70 интересных фактов об Александре Глазунове
1. Александр Глазунов – знаменитый русский композитор, дирижёр, педагог, профессор Санкт-Петербургской консерватории.
2. Он был гениальным музыкантом, сыгравшим большую роль в развитии русской и мировой музыкальной культуры.
3.Мастерство Александра Глазунова является ценнейшим примером для последующих поколений композиторов.
4.Богатое творческое наследие композитора вызывает восхищение. Его идеально-гармоничная музыка наполнена радостью и светом.
5. Александр Глазунов написал три балета; восемь симфоний и множество других оркестровых произведений; пять концертов (2 для фортепиано; 1 для скрипки; 1 для виолончели; 1 для саксофона); семь струнных квартетов; две фортепианные сонаты и другие фортепианные пьесы; разные инструментальные произведения; и несколько песен.
6. Александр Глазунов родился 29 июля(10 августа) 1865 года в Петербурге в семье известного и богатого книгоиздателя К.И. Глазунова.
7.Книгоиздательская фирма Глазуновых была основана в Петербурге конце 18 века. Основатель фирмы Матвей Глазунов одним из первых открыл свои книжные магазины в Москве, а затем и в Петербурге.
8.А дед композитора — Илья Глазунов ещё при жизни А.С. Пушкина издал сочинение великого поэта «Евгений Онегин» в таком оригинальном формате, что сам автор не раз заходил к издателю, чтобы полюбоваться на необычную книгу, напечатанную со всеми для того времени новшествами печатной технологии.
9. Отец Саши, Константин Александрович, был весьма образованным человеком, а также с увлечением играл на рояле и скрипке.
10.Мама мальчика, Елена Павловна, ещё в детстве воспитываясь в пансионате, с усердием осваивала там игру на фортепиано. Её интерес к музыке был настолько велик, что она продолжила своё обучение и после замужества, а так как материальное положение семьи было весьма благополучным, то практиковаться в мастерстве исполнения.
11.Елена Павловна могла позволить себе учиться под руководством таких выдающихся преподавателей Петербурга, как профессор консерватории Т. Лешетицкий и именитый композитор М. Балакирев.
12 Александр Глазунов — первенец в семье, у него была сестра, которая родилась через два года и два младших брата, однако с ними будущий композитор познакомился только когда ему исполнилось девять лет. Мама Саши, Елена Павловна, таким своеобразным образом оберегала своих детей, от различного рода детских заразных болезней.
13.Один из братьев композитора Дмитрий Глазунов впоследствии стал знаменитым энтомологом и путешественником, а младший Михаил продолжил книгоиздательское дело своего отца.
14.Музыка в доме Глазуновых звучала постоянно, и поэтому маленького Сашу окружала доброжелательная и творческая атмосфера. Неординарные способности мальчика стали проявляться довольно рано. Заметив это, родители всячески стремились их развивать, наняв для его воспитания сразу двух гувернанток: немку и француженку.
15.В 9 лет Сашеньку, одарённого хорошим слухом и музыкальной памятью, начали обучать игре на фортепиано под руководством лучших преподавателей города: сначала Н.Г. Холодковой, а затем Н.Н. Еленковского.
16.Но он проявлял интерес и к другим музыкальным инструментам, осваивая также скрипку и виолончель.
17.Уже в 11 лет Саша впервые пробовал кое-что сочинить сам, а в четырнадцать — он был представлен М. Балакиреву, который познакомившись с детскими, пока ещё подражательными, композициями юного музыканта, увидел в нем искру исключительного дарования и настоятельно рекомендовал незамедлительно обратиться для изучения основ композиции к Н.А. Римскому-Корсакову.
18. С Римским-Корсаковым Глазунов начал частным образом изучать курс гармонии, форм и инструментовки, теории музыки и композиции, и за полтора года прошёл весь курс, рассчитанный на 5-7 лет учёбы в консерватории.
19.Помимо музыкального, Александр с 1877 года получал образование во Втором петербургском реальном училище, однако к этой учёбе он относился не очень серьёзно и каждый день возвращаясь домой после занятий полностью отдавался творчеству: садился за фортепиано, что-нибудь сочиняя или разучивая новые произведения.
20.Первым крупным сочинением Глазунова, представленном широкой публике при содействии его авторитетных покровителей Н.А. Римского — Корсакого и М. Балакирева, стала симфония №1, написанная в 1881 году. Триумфальное премьерное исполнение произведения состоялось в марте 1882 года в зале Дворянского собрания Санкт — Петербурга.
21.Слушатели были приятно шокированы, когда после окончания симфонии при вызове автора на сцену вышел 16-ти летний подросток в форме реального училища. Всем стало ясно, что на отечественном музыкальном небосклоне загорелась новая звезда.
22.На этом концерте присутствовал Митрофан Петрович Беляев – лесопромышленник, богатейший человек и большой меломан, который настолько восхитился дарованием молодого автора, что в дальнейшем стал активно популяризировать его творчество и тем самым сыграл в судьбе композитора значимую роль.
23.В 1883 году, после окончания реального училища, А. Глазунов как вольнослушатель стал посещать историко-филологический факультет Петербургского университета. Однако такая учёба совершенно не интересовавшая юного композитора и длилась не долго.
24. В феврале 1884 года он перестал посещать лекции, зато с удовольствием продолжал играть в университетском оркестре, где музицировал на виолончели, кларнете, валторне и тромбоне.
25. Для ознакомления с творчеством юного композитора М. Беляев 27 марта 1884 года устроил закрытый концерт из произведений Глазунова, в котором дирижировали Римский-Корсаков и Дютш.
26.В мае 1884 года Александр вместе с М. Беляевым отправился в творческий вояж по странам Европы. В Германии у них состоялась встреча с Ф. Листом, который, услышав первую симфонию молодого композитора, дал его сочинению положительную оценку. А 14 мая 1884 года на съезде «Всеобщего немецкого музыкального союза» по инициативе Ференца Листа прозвучала Первая симфония 18-летнего Александра Константиновича.
27.В том же 1884 году Беляев сдавал аренду зал и нанял оркестр, чтобы сыграть Первую симфонию Глазунова плюс оркестровую сюиту, только что сочиненную Глазуновым. Воодушевленный успехом репетиции, Беляев решил в следующем сезоне дать публичный концерт произведений Глазунова и других композиторов. Этот проект перерос в Русские симфонические концерты, которые были открыты в сезоне 1886–1887 годов.
28.В 1885 году Беляев открыл собственное издательство в Лейпциге, в Германии. Изначально он издавал музыку Глазунова, Лядова, Римского-Корсакова и Бородина за свой счет. За его помощью стали обращаться молодые композиторы.
29.После возвращения на Родину А. Глазунов влился в «Беляевский кружок», в который входили также Римский-Корсаков, Лядов, Малишевский, Витолс, Блуменфельд и другие музыканты. Продолжая традиции «Могучей кучки» по части развития русской композиторской школы, «беляевцы» также держали курс на сближение с западной музыкальной культурой.
30. в1886 году А. Глазунов познакомился, а затем крепко подружился с великим П.И. Чайковским. Между молодым и почтенным композитором завязалась доверительная переписка, носившая откровенный характер.
31.Однажды во время репетиции оркестра к одному из выступлений Н.А. Римский – Корсаков представил Сашу знаменитому музыкальному критику В.В. Стасову. Знакомство с замечательным человеком произвело на юношу такое большое впечатление, и вскоре, несмотря на разницу в возрасте, они стали близкими друзьям.и
32.Круг общения Александра с интересными людьми постоянно расширялся: он познакомился с А. Лядовым, а также членами содружества «Могучая кучка» А. Бородиным и Ц. Кюи.
33.В 1887 году безвременно скончался Александр Порфирьевич Бородин. Композитор оставил незавершенными два своих значимых произведения: оперу «Князь Игорь», над которой трудился в течение 20 лет, и Третью симфонию. Незадолго до смерти Бородин проигрывал своим коллегам фрагменты из этих сочинений, однако всё было в эскизных вариантах.
34.За окончание и оркестровку этих произведений взялись Римский-Корсаков и Глазунов. Феноменальная память Глазунова позволила ему полностью восстановить услышанную в исполнении на фортепиано самим Бородиным незадолго до его смерти увертюру к опере и фрагменты третьего действия. Благодаря музыкальным навыкам Глазунов смог полностью оркестровать эту симфонию. В результате оба произведения были не только восстановлены, но и оркестрованы под стиль А.П. Бородина.
35.Осенью 1888 года в творческой жизни Глазунова произошло важное событие: композитор после долгих колебаний наконец-то решился и встал за дирижёрский пульт. А летом следующего года в рамках Всемирной выставки, проходящей в Париже, на концертах, устроенных М. Беляевым, Глазунов так успешно продирижировал своей Второй симфонией, что французские газеты, наперебой расхваливая молодого русского композитора, положили начало его большой популярности за рубежом.
36. Глазунов получил международное признание. Он вышел из творческого кризиса 1890–1891 годов с новой зрелостью. В течение 1890-х годов он написал три симфонии, два струнных квартета и балет.
37.Девяностые годы по праву можно назвать временем полного расцвета творчества А. Глазунова. В этот период он создал произведения, в полной мере раскрывающие его дарование и мастерское владение композиторской техникой. Это фантазия «Море», симфонические картины «Кремль» и «Весна», сюита «Шопениана», увертюра «Карнавал», третья, четвертая, пятая и шестая симфонии, а также три его балета, среди которых знаменитая «Раймонда».
38.В конце десятилетия, в 1899 году, когда талант композитора достиг своих вершин, ему предложили поделиться своими знаниями и занять место профессора в Петербургской консерватории.
39. 1905 год для композитора был насыщен событиями, которые внесли определённые коррективы в его судьбу. В марте дирекция консерватории уволила Н.А. Римского — Корсакого, поддержавшего революционно настроенных студентов. В знак солидарности с выдающимся маэстро многие видные профессора, чётко определившие свою позицию, среди которых был и А. Глазунов, демонстративно покинули учебное заведение.
40.В консерваторию Александр Константинович всё же вернулся, и произошло это в конце того же года после принятия «Октябрьского манифеста» и предоставления учреждению автономии, то есть отсоединения его от Русского музыкального общества. Кроме этого, некоторое время спустя по результатам выборов Александр Константинович занял должность директора консерватории.
41.Александр Константинович Глазунов стал во главе Санкт-Петербургской консерватории в декабре 1905 года и проработал в этой должности более двадцати лет, до 1928 года. Это было очень трудное для страны время, однако для студентов и преподавателей учебного заведения, по словам современников, оно было чудесным, так как талант А. Глазунова во всей полноте проявился и в административной работе.
42.В 1907 году А. Глазунов широко отмечал 25-летие своей творческой деятельности, получая поздравления не только от соотечественников, но и от европейских почитателей его таланта.
43.Вскоре для России наступили тяжёлые времена: сначала Первая мировая война, а затем и революция 1917 года. Однако Глазунов, в полной мере поглощённый работой в консерватории и музыкально – просветительской деятельностью, несмотря на значительные перемены, происходящие в стране, сумел остаться на своей должности. Он наладил отношения с новой властью, а именно с народным комиссаром просвещения А. Луначарским, сумел сохранить за консерваторией авторитетное положение, и летом 1918 года согласно ленинскому декрету она стала высшим учебным заведением.
44.Такое внимание со стороны правительства мотивировало Александра Константиновича принимать активное участие в строительстве новой культуры молодой советской страны. Не жалея своих сил, он всю свою энергию отдавал музыкальному просвещению масс, выступая в роли дирижёра на концертах, проходящих в клубах фабрик и заводов, а также посещая конкурсы артистов художественной самодеятельности.
45.Заслуги Александра Константиновича и тот неоценимый вклад, который он внёс в развитие консерватории, были высоко оценены: в декабре 1920 года, отмечая пятнадцатилетний юбилей его руководящей работы, президиум учебного заведения вынес решение о присвоении Малому залу Петроградской консерватории имя А. Глазунова.
46. Получившая широкое признание активная деятельность А. Глазунова была по достоинству оценена: в 1922 году ему присвоили звание «Народного артиста РСФСР». Однако в то же время позиции Александра Константиновича в консерватории сильно пошатнулись, так как некоторые профессора во главе с Б. Асафьевым желали более прогрессивных методов обучения. В коллективе возникали постоянные столкновения и пререкания, которых Глазунов очень не любил.
А. ГЛАЗУНОВ С ЖЕНОЙ ОЛЬГОЙ
47.В 1929 году, в возрасте 64 лет, Глазунов женился на 54 -летней Ольге Николаевна Гавриловой. Глазунов и Ольга прожили вместе 15 лет, но официально зарегистрировали брак только после переезда в Париж, незадолго до смерти композитора. По воспоминаниям близких людей отношения между Александром Константиновичем и Ольгой Николаевной были удивительно тёплыми и гармоничными.
48.Кроме любви, преданности и заботы Ольга Николаевна подарила Александру Константиновичу и семейное счастье. Глазунов очень любил детей, но перенесённое в молодые годы тяжёлое заболевание лишило его радости отцовства. В дом Глазуновых Ольга пришла не одна: на руках у неё была маленькая девочка, Леночка, которая вскоре стала называть композитора папой, а её одарённость музыкальными способностями ещё больше сблизило девочку с приёмным отцом.
С ДОЧЕРЬЮ ЕЛЕНОЙ
49.Впоследствии Глазунов удочерил Елену (ее иногда называют его падчерицей), и она стала Еленой Глазуновой. Дочь Ольги Елена Гаврилова была солисткой в первом парижском исполнении его фортепианного концерта № 2. Елена вышла замуж за пианиста Сергея Тарновского, который руководил профессиональными и коммерческими делами Глазунова в Париже.
50.В дальнейшем Елена, носившая фамилию и отчество Глазунова, стала блистательной пианисткой, которая успешно выступала на концертах вместе со своим отчимом, исполняя его фортепианные произведения.
51.В 1928 году Глазунов получил приглашение из Вены принять участие в качестве члена жюри в международном конкурсе композиторов, приуроченном к 100-летию со дня смерти Ф. Шуберта.
52. Осенью Александр Константинович вместе с женой Ольгой Николаевной выехали в австрийскую столицу. После конкурса Глазуновы не спешили возвращаться в Советский Союз, так как решили попутешествовать по городам Европы. Они побывали в Праге, Дрездене и Лейпциге, а затем на месяц задержались в Гюндельсхайме, где композитор поправлял свое здоровье.
53.После Германии композитор с женой посетили Париж – город, с которым связаны прекрасные воспоминания его молодости и где проживало так много друзей – эмигрантов из России. Глазунов выступал как дирижёр в знаменитом парижском «Плейель» на авторском концерте, после которого он получил приглашение совершить творческие поездки в Испанию, Португалию, Англию, а затем в Америку.
54.Гастроли Глазунова были очень успешными: в его честь устраивали приёмы, расхваливали в прессе, произведения записывали на радио. Однако во время пребывания на американском континенте композитор тяжело заболел, из-за чего сорвалось нескольких запланированных концертов и как результат неуплата устроителями турне большей части обещанного гонорара.
55.После возвращения в Европу здоровье композитора стало ухудшаться, тем не менее он продолжал выступать на концертах как дирижёр, объезжая разные европейские страны.
56. В 1932 году семья Глазуновых основательно обосновалась в Париже, так как диагнозы, которые доктора поставили композитору, не предвещали ничего хорошего.
57.В 1934 году он написал свой Концерт для саксофона, виртуозное и лирическое произведение для саксофона альт.
58.В последние годы жизни композитора, когда его настигла тяжёлая болезнь, Ольга, жена, забывая о себе, жертвенно ухаживала за любимым супругом, ни ночью, ни днём не отходя от его постели. Александр Константинович умер 21 марта 1936 года в возрасте 70 лет в клинике Villa Borghese, похоронен на новом кладбище Нёйи-сюр-Сен (близ Парижа). Он почти 10 лет продлевал свой советский паспорт. Глазунов так и не стал эмигрантом и до последнего своего вздоха надеялся вернуться на родину, в свой родной Петербург.
59.После смерти Глазунова Ольга Николаевна находила утешение лишь в том, что поддерживала память о дорогом муже. Она через некоторое время после смерти мужа уехала из Парижа на Святую Землю, закрылась в келье монастыря и при принятии пострига взяла себе имя Александра.
60. Останки Александра Глазунова в 1972 годы были перевезены из Франции в Ленинград и с большими почестями перезахоронены в некрополе Мастеров искусств Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
61.Обычно о дирижёрах оркестровые музыканты не всегда отзываются хорошо, но А. Глазунов пользовался у них неоспоримым авторитетом.
62.У Александра Константиновича было много учеников, которые оставили свой след в истории советской музыки, но самым известным из них стал Дмитрий Шостакович.
63.История знает немало русских композиторов, которые своим творчеством внесли неоценимый вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Одним из них был Александр Константинович Глазунов – выдающийся музыкант, чьи произведения явились воплощением прогрессивных традиций отечественного демократического искусства.
64.Одарённый незаурядными способностями, он создавал радостную, светлую и гармоничную музыку достойную восхищения и недаром его сравнивали с Листом и Вагнером, а кроме этого считали творческим преемником Чайковского.
65.Вклад Александра Глазунова в развитие мировой музыкальной культуры сложно переоценить. Его творчество, сформировавшееся под влиянием М. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А. Бородина, П.И. Чайковского не только продолжило традиции великих мастеров, но и неразрывно связало русскую музыкальную классику с зарождающейся советской музыкой.
66.Творческую судьбу Александра Глазунова, длившуюся около без малого пятьдесят лет, несомненно, можно назвать успешной. Многие произведения, выходящие из-под пера композитора, ещё «тёпленькими» ложились на дирижёрский пульт, чтобы вскоре получить оценку слушателей. Сочинял Глазунов очень много. Так, заканчивая один опус, он тут же приступал к работе над другим. Вот почему композитор одарил потомков щедрым творческим наследием.
67.В настоящее время самые популярные работы Глазунова — это его балеты Времена года и Раймонда, некоторые из его более поздних симфоний, в частности Четвертая, Пятый и Шестой, полонез из Les Sylphides и два его концертных вальса.
68.Концерт Глазунова для скрипки до сих пор иногда играют и записывают. Последняя работа Глазунова Концерт для саксофона (1934 год), показала его способность адаптироваться к западной музыкальной моде того времени.
69.Имя выдающегося композитора носят Малый концертный зал Петербургской консерватории, Петрозаводская государственная консерватория, а также музыкальные школы в Москве и Барнауле.
70.В Мюнхене открыт институт, занимающийся исследованием творчества композитора, архив его партитур хранится в Париже.
ПАМЯТНИК А. ГЛАЗУНОВЕ В ПЕТРОЗАВОДСКЕ
фото из открытого доступа