50 интересных фактов об Иоганнесе Брамсе
1.Иоганнес Брамс — знаменитый немецкий композитор, дирижёр, пианист.
2.Его можно поставить в один ряд с такими великими композиторами как Людвиг Ван Бетховен и Иоганн Себастьян Бах.
3. За свою жизнь Иоганнес Брамс добился действительно многого. Он по праву считается одним из самых видных композиторов эпохи романтизма.
4.Современники Брамса воспринимали композитора и как сторонника традиционных ценностей, и как новатора. В структуре его музыки присутствовали черты, которые указывали на преемственность с творениями Бетховена и Баха.
5.Хотя некоторые люди, жившие в одно время с Иоганнесом Брамсом, считали этого немецкого романтика чересчур академичным. Но никто не может отрицать, что этот композитор сумел сделать немалый вклад в развитие музыки.
РОДИТЕЛИ БРАМСА
6. Биографы Иоганнеса Брамса отмечают, что он родился в очень бедной семье. Родители его снимали более чем скромное жильё, и денег едва-едва хватало на жизнь.
7.Иоганнес Брамс родился в Гамбурге, в одном из наиболее бедных кварталов в семье музыканта и домохозяйки, 7 мая 1833 года.
8.Его отец Иоганн Жакоба играл на струнных и духовых музыкальных инструментах в оркестре. Он даже получил отдельные награды благодаря своей непревзойденной игре. Его мать Джоанна Ниссен была домохозяйкой, и подрабатывала пошивом одежды.
9.Именно его отец стал первым учителем музыки для своего сына, так как музыкальный талант у мальчика проявился в рано, в 7 лет. Уже тогда Иоганнес с помощью отца освоил несколько духовых и струнных инструментов.
10.Отец был искренне рад тому, что у сына обнаружились способности к музыке. Вскоре, заметив стремление Иоганнеса к занятию музыкой, отец стали учить его нотной грамоте и игре на скрипке и виолончели.
ИОГАННЕС БРАМС В ЮНОСТИ
11.Значительный вклад в становление сына, как музыканта, сделали его родители. Когда они поняли, что талант юного Иоганнеса уже превзошёл талант его отца, они нашли ему опытного преподавателя музыки.
12. В 1842 году отец направил ребёнка к пианисту, который был по совместительству его другом. Отто Коссель обучал мальчика игре на фортепиано.
13.У своего попечителя мальчик осваивает основы композиции и игру на фортепиано. Занятия не проходят даром, юное дарование в 10 лет начинает выступать на концертах, причём публика встречала талантливого юношу очень тепло. А уже в 1845 году Иоганнс сочиняет своё первое музыкальное произведение — сонату fis-moll.
14.Будущий композитор развивал способность чувствовать сущность музыки. Спустя 3 года обучения Йоганнес выступает на публике с первым сольным концертом на фортепиано, тогда ему было всего 14 лет. Он представил слушателям фортепианный концерт Моцарта. По его завершении аплодисменты не утихали ещё долго.
15.Коссель переживал за здоровье своего талантливого ученика, а потому, несмотря на выгодное предложение о гастролях в Америке, мужчина настоял на том, чтобы отказаться от них. Вместо этого они вдвоём направились к Эдварду Марксену.
16.К тому времени это был лучший учитель музыки в Гамбурге. Он был поражён игрой юноши, а потому предложил бесплатное обучение. Так как семья Брамса испытывала в тот период бедственное положение, поэтому согласилась на это.
17.Вместе с новым учителем проходили занятия по классу фортепиано. Особый акцент был сделан на произведениях Бетховена и Баха. Этот педагог поддержал в мальчике стремление к сочинительству.
18.Сначалу Брамсу, как когда-то его отцу, приходилось зарабатывать на пропитание вечерней игрой в не самых престижных заведениях. Это были местные таверны, портовые бары, воздух в которых был наполнен запахом табака.
19.А днём он занимался игрой с Марксеном. Столь высокая нагрузка неблагоприятно сказалась на организме Брамса, так как он и без того не отличался крепким здоровьем.
20.Также молодой человек увлекался литературой и философией, что привело к его одиночеству, ведь знакомые из Гамбурга в основном не блистали знаниями. Неудивительно, что в однажды Брамс решил уехать из города.
21.В 1849 году Иоганнес, который к тому времени уже написал много произведений успешно гастролировал. Фирма Cranz получает права на издание его сочинений. Они начинают выпускать нотные партии юного композитора. Брамс подписывается псевдонимом G. W. Marks, который он начинает использовать с 1851 года. Этим именем Иоганнес подписал свои композиции «Скерцо ор.4» и песни «Возвращение на родину», которое впоследствии он уничтожил.
22.В музыкальной среде говорили, что Брамс ликвидировал свои ранние творения из-за того, что их якобы исполняли в борделях. Но конечно это были только домыслы злопыхателей. Но факт остаётся фактом, композитор действительно расправился со многими своими музыкальными произведениями.
23.В дальнейшем Брамс знакомится с удивительными личностями, представляющими музыку в то время. Один за другим в его жизни появились: скрипач из Венгрии Эдуард Ременьи; Ференц Лист; Роберт Шуман. Каждый из них сыграл свою важную роль в становлении Брамса как музыканта и композитора.
24.В 1853 году по рекомендации знакомого Иоганнес поехал в Дюссельдорф. Там он впервые услышал Роберта Шумана, игра которого потрясла его до глубины души. Он предложил в ответ сыграть перед ним несколько своих сочинений. С этих самых пор в доме нового друга он стал желанным гостем. Жена Роберта Клара была его единомышленницей. Было бы справедливо заметить, что они играли роль творческой четы.
25.Молодой композитор 2 недели общался с ними, и на протяжении всего этого времени Шуман делал всё, чтобы поддержать нового друга. Он рассказывал о нём в высших музыкальных кругах, чтобы о молодом даровании узнало как можно больше людей.
26.Прошло несколько месяцев, и Брамс решил вернуться в родной Гамбург. Он активно помогал родителям и одновременно расширял круг знакомых. В этот период он встретил Ханса фон Бюлова. Он имел репутацию уважаемого дирижера и пианиста. Весной 1854 года он исполнил на публике одно из сочинений Брамса.
27.Летом 1856 года Шуман, который долгое время болел психическим заболеванием, скончался. Именно в этот период Брамс начал работать над «Немецким реквиемом». Он вложил в него все свои переживания по поводу ухода друга, которого он глубоко уважал.
28.Брамс очень хотел остаться в родном городе, получить там хорошую работу и остаться там навсегда. Но ему так ничего выгодного и не предложили. По этой причине в 1862 году Иоганнес поехал в Вену, надеясь покорить своими музыкальными талантами австрийскую столицу. Действительно, здесь его ждало всеобщее признание. Но, несмотря на это, он продолжал мечтать о продолжении карьеры в Гамбурге.
29. В 1865 году Брамс узнал о том, что не стало его матери. Он с трудом пережил эту утрату. И снова, как это и полагается творческому человеку, он перевел свои эмоции на язык нот. Он решил закончить «Немецкий реквием», который превратился в отдельное явление европейской классической музыки.
30.В 1868 году, на Пасху, он впервые сыграл это произведение с ошеломляющим успехом. Случилось это прямо перед главным собором в Бремене.
31. В 1869 году Брамс был подвергнут жесткой критике. Стали появляться сообщения в прессе с нелестными отзывами о нем. Это произошло во многом благодаря стараниям завистливого Вагнера. Иоганнес когда-то испортил отношения с ним.
32.Также Брамс был очень требователен к себе и своему творчеству. Ему не нравились произведения, написанные в ранний период, а потому он уничтожил многие из них. 32. В 1871 году Брамс арендовал апартаменты в Вене. В дальнейшем он постоянно проживал именно здесь. С каждым годом композитор становился всё более эгоцентричным, что накладывало отпечаток на его отношения с людьми.
33. Он их заметно отталкивал. Ему удалось испортить отношения со многими знакомыми, в том числе со старыми. Иоахим, который когда-то пригласил его в Дюссельдорф на судьбоносную встречу, поступил аналогичным образом. Когда он заподозрил в измене свою супругу, музыкант заступился за неё, что тот воспринял за оскорбление.
34.У Брамса было очень слабое зрение. Однако, он никогда не носил очков, заявляя, что всё, что ему нужно, он видит, а то, что ускользает от его взгляда, не стоит того, чтобы это рассматривать.
35. Творчество Иоганнеса Брамса очень многогранно, он успел поработать почти во всех музыкальных жанрах. В течение жизни Брамс создал более восьмидесяти произведений различного формата.
36.Но Иоганнес Брамс так и не сочинил ни одной оперы, хотя был гением практически во все других жанрах. Но особенное признание ему принесла его симфония.
37.Его музыку можно назвать самобытной и самостоятельной. У Брамса был свой собственный стиль, оригинальность его произведений не даёт её спутать ни с одним композитором.
38. Летом Иоганнесу нравилось посещать курортные города. Он любил их за целебный воздух, а также за многочисленные места для поиска вдохновения. Зимой он находился в Вене, давая концерты в роли дирижера или исполнителя.
39.Личная жизнь этого знаменитого музыкального гения не сложилась. Брамс не обрёл семейного счастья ни с одной женщиной. Он никогда не состоял в браке, хотя нежные чувства испытывал не один раз. Его многолетняя привязанность к Кларе Шуман, которая была старше него на 13 лет, так и окончилась ничем. Во время болезни Роберта Шумана, он писал его жене любовные послания, но даже после смерти композитора не осмелился ей сделать предложение.
40.В 1859 году он обручился с певицей Агатой фон Зибольт, которая была дочерью профессора из университета. У молодой аристократки был чудный голос и прелестная внешность. Но недовольство Клары Шуман, и сплетни, которые разрастались вокруг них, спровоцировали разрыв помолвки. Брамс был раздавлен, и он пишет своё знаменитое произведение «Струнный секстет “соль минор”». Все остальные его увлечения прекрасным полом были мимолётны, ничего не значащие для Иоганнеса.
41.Брамс замкнулся в себе, стал раздражительным, иногда очень резкий в общении. Он стал нелюдим и злобен. Сейчас, когда он уже стал известным композитором, ему часто приносили молодые дарования свои произведения, чтобы услышать его оценку. И еднпжды, когда молодой автор просил его оценить музыку, написанную к песни на стихи Шиллера, Брамс послушал и изрёк, что «Шиллер бессмертен».
42.Собираясь домой после лечения на курорте, врач спросил знаменитого композитора всем ли он доволен, на что Брамс ответил, что всё хорошо, все свои болезни он увозит обратно.
43. В 1890-х годах великий композитор находился на пике славы. Его произведения стали популярны. Но знакомство С Иоганном Штраусом рождает в нём неуверенность и у него возникает желание прекратить сочинять музыку, он начинает опять выступать как пианист и дирижёр.
44.Но, наверное, талант к сочинительству доминирует над его желаниями. Брамс снова пишет музыку, сочиняет трио и сонаты для кларнета и ещё много фортепианных пьес.
45. В 1896 году Брамс заболевает желтухой. Эта болезнь спровоцировала опухоль, которая образовалась на печени. А вскоре был поражен и весь организм. Больной Иоганнес продолжал писать музыку и выступать на концертах. Он исполняет свои фортепианные произведения, и дирижирует оркестром, практически до самой смерти.
ДОМ-МУЗЕЙ БРАМСА
46.На своё последние выступление, которое состоялось марте 1897 года он приехал уже будучи очень больным. Но концерт окончился нескончаемыми овациями. Иоганнеса много раз вызывали на сцену. Он был очень тронут таким тёплым приёмом публики и поблагодарил преданных поклонников.
47.И всего через месяц после этого выступления, его состояние здоровья резко ухудшилось. Он отказывается от посещения так долгожданной им премьеры оперетты Штрауса «Богиня разума».
48.Свои последние дни жизни он проводит у себя дома в Вене. 3 апреля 1897 году Иоганнес Брамс в возрасте 63 лет, умер от рака печени.Похоронили великого композитора на австрийском кладбище Wiener Zentralfriedhof.
49. Хотя в жизни Брамса было множество любовных увлечений, но ни одно из них не продлилось долго, и композитор так никогда и не женился, и с его смертью род композитора прервался.
50. После своей кончины Брамс оставил любителям музыки бессмертные партитуры. В день, когда его хоронили, на всех кораблях в порту Гамбурга были спущены флаги.
фото из открытого доступа