера Гарсиа Маркеса вышли ещё десятки произведений, которые дополняли главный труд его жизни: «Хроника объявленной смерти», «Любовь во время холеры», «Генерал в своем лабиринте», «Очень старый человек с огромными крыльями» и многие другие.
31.Гарсиа Маркес даже пытался писать сказки, но, к сожалению, из этого ничего не вышло: «Я показал одну из них моим сыновьям, тогда ещё маленьким. Они вернули её со словами: „Папа, ты думаешь, дети совсем тупые?“», — вспоминал о своём неудачном опыте литератор.
32.Маркес отмечал, что даже хотел сочинять мыльные оперы, так как считал, что с их помощью можно гораздо эффективнее добиться признания, чем с романами.
33. Писательством Габриэль Гарсиа Маркес занимался параллельно с журналистикой. Он также сочинял киносценарии.
34. В 1957 году 30-летний Гарсиа Маркес посетил Советский Союз в качестве корреспондента на московском фестивале молодёжи и студентов. Свои воспоминания об этой поездке он запечатлел в эссе «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!». Первым населенным пунктом, который писатель увидел во время своей поездки, стал украинский городок Чоп, где он провел около пяти часов.
35. На протяжении многих лет Гарсиа Маркес выступал в роли рьяного критика американского империализма и сторонника кубинской революции.
36.С 1961 года ему на долгое время был закрыт въезд в Соединенные Штаты, который был снят лишь 30 лет спустя.
37. Мексиканские власти вели надзор за Маркесом с 1965 по 1985 год из-за его связи с коммунистическими режимами и лидерами.
38. В романе «Любовь во время холеры» писатель рассказал трагикомичную историю знакомства и любви своих родителей, союз которых поначалу не одобряли его дедушка и бабушка. По словам Маркеса, только его появление на свет положило конец ссоре: отец и дед подали друг другу руки.
39. Свою повесть «Полковнику никто не пишет» Маркес переписывал 11 раз, добиваясь художественной и психологической убедительности рассказа.
40. По признаниям самого писателя, он писал ради того, чтобы его любили. В своих интервью он шутил, что очень боится, что кто-то в мире его еще не любит.
41. В 1985 году Маркес полностью прекращает писать.
42. Автор романа «Сто лет одиночества» всегда был очень рассудительным человеком, за что ещё в детстве получил прозвище «старикан».
43. Писатель не любил летать самолетами.
44. Документальный роман Маркеса «Известие о похищении» основан на реальных событиях, произошедших в Боготе в 1994 году, когда главой наркомафии Пабло Эскобаром было похищено девять общественных деятелей Колумбии. Тогда погибло два человека, а Габриэль Гарсиа Маркес лично встречался с выжившими жертвами этого похищения.
45. Первой художественной книгой после двадцатилетнего затишья стала повесть «Воспоминания моих печальных шлюх», опубликованная в 2004 году.
46.Примечательно, что колумбиец оказал влияние не только на американских и европейских, но даже советских авторов. В СССР в 1970-80-е годы проза Гарсиа Маркеса произвела настоящий бум интереса к латиноамериканской литературе.
47.Маркес выкуривал по три пачки сигарет в день в периоды работы над произведениями, что и подкосило его здоровье.
48.В 1989 году врачи обнаружили у 62-летнего писателя раковую опухоль в лёгких, однако после перенесенной операции он продолжал работать — выпускал сборники рассказов, сочинял киносценарии.
49.В 1999 году у него нашли лимфому, после чего ему сделали две сложные операции в США и Мексике.
50. Вместо того, чтобы заботиться о своём здоровье, Маркес, когда узнал о раковой опухоли в лёгких, повёл себя весьма непредсказуемо. «Я сократил количество друзей до минимума, отключил телефон, отменил поездки и другие планы и начал писать день и ночь, без остановки», – рассказывал колумбийский писатель.
51. В 2006 году Гарсиа Маркес объявил, что больше не будет писать художественную литературу, и с тех пор публиковал только мемуары.
52. Нобелевский лауреат скончался 17 апреля 2014 года на 88 году жизни от рака. За 30 лет до собственной смерти он написал: «Единственное, о чём я буду жалеть, умирая, что это не от любви».
53.Смерть всенародно любимого писателя стала трагедией не только для колумбийцев, но и для жителей других стран Латинской Америки. Так, после известий о смерти писателя в Колумбии объявили трехдневный траур, а президенты других стран принесли соболезнования его семье.
54.В последнее десятилетие жизни Габриэль Гарсиа Маркес, по словам его «единственного незапрещенного биографа» Джеральда Мартина, был богатым человеком: в последнее десятилетие получасовое интервью, от которого писатель часто отказывался, стоило 50 тысяч долларов.
55. После публикации романа «Сто лет одиночества» будущее Гарсиа Маркеса было предопределено. Проза Маркеса оказалась близка читателям всего мира и во многом определила тенденции современного литературного процесса.
фото из открытого доступа