65 интересных фактов о Джакомо Пуччини

1. Джакомо Пуччини – знаменитый итальянский композитор.

2. Он считается преемником Джузеппе Верди в роли главного итальянского создателя опер. Премьера его дебютной оперы состоялась в один месяц с «Фальстафом» Верди. Его итоговая работа вышла в свет, когда в живых не осталось ни одного равного ему по таланту, а опера переживала творческий вакуум.

3.Оперы Пуччини: «Мадам Баттерфляй», «Тóска» и «Турандот» прославили автора при жизни и навсегда обессмертили его имя.

4. Итальянец Джакомо Пуччини увековечил свое имя в веках. Он является одним из трех самых исполняемых в мире авторов музыки наряду с Моцартом и Верди.

5. Джакомо Пуччини называют последним великим оперным композитором.

ДОМ ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ

6. Полное имя композитора: Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини.

7. Будущий великий композитор Джакомо Пуччини родился 22 декабря 1858 года в среднем по размеру итальянском городке Лукка в Тоскане. Он был пятым из восьми детей Микеле и Альбины Пуччини.

8. Его отец Микеле являлся потомственным музыкантом. Предки Джакомо по мужской линии с XVIII века служили органистами в городском соборе Святого Мартина, а его отец, Микеле Пуччини ещё занимал должность хормейстера и директора местной музыкальной школы.

9.Когда Джакомо было пять, трагически скончался его отец, оставив беременную восьмым ребенком жену Альбину, шесть дочерей и Джакомо сиротами. На мать маленького Джакомо, Альбину, легла забота о восьмерых детях. И овдовевшая Альбина позаботилась о воспитании всех своих детей.

10.Джакомо, рано проявивший музыкальные способности, учился играть на органе. Он с 10 пел в хоре собора Святого Мартина.

11. Его дядя, брат Альбины, Фортунато Маджи, занимал должность органиста и руководителя капеллы, а также преподавал в музыкальном лицее. Он стал первым учителем Джакомо.

12.В 1876 году, когда юноше исполнилось 18 лет, произошло событие, перевернувшее его представление о собственном будущем. С двумя друзьями он пешком проделал путь почти в 40 километров от Лукки до Пизы и обратно, ради того, чтобы послушать оперу Джузеппе Верди «Аида». Джакомо был очень восхищен ею. С этого момента Джакомо понял, что его призвание – музыкальный театр, опера. Он решил писать собственные оперы.

13.Так Джакомо не продолжил семейное дело и не стал органистом, зато вскоре он прославился на весь мир.

14.Через 4 года, в 1880-м году, начинающий композитор окончил музыкальную школу и поступил в Миланскую консерваторию, в которой проучился до 1884 года.

15. Все заботы о нем и его братьях и сестрах взял на себя родственник, его двоюродный дядя, Николао Черу, который также оплачивал обучение юноши в музыкальном училище.

16.В Милане Джакомо знакомится с нотным издателем Джулио Рикорди, который с тех пор публикует почти все его работы.

17.В оперный мир Джакомо вошел в 1883 году, когда в миланском театре Даль Верме была поставлена его одноактная опера «Вилли», основанная на южнославянском фольклоре о вилах — мифических существах, похожих на фей.

18.Через полтора месяца после долгожданного успеха его первой оперы из дома приходит печальная новость – от рака скончалась мать композитора.

19.В начале 1886 года композитор вступил в связь с женой торговца из города Лукка Эльвирой Бонтури и уже в декабре у них родился сын, которого назвали Антонио. Помимо новорожденного мальчика, у женщины уже было двое детей. Она ушла от законного супруга в дом к сестре Джакомо, забрав с собой только дочь Фоску, а мальчика оставила отцу.

20.Пару с младенцем приютила сестра Пуччини. Но обстановка в Лукке накалялась: незаконная связь с замужней женщиной вызвала скандал на весь город. Даже дядя Черу потребовал вернуть деньги, вложенные в консерваторское обучение.

АВТОМОБИЛЬ ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ

21. Как назло, следующая опера Пуччини провалилась. Годы скитаний по арендованным квартирам закончились только в 1891, когда композитор снял виллу в Торре дель Лаго, которую впоследствии выкупил.

22. А в 1893 после грандиозного успеха «Манон Леско» семья Пуччини перестала нуждаться и смогла себе позволить дорогие покупки. Например, автомобили, которые композитор страстно любил.

23.Смерть мужа Бонтури позволила паре вступить в официальный брак в начале 1904 года. По воспоминаниям современников, супруги сильно отличались характерами — женщина хотя и была привлекательной, но обладала скептичностью, строгостью, вспыльчивостью и страдала от частых вспышек депрессии. Мужчина же, внешне элегантный, широкоплечий и высокий красавец с обволакивающим голосом, славился оптимистичным и мягким нравом.

24. Драму «Эдгар», премьера которой состоялась в 1889 году, музыкальные критики и публика встретили достаточно сдержанно из-за больших ожиданий после талантливого дебюта и из-за нелепого сюжета. Оперу поставили на сцене всего 3 раза. С момента ее выхода и вплоть до 1905 года Пуччини вносил новые отрывки в «Эдгара» и выкидывал старые, чтобы довести произведение до совершенства.

25.Третья опера композитора получила название «Манон Леско», сочиненная на основе одноименного романа французского писателя Антуана Франсуа Прево. Работу над своим новым творением Джакомо начал в конце 1889 года, а окончательная версия была представлена только 1 февраля 1893-го. Но 4-летние труды того стоили: публике так понравился спектакль, что актерам пришлось выходить на сцену для поклона около 13 раз. Пуччини же после такого грандиозного успеха стали называть единственным наследником легендарного Верди.

26. Интересным фактом является то, что премьера четвертой оперы состоялась, как и у предыдущей, 1 февраля в Турине, только тремя годами позднее. Она получила название «Богема». С написанием этого произведения была связана непростая ситуация: одновременно с Джакомо музыку к «Сценам из жизни богемы» писал другой выдающийся композитор и по совместительству друг Пуччини Леонкавалло. В прессе разразился скандал, между простыми обывателями вспыхивали споры на тему того, чья же опера произведет большее впечатление на публику и критиков. В итоге зрители оценили творчество Джакомо положительно, но более спокойно, чем прежнее.

27.В конце 19 века европейцы восхищались драмой «Тоска», написанной итальянским поэтом Джузеппе Джакозой и одноименной пьесой с блистательной актрисой Сарой Бернар в главной роли. Пуччини не стал исключением — его настолько заинтересовал увлекательный сюжет истории, что он назначил личную встречу автору постановки Викторьену Сарду, чтобы получить эксклюзивное право на создание музыки для пьесы.

28.Работа длилась в течение 2 лет, после чего состоялся дебют оперы «Тоска» в театре Костанци 14 января 1900 года. Арию Каварадосси, звучащую в третьем действии, до сих пор добавляют в саундтрек к художественным фильмам.

29.Одним из серьезных провалов в творческой биографии музыканта стала премьера пьесы «Мадам Баттерфляй», которая состоялась 17 февраля 1904 года в центральном театре Италии «Ла Скала». Причиной неудачи стали отнюдь не композиции, которые были достойными, а действия конкурентов и слишком длинный 90-минутный второй акт, который быстро утомил искушенных миланских зрителей.

30.Джакомо убрал оперу из расписания и взялся за исправление ошибок. Благодаря этому решению она трансформировалась в трехактную и обрела второе дыхание на премьере в городе Брешиа 28 мая. Именно эту свою работу автор считал самой удачной.

31.В этот период и далее в личной жизни Пуччини произошли несколько неприятных ситуаций, что сказалось и на творчестве. В 1903 году музыкант попал в автомобильную аварию, в 1909 году его домработница Дориа Манфреди покончила жизнь самоубийством из-за ревности и нападок жены Джакомо, после чего суд потребовал выплатить неустойку родным покойной, а в 1912 году скончался его друг и издатель Джулио Рикорди, который сильно повлиял на известность композитора.

32.Несмотря на трагические события, Пуччини завершил очередную оперу в 1910 году под названием «Девушка с Запада». Выполненная в жанре оперетта, который в те года активно эксплуатировали другие популярные композиторы Имре Кальман и Франц Легар, она стала очередным опусом в карьере Джакомо. В 1917 году решивший больше не браться за новый жанр мужчина переделал оперетту «Ласточка» в привычную ему оперу.

33.Следующий год ознаменовался премьерой «Триптиха» — трех одноактных пьес, вдохновленных Данте и отвечающих за разные состояния — ужаса, трагедии и фарса. Первая часть «Плащ» была вдохновлена адом, вторая «Сестра Анжелика» — чистилищем, третья «Джанни Скикки» — раем.

34.Новая волна вдохновения настигла Пуччини в 1920 году, когда он ознакомился с пьесой Карло Гроцци, озаглавленной «Турандот». Композитор осознал, что ничего подобного еще не было в его творчестве, поэтому крайне увлекся идеей создать музыкальное сопровождение для нее. Но работа омрачалась вспышками смен настроения — Джакомо то приступал к ней с энтузиазмом, то забрасывал на неопределенное время из-за хандры и бессилия. Тем не менее, к весне 1923 года опера была написана и полностью оркестрована вплоть до арии Лиу.

35.Далее перед композитором встала проблема, над решением которой он размышлял вплоть до последнего дня своей жизни. Как закончить оперу, чтобы счастливый финал был правдоподобен даже после самопожертвования Лиу во имя любви? Пуччини оставил наброски и черновики последнего дуэта Калафа и Турандот.

36.По ним его друг Франко Альфано дописал оперу. Однако на ее первом исполнении в Ла Скала 25 апреля 1926 года Тосканини положил дирижерскую палочку после арии Лиу и, обратившись к публике, сообщил, что именно в этом месте «смерть вырвала перо из рук маэстро». Только второй спектакль исполнялся с финалом, созданным Альфано.

37.На рубеже веков Джакомо Пуччини стал самым популярным композитором в мире, чьи оперы шли на 4 континентах. Маэстро побывал на их постановках в Египте и Великобритании, США и Аргентине, Уругвае и Венгрии.

38.Пуччини связал 19 и 20 век. Он был наследником традиций итальянского бельканто и таким великолепным мелодистом, что его даже называли усладителем оперных меломанов.

39. В то же время выдающийся маэстро обладал безупречным чувством театра, считая, что музыка оперы, а также её действие всенепременно должны быть единым целым и подчинены единому замыслу произведения.

40.Своей самой любимой оперой Пуччини считал «Мадам Баттерфляй», второй сердечной привязанностью – «Манон Леско».

41. Своих любимых героинь Пуччини назвал «маленькими влюбленными женщинами». Все они оказываются жертвами собственных чувств, которые приводят их к трагической гибели. Это Манон Леско, Мими, Чио-Чио-Сан, Сестра Анжелика и Лиу.

42.Критики окрестили «Ласточку» «Травиатой для бедных». Довольно меткое определение. И не только из-за того, что премьера давалась в стесненных обстоятельствах военных дней. Очевидно, что любовная история героев базируется на том же конфликте, который является основой вердиевской оперы.

43.Джакомо ещё в юности принял окончательное решение, что его призвание – опера. Наверное, именно поэтому у него так немного сочинений иных жанров. Некоторые из них он даже использовал в своих операх. Например, проба пера в духовной музыке через много лет нашла свое место в качестве кантаты, исполняемой главной героиней во втором акте «Тоски». Мелодия знаменитейшего вальса Мюзетты также была сочинена в юности.

44. Еще в 1910 году композитор задумал написать несколько одноактных опер, перекликающихся с трилогией Данте: ужасы, мистика и фарс. Так родился «Триптих», первая опера которого, «Плащ», была человеческим адом, «Сестра Анжелика» — чистилищем, а «Джанни Скикки» — раем.

45. Премьера всех трех опер состоялась 14 декабря 1918 года и впервые – без присутствия маэстро. В условиях военных действий он счел благоразумным не совершать трансатлантическое путешествие. На дебютном спектакле наибольшую славу снискал «Плащ», однако с течением времени лидером «Триптиха» стал «Джанни Скикки».

46. В 1920 году Джузеппе Адами и Ренато Симоне посоветовали маэстро обратить внимание на пьесу Карло Гоцци «Турандот». Пуччини невероятно зажегся этой историей – ничего похожего он еще не писал. Уже к осени 1920 был готов полный сценарный план оперы. Однако работа шла с переменным успехом: периоды энтузиазма и вдохновения чередовались с периодами упадка сил и депрессии.

47.В 1921 году композитор переехал на только что построенную виллу в Виареджо, а два года спустя у него обнаружились первые симптомы опухоли горла и последовавший после неудачной операции инфаркт миокарда.

48. В ноябре 1924 Пуччини в сопровождении сына отправился в Брюссель, чтобы получить новейшую антираковую терапию. Операция длилась три с половиной часа, последующие дни маэстро почти не мог разговаривать, он читал журналы и иногда что-то писал.

49. 29 ноября Пуччини внезапно упал в обморок и в 11.30, не приходя в сознание, скончался. Ему было 65 лет.

50.Незадолго до своей кончины Джакомо написал в одном из писем, что «жанр «опера» подошел к своему финалу, так как слушатели больше не чувствуют музыку и не возражают против композиций, которые не имеют ничего общего с мелодичностью и гармоничностью».

51. Город Лукка подарил миру еще двух заметных музыкантов: Луиджи Боккерини и Альфредо Каталани.

52. Пуччини – третий по исполняемости оперный композитор в мире, после Верди и Моцарта. Самая популярное его произведение – «Богема» (4-я по частоте исполнения опера). В мировые топ-10 также входят «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» (5-6 место).

53. В Торре дель Лаго с 1930 года проводится ежегодный Фестиваль Пуччини.

54.Неординарная судьба выдающегося музыканта послужила основой нескольких биографических фильмов, созданных в разное время. Все они называются «Пуччини».

55. Картина 1953 года с Габриэлем Ферцетти в главной роли рисует скорее издевательский, чем правдоподобный образ композитора. Сценарий сильно исказил обстоятельства жизни и личность маэстро.

56.В 1973 году вышел 5-серийный итальянский телефильм (Пуччини – Альберто Лионелло), а в 1984 — английский телефильм, в фокусе внимания которого скандальная история с Дорией Манфреди (в главной роли Роберт Стивенс).

57.К 150-летию композитора был показан двухсерийный телефильм, где роль маэстро исполнил Алессио Бони. Фильм снят в 2008 году в сотрудничестве с музеем Пуччини в Лукке. Он представляет собой ретроспективу важнейших событий в судьбе композитора и подробности последних месяцев его жизни. Пуччини предстает обаятельным, жизнерадостным, эмоциональным, искренним и великодушным – таким, каким описывали его многие современники.

58.В 2008 году на берегу озера Массачукколи открылся театр под открытым небом на 3400 мест.

59.Невероятная драматическая мощь и великолепные мелодии сделали музыку Пуччини непременным спутником киноискусства.

60.Среди самых известных фильмов, где можно ее услышать: «Искупление»; «Римские приключения»; «007: Квант милосердия»; «Миссия невыполнима: Племя изгоев»; «Вкус жизни».

61.Лучшие экранизации опер Пуччини: «Тоска», 2011, спектакль Ковент-Гарден с Анжелой Георгиу и Йонасом Кауфманом. «Богема», 2008, фильм с Анной Нетребко и Роландо Вильясоном. «Мадам Баттерфляй», 1995, фильм с Юнг Хуан и Ричардом Трокселлом. «Тоска», 1992, фильм, снятый в реальных местах действия оперы, с Кэтрин Мальфитано и Пласидо Доминго. «Турандот», 1987, спектакль Метрополитан опера с Эвой Мартон и Пласидо Доминго. «Тоска», 1956, фильм с Франкой Дюваль (поет Мария Канилья) и Франко Корелли.

62.Музыкальные произведения маэстро: 1884 — «Виллисы»; 1889 — «Эдгар»; 1893 — «Манон Леско»; 1896 — «Богема»; 1900 — «Тоска»; 1904 — «Мадам Баттерфляй»; 1910 — «Девушка с Запада»; 1917 — «Ласточка»; 1918 — «Триптих»; 1926 — «Турандот».

63.Начать карьеру в тени Верди, Вагнера, набирающих силу веристов и, не примкнув ни к одному из течений, проложить свой уникальный творческий путь был способен только истинный гений.

64. Джакомо Пуччини – композитор, с уходом которого закончилась история итальянской оперы. Искусства, основанного на лирике, широкой мелодике и красоте человеческого голоса. И так символично, что эта история осталась незавершенной, как и его «Турандот».

65.Жизнь темпераментного итальянца была полна страстей, громких триумфов и не менее громких неудач. И спустя век после смерти Пуччини его произведения восхищают зрителей в оперных театрах по всему миру.

ПАМЯТНИК ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ В ЛУККЕ


фото из открытого доступа



+1
16:06
2304
Нет комментариев. Ваш будет первым!