​75 интересных фактов об Антонио Сальери

1.Антонио Сальери – итальянский и австрийский композитор, дирижер и педагог.

2.Он автор свыше 40 опер и множества инструментальных и вокально-инструментальных произведений.

3.Антонио Сальери считался одним из ярчайших композиторов и педагогов своего времени. Учениками Сальери были такие знаменитости, как Бетховен, Шуберт, Лист и много других известных музыкантов 19-го столетия.

4.В Австрии в течение 36 лет занимал должность придворного капельмейстера – один из самых почетных музыкальных постов в Европе.

5. Настоящим проклятием Сальери стала легенда о его причастности к смерти Моцарта, которая обрела большую популярность, несмотря на постоянные опровержения. Беспочвенные слухи, упорно распространяемые в громких пьесах Пушкина и Шеффнера, а также оскароносном «Амадеусе», стали проклятием одного из наиболее значимых композиторов своего времени, крупного мецената и филантропа, самоотверженного учителя и одного из лучших людей своего времени.

6. Антонио Сальери родился 8 августа 1750 года в маленьком итальянском городке-коммуне Леньяго, входившем во владения Венецианской республики, под Вероной, в многодетной семье торговца.

7.Антонио был восьмым ребенком и пятым сыном. Он рос и воспитывался в многодетной семье, не имеющей ничего общего с музыкой. Его отец, Антонио, был зажиточным торговцем, а мать занималась воспитанием детей.

8.Не смотря на то, что в семье никто не увлекался музыкой, отец определил своего старшего сына Франческо обучаться игре на скрипке у известного виртуоза Джузеппе Тартини. Поэтому первым учителем Антонио стал его старший брат Франческо и местный органист Джузеппе Симони, прошедший школу знаменитого падре Мартини в Болонье.

9.Подростком Антонио стал проявлять живой интерес к музыке. Тогда ярко проявились его музыкальные таланты, среди которых особенно выделяли незаурядные способности к игре на инструменте, отличный слух и необычайно красивый голос. Позже он начал осваивать игру на клавесине у Джованни Мартини. К тому же уже с детства он отличался изумительным трудолюбием и сосредоточенностью.

10.Когда подростку было 14 лет, скончалась его мать, а спустя год не стало и отца, который к моменту смерти полностью разорился. Поэтому Антонио, рано оставшемуся без обоих родителей, надо было пробивать себе дорогу в жизни самостоятельно.

11.К счастью, об Антонио позаботились друзья отца – богатая и аристократическая семья Мочениго. Благодаря чему юноша смог продолжить заниматься музыкой, а также петь в церковном хоре. Позднее он изучал композицию в Падуе и Венеции.

12.Юный Антонио производил впечатление вундеркинда и этим был сродни своему сверстнику Моцарту: бегло играл на скрипке и клавесине, прекрасно пел, сочинял, импровизировал. Неудивительно, что у него вскоре нашлись знатные покровители.

13. История бы могла сложиться иначе, но Антонио смог попасть в дом Венецианского мецената, а оттуда, заинтересовав Венского капельмейстера Гассмана, — в музыкальную столицу.

14.Эта счастливая встреча произошла в 1766 году, когда 16-летнего юношу услышал в Венеции и взял с собой в Вену известный композитор Флориан Леопольд Гассман.

15.Гассман фактически заменил Антонио и отца, и опекуна, и наставника, поселив его в своем доме и дав ему прекрасное образование. Помимо уроков музыки и всего того, что было с ней связано, Гассман нанял для Сальери преподавателей немецкого, французского и латинского языков. Также юношу обучали этикету и хорошим манерам, необходимым для нахождения в высшем обществе.

16. В Вене Антонио Сальери начал свою службу в 17-летнем возрасте, в качестве ассистента Гассмана. Вместе с Гассманом Антонио работал в опере и благотворительных музыкальных фондах, получил полное образование. Спустя пару лет ему доверили должность клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра.

17.Покровитель познакомил своего воспитанника с разными артистами, деятелями культуры и со многими композиторами, в том числе его кумиром маэстро Глюком, чьим творчеством он сильно восхищался и который вызвался быть его вторым отцом и покровителем.

18.Гассман пользовался симпатией и доверием императора Иосифа II, будучи придворным композитором, а с 1772 года – капельмейстером. Гассман брал с собой Антонио на аудиенции с императором. Он представил монарху своего воспитанника, и Сальери сумел понравиться Иосифу, который любил музицировать в сугубо приватном кругу.

19.Таким образом, Сальери уже в молодости стал одним из приближенных правителя. Оказавшись при дворе, Сальери, юноша романтичной натуры, по-провинциальному простой, веселый и в некотором роде наивный, очень далекий от дворцовых интриг, легко завоевывал сердца. К этому моменту биографии он уже имел репутацию одного из самых одаренных музыкантов.

20.Свою первую оперу – «Весталка» Сальери написал в 1768-1769 годах, однако до наших дней она не сохранилась.

21. Первую оперу Сальери написал в 18 лет, а в 20 он смог наконец выполнить настоящий заказ. Опера «Образованные женщины» была принята в Вене с восторгом, и Антонио улыбнулась удача.

22.Первый же европейский успех пришел к Сальери в 22 года с оперой «Венецианская ярмарка». Эта опера начинающего композитора уже задала новые течения в музыке, и Сальери был счастлив. Ничто не омрачало его жизни до того момента, когда в 1774 году Гассман оказался при смерти.

23.Сальери проводил последние дни вместе с семьей учителя рядом с его постелью, пока в Вену стекались музыканты, готовые бороться за должности, которые бы освободились после смерти капельмейстера.

24.Как ученик Гассмана, работавший 8 лет за символическую плату, Сальери заслуженно получил должности придворного композитора и заместителя капельмейстера итальянской оперы. Теперь юношу занимали заказы на новые оперы, забота о благотворительных фондах и обучение дочерей Гассмана, которых ему удалось прекрасно подготовить к оперной карьере.

25.Ранние оперы композитора были выдержаны в классической итальянской традиции, но, когда в 1780-х годах Сальери воспринял традиции Глюка, его оперы обрели большую популярность. При этом к тому времени им уже были написаны такие известные произведения, как «Венецианская ярмарка», «Трактирщица» и «Армида».

26.Эти сочинения сделали Антонио Сальери знаменитым во всей Европе. Более того, когда он стал автором оперы «Освобожденный Иерусалим», она была представлена на сцене Санкт-Петербурга.

27.В 1774 году умер Гассман, вследствие чего молодому композитору «по наследству» перешло место придворного капельмейстера и должность композитора камерной музыки, а также его привилегии, и его обширные обязанности. Для 24-летнего Сальери это был большой карьерный скачок.

28. С этого времени Сальери фактически занимал один из самых высоких музыкальных постов в Европе. А это означало, что недоброжелателей у него неизбежно появится немало.

29.Тогда же Антонио Сальери в первых и последний раз влюбился. Эта история любви была достойна Болливуда. Возлюбленная Терезия Хельферсторфер, осиротевшая дочь банкира, отвечала композитору взаимностью. В отличие от ее опекуна, который отказал Сальери в женитьбе в виду его бедности, продолжив искать девушке другую партию.

30. Но на следующий день после этого инцидента по императорскому приказу Сальери было повышено жалование и предоставлена должность капельмейстера вместо пожилого и часто болеющего предшественника, а новость о помолвке «Его Величество услышал с удовольствием!..».

31.Развязка истории немного банальна, и все же предсказуема для того века: Антонио Сальери и Терезия Хельферсторфер скромно обручились и завели детей. В этом счастливом браке у пары родились 8 детей: 7 дочерей и один сын. Но четыре дочери умерли совсем девочками, в 1805 году скончался в возрасте 23 лет и их единственный сын Алоиз Энгельберт.

32.А в 1807 году ушла из жизни Терезия на 18 лет раньше Антонио, который тосковал по ней до конца своих дней. При овдовевшем Сальери остались две незамужние дочери, с которыми он, по слухам, обращался довольно строго.

33. Популярность Антонио росла. Сальери создал грандиозные оперы, такие как «Данаиды» (1784 г.), «Тарар» (1787 г.) и «Фальстаф» (1799 г.) и «Пещера Трофонио», принесшие ему реформаторскую славу и успех.

34.Сальери создал только одну провалившуюся оперу — «Горации», которая в более позднее время шла с успехом, но для менее подготовленных совеременником Сальери оказалась слишком неподъемной.

35.Впрочем, эта ошибка была им окуплена в самой громкой его опере «Тарар». Созданная вместе с автором «Женитьбы Фигаро» Бомарше, она задала новый стиль «французской оперы», стала символом революции, ее разбирали на мотивы (так что теперь даже в «Марсельезе» мы можем услышать Сальери). Опера обрела такой успех, что в Вене Сальери предложили переделать оперу на итальянский манер.

36.Интересно, что специально для открытия театра «Ла Скала» им была создана опера «Признанная Европа» (1786 г.), которая до сих пор ставится на крупнейших сценах мира.

37.Траектория оперного творчества Сальери отражает перемены вкусов и взглядов его эпохи. Начинал он как мастер итальянской оперы-буффа, затем испытал сильное влияние Глюка (заметим, но неординарно написанная «Армида» Сальери, 1771, предшествовала «Армиде» Глюка, 1777).

38.Кульминацией этой линии стали его французские оперы 1780-х годов, нашумевшие «Данаиды», провалившиеся «Горации и Куриации» и признанный шедевром «Тарар».

39.Многое в музыке «Данаид» предвещает моцартовского «Дон Жуана», от увертюры до финальной сцены в преисподней. Влияние большого глюковского стиля с массовыми сценами и письмом «аль фреско» ощущается и в серьезных итальянских операх Сальери, созданных после 1780 года: «Семирамиде» (1782), «Пальмире» (1795), «Цезаре на Фармакусе» (1800).

40.Отдельного внимания заслуживает педагогическая деятельность Антонио Сальери. Он развил собственную систему подготовки учеников, с которыми у него были очень теплые и даже «отцовские» отношения. Его воспитанниками были Лист, Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт и другие известные личности в мире музыки.

41.Известно, что за годы творческой биографии Сальери воспитал порядка 60 композиторов и вокалистов. И все же, не смотря на значительные достижения в музыке, сегодня имя Антонио Сальери прежде всего ассоциируется со смертью великого Моцарта.

42.Во многих государствах, данный миф главным образом распространился вследствие написания драмы Александром Пушкиным – «Моцарт и Сальери».

43.Тем не менее, никаких достоверных фактов о причастности Антонио к смерти Моцарта не существует. Более того, сохранились документы, в которых Сальери восторженно отзывался о «Волшебной флейте» Моцарта, а также дирижировал исполнением его работ.

44.Существует даже музыкальное сочинение «На выздоровление Офелии», авторами которого выступили Моцарт и Сальери. И хотя они не являлись близкими друзьями, у Антонио не было абсолютно никакого мотива для убийства музыканта, поскольку при жизни он был значительно более популярен, чем Моцарт.

45.Интересно, что в своей книге «Гениальность и помешательство», психиатр Ломброзо сообщал, что Моцарт страдал манией преследования, полагая, что итальянские композиторы завидуют ему и желают его убить.

46.В 1997 году в Милане прошел судебный процесс по делу двухвековой давности. В результате, суд не нашел никаких доказательство виновности Антонио Сальери в отравлении им Моцарта. Таким образом, спустя около 200 лет Сальери был оправдан.

47.Пожалуй, ярче всего талант Сальери раскрылся в итальянских комических операх, в которых не требовалось ни широкого симфонического дыхания, ни драматических конфликтов, ни психологических глубин (это прерогатива Моцарта, чуждая исконным итальянцам).

48.Приятные, естественно льющиеся мелодии, виртуозно написанные ансамбли, выразительная гармония, красочная и подчас неожиданная оркестровка, неординарное чувство юмора – достоинства музыки Сальери неоспоримы, особенно при хорошем ее исполнении. С ним считали за честь сотрудничать самые выдающиеся поэты и драматурги: Джамбаттиста Касти, Лоренцо Да Понте, а во Франции – Пьер Карон де Бомарше.

49.Удивительное создание Сальери – «Мир наизнанку» (1795) на текст Катерино Мадзола по комедии Карло Гольдони. Действие происходит на острове, управляемом воинственными женщинами (Генеральшей, Полковницей и Адъютантшей). В XVIII веке эта опера могла восприниматься как сатира на европейских монархинь, в том числе на Екатерину II. Сейчас же она выглядит как сбывшееся пророчество торжествующего феминизма.

50.Одна из лучших опер Сальери, «Фальстаф, или Три шутки» (1799) на либретто Карло Дефранчески, стала важным этапом в освоении музыкальным театром творчества Шекспира, которое за пределами Англии долго время вызывало критику, в том числе в Италии. Прорыв произошел после премьеры оперы Никколо Цингарелли «Джульетта и Ромео» (Милан, 1796 г.), после чего появилась и итальянская музыкальная «шекспириана» (Россини, Беллини, Верди).

51.Кроме этого, Сальери творил в жанрах оркестровой, камерной и духовной музыки.

52.В сфере инструментальной музыки Сальери не пытался сказать нечто новое по сравнению с Гайдном и Моцартом. Он писал ее, не претендуя на лавры законодателя вкусов. Тем не менее его ранние инструментальные концерты для различных инструментов в сопровождении оркестра отличаются мелодической прелестью и обаянием, выделяющими их на фоне множества проходных сочинений той эпохи. Здесь Сальери выступает как один из «малых венских классиков».

53.Помимо обычных для той эпохи солистов (фортепиано, орган-позитив) Сальери использовал разнотембровые ансамбли (скрипка, гобой и виолончель; флейта и гобой), развивая традиции Антонио Вивальди в новых условиях и наводя мосты между концертным и камерным музицированием.

54.Оркестровыми красками он также владел превосходно, что не без гордости продемонстрировал в своих поздних Двадцати шести вариациях на тему испанской фолии (1815).

55.Духовная музыка Сальери заслуживает особого внимания. Она всю жизнь оставалась важной частью его творчества и включала в себя разные жанры, как литургические (пять месс, два реквиема – второй незаконченный, множество сочинений на другие латинские богослужебные тексты), так и концертные, но созданные на религиозные сюжеты (в частности, оратория «Страсти Иисуса Христа» на либретто Пьетро Метастазио, 1776 г., и кантата «Страшный суд» на французский текст неизвестного автора, 1787–1788 гг.).

56.Сальери учил не только композиторов, но и певцов. Из его класса вышли такие оперные звезды, как Катарина Кавальери, Анна Мильдер, Каролина Унгер, Антон Хайцингер.

57. В Вене лишь в 1817 году возникла Певческая школа, прообраз консерватории, и Сальери был одним из ее основателей. Ранее не существующую консерваторию заменяли собой два знаменитых педагога: Иоганн Георг Альбрехтсбергер, специалист по теории композиции, контрапункту и фуге, и Сальери, сферой которого было преподавание вокального искусства и вокальной композиции на итальянские тексты.

58.После смерти Альбрехтсбергера в 1809 году Сальери взвалил на себя двойной груз, взяв к себе его учеников по теоретическим предметам. В отличие от Альбрехтсбергера, он был практиком, а не теоретиком. В 1816 году он выпустил в свет «Школу пения», но это был скорее сборник примеров, нежели ученый трактат.

59.Зрелые и поздние комические оперы Сальери вобрали в себя опыт сочинения музыки в самых разных жанрах, что, безусловно положительно сказалось на их художественных достоинствах. Помимо легкого бытового юмора, типичного для оперы-буффа, в них появилась философская ирония и тонкая индивидуализация образов. В творческом содружестве с Касти были созданы не только полная улыбчивой мудрости «Пещера Трофония» (1785 г.), но и произведения гротескно-сатирического характера.

60.Это, в частности, искрометная одноактная опера-пародия «Сначала музыка, потом слова» (1786 г.), исполненная для императора Иосифа и его гостей вместе с зингшпилем Моцарта «Директор театра». Иногда эти оперы по традиции ставятся вместе, но произведение Сальери и Касти, ядовито пародирующее оперные штампы, обладает и собственной ценностью.

61.Сальери же обратился к комическому сюжету, создав произведение очень живое, остроумное и притом масштабное. Конечно, он учел опыт поздних опер Моцарта, влияние которых здесь постоянно чувствуется. Вместе с тем «Фальстаф» – не подражание Моцарту, а скорее продолжение моцартовской линии в развитии оперы-буффа, где юмор, лирика, бурлеск и философские наблюдения над человеческой натурой образуют единое целое.

62.После 1804 года, в пятьдесят лет, Сальери перестает создавать оперы и другие крупные произведения. Неожиданно он пишет свой «Реквием». (это было последнее его значительное творение. Реквием он завещал исполнить на собственных похоронах).

63. Продолжали появляться лишь небольшие кантаты, хоры (нередко на немецкие тексты), отдельные церковные произведения – гимны, псалмы, оффертории.

64.На склоне лет он превратился в видную фигуру венской музыкальной жизни, пестователя молодых талантов. Ученики почти что заменили стареющему Сальери семью. Самая яркая часть преподавательской деятельности Сальери – это когда он начал бесплатно давать уроки Людвигу ван Бетховену, разглядев в нем большой потенциал, которого не видел ни один его именитый учитель.

65.Также на бесплатное обучение Сальери берет Франца Шуберта и Ференца (на итальянский лад Сальери по ошибке или намеренно в шутку называл его «Франческо») Листа. Из юноши, которому все стремились стать отцами, Сальери сам вскоре стал «отцом», а потом, как его назовет Шуберт, «их общим дедом», которому его ученики оставались признательны до конца жизни и посвящали музыкальные произведения. Сальери был счастлив, но все белые полосы рано или поздно заканчиваются.

66.Умирает единственный сын Сальери. Спустя два года после них — жена. Каждое из происшествий наносило все более серьезный удар по его ментальному и физическому здоровью.

67.В это время Сальери разумно подал в отставку, но ту не приняли. А между тем в 1824 году у него обострился ревматизм и появились симптомы паралича ног. Композитор терял популярность.

68.Конец жизни Сальери был омрачен старческой деменцией, из-за которой в 1824 году он был помещен в психиатрическую клинику, а также дошедшими до него сплетнями, будто он якобы сам сознался в отравлении Моцарта. В минуты просветления старый маэстро умолял навещавших его музыкантов, в том числе Россини, опровергнуть жестокую клевету.

69. «Завещание» Сальери было запечатлено его учеником Мошелесом: «Это была печальная встреча. Он выглядел призраком и говорил незаконченными фразами о своей быстро приближающейся смерти. В конце он сказал: «Хотя я смертельно болен, я хочу заверить вас честным словом, что нет совершенно никаких оснований для этих абсурдных слухов, о которых вы знаете, что я якобы отравил Моцарта. Но нет, это злоба, чистая злоба. Расскажите всему миру, дорогой Мошелес, что старый Сальери на краю смерти вам это сказал».

ТЕАТР САЛЬЕРИ В ЛЕНЬЯГО

70.Антонио Сальери умер 7 мая 1825 года в возрасте 74 лет. Проводить композитора в последний путь пришло множество людей. Примерно через полвека его останки были перезахоронены на Центральном кладбище Вены.

71.Интересно, что «Маленький реквиема», созданный им в 1804 году, был впервые исполнен на его похоронах – такова была воля композитора.

72. Антонио Сальери был крупнейшим великим композитором своего времени и любимцем публики. Он был реформатором оперных канонов и создателем течения французской оперы.

73.Антонио Сальери был учителем нового поколения классиков, бесплатно обучавший Бетховена, Шуберта, Листа и Франца Моцарта. Он был хорошим человеком, неизменно веселым, легким и добросердечным.

74. В конце XX века были поставлены и записаны на диски несколько опер Сальери (начиная с «Фальстафа», 1975 г., и «Тарара», 1987 г., включая даже такие редкости, как нигде не шедшая при жизни Сальери сатирическая опера «Хубилай, великий хан Татарии», 2004 г., и «Трубочист», 2014 г.). Большой резонанс вызвал диск Чечилии Бартоли с тринадцатью ариями Сальери (2003 г.), за которым последовали записи увертюр, концертов, Реквиема.

75.Проклятием Антонио Сальери стала легенда о его причастности к смерти Моцарта, хотя, никаких достоверных фактов об этом не существует. Поэтому история до сих пор в долгу перед Антонио Сальери – выдающимся композитором, бескорыстным служителем Муз, учителем гениев.

ПАМЯТНИК АНТОНИО САЛЬЕРЕ В ЛЕНЬЯГО


фото из открытого доступа



+1
08:51
923
Нет комментариев. Ваш будет первым!