8​5 интересных фактов о писателе Уильяме Теккерее

1. Уильям Мейкпис Теккерей — известный английский писатель-сатирик.

2. Уильям Теккерей известен, в основном, благодаря сатирическому роману «Ярмарка тщеславия».

3.Но в библиографии писателя множество ценных произведений, от «Книги снобов» до сказки «Роза и кольцо».

4.За 52 года жизни англичанин создал десятки романов и повестей, обличающих общество и власть, и запомнился миру как «остроязычный» художник слова.

5. Теккерей занимал в британской – и в европейской литературе одно из самых заметных мест.

6. Английский писатель-сатирик Уильям Мейкпис Теккерей родился 18 июля 1811 года.

7. Уильям Мейкпис Теккерей родился в Калькутте, колониальной Британской Индии в семье чиновника английской колониальной службы, человека состоятельного и респектабельного.

8.Он был единственным ребенком в семье Ричмонда Теккерея и Энн Бехер.

9.Отец будущего писателя умер в 1815 году от лихорадки, и через год мать отправила сына учиться в Англию.

10. Школьные годы были безрадостными для будущего писателя. Теккерей писал позднее в „Книге снобов", … что воспитание молодого поколения, по всей видимости, считалось делом столь пустым и маловажным, что за него мог взяться почти каждый человек, вооруженный розгой и надлежащей ученой степенью и рясой».

11.Уильям болезненно переживал разлуку с матерью, судя по всему, между ними была тесная семейная связь. В 1817 году его мать вышла замуж за первую любовь Генри Кармайкла-Смита, а через 3 года пара переехала в Англию.

12.Сын увидел родное лицо после долгой разлуки, но ненадолго: его отправили в закрытую школу Чартерхаус в Лондоне. Здесь мальчик подружился с Джоном Личем, будущим карикатуристом. В последний год обучения Уильям заболел, и поступление в Тринити-колледж Кембриджа пришлось отложить до февраля 1829 года.

13.Обучение в Кембриджском университете также мало удовлетворяло запросы молодого Теккерея, который отличался большим разнообразием духовных интересов и незаурядными способностями живописца.

14.Молодого человека не интересовали точные науки. Будучи студентом Кембриджа, он принимал участие в неофициальной студенческой печати. Теккерей публиковал сатирические статьи в университетских журналах «The Snob» и «The Gownsman».

15.Переписка с матерью, относящаяся к этому времени, свидетельствует о широком кругозоре Теккерея, его увлечении поэзией и личностью Шелли, о котором он собирался написать трактат. В дальнейшем Теккерея с матерью будет связывать крепкая и нежная дружба, именно ей он будет поверять тайны своего сердца, делиться творческими планами и намерениями.

16. Первые стихотворные произведения Теккерея, в том числе и пародийная поэма по поводу конкурса на лучшую поэму «Тимбукту» (премия была присуждена А. Теннисону, сверстнику Теккерея), были напечатаны в студенческом журнале «Сноб».

17.Так и не сумев приспособиться к учебе, не закончив университетского курса, Теккерей ушел из Кембриджа в 1830-м году и уехал в Германию, где изучал немецкий язык и знакомился со многими произведениями современной ему литературы. Тогда же состоялось его знакомство с Иоганном Вольфгангом фон Гете.

18.Возвратившись в Англию, Теккерей занимается издательской деятельностью вместе со своим отчимом Кармайклом-Смитом, человеком достойным и порядочным, снискавшим доверие и любовь Теккерея.

19. Некоторое время Уильям жил в Париже, там он изучал живопись и совершенствовался в живописном мастерстве. Он был талантливым художником и впоследствии сам иллюстрировал свои произведения.

20.Его талант рисовальщика был столь значителен, что долгое время он не мог решить, кем же он будет — писателем или художником. Ему принадлежит более 2000 рисунков, в том числе иллюстрации к произведениям не только своим, но и других писателей. Вернувшись потом на родину, он начал заниматься журналистикой.

21.В 21 год Уильям получил наследство от отца. Часть денег он проиграл в карты, другую вложил в убыточные газеты «The National Standard» и «The Constitutional», в которых планировал публиковаться. Крах двух индийских банков, где лежали остатки наследства, превратил Теккерея в бедняка.

22. Ему пришлось зарабатывать на хлеб рисованием карикатур, которые позже украшали страницы его сочинений, одновременно он публиковался в журнале «Fraser's Magazine». В этом издании вышло первое значимое произведение писателя «Катерина».

23.В творчестве Теккерея можно выделить три периода. Первый — конец 30-х — середина 40-х годов, второй — середина 40-х — 1848 год и третий — после 1848 года.

24.Литературная деятельность Теккерея началась с публицистики. Уже в 30-х годах формируется мировоззрение Теккерея, его политические убеждения. В самом начале 30-х годов он писал: «Я считаю нашу систему образования не подходящей для себя и сделаю, что могу, чтобы приобрести знания иным путем».

25.Ранний этап творчества Теккерея — проба пера, но также и реализация писательских замыслов, подтверждающих правильность его позиции художника-гуманиста.

26.На создание «Катерины» Теккерея подтолкнула биография Джека Шеппарда, английского вора и мошенника начала XVIII века, написанная Уильямом Гаррисоном Эйнсвортом. У романиста вышло почти льстивое описание опасного преступника, и Теккерей решил изобразить мир криминала таким, каким он был — безобразным.

27.Главной героиней повести стала Катерина Хейз, последняя англичанка, заживо сожженная на костре. Причиной столь сурового наказания стало убийство мужа. Несмотря на намерение писателя очернить преступников, Катерина вызывает сострадание, как и двое ее любовников, пособников убийства.

28.Получившееся произведение не понравилось Теккерею, поэтому при его жизни «Катерина» увидела свет однажды: с мая 1839-го по февраль 1840-го повесть выходила на страницах «Fraser's Magazine» под псевдонимом Айки Соломонс, эсквайр, младший.

29. В 1844 году в том же журнале вышел второй роман «Карьера Барри Линдона», позже переизданный под названием «Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим». В центре повествования — дворянин-аферист из Ирландии, который старается разбогатеть и войти в общество английских аристократов. В 1975 году роман экранизирован Стэнли Кубриком. «Барри Линдон» стал одним из лучших фильмов режиссера: он удостоился четырех наград премии «Оскар».

30 Второй этап творчества Теккерея открывается сборником сатирических эссе «Книга снобов», печатавшимся в виде отдельных очерков в «Панче» в 1846—1847 годах. Благодаря этим 53 коротким саркастичным заметкам, которые в 1848-м году вышли в формате сборника и получили название «Книга снобов», Уильяма Теккерея широко обсуждалось.

31.Литературные пародии, нравоописательные очерки, журналистские публикации подготовили писателя к более глубокому критическому анализу и осмыслению современной действительности. Теккерей опирается на богатую традицию просветительского эссе, соединяя в нем черты памфлета и журналистского очерка.

32.В серии очерков о снобах изображена английская общественно-политическая и частная жизнь. Само слово «сноб» в толковании Теккерея приобретает особое значение. Первоначальный его смысл — «сапожный подмастерье», затем оно стало жаргонным словом, означающим невоспитанного человека.

33.Теккерей не просто словесно описывает снобов, он их живописует. Перед читателем проходят вереницы снобов, гордящихся своей родословной, а также снобов-выскочек. За портретами стоят социальные явления, определенные характеристики быта, нравов, общественного и частного мнения.

34.Как видно даже из краткого анализа «Книги снобов», это произведение представляет собой не только действительно широкую панораму английского общества первой половины XIX века, но и своеобразную энциклопедию литературной, культурной жизни, великолепную информацию о духовном состоянии английской нации в период процветания.

35.Однако «Книга снобов» является лишь эскизом к развернутой картине, нарисованной в прославленном романе Теккерея «Ярмарка тщеславия». Именно этот роман завершает второй период творчества Теккерея. Произведение создавалось в очень напряженный исторический период, обусловленный развитием революционного движения на континенте и чартизма в Англии.

36. И мировую известность писателю принес именно роман «Ярмарка тщеславия». Согласно цитате самого англичанина, это произведение вознесло его «на вершину творческого древа». События романа разворачиваются на фоне наполеоновских войн. Несмотря на угрозу разрушения привычного государственного строя, герои произведения переживают только за свою жизнь и блага: чины, титулы, материальное благополучие.

37.Теккерей назвал «Ярмарку тщеславия» «романом без героя», однако в центре повествования оказываются воспитанницы пансиона мисс Пинкертон, Эмилии Седли и Ребекки Шарп. Первая девушка из обеспеченной семьи, чиста помыслами и миловидна, но не наделена особым умом, а ее подруга — безродная дочь художника и танцовщицы, которая готова идти по головам ради места под солнцем.

38.По ходу произведения писатель словно сравнивает двух героинь: кто живет лучше, у кого больше денег — и кто при этом счастлив. Каждое достижение девушек — успешный брак, крупное наследство, рождение ребенка – Теккерей жестко высмеивает. Он представляет общество как ярмарку, на которой все покупается и продается: ценности, любовь, уважение.

39.После выхода романа в свет писателя обвинили в изображении общества в излишне темных красках, на что Теккерей отвечал, что видит людей «отвратительно глупыми и эгоистичными». Однако, обличая аристократов и помещиков, чиновников и дипломатов, англичанин не преследовал цели их унизить. Напротив — хотел заставить общество раскрыть глаза на собственное невежество и высокомерие.

40.Роман Теккерея «Ярмарки тщеславия» начал публиковаться отдельными выпусками с 1847 году. До этих пор читатели «Панча» знали его автора как писателя-пародиста, зло и остроумно высмеивающего высокомерных и презрительных снобов. А это произведение закрепило за Теккереем имя замечательного реалиста, воссоздающего нравы и обычаи английского общества, анализирующего характеры людей без пристрастия и тенденциозности.

41.Подзаголовок «Ярмарки тщеславия» — «Роман без героя». Замысел писателя — показать негероическую личность, нарисовать современные нравы верхних слоев среднего класса. Однако «романист знает все», — утверждал Теккерей в «Ярмарке тщеславия». В романе показаны события десятилетнего промежутка времени — 10—20-х годов XIX века. Картина общества того времени символически названа «ярмаркой тщеславия».

42.Если «Книга снобов» — прелюдия к «Ярмарке тщеславия», эскиз к большому живописному полотну, то последующие произведения Теккерея — «Ньюкомы», «История Пенденниса», «История Генри Эсмонда» и «Виргинцы» — различные варианты поисков Теккереем героев-современников.

43.Достигнув писательского триумфа, англичанин не бросил писать. В 1850 году свет увидел роман «Пенденнис» (иное название «История Пенденниса, его удач и злоключений, его друзей и его злейшего врага»). Главный герой — Артур Пенденнис, деревенский парень, который отправляется в Лондон, чтобы найти место в жизни и обществе. Литературные критики отметили, что персонажи из этого романа унаследовали характеры героев «Ярмарки тщеславия».

44.В предисловии к роману Теккерей уверяет читателей, что сюжет этого произведения лишен занимательности и что он не намерен следовать традициям развлекательного жанра. Довольно осторожно и неторопливо раскрывает автор перед умным читателем свой замысел.

45.В романе много автобиографического, образ матери героя навеян обликом матери Теккерея, его мудрого наставника и друга. Роман искусно сочетает в себе традиции прежних сочинений писателя и вместе с тем то новое, что появляется в его творчестве. Таким образом, знакомая тема снобизма сталкивается здесь с темой утраченных иллюзий и обманутых надежд, роман воспитания превращается в роман саморазоблачения, чрезвычайно тонкий по реализации авторских намерений.

46.Снобизм в «Ярмарке тщеславия» был выставлен напоказ, разоблачение его лежало на поверхности повествования. А в новом романе Теккерея снобизм показан как активная сила в борьбе за личность, которая внутренне ему сопротивляется, но вынуждена в конце концов капитулировать. Вот почему злейшим врагом героя оказывается он сам.

47.В 1852 году Теккерей выпустил «Историю Генри Эсмонда» — роман, который писатель считал лучшим в библиографии. Тем не менее, английская писательница Джордж Элиот назвала это произведение «самой неудобной книгой, которую вы можете себе представить». Такую рецензию современница Теккерея дала потому, что на протяжении романа Генри Эсмонд добивается расположения юной девушки, а завершается повествование женитьбой на её матери. В 1859 году история получила продолжение в романе «Виргинцы».

48.«История Генри Эсмонда» многими критиками и историками литературы признается лучшим творением писателя. На то есть основания: более компактно построен роман, стройнее его композиция. В основе сюжета тоже мемуары, записки полковника Эсмонда, переселившегося из Англии в Америку.

49.Полемизируя со Скоттом, точнее, с эпигонами Скотта, Теккерей предлагает свой вариант исторического романа и обращается к своей любимой эпохе — царствованию королевы Анны. Тема снобизма отходит на второй план, а иногда Теккерей забывает о ней вовсе.

50.Герой повествует о днях своего отрочества и юности. Генри Эсмонд — тоже из породы героев. В данном случае речь идет о конкретном рыцарском поступке Эсмонда, отказавшегося от титула законного наследника поместья Каслвуд в пользу детей горячо любимой им женщины. Однако частная жизнь героя оказывается тесно переплетенной с событиями историческими и политическими.

51.Последние романы Теккерея — «Приключения Филиппа» и «Дени Дюваль». Первый из них (1862 год) является своеобразным синтезом двух произведений писателя — ранней повести 1840 года «Мещанская история» и «Истории Артура Пенденниса». В этом романе рассказывается история друга Артура, его коллеги журналиста Филиппа Фермина.

52.Незаконченный роман Теккерея «Дени Дюваль» свидетельствует о наличии другой традиции, на которую опирается Теккерей в своем творчестве, — традиции морского приключенческого романа в духе известного писателя-мариниста Ф. Марриата. Сама история обыкновенного мальчика, воспитанного в среде рыбаков и контрабандистов и ставшего потом адмиралом военно-морского флота, чем-то напоминает пафос романов Марриата, где высказываются подобные идеи о привлекательности морской службы, о поэзии и романтике подвига.

53.Показательно, что романы «Мичман Тихий» Ф. Марриата и «Дени Дюваль» Теккерея воспроизводят ту историческую эпоху, когда после блистательной победы англичан при Трафальгаре служба во флоте стала расцениваться как высочайшая патриотическая обязанность. Сказалось, видимо, и увлечение Теккерея романами А. Дюма.

54. О личной жизни писателя: 20 июля 1836 года Уильям Теккерей взял в жены Изабеллу Гетин Шоу. В семье родились трое детей: Энн Изабелла (1837-1919), Джейн (1839, умерла в возрасте 8 месяцев) и Гарриет Мэриен (1840-1875).

55.Рождение третьей дочери Гарриет обернулось трагическим событием в личной жизни писателя: у супруги началась послеродовая депрессия. В сентябре 1840 года Теккерей, желая помочь Изабелле преодолеть сложный период, отправился с ней в Ирландию. Во время переправы женщина выпрыгнула из окна туалета в открытое море, но её спасли.

56.В ноябре 1840-го психическое состояние жены писателя ухудшилось, понадобился профессиональный уход. 5 последующих лет женщина провела в психиатрических клиниках Парижа, затем за ней наблюдали сиделки. Она так и не вылечилась, но пережила мужа на 30 лет, умерев в 1894 году.

57.Даже когда Изабеллу настиг недуг, Теккерей оставался верен супруге в юридическом смысле, однако имел роман с замужней британской писательницей Джейн Брукфилд и некой Салли Бакстер.

58.Самой известной дочерью Уильяма является Энн Изабелла — яркая представительница поздней викторианской литературы. А младший ребенок писателя, Гарриет, вышла замуж за английского историка сэра Лесли Стивена. У пары родилась дочь Лаура, которая унаследовала психическое расстройство от бабушки Изабеллы Гетин Шоу.

59.Здоровье Уильяма Теккерея начало ухудшаться в начале 1850-х годов, его мучило недержание. Помимо этого, писатель чувствовал, что утратил вдохновение. Из-за этого он начал злоупотреблять едой и питьем, прослыв «величайшей литературной обжорой». Любимой приправой англичанина был красный перец, частое употребление которого разрушало пищеварительную систему.

60.23 декабря 1863 года, вернувшись домой после ужина, писатель перенес инсульт. На следующее утро, 24 декабря, Теккерея обнаружили мертвым.

61.Смерть 52-летнего англичанина стала неожиданностью. Похороны в Кенсингтонских садах посетили более 7 тысяч человек. Тело писателя покоится на Кенсальском зеленом кладбище, а в Вестминстерском аббатстве установлен мемориальный бюст Теккерея, вылепленный французским скульптором Карло Марокетти.

62.Уильям Мейкпис Теккерей относится к тем писателям, чья судьба складывалась не так удачно, как у Диккенса, хотя оба жили в одно время, оба были талантливы и тесно связаны с проблемами своего времени.

63.Теккерей стоял в ряду с Диккенсом, но популярность его значительно уступала славе его современника. Позднее время поставило его вместе с Толстым, Филдингом, Шекспиром в число замечательных художников слова.

64.XVIII век был любимым веком Теккерея. Он часто повторял, что живет в XVIII веке.

65.В очерке «Сочинения Филдинга» (1840 год) писатель дает высокую оценку автору «Тома Джонса», называет его одним из самых тщательных и взыскательных художников в истории английской литературы. Теккерей рассматривал роман как «изумительное создание человеческого гения». В нем, по мнению Теккерея, «нет ни одного, пусть самого незначительного, эпизода, который не способствовал бы развитию действия, не вытекал бы из предыдущего и не составил бы неотъемлемой части единого целого».

66.Разнообразны жанры, в которых творил Теккерей — писатель и художник. «Катерина» — роман, построенный на уголовной хронике XVIII века, «Убого благородная» — повесть, своеобразно интерпретирующая «дендистский роман», «Карьера Барри Линдона» — пародия на семейную хронику.

67. Но все эти произведения направлены против беспринципности, ханжества и проникнуты острым пародийным, духом, что ведет к развенчанию псевдогероического и ложноромантического в обыденной прозаической действительности.

68.Теккерей часто повторяет о своих книгах: «Это жизнь, как я ее вижу», — и он подробно комментирует события, оценивает поступки своих героев, делает выводы и обобщения, иллюстрирует их блестящими подробностями, описаниями или диалогами, которые способствуют ускорению темпа повествования, но они и проливают свет на характеры действующих лиц.

69.Совершенно справедливо отметит известный английский историк литературы Уолтер Аллен, что эти свойства натуры художника кисти и слова все время «держат нас наедине с остроумным и живым умом собеседника».

70.Хотя в истории английской литературы Теккерей был и остается автором «Ярмарки тщеславия» и «Книги снобов», «Истории Генри Эсмонда» и «Виргинцев», достойны внимания и другие произведения писателя, без которых картина его эволюции как художника и как романиста не была бы полной и убедительной.

71.Но значимость вклада Теккерея в развитие романной формы представится еще более убедительной, если сопоставить его открытия в науке о человеке с аналогичными поисками и достижениями его современников и соотечественников Э. Троллопа и Д. Элиот.

72.Критики всегда подчеркивали скрупулезную точность Теккерея – точность в деталях, в приметах времени, в предметах быта, одежды, уклада. Может быть, в этом причина периодических возвратов популярности? Интерес к истории и времени предков?

73.Эстетика Теккерея имеет боевой публицистический характер, потому что она непосредственно связана и с «Духом времени» Д. С. Милля, и с трактатом Т. Карлайля «Об истории», ставящими вопрос о смысле и значении прогресса в английском обществе, раньше других стран вступившем на путь буржуазного развития.

74.В эстетике Теккерея улавливается связь с традицией Просвещения, причем эта традиция столь очевидна и ярка, что порой заслоняет собой все остальные компоненты его мировоззренческой и художнической позиции.

75.В философско-эстетических взглядах писателя на первый план выдвигаются его непримиримость ко всякому украшательству, чрезмерному преувеличению, ложной патетике и искажению истины.

76. Несомненно, Теккерей-художник с острым и наблюдательным видением мира помогает писателю, т. е. помогает ему войти в атмосферу изображаемого, увидеть главное, характерное, добиться для своих героев самостоятельности.

77. Самостоятельность и принципиальность взглядов Теккерея обусловлена его прекрасным знанием действительности, умением сопоставить свой и чужой общественный опыт. Не случайно Теккерей, наследуя великие идеи Шелли, Байрона в ирландском вопросе, посвящает Ирландии «Книгу ирландских очерков» (1843 год). Это, по существу, своеобразный отчет писателя и публициста, посетившего страну и делящегося своими грустными впечатлениями с современниками, которые плохо знают об истинном положении ирландского народа.

78.Безупречный вкус рисовальщика помогает писателю завершить яркую и сатирическую панораму общественной и частной жизни Англии великолепными иллюстрациями. То, что не удается Теккерею выразить словом, он воссоздает с помощью острого рисунка.

79.Популярность Теккерея возрастала по мере того, как уходила в прошлое викторианская Англия, зарождалось современное искусство XX века.

80. С 1967 года начиная, телесериалы по «Ярмарке» снимаются раз в десять лет. И их смотрят (а иначе бы – не снимали). Героя нет, сюжета – по большому счету нет. А смотрят! Почему? Может быть, тайна – в личности самого автора?

81.Теккерей умер вовсе не в безвестности и уж точно не в бедности! Жил размашисто, был членом самых солидных клубов, а уж газеты его упоминали не переставая. Просветитель, популяризатор искусств, благотворитель, модный и популярнейший лектор.

82.Библиография Уильяма Теккерея: 1839-1840 – «Катерина»; 1844 – «Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим»; 1848 – «Книга снобов»; 1848 – «Ярмарка тщеславия»; 1848-1850 – «Пенденнис»; 1852 – «Замужние дамы»; 1852 – «История Генри Эсмонда»; 1855 – «Роза и кольцо»; 1857-1859 – «Виргинцы».

83.Конечно, «Ярмарка тщеславия» — самое популярное произведение Теккерея. Уже снято более 20 экранизаций: немые и звуковые фильмы, радиопостановки, телесериалы.

84.Самое «крайнее» видеопрочтение романа — 7-серийный сериал 2018 года с Оливией Кук и Клаудией Джесси в главных ролях.

85.Концовка «Ярмарки тщеславия» подчеркивает единство и целостность композиции, глубину и значительность авторского замысла, умение Теккерея реализовывать творческие возможности живописца и писателя. Рейнская земля, например, описана глазами живописца, а сцены паники в Брюсселе и быстрый калейдоскоп событий в финале романа созданы пером графика, унаследовавшего традиции Хогарта.


фото из открытых источников



+1
10:17
1783
Нет комментариев. Ваш будет первым!