90 интересных фактов о Василии Кандинском
1. Василий Кандинский — русский художник, ставший основоположником абстракционизма.
2.Его называют великим новатором, представителем русского и мирового авангарда, одним из основоположников абстрактного в живописи.
3.Его во многом автобиографическая живопись прошла непростой путь от предметной к абстрактной через личные потрясения и трагедии эпохи. Василий Кандинский считал: вызвать эмоции, поговорить по душам — вот главная задача художника. Кандинский первым понял, что важно не воспроизвести увиденное, а выразить суть, показать незримое.
4.За 50 лет Кандинский создал жанр живописи, в котором главное — эмоции и чувства. Для их раскрытия он использовал формы, линии и цвета, создав новый мир — мир абстракции.
5.Три основных цвета и их разнообразные оттенки, треугольники, квадраты, круги, прямые и изогнутые линии соединяются и расходятся на полотнах Василия Кандинского по особым законам.
6. Он был первым, кто теоретически обосновал принципы нового искусства. Кандинский сравнительно поздно начал свою творческую карьеру и далеко не сразу получил признание, но после того, как это произошло, прославился на весь мир.
ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ В МОЛОДОСТИ
7. Василий Кандинский родился 4 (16) декабря 1866 года. Потомок таежных разбойников, сибирских каторжан, монгольских князей и богатых коммерсантов, Василий Васильевич Кандинский родился в Москве, бесконечную любовь к которой он пронесет через всю свою жизнь.
8.Мальчик с раннего детства воспитывался в много культурной среде: его мать — прибалтийская немка, отец — купец первой гильдии из древнего забайкальского рода.
9.В детстве Василий много путешествовал с семьёй — не только по России, но и по европейским странам.
10. В 1871 году, когда Васе исполнилось 5 лет, в его жизни начался период оседлости — его семья переехала в Одессу из-за слабого здоровья отца.
11.Вскоре после переезда родители художника развелись.
12.В Одессе мальчик закончил обучение в гимназии, получил дополнительное образование по двум направлениям — художественному и музыкальному.
13.Его воспитанием занималась тетя — старшая сестра матери. Именно она привила мальчику любовь к живописи, музыке и литературе, и именно ей через много лет он посвятит свою книгу «О духовном в искусстве».
14.С отцом, которого Василий Кандинский называл «старшим другом», художника связывали теплые доверительные отношения. Он рано заметил любовь сына к искусству и поощрял частные уроки рисунка, игры на фортепиано и виолончели.
15.Как человек из интеллигентной семьи, Василий решил делать карьеру юриста.
16.Он вернулся в родную Москву и поступил на юридический факультет Московского университета. Следующие 10 лет своей жизни художник посвятил праву, национальной экономике и этнографии.
17. Василия Кандинского в 1885 году зачислили в Московский университет. Здесь он с 2-летним перерывом учился до 1893 года на юридическом факультете. Профессор Чупров, руководивший учёбой Василия, рекомендовал оставить Кандинского на кафедре политэкономики и статистики.
18.При ней будущий основатель абстракционизма в живописи Васильевич работал два года, однако в 1895 году обратился к Чупрову с письмом, в котором признался, что наука — не для него.
19. Кандинскому было уже тридцать лет, когда он окончательно решил порвать с наукой и оставить многообещающую карьеру. Перед ним открывались блестящие перспективы: он недавно стал доцентом и получил предложение стать профессором престижного Дерптского университета.
20.Решение о столь резком повороте собственной судьбы Кандинский принял под влиянием выставки картин импрессионистов, которая состоялась в 1895 году в Москве. Как признавался в то время сам Василий Васильевич, чем дальше течёт время, тем сильнее становится в нём любовь к изобразительному искусству.
21. В 1897 году Кандинский начал учёбу в студии живописца Антона Ажбе. Больших успехов в ней он, впрочем, не добился. В 1900 году художника зачислили в Мюнхенскую академию изобразительных искусств, а в 1901 году он основал собственное творческое объединение со школой при нём, в которой начал преподавать.
22.В первый раз Кандинский женился сразу после окончания юридического университета, когда ему было 26 лет. Его женой стала Анна Чемякина — двоюродная сестра художника, которую он знал с самого детства. Она была на 6 лет его старше и во многом напоминала его мать. Это брак был скорее дружеским союзом: Анна поддержала его решение бросить юриспруденцию, была его опорой в эмиграции и безропотно последовала за ним в неизвестность.
23.В Мюнхене брак Кандинского начал распадаться. В то время он преподавал в художественной школе «Фаланга». Там художник сблизился с одной из своих учениц Габриэль Мюнтер, немецкой экспрессионисткой, сильно повлиявшей на его творчество. В течение следующих 11 лет они работали и жили вместе, много путешествовали по Европе, пока не обосновались в Мурнау.
24.В 1911 году Кандинский получил долгожданный развод, но узаконить отношения с Габриэль не спешил. У него так и не хватило смелости окончательно разорвать с ней отношения. Уезжая в 1916 году в Москву, он клялся ей в любви и обещал начать оформление необходимых для брака бумаг, но вместо этого исчез из ее жизни навсегда.
25.Всю войну Габриэль Мюнтер безрезультатно пыталась разыскать Кандинского: писала письма, делала запросы во всевозможные инстанции, пыталась что-то выяснить через общих знакомых. Лишь спустя 4 года она получила письмо от его адвоката: сбежавший жених требовал вернуть все свои картины, старый велосипед, одежду и другие личные вещи. Она узнала, что ее возлюбленный уже давно женат и живет в Германии. Оскорбленная и преданная, она написала ему гневное письмо в 40 страниц.
26.В ответ Кандинский направил лишь нотариально заверенный документ, который давал Мюнтер право распоряжаться его имуществом. Расставание сломало художницу: она отгородилась от всего мира и 10 лет не могла заниматься живописью. Но, несмотря на предательство, Габриэль сумела спасти от фашистов архив и работы Василия Кандинского, рискуя собственной жизнью.
27.Сам Кандинский находился в творческом кризисе: невыясненные отношения с Габриэль тяготили его, и он почти ничего не писал в течение двух лет после переезда в Москву.
28. Всего один случайный звонок вернул Кандинского к жизни. Художник услышал в телефонной трубке голос Нины Андриевской — своей будущей жены. В этот же день он взялся за кисть и написал акварель «Незнакомому голосу». Девушке было 18 лет, когда они обвенчались. Они прожили вместе до самой смерти великого абстракциониста.
29.Одним из переломных моментов на пути к живописи стала этнографическая экспедиция в Вологодскую губернию. Быт Русского севера и народный фольклор захватили Кандинского и послужили отправной точкой его творчества. Славянские мотивы и сказочные сюжеты будут часто встречаться в работах художника. Он писал: «В этих чудесных домах пережил то, чего с тех пор не испытывал. Они научили меня входить в картину, жить в ней всем телом и впереди и позади себя»
30. Три события навсегда изменили жизнь молодого человека. Первым потрясением стала картина «Стог сена» Клода Моне, которую Кандинский увидел на московской выставке французских импрессионистов. Вторым откровением стала оперная постановка Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре. Позже художник напишет в своей автобиографической книге «Ступени»: «Мысленно я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной».
31.В это же время произошло научное открытие деления атома, которое Василий Кандинский воспринял как разрушение всего мира. Потеряв веру в науку и избрав полную неопределенность жизни художника, он отправился в Мюнхен, который стал для него вторым домом.«Немецкие сказки моих детских лет ожили во мне. Я живу в городе искусства, а значит, и в городе сказки»
32.Занятия основами живописи в престижной частной студии Антона Ашбе не вдохновляли Кандинского. Со второй попытки он поступил в Мюнхенскую академию художеств в мастерскую авторитетного немецкого символиста Франца Штука. Через год Кандинский покинул академию, так и не сумев проникнуться академической живописью.
33.В 1901 году Василий Кандинский основал «Фалангу» — ассоциацию художников, выступающую против консерватизма художественных учреждений. Плодотворным для него этот четырехлетний период не стал.
34.Распустив «Фалангу», он со своей гражданской женой, немецкой художницей Габриэль Мюнтер, путешествовал по Европе и эпизодически участвовал в выставках, пока не обосновался в Баварских Альпах в деревне Мурнау, которую сегодня называют «колыбелью абстракционизма». Здесь произошел главный прорыв художника, здесь родилась абстрактная живопись.
35.Ранние работы этого периода написаны под влиянием фовистов и французских постимпрессионистов, главным образом Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. Это в основном пейзажи, построенные на ярких цветовых контрастах, взрыве чистого света и красок, крупных мазках и трансформации пространства. Отныне цвета не выполняли лишь описательную функцию, а несли свой собственный символический смысл.
36.Первым в полном смысле абстрактным произведением художника считается акварель «Без названия», написанная в 1910 году. По мере того, как цвет выходит на первый план, Кандинский отказывается от постимпрессионистских пейзажей, все больше уходит в чистую абстракцию и рисует серии «импровизаций», «импрессий» и «композиций».
37.Импровизации — картины, «внезапные и бессознательные», вдохновленные внутренними потрясениями художника; импрессии — работы, сохраняющие связь с реальностью и внешним миром; композиции — наименее спонтанные и тщательно продуманные произведения, требующие длительной подготовительной работы.
38. В 1908 году Кандинский сделал открытие, о котором рассказал в тексте «Ступени», опубликованном в 1912 году: «Сумерки надвигались. «Я возвращался домой с этюда, еще углубленный в свою работу и в мечты о том, как следовало бы работать, как вдруг увидел перед собой неописуемо прекрасную, пропитанную внутренним горением картину.
39.Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислоненная к стене и стоявшая на боку. Попытка на другой день при дневном свете вызвать то же впечатление удалась только наполовину: хотя картина стояла так же на боку, но я сейчас же различал на ней предметы, не хватало также и тонкой лессировки сумерек. В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».
40. В 1909 году Кандинский принялся за первый большой теоретический текст «О духовном в искусстве», опубликованный в конце 1911 года. Это была созданная Кандинским его новаторская теория «ритмичного» применения цвета и написанием им знаменитого труда. В нем художник представил свое видение искусства, миссия которого — духовного порядка. Там же он высказал теорию об эмоциональном воздействии цветов на человека и об их внутреннем звучании.
41. Именно в этот период картины Кандинского освободились от предметности и превратились в чистые конструкции форм и цветов, а черные линии стали самостоятельными графическими элементами. «Картина с кругом» (1911) и «Картина с черной аркой» (1912) — его первые абстрактные работы.
42.Некоторые искусствоведы именно эту картину 1912 года считают первым абстрактным произведением в истории живописи. На этом полотне мы видим три больших блока цветов: синий, красный и фиолетовый, — которые сталкиваются, как три континента. «Синяя» форма появляется в нижнем левом углу, пересекает пространство, окрашиваясь местами в светло-желтый и красно-оранжевый.
43.Для Кандинского синий — «небесный» цвет, а желтый — «типично земной»; он «беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия». Теплота желтого, сталкиваясь с холодом синего, создает живой, но «болезненный» контраст.
44.Белый цвет — как «великое безмолвие». В нижней правой части много разных оттенков, среди которых доминирует алый: «Упорный, навязчивый, сильный тон… подобен равномерно пылающей страсти; это уверенная в себе сила, которую нелегко заглушить». Над ними третий блок — фиолетовый: цвет, который, согласно Кандинскому, «возникает в результате вытеснения красного синим».
45.Центральная часть композиции — большая черная изогнутая линия, которая пересекает пространство и задает ритм. Черная арка сближает три цветных блока, которые сражаются в контрасте цветов, символизируя конфликт между «духом» и «материей». В этой картине Кандинскому удалось передать духовное беспокойство с помощью чистых абстрактных форм.
46.В 1910 и 1912 годах Василий Васильевич принимал участие в выставках, которые проводило общество «Бубновый валет».
47.В 1911 году Кандинский вместе со своим другом немецким экспрессионистом Францем Марком основал художественное объединение «Синий всадник». Группа, объединявшая художников, музыкантов, философов и поэтов, просуществовала всего три года, но значительно повлияла на европейское авангардное искусство.
48.Про странный выбор названия Кандинский отшучивался: «Марк любил лошадей, а я — всадников. И мы оба любили синий цвет». На самом деле здесь был заложен глубокий смысл: всадником изображен Святой Георгий — защитник духовных ценностей искусства, синий — «типично небесный» цвет символизировал победу над материализмом. «Чем темнее синий цвет, тем более он зовет человека в бесконечное, пробуждает в нем тоску по непорочному и сверхчувственному».
49.Художников захватила идея синтеза всех искусств, который должен был привести к духовному обновлению общества. Они опубликовали одноименный альманах — манифест нового понимания живописи. По их мнению, форму определяет только «внутренняя необходимость», а абстракция позволяет избежать стилизации, которая используется «для красоты» или бессмысленного эксперимента. «Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Прекрасно то, что прекрасно внутренне», — писали они в своем манифесте.
50.Манифест нового понимания живописи стал символом грядущих перемен. И вскоре перемены наступили: «Синий всадник» погиб вместе с Францем Марком в самом начале Первой мировой войны.
51.Но художник не переставал активно творить, и именно в то время он приобрёл всемирное признание в качестве основоположника абстракционизма.
52. Василий Кандинский оставался гражданином России и был вынужден вернуться в Москву. В эти годы художник писал не так много: общественная послереволюционная деятельность захватила его, а потрясения войны и Октябрьская революция разрушили былую цельность его искусства.
53.После революции Кандинский активно включился в общественную деятельность. Он принимал участие в основании Музея живописной культуры, вёл работу по охране памятников, трудился в художественной коллегии.
54.В своем стремлении соответствовать новому художественному порядку, Кандинский работал в отделе ИЗО Наркомпроса — народного комиссариата просвещения, был вице-президентом Академии художественных наук, организовывал работу региональных музеев и публиковал статьи.
55.Живопись этих лет замыкалась на Москве, которую художник называл исходной точкой художественных исканий, своим «живописным камертоном». В своей квартире в Хамовниках Кандинский написал этюды с видами, открывающимися из окон мастерской.
56.Даже в этот кризисный период Кандинский стремился придать искусству научный характер, выработать правила в живописи, облечь свою философию и восприятие мира в институциональную форму. Художник начал преподавать во ВХУТЕМАСе — знаменитой художественно-промышленной школе, российском аналоге Баухауза, а в 1920 году основал и возглавил Институт художественной культуры ИНХУК.
57.Несмотря на все свои усилия, Кандинский так и не смог вписаться в концепцию социалистического производственного искусства. Он был далек от господствующего в те годы конструктивизма и вскоре стал предметом резкой критики со стороны творческой интеллигенции. Кандинского считали посредственным художником, его работы высмеивали и называли «изуродованным спиритизмом».
58.В 1921 году он навсегда покинул Россию, а через семь лет был лишен гражданства как «невозвращенец». Последующие семьдесят лет Василий Кандинский в СССР был под запретом: его картины изъяли из музеев, а статьи и книги художника попали под цензуру.
59. В 1922 году Василий Кандинский с энтузиазмом принял приглашение Вальтера Гропиуса, основателя немецкой школы прикладного искусства и дизайна Баухауз, и переехал в городок Веймар преподавать в школе Баухаус.
60.Начался новый период его творчества, который он сам назвал «лирическим геометризмом». Это синтез лирической абстракции, где главное — выразить эмоции, и абстракции геометрической, сосредоточенной скорее на сочетании форм. Все большее значение в уроках и работах Кандинского приобретают геометрические элементы — особенно круг, полукруг, угол, прямые и изогнутые линии.
61.С 1925 по 1928 год художник особое внимание уделял кругу — и картина «Несколько кругов», созданная в 1926 году, полностью посвящена этой форме.Кандинский писал своему другу и биографу Уиллу Грохману в 1930 году: «Если в последние годы я особенно предпочитаю круг, то повод тому (или причина) — не его „геометрическая“ форма или характеристики, но мое ощущение внутренней силы круга в его бесчисленных вариациях. Я не выбираю форму осознанно — она сама выбирает себя».
62.Первые годы в Баухаузе Кандинский преподавал курсы настенной живописи и аналитического рисунка, учил пониманию элементарных форм и психологии цвета. Впоследствии его исследования композиции и элементов вылились в книгу «Точка и линия на плоскости». Строгие геометрические полотна этого времени относят к «Холодному периоду» в творчестве художника, кульминационным произведением которого считается «Композиция VIII».
63.С переездом в Дессау у Баухауза появились собственные учебные корпуса и мастерские, а для Кандинского открылись новые возможности в преподавании основных курсов живописи. Он поселился в домах преподавателей школы, лично принимал участие в оформлении интерьера своего жилища.
64. Кандинский оформил гражданство Германии. Шестидесятилетний художник наслаждался жизнью, думая, что годы метаний и странствий остались позади. «Живем, как в деревне: слышны куры, поют птицы, лают собаки, пахнет сеном»
65.Но с приходом к власти Гитлера и закрытия Баухауза история вновь повторилась: произведения Кандинского были изъяты из музеев Германии, теоретические труды попали под запрет. В 1933 году он переехал в Париж, а в 1939 году стал гражданином Франции.
66.После вынужденного побега художника во Францию, нацисты объявили его работы «дегенеративным искусством». Картины и эскизы Василия Кандинского среди сотен других были публично сожжены во дворе пожарной станции на окраине Берлина.
67.За 10 лет пребывания во Франции беглый художник так и не стал «своим» ни для парижской творческой интеллигенции, ни для русской эмиграции. Он не понимал ни слова по-французски, а Париж не говорил на языке беспредметной абстракции.
68. Кандинский был близок к тому, чтобы сменить гражданство в третий раз. Опасаясь угрозы немецкой оккупации Франции, он всерьёз подумывал о возможной эмиграции в Америку.
69.Художественный стиль Кандинского в который раз претерпел значительные изменения. Причудливые биоморфные образы в духе сюрреализма сменили строгие геометрические фигуры периода Баухауза. Вместо уже привычной комбинации цветов основной палитры художник использует мягкие пастельные оттенки и полутона: розовый, фиолетовый, бирюзовый и золотой.
70.Сам Кандинский парадоксально называл этот период своего творчества «поистине живописной сказкой». Хотя «сказкой» это тяжелое военное время назвать трудно. Из-за нехватки материалов и средств Кандинский мог позволить себе лишь картины небольшого размера. Порой ему ничего не оставалось делать, как писать простой гуашью на листе дешевого картона.
71.В пригороде Парижа Кандинский нашел свое последнее убежище, но так и не обрел дом, встретил Вторую мировую войну, но не успел увидеть закат фашизма. Он умер 13 декабря 1944 года в городке Нейи-сюр-Сен, что под Парижем за три дня до своего 78-летия.
72.Многие исследователи сходятся во мнении, что Кандинский был синестетом и обладал особой формой восприятия мира. Синестезия выражалась у художника в единстве чувств: он видел цветовые образы, когда слышал музыку, и слышал музыку, когда писал. Свои картины он нередко воспринимал «звучащими» и «вибрирующими».
73.Музыка и живопись для Василия Кандинского — неразрывные понятия. Синтез цвета и звука был основой его художественных убеждений, отправным пунктом его живописи. Он считал, что музыку можно перенести на холст подобно тому, как изображенные на бумаге ноты можно превратить в мелодию. Он рассматривал музыку как наиболее непостижимую и непознаваемую форму искусства, способную влиять на человеческое сознание.
74.«Цвет — это клавиатура, глаза — это молоточки, а душа — пианино со множеством струн. Художник — это играющий оркестр, который касается той или иной клавиши, чтобы вызвать колебания в душе».
75.Синестезия выражалась и в отношении Кандинского к цветовой палитре. Краски для художника были одушевленными «странными существами», способными «создавать нескончаемое число новых миров», а цвета вызывали определенные психические и эмоциональные переживания.
76.Особенно сильно повлияла на творчество художника музыка Арнольда Шёнберга. Венский композитор отказался от тональных и гармонических условностей в своих композициях так же, как когда-то Кандинский ушел от предметности в живописи. Они долго дружили, обменивались идеями, критиковали работы друг друга и вели бурную переписку.
77.В довоенный период художник написал либретто к пьесе «Желтый звук». Это был эксперимент по синтезу драмы, слов, танца, цвета и музыки. Премьера постановки должна была состояться в Мюнхене осенью 1914 года, но Кандинскому не суждено было увидеть ее на сцене.
78.Однажды во время просмотра оперы Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре Кандинский испытал невероятно глубокие переживания от «абсолютного произведения искусства». Слушая музыку, он видел ее перед глазами. «Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной», — писал он позже, пытаясь передать свое впечатление.
79.Вибрации его души вошли в резонанс с музыкой. Из этого он сделал вывод, что если музыка может говорить с душой посредством звуков, то живопись способна сделать то же самое с помощью цветов и форм. С этого момента реальность на картинах Кандинского почти полностью исчезает. Он не воссоздавал окружающий мир, но вдохновлялся ощущениями — визуальными и акустическими — и показывал свое внутреннее восприятие. Название «Фуга» Кандинский придумал, когда картина была закончена: он был уверен в ее «полифоническом звучании».
С ЖЕНОЙ НИНОЙ
80. Единственный сын Василия и Нины Кандинских умер в трехлетнем возрасте. Художник так не оправился от этой потери, и тема детей навсегда стала для него запретной.
81.Главной целью своего искусства Кандинский видел попытку духовно-нравственного спасения человечества. Духовные поиски привели Кандинского к религиозно-мистическим учениям: теософии и антропософии. В них художник нашел подтверждение собственной системе мировосприятия, которая и была основой его творчества.
82.Кандинскому с детства было сложно заучивать цифры и стихотворения, запоминать имена и даты. В гимназии он с трудом освоил таблицу умножения. Чтобы сдать экзамены он использовал зрительные образы и ассоциации.
83.По заказу Кандинского, поддавшегося московскому строительному буму 1910-х годов, был построен шестиэтажный доходный дом на улице Бурденко. Предпринимателем художник был недолго: после революции здание было конфисковано.
84.Мечтатель, мистик и метафизик, Василий Кандинский, с раннего детства и до последних дней жил в своем внутреннем мире, полном загадочных событий и личных переживаний. Современники прозвали его «доктором» из-за степенного вида: он носил очки в тонкой оправе и был всегда безупречно одет. Но это не мешало ему позировать перед фотокамерами то в средневековых доспехах, то в огороде с лопатой, то с котом Васькой на руках. Было в его облике и характере что-то чеховское. Художник был не прочь пошутить и имел громкий заразительный смех.
85.Круг интересов Кандинского выходил далеко за рамки живописи. Его завораживал театр, музыка, психология и литература. Кандинский писал стихи и сценарии, виртуозно играл на виолончели и фортепиано. Он много и с удовольствием читал, любил русскую классику и всегда возил с собой книги отечественных писателей и поэтов.
ПАМЯТНИК ВАСИЛИЮ КАНДИНСКОМУ В МОСКВЕ
86.Среди самых известных картин Кандинского: «Синий всадник». Эта картина стала стимулом к образованию одного из самых влиятельных и известных в мире искусства художественных объединений, которое так и называлось — Der Blaue Reiter; «Последовательность»; «Осень в Мурнау»; «Импровизация 10»; «Лирическое»; «Гора»; «Пляжные корзины в Голландии»; «Москва»; «Синий». Картины нравятся поклонникам абстрактной живописи и творчества Василия Кандинского
87.За прошедшие годы картины Кандинского неоднократно били рекорды на аукционах. Так, в июне 2017 года на Sotheby's это случилось дважды с интервалом в 22 минуты: сначала одну из картин художника купили за 26,7 миллионов долларов, а затем — ещё одну за 42 миллиона долларов.
88.Василий Кандинский — вечный странник и человек-оркестр, философия которого вдохновляла многие поколения художников, от студентов Баухауза до представителей послевоенного абстрактного экспрессионизма.
89.Культовое кресло Марселя Брёйера «Василий» получило свое название в честь Кандинского. Иронично, что кресла этой модели стояли в Баухаузе повсюду, за исключением дома самого художника.
90.Именем Кандинского названы улицы во многих городах, самолёт и даже кратер на ближайшей к Солнцу планете — Меркурии.
фото из открытых источников