Достопримечательности Еревана - 1 часть
1. Ереван — столица и самый большой города Армении, который передает всю сущность и красоту этой страны.
2.Ереван практически ровесник Рима: первая крепость была построена здесь в 782 году до н. э., и некоторые архитектурные памятники сохранились ещё с тех времён. Но также в городе имеется множество интересных музеев и современных скульптур.
3.В Ереване так много достопримечательностей, что невозможно все их описать, а тем более посетить за один день. 4.Древние храмы и крепости, тематические музеи, природные чудеса — в Ереване туристов ждёт огромное количество мест и впечатлений.
5.Армения первой приняла христианство, благодаря чему здесь расположено много старых и уникальных храмов и монастырей.
6.В Ереване культура на высоте, а местные театры и музеи регулярно входят в списки лучших не только в СНГ, но и во всем мире. А ещё здесь красивейшая природа, восточный колорит, великолепная кухня и прекрасные люди.
7.Многих путешественников в Ереване порадуют величественные монументы, древние храмы, интересные музеи и яркие природные достопримечательности окрестностей города. Древняя армянская столица также порадует современными развлечениями и детей, и взрослых.
АРХИТЕКТУРНО-МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС БОЛЬШОЙ КАСКАД
8.Архитектурно-монументальный комплекс Большой Каскад — это одно из самых узнаваемых мест Еревана и прекрасный пример городского благоустройства. Располагается он на естественном склоне и представляет собой каскад из пяти открытых террас, на которых расположены фонтаны, клумбы с растениями, разнообразные арт-объекты и места для отдыха.
9.Первый его проект создан еще в 1924 году архитектором Александром Таманяном, которому установлен памятник на Каскаде. А сстроительство 5-ти открытых террас началось в 1971 году. В 1980 году. комплекс открыли, но не достроили до конца. Работы возобновились в 2002 году по инициативе Джерарда Гефесчяна, армянина из США.
10.572 белых ступени продолжают путь до вершины высотой в 302 метра, а общая высота Каскада — 450 метров. Ширина лестницы — 50 метров. На этой грандиозной лестнице комплекса работают выставочные залы, разбиты цветники, установлены скульптурные группы и прекрасные фонтаны, а наверху возвышается памятник «Возрожденная Армения». Внизу у подножия комплекса разбит двор с садом и скульптурным рядом. На протяжении всего подъема по Каскаду расположены кафе и рестораны, проходят концерты классической музыки и джаза. С высоты колоссальной лестницы открываются невероятные виды на Ереван и Арарат, особенно прекрасны пейзажи ереванского заката, и великолепен торжественный образ Каскада в ночной подсветке.
11.Террасы в теплое время года часто становятся местом проведения музыкальных концертов и даже показа спектаклей, а в расположенных рядом кафе всегда много посетителей. Подняться на вершину можно как по лестнице, так и с помощью эскалатора, расположенного внутри. По обе стороны от эскалатора располагаются экспонаты центра искусств Гафесчяна. Он имеет обилие современных инсталляций: от абстрактных картин до скульптур. Например, тут лежит на постаменте с сигаретой в руках «Курящая женщина» и ярко блестит роскошный «Дворец Сваровски» из хрусталя. Часть объектов выставлена прямо на улице. Этот художественный музей был открыт в 2009 году американо-армянским бизнесменом Джерардом Гафесчяном. Экспозиция насчитывает свыше 5 тысяч работ, большая часть которых была передана из личной коллекции Гафесчяна.
СТАТУЯ «МАТЬ АРМЕНИЯ»
12. Статуя «Мать Армения» — это главный военный мемориал города. Она изображает женщину с мечом, символически убирающую оружие в ножны. Этот монумент общей высотой 54 метра установлен в парке «Ахтанак» на возвышенности, поэтому виден издалека со всех сторон. Его изваял скульптор Ара Арутюнян. Пьедестал был изготовлен в 1950 году, и на нем ранее возвышалась скульптура Сталина, после ее демонтажа в 1967 году был установлен Монумент Мать-Армения. Он украшен национальным орнаментом и резьбой.
13.Монумент Мать Армения» сделан из чеканной меди, символизирующий величие Армении, воплощен в образе матери, которая убирает меч в ножны. У ее ног покоится щит. На лбу матери изображена золотая родинка. Фигура облачена в строгие сдержанные одежды. В образе Матери-Армении заметен мотив женщины-воительницы. Что сразу бросается в глаза, так это гораздо большие размеры пьедестала, чем самой скульптуры. А секрет в том, что внутри основания монумента размещается военно-исторический музей, занимающий три этажа. десь открыты две экспозиции, которые посвящены участию армянского народа в двух войнах — Великой Отечественной и Карабахской. Среди экспонатов оружие и различная бронетехника. Памятник и музей дополняет выставка военной техники снаружи, где представлены легендарная «Катюша» и Т-34. Рядом с мемориалом работают кафе и парк «Ахтанак» (Парк Победы).
14. В Ереване много святынь: храмов, соборов, церквей. Даже имеется мечеть. Основная часть населения столицы исповедует христианство, посещая храмы Армянской Апостольской Церкви. Но в мегаполисе проживают жители и других вероисповеданий.
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЯ
15.Кафедральный собор святого Григория Просветителя В столице находится самый большой собор в Армении — Собор Святого Григория Просветителя, расположенный на улице Ерванда Качара. Автором проекта является Степан Кюркчян. Это второй по величине собор в Закавказье, созданный в стиле традиционной армянской архитектуры. Открылся он в 2001 году к 1700-летию христианства в Армении. Тогда оно стало государственной религией страны. Собору пожертвовали реликвию из Рима, и на освящение храма приезжал Папа Римский Иоанн Павел II. В основном сооружение отстроено на средства Алека Манукяна и других меценатов.
16.Храм неслучайно назван именем Григория Просветителя, ведь именно он в III столетии принес народу Армении христианство, за что провел несколько лет в темнице по приказу царя Тиридата. Однако в какой-то момент царь захворал и смог излечиться лишь после молитвы Григория. Будучи под впечатлением, он в 301 году объявил христианство главной религией в государстве. Таким образом, Армения первой в мире сделала христианство государственной религией. Построенный собор представляет собой комплекс из трёх храмов: два из них посвящены царю Тиридату и царице Ахшен, которая также помогла Григорию в распространении веры. В архитектурном плане собор Святого Григория Просветителя вобрал в себя все лучшие архитектурные традиции армянского культового зодчества, сложившегося на протяжении нескольких веков.
17.Центральный купол Собора, включающего три храма и две церкви, возвышается на высоту 54 метра. В храме оборудовано 1 00 мест для сидения. Общая площадь комплекса 3 822 квадратных метров. Территория облагорожена зелеными аллеями, украшенными красивыми фонарями и подстриженными деревьями. Колоритные черты национального армянского стиля видны в конусовидных куполах, символизирующих вершину горы Арарат, симметричных арках с вертикальным акцентом, пересеченной формой крыши, уступами и арочным порталом. К храму ведёт живописная аллея с туями, а рядом расположился небольшой парк Еритасардутян — красивое место для спокойных прогулок и отдыха на берегу озера.
ЦЕРКОВЬ СУРБ ЗОРАВОР АСТВАЦАЦИН
18.Церковь Сурб Зоравор Аствацацин – это древняя церковь IX века. Ещё в IX веке здесь находился молельный дом, так как постройка была сооружена в виде маленького дома. Затем эта церковь перестроена в XVII столетии. В 1632-1635 годах здесь.был основан монастырь. Из-за землетрясения 1679 года он был практически полностью разрушен, из-за чего и прекратил своё существование. После землетрясения 1679 году её пришлось реставрировать. Не прошло и 20 лет, как на месте обители возвели существующий сейчас храм Сурб Зоравор..
19.В 1694 году церковь вновь открыли, и с тех пор она является одним из интереснейших старинных храмов, названных в честь Святой Богородицы — Сурб Аствацацин. Изначально он был назван в честь Богородицы, но позднее переименован ввиду того, что здесь долгое время хранилось Евангелие «Зоравор», считавшееся чудодейственным. В честь этого чудодейственного Евангелия к названию добавили слово «зоравор», по его армянскому названию.
20.Храм выстроен в виде бескупольной трехнефной базилики и украшен вмурованными хачкарами — армянскими крестами XVII века. В 1890 году часовню отделили и установили купол, по армянской традиции — конусообразный. Молельный зал украшен двумя парами пилонов, для архитектуры характерна простота и строгий стиль, храм имеет несколько арок и притвор с декоративными колоннами. В 1970 году храм вернули церкви, тогда его отреставрировали, построили дом священников и озеленили территорию. С момента основания храм практически не изменился, а его почтенный возраст делает его одной из старейших церквей Еревана.
21.Среди множества христианских храмов в Ереване есть и яркий мусульманский. Несмотря на то, что Армения христианская страна, в Ереване есть одна действующая мечеть — Голубая мечеть, расположенная на проспекте Месропа Маштоца.
ГОЛУБАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ В ЕРЕВАНЕ
22.Голубая Соборная мечеть в персидском архитектурном стиле была построена в 1764-1768 годах Гусейнали-ханом Каджаром. Во времена советской власти в ней открыли музей, затем Планетарий, потом — Центр иранской общины Армении, который находится здесь до сих пор. Это старинное религиозное здание XVIII века получило своё имя благодаря обилию голубой керамики во внешнем оформлении. Можно долго любоваться узорами на фасаде, но стоит также заглянуть внутрь, так как мечеть действующая. Рядом возвышается красивый 24-метровый минарет в том же стиле — раньше здесь таких было четыре, но время пощадило только один.
23.В 1996-1999 годах мечеть восстанавливали на средства Ирана. На 7 000 квадратных метрах разместился весь комплекс храма вместе с внутренним двориком размером 47 на 71 метр. Купол и минарет, возвышающийся на 25 метров, украшен декоративными плитками с майоликой, создающими красивый восточный орнамент. До 1945 года у Голубой мечети было 3 минарета, их снесли и оставили только один.
24… Голубая мечеть в Ереване занимает довольно обширную территорию. В мечети есть 28 помещений, библиотека и внутренний двор. Она представляет собой комплекс, куда входит, собственно, сама мечеть, минарет, библиотека, внутренний двор и более 20 павильонов. Построена мечеть была во второй половине XVIII века, и долгое время являлась одним из главных исламских центров региона. При советской власти мечеть закрыли и разместили внутри исторический музей, который находился здесь вплоть до начала 90-х годов. В основном комплекс отлично сохранился, если не учитывать 3 разрушенные в 1945 году минарета.
25.Раньше во дворе Голубой мечети находилась самая известная в старом Ереване чайная. В 1920‑е годы она приобрела новое значение как социальное пространство. Здесь проходили творческие встречи таких интеллектуалов, поэтов и художников, как Мартирос Сарьян, Уильям Сароян, Осип Мандельштам, Андрей Белый. Собирались они обычно вокруг огромного медного самовара. Чай подавали «чайчи» (так называли работников чайных). Как вспоминал Мандельштам: «Чай был горячим и всегда хорошо заваренный. Сейчас Голубая мечеть — это не только историко-архитектурный памятник, но и действующая мечеть, где регулярно проходят службы.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ КАТОГИКЕ
26.Церковь святой Богоматери Катогике – это старинная церковь, точно неизвестно когда она была построена, но древнейшие надписи на её стенах датированы 1264 годом. Как ни странно, но до 1936 года никто не знал о существовании храма Катогике. Дело в том, что он был заключен в построенную в конце XVIII столетия базилику. Её решили разрушить, в результате чего обнаружили, что возведена она была вокруг более ранней церкви. Сохранить архитектурный памятник удалось лишь благодаря протестам со стороны археологов.
27. Церковь святой Богоматери Катогике расположена она в Ереване в районе Кентрон. Сооружение выполнено из туфа в армянском архитектурном стиле, характеризующимся сегментированным конусообразным куполом, увенчанным крестом. Пересеченные крыши и узкие вертикали арок, хачкары, арочный вход, парные полуколонны украшают храм в национальной традиции. На камнях высечены древние надписи 1264 года.
28.Во время землетрясения 1679 года храм пострадал, в 1695 году к нему пристроили трехнефную базилику Святой Богородицы. Молельный зал площадью 19,3 на 14 метров был самым вместительным в Ереване. Но в 1936 г.оду во времена богоборчества базилику Святой Богородицы снесли, освобождая площадь под лингвистический институт и жилые здания. Только благодаря протестам населения сохранилась древняя церковь Катогике, спрятавшаяся внутри базилики. На камнях были найдены старинные хачкары XV—XVII веков. Сейчас храм располагает маленькой площадью 7,5 на 5,4 метра и поэтому используется как часовня.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ АННЫ
29.Церковь святой Анны. Из-за своих малых размеров храм святой Богоматери Катогике используется в качестве часовни, а вот массовые богослужения проходят в возведенной рядом церкви Святой Анны. Храм был возведен в 2015 году и архитектурно устроен так, чтобы дополнять церковь Святой Богоматери Катогике. Крестово-купольный храм и колокольня построены силами Армянской Апостольской церкви и архитектором Ваагном Мовсисяном.
30.Церковь выполнена в стиле армянской архитектуры: конусовидные сегментированные зубчатые купола, символизирующие вершину горы Арарат; барабан украшен арками с изящными двойными полуколоннами; вертикально-акцентированные арочные проходы; пересекающиеся плоскости крыши; богатые армянские орнаменты на стенах. В 2015 г.оду церковь освятил Католикос Гарегин II. Храм построен рядом с церковью Катогике, сочетаясь с ней общим стилем, словно заключая маленькую церковь в объятия.
ЦЕРКОВЬ СУРБ ОВАНЕС МКРТИЧ
31. Церковь Сурб Ованес Мкртич — армянская церковь, основанная в 670 году, работает в наши дни после разрушений, восстановления и реконструкции. Современное здание построено в 1710 году на месте древней церкви, которая не устояла во время землетрясения 1679 года. Деньги на восстановление пожертвовал Мелик Агамал. В 1979 году был предложен план восстановления трехнефной базилики Церкви Сурб Ованес Мкртич. Через 10 лет началась её реконструкция. Церковь отремонтировали, создали купол, внешние стены и фасад облицевали красным туфом, пол молельного зала выложили мрамором, благоустроили внутреннее убранство, алтарь украсили барельефами и возвели колокольню.
ХРАМ ПОКРОВА СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
32.Храм Покрова Пресвятой Богородицы. В ведении Ереванской Армянской Епархии находится православный Покровский храм (Покрова Пресвятой Богородицы). Он был построен в 1913-1916 годах по типовому проекту Федора Вержбицкого, как еще 60 подобных церквей. В 1918 году храм закрыли, сняли кресты, устроив в нем лечебницу, театр и клуб офицеров. Только в 1991 году церковь открылась, а в 2000 году храму вернули прежний вид, но первоначальный проект утрачен. Католикос всех армян Гарегин II передал храму Владимирский образ Пресвятой Богородицы кисти армянского иконописца. Церковь, часовня и колокольня увенчаны шлемовидным и конусообразным куполами с золотыми луковками, крыша двускатная, внутренний интерьер наполнен светом и богат православными росписями. Комплекс огорожен забором с кирпичными столбами.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО САРКИСА
33. Викариальная церковь Святого Саркиса. Землетрясение 1679 года оказалось разрушительным и для церкви Святого Саркиса, но уже в скором времени храм был восстановлен на прежнем месте в былом виде. Та церковь, которую мы можем наблюдать сейчас, относится к середине XIX столетия, а свой современный облик она получила после капитальной реконструкции в девяностых. Старое здание в основном было сохранено, но при этом храм обрел новый вид, стал куда крупнее и комфортнее. Изменения особенно заметны благодаря куполу, который был заменен на более крупный и пополнился веерообразным шпилем. Также была установлена галерея для хора, который выступает в Сурб Саркис на протяжении многих лет и считается одним из лучших христианских вокальных коллективов в Ереване.
34. При знакомстве с достопримечательностями Еревана лучше всего прогуляться по центральному кварталу Кентрон. Здесь сосредоточено большинство основных памятников и музеев города. Главные известные памятники Еревана посвящены, как правило, историческим событиям и выдающимся деятелям, внесшим большой вклад в становление и развитие как Армении, так и её столицы.
ПАМЯТНИК ДАВИДУ САСУНСКОМУ
35.Памятник Давиду Сасунскому. Древний армянский эпос VIII-X веков повествует о национальном герое Давиде Сасунском, который одержал блестящие победы в противостоянии арабским захватчикам в средневековом армянском царстве. Эпос был увековечен в письменном виде в 1873 году Гарегином Срвандзтянцем. Монументальное сооружение в память Давида Сасунского возведено в 1959 году Микаэлом Мазманяном и Ервандом Кочаром.
36.Медная статуя всадника высотой 12 метров возвышается в центре 25-ти метрового бассейна на огромном постаменте. Давид атакует врага. Его конь встал на дыбы, а воин, поднявшись в стременах, вынимает меч из ножен, чтобы безжалостно разить неприятеля. 8 столетий образ национального героя не был увековечен в скульптуре, но к тысячелетию народного эпоса скульпторам отвели всего полтора месяца для творческой работы.
ПАМЯТНИК «ВОЗРОЖДЁННАЯ АРМЕНИЯ»
37. Торжественная презентация памятник 50-летия Октябрьской революции состоялась в 1967 году. Идеей являлось ознаменование юбилея революции 1917 года, но затем его переименовали в Памятник 50-ти летия Советской Армении, а после провозглашения Независимости он имеет второе название — «Возрожденная Армения».
38.Обелиск в форме монолитного каменного параллелепипеда, с круглыми зубцами наверху, украшен рельефами «знаков вечности» в национальной традиции крестов-хачкаров и символов движения солнца и изгиба виноградной лозы. Наверху сияет золотой лепесток, обращенный к Еревану, бережно заключенный между двумя зубцами, символизирующими руки, охраняющие росток вечной жизни.
ПАМЯТНИК АРНО БАБАДЖАНЯНУ
39.В 2003 году состоялась церемония торжественного открытия памятника великому композитору Арно Бабаджаняну, созданного Давидом Беджаняном. Монумент 2,8 метра высотой, из гранита и бронзы, расположили перед зданием Ереванского Театра Оперы и Балета. Он возвышается около водоема с названием «Лебединое озеро». Художественное воплощение образа композитора очень оригинально и экспрессивно. Композитор вскинул руки над роялем, словно крылья горного орла. Характерен огромный нос армянского деятеля, непропорциональный и гротескный. Слишком короткие ноги фигуры композитора подвергались критике. Скульптура была демонтирована, но 4 июля 2003 года её установили вновь.
СКУЛЬПТУРА АЙКА НААПЕТА
40.Скульптура Айка Наапета популярна в Ереване. Айк — центральный образ армянской истории и национального самосознания. Как следует из Библейского писания, он — праправнук Ноя. Айк получил в наследство Армению и стал первым царем династии Айкидов. От него идет род армян-гаев.
41.Согласно преданиям, армянское царство было основано в 2 492 году до н. э. на месте победоносного сражения. Земли древних армян раскинулись вокруг 3-х озер и великого Арарата, который теперь находится на территории Турции. Самоназвание Армении от имени древнего царя — «Hayastan», а армян — «Hay». Монумент из закаленной меди высотой 3,5 метра установлен на высокий постамент. Легендарный царь стремительно шагает навстречу врагу, натянув тетиву тугого лука. Айк перешагнул пропасть, опираясь на две скалы. Вождь в могучем порыве символизирует волю к победе и силу преодоления препятствий на пути народа.
СТАТУЯ ВААГНА-ДРАКОНОБОРЦА
42. Статуя Ваагна-драконоборца. Ваагн — бог молнии и огня, войны и грозы был красивым рыжеволосым могучим юношей с огненными очами. В древние времена он боролся с драконами-вишапами. Образ Ваагна-драконоборца перекликается с богами пантеона греков, иранцев и парфян. Ваагн украл у главы рода ассирийцев Баршама солому и вознесся с ней на небеса. Из упавших соломинок образовался Млечный путь. Драконоборец владел 4-мя стихиями: воздухом, водой, землей и огнем.
43.В 1969 гОДУ скульптором Карленом Нуриджаняном была возведена статуя Ваагна-драконоборца. В 2001 году скульптура упала от штормового ветра, затем была отреставрирована, и в 2004 году памятник истории и культуры города заново установили на новом месте. Высота медной скульптуры — 3,5 ме5тра, а вес достигает 400 килограммов. Она возвышается на монументе-скале. Ваагн, обладающий невиданной мощью и силами 4-х стихий, повергает дракона, врага рода человеческого, побеждая зло в смертельной схватке.
СКУЛЬПТУРА «ВИЦИН, НИКУЛИН И МОРГУНОВ»
44. В наше время появилось модное течение: устанавливать городские уличные скульптурные группы, статуи персонажей Советских кинофильмов, полюбившихся зрителям бывшего СССР. В исторической памяти народов сохраняются образы той эпохи, несмотря на новые рыночные отношения, как проявление ностальгии по утраченному духовному единству общей культуры.
45.Ереван также преуспел в плане городского фольклора. Например, у кафе «Кавказская пленница», положившего образ одноименного кинофильма в основу дизайна заведения, установлено легендарное бронзовое трио: Георгий Вицин, Евгений Моргунов и Юрий Никулин. Трус, Бывалый и Балбес взирают на прохожих, всем видом показывая, что нужно обязательно заглянуть в ресторанчик и вкусить отменной кавказской кухни. «Бамбарбия, киргуду!» — пешеходы вспоминают, улыбаясь, кадры любимого фильма. Внутренний дизайн ресторана полностью подчинен идеям этой картины.
46. Кроме памятников и монументов, в Ереване можно также посетить несколько архитектурных достопримечательностей.
ЖИЛОЙ ДОМ АКАДЕМИИ НАУК
47.Жилой дом Академии наук в Ереване – это памятник культурного наследия Республики Армения. Он был построен для филиала Академии наук в 1939 году архитекторами Марком Григоряном и Самвелом Сафаряном. На основе филиала в 1943 году была открыта Академия Армянской ССР, которая называется теперь Национальной.
48.На 4-х этажном здании сталинской постройки с небольшими уютными балкончиками установлены 11 памятных досок выдающимся ученым: Саркису Амбарцумовичу Варданяну, Айку Габриеловичу Гюликехвяну, Сурену Амбарцумовичу Погосяну и многим другим. Здесь проводились встречи ученых, конференции, и важные научные мероприятия. В настоящее время здание продано частному лицу.
КИНОТЕАТР «НАИРИ»
49.Кинотеатр «Наири» в армянской столице в 1920 -1950 годах располагался в другом здании. Он переехал в теперешнее строение после его постройки в 1954 году, открыв для зрителей два зала: летний (открытый) и закрытый. Сейчас в театре три зала: на 231 место; 42 места; и 12 мест — камерный зал. «Наири» первым демонстрировал армянский фильм «Заре» об истории борьбы курдского народа, чем гордится по праву.
50.Фасад трехэтажного здания из красного камня имеет яркие черты армянского архитектурного стиля: вертикально акцентированные арки разных размеров богато украшают вход и угловой ризалит; вертикальность усилена архивольтами второго яруса, над каждым из которых расположены парные арочные окошки; арки обрамлены изящными полуколоннами. Гармоничные пропорции поддерживают целостность и ритм стилистики этой достопримечательности города.
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ БАШНЯ
51. 32-я по высоте телебашня мира в столице Армении была построена в 1974-1977 годах. Сооружение запланировали построить в 1960 году вместо старой 180- метровой телевышки. Конструкция выполнена из низколегированной стали и возводилась с помощью самоподъемных кранов производства СССР. Самая высокая телебашня в Закавказье и 4-я по высоте в СССР состоит из 3 частей: фундамент, корпус и антенна. Треугольное основание высотой 71 метр имеет закрытую платформу, а открытая смотровая площадка находится на высоте 137 метров.
52.Сооружение окрашено в белый и оранжевый цвет для визуализации. Вес телебашни — 1900 тонн. Башня построена на холме Норк, возвышаясь на 1170 метров над уровнем моря, откуда открывается великолепный вид. Но экскурсии на смотровую площадку сейчас не проводятся. Из Еревана старую телебашню перевезли в Гюмри, где она сегодня продолжает работу.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
53. В Ереване много разных музеев, которые стоит посетить. Один из интереснейших музеев — Национальный исторический музей Армении. Этот музей открыли в 1920 году. Музей располагает редчайшими экспонатами: клинописные таблички, украшения, образцы древних инструментов, бронзовые и мраморные скульптуры и предметы, хачкары, керамика, старинные монеты, оружие, рукописи и документы разных народностей Армянского нагорья. Найдены доспехи царя Урарту Аргишти с клинописью, есть экспонаты эллинистического периода: мраморная скульптура Артемиды.
В ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ ЕРЕВАНА
54. В музее экспонируется книжная миниатюра, кружево, ковры, костюмы. Армения предстает в целостном образе с древних времен до наших дней, видны взаимосвязи между народами Римской империи, Византии, Ассирия, Хеттского царства, острова Крит, Египта, Кавказа и армян. Национальный исторический музей имеет отделы по этнографии, археологии, истории, реставрации и нумизматике. В коллекции хранится более 400 000 экспонатов разных эпох. Здание музея демонстрирует яркий восточный колорит: фронтальный фасад украшен 11-ю арками — архивольтами, центральный архивольт — масштабный портал. Сзади примыкает высокое здание, построенное ранее. Особенно эффектно совершенные пропорции музея выглядят в вечерней подсветке.
ИНСТИТУТ ДРЕВНИХ РУКОПИСЕЙ МАТЕНАДАРАН
55… Институт древних рукописей Матенадаран – это крупнейший в мире институт, где хранятся уникальные древнейшие рукописи, в том числе армянские, был создан по проекту архитектора Марка Григоряна и возведен в 1959 году. В основу коллекции легли рукописи Эчмиадзина — монастыря, которые собирались со времен Месропа Маштоца, создавшего армянский алфавит. В научно-исследовательском центре Матендаран сейчас хранится одно из крупнейших собраний рукописей в мире, в большинстве своём армянских. Учреждение было создано после национализации крупной коллекции рукописей, до этого принадлежавших Эчмиадзинскому монастырю, расположенному в городе Вагаршапат.
56.Древнейшими рукописями в Матенадаране считаются труды Месропа Маштоца, который является создателем армянского алфавита, письменности и литературы. На сегодняшний день в фондах института насчитывается свыше 17 тысяч древних рукописей на разных языках: персидском, азербайджанском, индийском, сирийском, греческом, грузинском, арабском, латыни, русском, иврите, армянском и других языках и больше 100 тысяч древнейших архивных документов. Большинство из них находятся на реставрации или исследовании, но самые интересные и ценные экспонируются в музее Матенадаран. Здание института построено в армянском стиле: прямоугольный фасад украшен вертикально-акцентированными узкими арочными нишами, которые идут снизу до верха и центральным масштабным арочным архивольтом, порталом такой же высоты, вдоль фасада установлены фигуры древних мыслителей.
ДОМ-МУЗЕЙ СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА
57. Дом-музей Сергея Параджанова — один из самых популярных музеев Еревана, он посвящён культовому армянскому художнику и режиссёру XX столетия. С Ереваном связано имя этого выдающегося деятеля культуры — режиссера, сценариста и художника Сергея Параджанова. Своими фильмами он внес огромный вклад не только в советское, но и в мировое кино, а многие его киноленты получили статус нетленной классики: «Тени забытых предков», «Цвет граната» и другие. Сергей Параджанов, вернувшийся в армянскую столицу в 1988 году после Спитакского землетрясения, лично выбрал место и проект для своего дома, а также принимал участие в создании собственного мемориального музея, правда, до его открытия не дожил.
В МУЗЕЕ СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА
58.Музей открылся в 1991 году, спустя год после смерти режиссера. Экспозиция посвящена деятельности и жизни советского режиссера-кинематографиста. На выставке собрана большая коллекция наследия Параджанова: афиши, рисунки, раскадровки, декорации и бутафория из фильмов, письма и подарки от именитых писателей, режиссеров, актеров и даже политиков. Музей прославился выставками, приемами и публикациями. Его посещали Никита Михалков, Евгений Евтушенко, Александр Лукашенко, Михаил Вартанов, Владимир Путин и другие. Строение представляет собой традиционный кавказский двухэтажный дом с огороженным внутренним двориком и деревянной галереей.
59.В музее можно увидеть воссозданные интерьеры дома Параджанова и ещё почти 1500 экспонатов: литературное творчество Параджанова, которое включает 1400 экспонатов, личные вещи мастера, рисунки, коллажи, авторские инсталляции, предметы, созданные руками режиссера, а также переписку с известными людьми из мира кино (например, Федерико Феллини и Тарковским). Музей регулярно гастролирует, организовывая выставки в Каннах, Токио, Риме, Голливуде и других городах планеты.
ДОМ-МУЗЕЙ МАРТИРОСА САРЬЯНА
60.Дом-музей Мартироса Сарьяна открыли в 1967 году, еще при жизни художника, в здании, где он жил и творил в 1932-1972 годах. Двухэтажное сооружение строилось постепенно, по проекту Александра Таманяна. А затем в 1967 году к нему пристроили трехэтажную галерею по проекту Марка Григоряна. Непревзойденный маэстро, великий колорист, положил начало светской школы живописи в Армении. Работы мастера свежи, словно на них еще не высохли мазки. В музее экспонируются личные вещи Сарьяна, 50 работ автора, документы, предметы быта и фотографии известного художника.
ДОМ-МУЗЕЙ АРАМА ХАЧАТУРЯНА
61.Дом-музей Арама Хачатуряна – это место, посвящённое культовому армянскому композитору XX века, который переосмыслил и по-новому преподнёс народную музыку своей страны. В советское время Арам Хачатурян, считался одним из ведущих композиторов, его имя гремело на весь СССР. Уже трудно сосчитать, сколько музыкальных произведений для театра, оперы и кино создал Хачатурян, но несомненно, его наследие оказало огромное влияние на советскую и постсоветскую музыку. Через несколько лет после смерти композитора в 1982 году был создан мемориальный музей, расположившийся в доме, где он композитор во время визитов в Ереван. Любопытно, что принимал участие в создании и оформлении музея и сам Хачатурян, который завещал сюда многие личные вещи, связанные как с его жизнью, так и с творчеством.
62. Здание музея довольно большое, поэтому здесь размещается концертный зал, где часто выступают с произведениями великого армянского композитора. Кроме того, при музее работает мастерская по реставрации музыкальных инструментов и библиотека, где можно взять напрокат компакт-диски и виниловые пластинки. К созданию музея подошли со всей ответственностью, поэтому даже фасад был перестроен, чтобы соответствовать статусу. Среди экспонатов — личных вещей Хачатуряна, есть его пианино (не копия, а настоящее).
В НАЦИОНАЛЬНОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ В ЕРЕВАНЕ
63.Национальная картинная галерея в Ереване — это один из крупнейших и самых посещаемых музеев СНГ. Она основана в 1921 году. За более чем 100 лет существования галереи здесь удалось собрать внушительную коллекцию армянского искусства, не имеющую аналогов в мире. Кроме того, на выставке экспонируются картины многих русских и западноевропейских художников: Айвазовский, Тинторетто, Строцци, Бассано и других. Национальная картинная галерея Армении выставлена на 3-8 этажах комплекса над историческим музеем. Она занимает 6 из 8 этажей крупного комплекса, а нижние два выделены под исторический музей.
64.Коллекция, собранная в галерее, является крупнейшей в мире. Здесь одних картин Айвазовского представлено значительное собрание. В фондах галереи хранятся 35 000 экспонатов, 350 полотен относятся к западноевропейскому отделу. Огромное содействие в формировании коллекции было оказано армянскими меценатами, а также пожертвованиями граждан и иностранных организаций. В галерее экспонируются 700 образцов армянского национального искусства периодов с XVIII века и до нашего времени. Особенно интересны 170 полотен итальянских, голландских, французских, фламандских мастеров, немецкая, испанская живопись и образцы европейской графики.
МУЗЕЙ ИСТОРИИ В ЕРЕВАНЕ
65.Музей истории города Еревана расположен музей в центре города. Он открылся почти одновременно с галереей, а его экспозиция основана на собрании армянского этнографического общества. Здесь всё так же представлены различные артефакты минувших эпох, помогающие узнать о том, как жили армяне за много лет до нас. В 1931 году в двух комнатах пожарного депо открылась выставка, посвященная истории Еревана. Долгое время музей кочевал с места на место. Он 56 лет находился в здании Голубой мечети, в 1994 году разместился в здании бывшей женской гимназии, а затем переехал в среднюю школу № 1, и только в 2005 году обрел место в левом крыле здания Ереванского горсовета, построенного за год до этого.
66.Как известно, основан Ереван был в 782 году до н. э., поэтому и экспозиция в музее собралась приличная. Здесь почти 100 тысяч экспонатов в деталях рассказывают об истории этого города с древних времен до современности, о чем свидетельствуют артефакты: этнографические, археологические и нумизматические, а также скульптуры, книги, письма, картины, фотографии и другое. Собрано здесь буквально всё, начиная от археологических находок дохристианской эпохи, заканчивая вещами из прошлого столетия. Культура, религия, быт, экономика, государственное устройство и военное дело — об этом и многом другом можно узнать во время увлекательной экскурсии по музею истории.
. ЦЕНТР ИСКУССТВ ГАФЕСЧЯН
67.Центр искусств Гафесчян — художественный музей Еревана. Он который был создан американским бизнесменом Джерардом Левоном Гафесчяном в 2009 году. Место для музея предоставлено правительством Армении в Комплексе Каскад. Основу коллекции составляет собрание Левона Гафесчяна. В музее можно познакомиться с работами Марка Шагала, Григора Ханджяна, Фернандо Ботеро, Джона Алтуна Аршиля Горки, Энди Уорхола и других.
В МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
68. Музей современного искусства Музей современного искусства в нашем понимании— это то, что появилось не так давно. Но Ереван в этом имеет пальму первенства, ведь здесь ещё в 1972 открылся первый во всём СССР музей современного искусства. Изначально выставка состояла из работ художников-шестидесятников, но потом пополнилась ещё сотнями интереснейших произведений. На сегодняшний день в экспозиции представлены работы молодых творцов из Армении и других стран, чьи фамилии особенно известны в искусствоведческих кругах. В 2020 году ереванский музей вошёл в пятерку лучших музеев современного искусства в СНГ.
ФАБРИКА-МУЗЕЙ КОВРОВ «МЕГЕРЯН КАРПЕТ»
69. История ковроткачества насчитывает уже несколько тысячелетий. Каждая из восточных стран привнесла что-то своё в это старинное ремесло, не осталась в стороне и Армения, подарившая миру великолепные ковры с уникальными узорами. Семья Мегерян из Еревана занимается производством ковров уже на протяжении четырех поколений. На их фабрике «Мегерян Карпет» промышляют не только производством новых, но и реставрацией старых ковров ручной работы. Экскурсии здесь проводят по производственным цехам и музею, где можно познакомиться как с процессом создания ковра, так и с его многовековой историей. После экскурсии стоит побывать в аутентичном ресторане, расположенном здесь же, а также заглянуть в магазин: вполне возможно, у вас возникнет непреодолимое желание приобрести один из ковров.
(продолжение следует)
фото из открытого доступа