​100 интересных фактов о жизни и творчества Роберта Шумана

1.Роберт Шуман — выдающийся немецкий композитор, музыкальный критик и педагог.

2.Его имя стоит в одном ряду с лучшими композиторами мира. Он подарил миру много прекрасных произведений. В его репертуаре есть как масштабные произведения, так и небольшие.

3.Роберт Шуман – один из лучших представителей романтизма как направления в музыкальном искусстве.

4.Его музыка нашла признание во всём мире. Произведения Шумана тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.

5.В своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу романтизма. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849).

6.Творчество Роберта Шумана включает в себя оперу, четыре симфонии, семь увертюр, ряд концертов и огромное количество песен.

7.Шуман внёс большой вклад и в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу.

8.Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.

9. Его отец, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Он обладал от природы поэтическим талантом, но ему пришлось заняться торговлей. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август открыл магазин под названием «Братья Шуманы».

10.Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – 4 сына: Карл, Эдуард, Юлий, Роберт и дочь Эмилия.

11.Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».

12.Роберт рос шаловливым и весёлым ребёнком. Мальчик он был очень симпатичным, с тонко очерченным личиком, которое обрамляли белокурые длинные локоны. Он был не только любимым маминым сыночком, но и баловнем всего семейства. Взрослые и дети спокойно терпели проказы и капризы Роберта.

13.В шестилетнем возрасте Роберта отдали в школу Денера. Среди одноклассников Шуман сразу же стал выделяться и первенствовать. Во всех играх он был вожаком, а когда играли в самую любимую – в солдатики, Роберт непременно избирался полководцем и руководил сражением.

14.В школе Шуман учился неблестяще, но его богатая творческая натура проявилась сразу.

15.Обнаружив у ребёнка отличный музыкальный слух, в семилетнем возрасте родители отдали его к местному органисту Иоганну Кунцшу обучаться игре на фортепиано. Шуман начал учиться играть на фортепиано и добился в этом больших успехов.

16. Кроме музыкальности проявились в Роберте и отцовские гены, мальчик сочинял стихи, чуть позже трагедии и комедии, которые разучивали с товарищами и демонстрировали, иногда даже за умеренную плату.

17.Как только Роберт обучился игре на фортепиано, сразу же стал импровизировать и писать музыку. Поначалу он сочинял танцы, которые кропотливо записывал в толстую нотную тетрадку. В возрасте 10 лет Роберт начал сочинять, в частности, хоровую и оркестровую музыку.

18.Самое уникальное, что у него получалось делать на музыкальном инструменте, – изображать при помощи звуков черты характеров. Он таким образом рисовал на фортепиано своих друзей. Это выходило так здорово, что мальчишки, собравшись вокруг юного композитора, покатывались от смеха.

19. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана.

20.В детстве Роберт приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, выполнял предыздательскую корректуру большого латинского словаря.

21.А школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов.

22.Роберт Шуман долго колебался, чему посвятить свой жизненный путь – музыке или литературе? Отец, конечно же, хотел, чтобы сын осуществил его несбывшиеся мечты и стал писателем или поэтом. Но всё решил случай.

23.В 1819 году в Карлсбаде мальчик попал на концерт Мошелеса. Игра виртуоза произвела на юного Шумана необыкновенное впечатление, он потом долго хранил концертную программку, словно святыню. С этого дня Роберт понял, что сердце его окончательно и бесповоротно принадлежит музыке.

24.В 1828 году юноша окончил гимназию, получив диплом первой степени. Радость от этого слегка омрачалась предстоящим выбором карьеры и профессии.

25. К этому времени умер отец, и Роберт лишился всяческой творческой поддержки. Мама настаивала на дальнейшем юридическом образовании. Послушав её уговоры, Роберт стал студентом Лейпцигского университета.

26.В 1829 году он перевёлся в одно из самых престижных в Германии высших учебных заведений – университет Гейдельберга.

27.Но сердце молодого композитора истосковалось по музыке, и в 1830 году Шуман получил разрешение от матери бросить юридическую учёбу и заняться творческой деятельностью. Музыка всё больше затягивала юношу. Его влекла идея стать концертирующим пианистом.

28.Кода Роберт получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке, он вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиции у Г. Дорна.

29.Во время обучения у Шумана постепенно развился паралич среднего пальца руки и частичный паралич указательного пальца, из-за чего ему пришлось оставить мысль о карьере профессионального пианиста.

30.Его учителем игры на фортепиано был знаменитый немецкий педагог Иоганн Фридрих Вик, и он был уверен, что Шуман станет самым виртуозным пианистом своего времени. Увы, вышеупомянутая болезнь поставила крест на этой карьере.

31.Вся жизнь Роберта Шумана могла бы пойти иначе, если бы не болезнь, из-за которой его рука оказалась частично парализованной. Именно это заставило его оставить игру на пианино и сконцентрироваться на сочинении музыки.

32.Сам Шуман связывал развитие паралича с чрезмерным писанием от руки и чрезмерной продолжительностью игры на фортепиано. Ученые-медики в 1978 году предположили, что паралич мог возникнуть в результате хронической компрессии нерва в районе локтевого сустава. Но до настоящего времени причина недомогания Шумана остается неустановленной.

33. В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг.

34.В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии.

35.В том же, 1840 году, ближе к 30 годам, Роберт Шуман женился. Его избранницей стала дочь Фридриха Вика. Он был учителем музыки и наставником для Шумана. Роберт даже поселился в доме Фридриха Вика ради занятий музыкой. Там он и познакомился с любовью всей своей жизни – дочерью Вика — Кларой.

36.Когда Шуман впервые увидел Клару Вик, она была одиннадцатилетней девочкой. Разница в возрасте между супругами составляла девять лет.

37.Шуман вступил в брак вопреки воле своего отца. Но не только отец Роберта Шумана был против его брака с Кларой Вик – отец девушки тоже категорически не желал выдавать дочь за никому не известного и нищего музыканта, который к тому же славился разгульным образом жизни.

38.Фридрих Вика по законам тех лет мог запретить дочери выходить замуж, и он этим правом воспользовался. Он даже увёз её подальше на целых полтора года, но после новой встречи выяснилось, что чувства пары за это время не утихли.

39.Клара Вик даже обратилась в суд, чтобы оспорить запрет отца на вступление в брак. Судебный процесс продлился почти 2 года, и в результате Клара и Роберт Шуман всё-таки получили право пожениться.

40. В 1840 году, 12 сентября, в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой — Кларой Жозефиной Вик.

41.В день свадьбы Шуман преподнес своей невесте Кларе Вик цикл романтических песен «Мирты», которые написал в ее честь. Клара не осталась в долгу и украсила свадебный убор миртовым венком.

42.В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо.

43.Клара Вик была очень известной и виртуозной пианисткой, и её выступления собирали полные залы публики. Клара также имела отношение к композиторскому искусству и поддерживала своего мужа во всех начинаниях.

44.В семействе Шуманов родилось восемь детей – четыре девочки и четыре мальчика. Правда, не все они пережили младенческий возраст. Самая печальная история связанна с самым младшим сыном. На момент его рождения Шуман уже пребывал в лечебнице. Поэтому, как сын никогда не видел своего знаменитого отца, так и Шуману не удалось увидеть своего самого младшего наследника.

45.Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Свои собственные произведения она тоже сочиняла, но прославленным композитором ей стать не удалось.

46.Находясь на пике славы, композитор с супругой-пианисткой годами гастролировал по разным странам Европы.

47. В 1843 году Феликс Мендельсон основал в Лейпциге высшую школу музыки и театра (сейчас консерватория), Шуман занимался в ней преподаванием по композиции и фортепиано, чтением партитур.

48.В 1844 году Роберт прервал свою преподавательскую деятельность и работу в музыкальной газете, так как поехал с женой в гастрольный тур в Россию, в Москву и Петербург. Приняли их там очень хорошо. Клара играла у самой Государыни, а Шуман завёл много полезных знакомств. Особенно впечатлила супругов роскошь Зимнего Дворца.

49. Вернувшись из России, Роберт отказался дальше издавать газету и полностью посвятил себя написанию музыки. Но такое усердное рвение к работе пагубно стало сказываться на его состоянии.

50.Супруги были безумно счастливы, пока у Роберта не начались психические отклонения. Спустя 4 года у Роберта Шумана начинают проявляться острые приступы нервного расстройства. Критики предполагают, что причина этого — жена композитора.

51.Расстраивало композитора то обстоятельство, что его повсюду встречали как мужа знаменитой пианистки Клары Вик. Но Роберт никогда не завидовал успеху супруги, ведь это Клара была первой исполнительницей всех произведений Шумана и делала его музыку знаменитой.

52.Но, хотя Роберт Шуман был признанным и знаменитым композитором, ощущение того, что он находится в тени славы Клары, его не покидало. В результате душевных переживаний Роберт Шуман делает перерыв длиной в два года в творчестве. Путешествуя с женой в гастрольных турах, он всё больше убеждался, что его слава не вышла за пределы Лейпцига и Дрездена.

53.В 1844 году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там у него впервые проявились признаки нервного расстройства. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.

54.Именно, Клара помогла ему сделать его произведения известными, играя их во время гастролей по Европе и России. Но она была свидетелем стремительного ухудшения здоровья Шумана, которое проявлялось в виде постоянно возвращающихся депрессий.

55.Как бы там ни было, Кла Вик и Роберт Шуман прожили в браке до конца своих дней, оставили после себя восьмерых детей и были похоронены на одном кладбище.

56.История любви о романтических отношениях творческой пары Клары и Роберта Шуманов воплощена в фильме «Песнь любви», увидевшем свет в Америке в 1947 году.

57. Шуман творил в эпоху романтизма и, конечно, это отразилось на его творчестве. Большая часть фортепианных произведений Шумана — это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией.

58.Один из самых типичных циклов — «Карнавал» (1834), в котором пёстрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина — Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена.

59.Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана — музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана.

60.Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и другие.

61. В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией. А единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене.

62. Параллельно композитор развивался в вокальном творчестве, жанре лирической песни. В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка.

63.В течение жизни Шуман прославился не только в качестве композитора, но и в качестве музыкального критика. Заручившись поддержкой наставника, Роберт Шуман в 1834 году основал издание «Новая музыкальная газета». Шуман проявлял себя в своей газете в качестве защитника музыки Шопена, Шуберта, Бетховена и Моцарта.

64.Печатаясь в газете, он критиковал и высмеивал равнодушие к творчеству и искусству под вымышленными именами, которые символизировали полярные черты характера самого композитора. Это периодическое музыкальное издание существовало ещё долго после смерти композитора.

65.Большое внимания заслуживает повествование о создании и сама работа «Альбом для юношества». В день, когда старшей дочери Роберта Шумана исполнялось 7 лет, девочка получила в подарок тетрадь с названием «Альбом для юношества». Тетрадь состояла из сочинений знаменитых композиторов и 8 из них были написаны Робертом Шуманом.

66.Композитор придавал значение этой работе не потому, что любил своих детей и хотел порадовать, ему претил художественный уровень музыкального образования – песни и музыка, которые дети изучали в школе. В альбом вошли пьесы «Веcенняя песня», «Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»,«Зима», которые, на взгляд автора, легкие и понятные для детского восприятия.

67.Шуман открыл публике Иоганнеса Брамса, в то время еще юношу. Как главный редактор популярного музыкального журнала «Новый журнал», он представлял Брамса как гения.

68. В жизни Шуман был весьма закрытым и необщительным человеком. Он очень переживал по поводу того, что уже никогда не сможет осуществить свою мечту и стать знаменитым пианистом. Характер молодого человека после этого изменился — он стал неразговорчив, слишком раним, перестал шутить и разыгрывать своих друзей так, как только он умел это делать.

69.Шумана не очень радовал род его занятий, а именно – написание музыки. Поэтому, к своим творениям он относился очень пренебрежительно. Интерес у него вызывал только процесс написания произведений, а результат быстро становился ему неважным и неинтересным.

70.Шуман часто он забывал о том, что написал то или иное произведение. С этим связан один забавный случай. Как-то Шуману принесли партитуру с созданным им самим произведением. Посмотрев на нее, он сказал, что в мире появился новый, весьма талантливый композитор, и Шуману было бы интересно с ним познакомиться.

71.Известно, что большим увлечением Шумана стало языкознание. Он даже работал в качестве корректора над созданием словаря с латыни.

72.В 1850 году Шумана пригласили в Дюссельдорф занять место городского директора музыки. Приехав с женой в этот город, они поразились тёплой встрече, которую им оказали. Роберт с радостью начал работать на новой должности: вёл духовные концерты в церкви, каждую неделю занимался с хором, управлял симфоническими оркестрами.

73.Получив свежие впечатления в Дюссельдорфе, композитор создал «Рейнскую симфонию», «Мессинскую невесту», увертюры к Шекспировской драме «Юлий Цезарь» и к произведению Гёте «Герман и Доротея».

74.В 1853 году знаменитые композитор и пианистка отправляются путешествовать по Голландии, где их принимали с почестями. Как любой творческий человек, Шуман имел тонкую душевную организацию. Это привело к развитию у него душевного расстройства.

75.Через некоторое время симптомы болезни резко обострились. Вернувшись в Германию, легче не стало. Композитор предпринял попытку самоубийства, спрыгнув в реку Рейн, но его спасли.

76.После чего композитор, более-менее придя в себя, сам настоял на том, чтобы его поместили в психиатрическую лечебницу возле Бонна. Встречи с женой разрешались редко. Хотя сначала Шуману разрешали переписываться с Кларой и принимать друзей. Но вскоре врачи заметили, что после посещений композитор дико возбуждался, и товарищам запретили приходить к больному.

77.29 июля 1856 года в 46 лет великий композитор скончался. По результатам вскрытия причина болезни и смерти в раннем возрасте – переполненные кровью сосуды и повреждения в мозге.

78.Тело великого композитора перевезли в Бонн и предали земле при огромном стечении народа. Жена Шумана пережила его на сорок лет.

79.Супруга Шумана Клара всю жизнь старалась пропагандировать творчество мужа, включая в свои концерты его произведения. Последний концерт она дала в 72 года.

80.Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».

81. Слова композитора «Разум ошибается, чувство — никогда» могут служить эпиграфом не только к его собственным произведениям, но и к творчеству целой плеяды композиторов-романтиков.

82. При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Она романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души.

83.Коллеги «по цеху» тоже не воспринимали современника – Мендельсон отказывался понимать музыку бунтаря и мятежника, Ференц Лист, будучи чутким и романтичным, включал в концертную программу только произведение «Карнавал».

84.Произведения Шумана – это нечто «личное». Его музыка очень переменчива, что отражает то раздвоение личности, которым постепенно начинал заболевать композитор. Шуман и сам не скрывал, что его натуре свойственна двойственность.

85.Гармоничный язык его произведений более сложный, чем у его современников. Ритм творений Шумана достаточно прихотлив и капризен. Хотя это не помешало композитору снискать народную славу еще при жизни.

86.Однажды во время прогулки в парке композитор насвистывал себе под нос тему из «Карнавала». Один из прохожих сделал ему замечание: мол, если у вас нет слуха, то лучше не «портьте» произведения уважаемого композитора.

87.Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме.

88.Петр Чайковский, Ференц Лист, Фредерик Шопен по праву называются величайшими композиторами 19 века. Но чаще слышится фраза шумановский период, такое название дается эпохе романтизма в мире музыки.

89.Несмотря на свою короткую жизнь, Роберт Шуман является одним из самых уважаемых композиторов романтической музыки и видным музыкальным критиком.

90.Жизнь Шумана и его творческое наследие настолько популярны в музыкальном мире, что нередко организовываются именные конкурсы и награды в честь знаменитого композитора.

91. Еще в 1956 году в Берлине был проведен первый конкурс для исполнителей академической музыки, который называется Internationaler Robert-Schumann-Wettbewerb. Первое мероприятие было приурочено к 100-летию со дня смерти композитора.

92.Это событие мирового класса, посвященное пианистам и певцам. Конкурс проводится каждые четыре года. Успешная карьера многих великих артистов началась после выступления именно на этом конкурсе.

93.Начиная с 1964 года, существует музыкальная премия имени Роберта Шумана, учрежденная мэрией Цвиккау. Лауреатов премии чествуют, по традиции, в день рождения композитора — 8 июня. В их числе — музыканты, дирижеры и музыковеды, внесшие весомую лепту в популяризацию произведений композитора. Ещё в 2003 году материальная составляющая премии приравнивалась к сумме 10 000 евро.

94.Музыка Роберта Шумана, композитора романтических произведений и известного музыкального критика, все еще восхищает публику спустя 200 лет после его рождения. В рамках празднования этой годовщины его родной город Цвиккау организовывал на протяжении целого года мероприятия в честь Шумана.

95.А конкурс «Маленький Шуман» предназначен, прежде всего, для молодых талантов, чтобы дать им возможность показать свое мастерство. Молодежь от 10 до 19 лет в трех возрастных группах соревнуется друг с другом. Лучшие из них получают специальный приз.

ПАМЯТНИК ШУМАНУ В ЦВИККАУ

96.На самом деле традиция праздновать юбилеи Роберта Шумана началась еще при его жизни. Первый фестиваль Шумана состоялся в 1847 году, когда Роберт Шуман сам был дирижёром своей второй симфонии и специально по этому поводу написал гимн.

97.С тех пор такое событие носит название Zwickauer Musiktage (Дни музыки в Цвиккау) и каждый год собирает поклонников вместе. Сам Шуман вывел идею проведения такого фестиваля с тем, чтобы установить знак «любви к величайшей музыке».

98. Музыка Роберта Шумана сопровождает современное кино: «Доктор Хаус», «Дедушка легкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».

99. Произведение Шумана «Грёзы» постоянно звучит в Зале Воинской Славы Мамаева Кургана.

100.А приверженцы музыкотерапии рекомендуют для спокойного сна слушать «Грезы» Шумана.


фото из открытых источников



+1
17:52
1405
Нет комментариев. Ваш будет первым!