​85 интересных фактов о Владимире Боровиковском

1. Владимир Лукич Боровиковский – известный российский художник, портретист.

2. Художник жил и работал на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Как мастер, он сформировался в просветительскую эпоху царствования Екатерины Великой.

3. Владимир Боровиковский отдал дань различным стилистическим течениям. До сих пор Боровиковский остается в русской живописи непревзойденным мастером сентиментализма. Вместе с тем, художник ярко проявил себя и как представитель позднего классицизма (ампира).

4.Искусство Боровиковского соответствует философским, эстетическим и религиозным представлениям своего времени. На протяжении всей своей жизни Боровиковский работал много и плодотворно. Он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее свыше трехсот произведений.

5.Прежде всего, живописец полностью реализовался в разнообразных типологических структурах портретного жанра. Это и репрезентативные полотна большого размера, и малоформатные камерные изображения, миниатюры. Отдал дань художник и аллегорическим картинам.

6.Боровиковский — автор многочисленных икон для огромных соборов и небольших церквей, домашних киотов. В старой литературе религиозная живопись художника выдвигалась на первый план и оценивалась очень высоко.

7.Владимир Боровиковский был не просто известным, но и модным портретистом, который часто выполнял дорогие заказы представителей верхушки империи.

8.В целом он успешно преуспевал и написании парадных, интимных портретов, а также миниатюр. Многие его работы сейчас являются образцами для подражания. Его главные качества — добросовестность и максимальная отдача любимому делу.

9.Он не пренебрегал заказами, что подразумевали исполнение копий разных известных полотен, выполняя их иногда лучше, чем оригинал.

10. Родился Владимир Лукич 4 августа 1757 года в бедной семье из рода казаков в Миргороде (Полтавская область Украины). Тогда это была Российская Империя, Украины как таковой ещё не было.

11.Отец его — Лука Иванович – не простой казак, был он иконописцем, чем и зарабатывал себе на жизнь. Про мать живописца ничего не известно. Однако у него было двое братьев.

12.Детство и юность художника протекали в обстановке, способствовавшей развитию способностей талантливого мальчика. Его отец Лука Боровик, дядя, двоюродные и родные братья составляли родственный клан иконописцев.

13.Первые уроки этого ремесла Боровиковский получил у отца и решил продолжить семейное дело. Однако по обычаю того времени он должен был служить на военном поприще.В 1774 году Владимир Боровиковский вступил в Миргородский полк, в котором числился «сверх комплекта».

14.В первой половине 1780-х годов художник в чине поручика вышел в отставку, поселился в Миргороде и теперь уже полностью предался занятию религиозной живописью.Он писал образа для местных храмов (Троицкая и Воскресенская церкви в Миргороде), большая часть которых не сохранилась.

15.В редких образцах («Богоматерь с младенцем», 1787, Музей Украинского искусства, Киев; «Царь Давид», Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Москва) иконописи Боровиковского прослеживается трепетное отношение глубоко верующего человека к созданию религиозного образа.

16. Кроме икон ему нравилось писать различные портреты, что отдаленно напоминали полупрофессиональную живопись самоучки, кстати, эта манера была в тот период очень распространена.

17. По воли случая Владимир покидает родной город. 1787 год для него символизируется с написанием двух аллегорических полотен, что создавались для декорации одного из имперских дворцов.

18.Из-за этого кто-то из почетной свиты увидел в картинах малоизвестного автора талант. Вероятней всего этим человеком был Н. А. Львов, который был очень разносторонней личностью. Он был знаменитым архитектором, поэтом. С легкой руки благодетеля Владимир попал в Петербург, где поселился в поместье Львова.

19.Дорога на обучение в Академию художеств из-за возрастных рамок Боровиковскому уже была закрыта. Года два он обучался мастерству у И. Б. Лампи, который на то время считался одним из лучших австрийских живописцев, что трудились при владениях Екатерины II; по некоторым сведениям, многие советы начинающий мастер черпал из опыта Дмитрия Левицкого.

20. В первое время по приезде в северную столицу Боровиковский продолжал писать иконы. Однако образный строй и стилистика этих работ существенно отличаются от произведений, выполненных в Малороссии.

21.Таковы редкие образцы религиозной живописи «Иосиф с младенцем Христом» (слева на камне указан год исполнения и место написания — 1791, СПб.) и «Товий с ангелом» (оба — в ГТГ). Вероятно, эти небольшие иконки были предназначены для домашних киотов в доме Львова и его окружения.

22.В них уже нет традиционных черт украинского искусства. Напротив, здесь чувствуется знакомство Боровиковского с образцами светской живописи. В выборе сюжетов и построении композиции заметно влияние западноевропейских мастеров.

23. В начале 1790-х годов Боровиковский получил заказ на создание образов для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке. Н.А.Львов, который отвечал за внутреннее убранство храма, рекомендовал художника архимандриту монастыря и городским правителям.

24.Как явствует из архивных документов, высокие заказчики сначала предполагали выбрать традиционный иконописный стиль, но потом согласились с Львовым, предложившим светскую живописную манеру исполнения образов. За два года напряженной работы Боровиковский написал тридцать семь икон, местонахождение которых в настоящее время неизвестно.

25.Возможно, Боровиковский так бы и остался мастером религиозной живописи, но одно существенное обстоятельство в корне повлияло на расширение круга творческих интересов мастера.

26.В 1792 году в Петербург приехал венский портретист И.Б.Лампи, снискавший европейскую славу. Вовлеченный в орбиту восхищения петербургской публики, Владимир Лукич начал работать под руководством признанного маэстро. Копируя его произведения, русский художник усвоил достижения передовой техники европейской живописи и современные приемы письма. С этих пор на первый план выходит его увлечение жанром портрета.

27.Новое понимание портретных задач, отличающее Боровиковского от предшественников, знаменует «Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» (1794, ГТГ). Это — первый пример камерного толкования образа государыни, которая предстает перед зрителем нетрадиционно.

КАРТИНА «ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II НА ПРОГУЛКЕ В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ПАРКЕ»

28. В.Боровиковский показал Екатерину II «по-домашнему», в салопе и чепце. Преклонных лет дама неспешно прогуливается по аллеям старинного парка, опираясь на посох. Рядом с ней — любимая собачка, английская левретка. О необычайной привязанности императрицы к этим существам свидетельствуют современники.

29.Любопытно, что портрет Екатерины II не был исполнен с натуры. Есть свидетельство, что художнику позировала одевшаяся в платье императрицы ее любимая камер-юнгфера (комнатная прислуга) М.С.Перекусихина.

30.За это произведение В.Л.Боровиковский, о котором хлопотал И.Б.Лампи, был удостоен звания «назначенного» в академики. Однако, несмотря на признание Академии художеств, портрет, по-видимому, не понравился императрице и не был приобретен дворцовым ведомством.

31.Тем не менее, отвергнутый Екатериной II, именно этот образ возникает в культурной памяти русских людей благодаря А.С.Пушкину. Выросший в Царском селе, где все было наполнено воспоминаниями о временах «матушки Екатерины», поэт почти «процитировал» портрет в «Капитанской дочке». Образ царицы, земной, доступной, способной к сочувствию и потому милостивой, более импонировал людям александровского времени, и именно таким создал его Пушкин.

32.В лице И.Б.Лампи Боровиковский нашел не только замечательного педагога, но и настоящего друга. Австрийский живописец отличал талант русского ученика. Будучи «почетным вольным общником» Петербургской Академии художеств, Лампи помог Боровиковскому получить (сентябрь 1795 года) звание академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича.

33.О дружеском расположении Лампи к Боровиковскому свидетельствует и тот факт, что после отъезда из России (в мае 1797 года), он оставил свою мастерскую русскому живописцу. В ноябре 1798 года Боровиковской писал родным в Миргород, что он живет теперь «на Большой Миллионной в доме придворного мундкоха господина Верта под №36» (ныне ул. Миллионная, д.12).

34.Известно, что в ателье остались храниться некоторые работы кисти Лампи, которые ошибочно после смерти Боровиковского были причислены к его наследию. Существуют также копии работы Боровиковского. «Очистить» список этого корпуса произведений, разделить работы австрийского и русского художников — одна из важных задач изучения творчества Боровиковского на современном этапе.

35.В начале 1790-х годов Боровиковский написал ряд пасторальных портретов-картин — «Портрет Е. А. Нарышкиной» (ГРМ), «Портрет неизвестных девочек» (Рязанский художественный музей). Как правило, художник выбирал декоративную форму овала, изображал фигуры в рост, обязательно было присутствие пейзажа (сельская природа или парковый ансамбль).

36. Мечтательно-лукавые юные существа изображались на фоне расцветающих розовых кустов, ярких заливных лугов. Неизменными их спутниками были любимые собачки, овечки, козочки. При этом «наборе» можно было легко впасть в слащавость, но Боровиковский не перешел эту грань. Образный строй его произведений отмечен той «нежной чувствительностью», которая исходила из всей эмоциональной настроенности русского общества.

37… В начале 1790-х годов Боровиковский написал миниатюру, представляющую В.В.Капниста (ГРМ). Хотя Василий Васильевич жил в своем родовом имении Обуховке в Малороссии, он вел постоянную переписку с друзьями, часто приезжал в Петербург. Боровиковский выбрал классическую форму тондо и прекрасно вписал в него фигуру Капниста. Поэт представлен на фоне пейзажа, у мраморного бюста молодой дамы. Мечтательному образу молодого литератора соответствует и характер пейзажа, и тонкая живописная гамма.

38. Владимир Боровиковский становится профессионалом в живописи. В 38 лет, в 1795 году он получает звание академика. Через семь лет — почетного советника Академии Художеств. Боровиковский стал тем самым творцом, кто получает заказы и солидную оплату от высокопоставленных мира сего. Парадные портреты, копии картин, а также иконы.

39.В середине 1790-х годов портретист входит в моду, он буквально завален работой. Живописцу приходится дорожить своим временем. «Мне потерять час превеликое в моих обязанностях производит расстройство», — писал Боровиковский брату в Малороссию.

40.Портреты кисти Владимира Лукича нравились не только умением передать сходство с моделью, тонкостью колорита, но и тем, что они отражали новые течения в искусстве.

41.В.Л.Боровиковский написал портреты всех представителей кружка поэтов, близких друзей художника — Н.А.Львова, В.В.Капниста и Г.Р.Державина. Люди весьма разных характеров и темпераментов, они были связаны общностью художественных вкусов и эстетических воззрений.

42.В 1795 году Боровиковскому позировал Г.Р.Державин. В отличие от друзей-литераторов портретист представил его в кабинете, в сенаторском мундире, при орденах.

43.Творчество художника было во многом родственно произведениям Николая Карамзина и писателям его круга. Петербургская публика зачитывалась «Письмами русского путешественника», а карамзинская «Бедная Лиза» стала своего рода бестселлером. Популярны были (особенно в дамском обществе) чувствительные стихи И.И.Дмитриева, лирика В.В.Капниста. Во всех этих произведениях ярко отразились черты русского сентиментализма.

44. На любовном поприще оказалось у Боровиковского всё плохо. Об интрижках его не сообщается, как и о внезапных отпрысках (бастардах). Он всецело был поглощён искусством, это видно из того, как он изображает женщин.

45. Кстати, работал он левой рукой, а мог ли он рисовать правой – мы уже никогда не узнаем. Многие портреты ему приходилось завершать по памяти, что заметно при сравнении (однотипные позы).

46.Тот факт, что Боровиковский был из семьи верующего человека и что он регулярно изображал восхитительные лики святых, говорит о том, что этот человек тоже был верующим.

47.Но он всё равно вступает в масонское ложе (1802 год), затем присоединяется к мистическому кружку некой госпожи Татариновой (1819 год). Записные книжки художника на вопрос «зачем он всё это делал» содержат вполне закономерный ответ: все пошли – и я пошёл, искал общества – не нашёл, разочаровался.

48. Самые знаменательные года у него были на рубеже XVIII- XIX веков, они были недолгими, но замечательными. Наиболее обширно его умения показаны в серии дамских портретов, что выполнены в тот же период — Филипповой, Арсеньевой, Шидловской, Лопухиной, Нарышкиной и других.

49.Возможно, эффектности в них меньше, чем в мужских обликах, зато Боровиковский сумел передать тонкую натуру женской души. Свое превосходство и остроту глаза на мелкие, но важные детали художник сохранял еще длительное время, но в начале 1810-х годов его продуктивность значительно упала.

50.Расцвет его творчества пришелся на краткое и противоречивое правление Павла I, которого называли и «безумным деспотом», и «русским Гамлетом». Боровиковский пережил «дней александровых прекрасное начало», а также нашествие Наполеона и Отечественную войну 1812 года.

51. Боровиковскому особенно удавались изображения «юных дев» из дворянских семейств. При обилии заказов живописец был ограничен числом сеансов с натуры. Основную часть произведения он дописывал в мастерской. Поэтому художник выработал определенный канон: портреты почти одного размера, имеют поясной срез фигур, похож плавный изгиб тела, обязательно присутствие пейзажных фонов.

52.Изображая М.А.Орлову-Давыдову, В.А.Шидловскую, Е.Г.Гагарину, портретист варьирует такие детали, как чуть заметный наклон головы, иное положение руки, направление взгляда, изменяет цветовую тональность.

53.Однако, в лучших творениях Боровиковский достигает высокой степени выразительности. Таков «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» (середина 1790-х годов, ГРМ), которая была воспитанницей Смольного института благородных девиц, фрейлиной императрицы Марии Федоровны.

54.Юная смолянка изображается в костюме «пейзанки»: на ней просторное платье, соломенная шляпка с колосьями, в руках наливное яблочко. Круглолицая Катенька не отличается классической правильностью черт. Однако вздернутый носик, искрящиеся лукавством глаза и легкая усмешка тонких губ придают образу задорность и кокетство. Боровиковский прекрасно уловил непосредственность модели, ее живое обаяние и жизнерадостность.

ПОРТРЕТ Н. И. ДУБОВИЦКОЙ

55.Совершенно другой характер передан в «Портрете Елены Александровны Нарышкиной» (1799, ГТГ). По материнской линии она приходилась внучкой известному российскому адмиралу Сенявину. Ее родители были близки к царскому двору и пользовались одинаковым расположением императоров Павла I и Александра I. Тонкая, образованная девочка отличалась особой красотой.

56.На портрете ей всего четырнадцать лет. Боровиковский любовно и трепетно передает благородную белизну лица Нарышкиной, ее тонкий профиль, пышные завитки волос. Живописная поверхность отличается меньшей прозрачностью, сплавленные мазки создают эмалевую поверхность. Печальное выражение нежного лица подчеркнуто портретистом. Как будто Нарышкина предчувствует невзгоды, уготовленные ей судьбой.

57.Идеал живописца, его представления о красоте русской дворянской барышни воплощен в знаменитом «Портрете М.И.Лопухиной» (1797, ГТГ). Эта картина стала своего рода визитной карточкой живописца. Мария Ивановна Лопухина происходила из древнего графского рода Толстых: ее братом был знаменитый Федор Толстой Американец. В возрасте 22 лет Мария Толстая вышла замуж за пожилого егермейстера двора С.А.Лопухина. Согласно преданию, в браке с ним Мария Ивановна «была очень несчастлива» и через два года умерла от чахотки.

«ПОРТРЕТ М. И. ЛОПУХИНОЙ»

58.На портрете восемнадцатилетняя Мария представлена еще до замужества. Она одета по моде тех лет: на ней — просторное белое платье с прямыми складками, напоминающее античный хитон. На плечи наброшена дорогая кашемировая шаль. Главной темой портрета служит гармоничное слияние человека с природой. Композиционно-ритмические и колористические соотношения даны художником в изображении модели и пейзажа.

59.Лопухина изображена на фоне старинного парка, она опирается на мраморный парапет. Плавный изгиб ее фигуры вторит изгибу дерева на заднем плане, склоненным колосьям ржи и поникшему бутону розы справа. Белые стволы березок перекликаются с цветом хитона, голубые васильки — с шелковым поясом, нежно-лиловая шаль — с цветами розы.

60.Образ М.И.Лопухиной не только овеян удивительной поэтичностью, но и отмечен жизненной достоверностью, такой глубиной чувств, какой не знали предшественники в русской портретной живописи. Не случайно этим портретом восхищались современники художника. С годами притягательность образа не поблекла, напротив, Лопухина продолжала пленять сердца зрителей последующих поколений.

61.Среди поэтических образов барышень эпохи сентиментализма особое место занимает «Портрет Е.Г.Темкиной» (1798, ГТГ), который поражает скульптурной пластичностью форм и нарядной красочной гаммой.

62.Одним из самых выразительных портретов кисти В.Л.Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А.Б.Куракина» (1801–1802).

63. Особое значение в крепостнической России имели произведения, выражавшие сочувствие к простым людям. В усадьбах складывались подчас идиллические отношения между писателями-помещиками и крепостными. Отражением этих отношений служат такие работы В.Боровиковского, как «Лизынька и Дашинька» (1794, ГТГ) и «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» (1795, ГТГ).

64.Портретист запечатлел юных горничных семейства Львовых: «Лизынька на 17-ом году, Дашинька на 16-м» — так гласит надпись, награвированная на обороте цинковой пластинки (этот материал в качестве основы часто применял художник). Обе девицы отличались особым умением плясать. Их способности воспел Г.Р.Державин в стихотворении «Другу». Лизынька и Дашенька воплощают тип чувствительных девушек той эпохи. Их нежные лица прижаты щека к щеке, движения полны юной грации. Брюнетка серьезна и мечтательна, блондинка — живая и смешливая. Дополняя друг друга, они сливаются в гармоничном единстве. Характеру образов соответствуют нежные тона холодных голубовато-сиреневых и теплых золотисто-розовых цветов.

65.В образе Христиньи, кормилицы дочери Львовых, Боровиковский передал скромность, застенчивость крестьянской женщины, тихой, приветливой и ласковой. Живописец любуется ее нарядом: белая рубашка, сквозь которую просвечивает розовое тело, зеленый сарафан, отороченный золотым позументом, малиновый кокошник. Этот портрет является прообразом крестьянских жанровых изображений ученика Боровиковского А.Г.Венецианова.

66.Стремясь передать внутренний мир человека, Боровиковский обратился к той области чувств, которая была связана с семейной идиллией. В творчестве живописца, который до конца дней оставался одиноким, произведения, в которых воспевались семейные радости, приобрели большое значение.

67.Среди ранних изображений следует назвать эскиз «Семейного портрета» (ГТГ), «Семейный портрет В.А. и А.С. Небольсиных» (ГРМ), представляющих супругов с малолетними детьми.

68. Боровиковский создает особый тип малоформатного портрета, близкого миниатюре, но имеющего свои отличия, как в технике, так и в образном звучании. Как правило, это изображения — в четверть натуры или несколько крупнее, они исполнены масляными красками на картоне, оцинкованных пластинках, реже на дереве. Подобные произведения имеют не прикладной, а станковый характер и свидетельствуют о нарастающем интересе к жанру интимного портрета. В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерной формы портрета, получившей развитие в рисунках и акварелях О.А.Кипренского, в акварелях молодого К.П.Брюллова и П.Ф.Соколова.

69.Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ). Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина. Замысел картины — показать идиллию домашнего быта и нежные чувства, рождаемые музыкой, — вполне соответствует духу сентиментализма, но в композицию вводится жанровый мотив действия. Портрет воспринимается как сцена, характеризующая одну из сторон помещичьего быта.

70.Особняком в творчестве мастера стоит картина «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). Боровиковский следует распространенному в иконологии изображению. При этом художник берет за основу не абстрактный, близкий к античному идеалу образ, а обращается к конкретному, народному типу русского крестьянина. Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета.

71.Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки. Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю. Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствуют образу простолюдина.

72. Значительное место в художественном наследии Боровиковского занимают портреты деятелей русской церкви. Традиция портретирования служителей православного культа была заложена в «парсунах» работы неизвестных мастеров петровского времени. Особое развитие получил этот вид портрета в творчестве А.П.Антропова, руководившего иконописцами Синода. Вслед за ним Боровиковский продолжил эту линию портрета в светской живописи. К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ).

73.Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича. Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии. В 1773 году юный семинарист Троице-Сергиевой лавры был отмечен самим митрополитом московским Платоном Левшиным

74. В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть. Новое поколение молодых художников-романтиков начало активно заявлять о себе. В 1812 году в Академии художеств демонстрировались работы Ореста Кипренского, которые сразу снискали огромный успех у публики. Звезда модного портретиста ярко засияла на небосклоне искусства. Мастера восемнадцатого столетия, среди которых был и Боровиковский, постепенно уходили в тень.

75. Наверное, с годами вполне закономерная для любого художника «задвинутость» на второй план его в какой-то степени угнетала (хотелось быть на пике славы самому, а не видеть перед собой молодых).

76.На шестом десятке лет Владимир берёт минимум заказов. Теперь он сам – уважаемый педагог. За всю жизнь Боровиковский успел обучить двух своих воспитанников, один из которых получил мировую славу, его имя — Алексей Венецианов.

77.Владимир Лукич отказался от написания портретов, посвятив себя лишь живописи с религиозной тематикой. Боровиковский исполнил шесть образов для Царских врат главного иконостаса, а также четыре местных образа (для второго и третьего иконостасов). Произведения его кисти в наибольшей степени соответствовали замыслу сооружения. Религиозная пафосность, торжественность композиций при насыщенности цвета были отличительными чертами полотен художника. Живопись Боровиковского привнесла в ансамбль яркость и особую выразительность, по пластической выразительности лики евангелистов были близки скульптуре Мартоса, также украшавшей интерьер.

78.Боровиковский написал также четыре иконы для местного чина. Из этих работ лучшей является великомученица Екатерина, поражающая величественностью и монументальностью, чистотой и благородством образа.

79. Последние годы жизни Боровиковского были печальными, так как современники изменили свои взгляды на живопись, и на смену Боровиковскому пришли другие, менее известные живописцы. Имея за всю жизнь ограниченный круг общения, в лице нескольких друзей, он коротал свою старость в одиночку.

80.Но в религиозных композициях Боровиковского по-прежнему проявлялся талант большого мастера, о чем свидетельствует и иконостас для церкви Смоленского кладбища в Петербурге (ГРМ). Кончина мастера 18 апреля 1825 года прервала работу в её разгаре.

81.Следуя последней воле В.Л.Боровиковского, он «без излишних церемоний» был погребен на том же Смоленском кладбище. Но сейчас там нет его могилы. Её перенесли в 1931 году в Александро-Невскую лавру.

82.Его скромное имущество, согласно завещанию, было передано нуждающимся, а богатое наследие (свыше 200 работ) долгое время хранилось в частных коллекциях, и только после революции многие из них осели в Русском музее Санкт-Петербурга и в Третьяковской галерее.

83.Подавляющее большинство его портретов созданы в период короткой эпохи сентиментализма, которая скорее относится к письменному творчеству. Таких живописцев, как Владимир Боровиковский, с тех пор не было и не будет.

84. Современники могут только имитировать стиль его творчества. К счастью, в наше цифровое время каждый может заказать репродукцию любой из его картин в свою гостиную.

85.Первый биограф художника В.Горленко писал о Боровиковском, как о «вдохновенном религиозном живописце», произведения которого «дышат глубокой и наивной верой, переходящей к концу его жизни в мистический восторг».


фото из открытых источников



+1
19:45
2479
Нет комментариев. Ваш будет первым!