​65 интересных фактов об Антоне Рубинштейне

1.Антон Григорьевич Рубинштейн — знаменитый русский композитор, пианист, дирижер и музыкальный педагог.

2. Антон Рубинштейн отличался разнообразными талантами, необычайно деятельными и плодотворными. Обладая неиссякаемой творческой энергией, он успешно совмещал в музыкальной деятельности все свои дарования.

3.Он основал Русское музыкальное общество. Благодаря его энтузиазму и настойчивости в Санкт-Петербурге была открыта в 1862 году первая в истории России консерватория. Среди его лучших учеников – гений российской и мировой музыки Петр Чайковский. И это кроме сотни его музыкальных произведений, среди которых наиболее популярные опера «Демон», балет «Виноградная лоза» и оратория «Суламифь».

4. А как пианист, Антон Рубинштейн находился в одном ряду с величайшими мировыми исполнителями. Его блестящее виртуозное исполнение серии из 7 фортепианных концертов в конце XIX века познакомило слушателей с многовековой историей музыки и заслужило всемирное признание.

5.Антон Рубинштейн много играл как в России (в том числе и при дворе, где ему благоволил лично император Николай I), так и в Европе.

6. Благодаря Рубинштейну получили поддержку многие талантливые молодые исполнители и композиторы, а также многие музыкальные начинания того времени. Заслуживает отдельного внимания и уважения просветительская и благотворительная деятельность Антона Рубинштейна.

7. Антон Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в небольшом приднестровском селе Выхватинец Балтского уезда Подольской губернии Российской империи.

8. Родители его, евреи по национальности, происходили из Правобережной Украины и Прусской Силезии.

9.В 1833 году все члены фамилии Рубинштейн во главе с отцом Григорием Романовичем и матерью Калерией Христофоровной приняли православие и получили право переехать в Москву и открыть собственное дело. Семья обосновалась в просторном доме на Ордынке.

10.Отец семейства, Григорий открыл собственную карандашно-бумажную фабрику, а его жена Калерия занималась воспитанием и образованием детей.

11.Антон был третьим ребенком в еврейской семье предпринимателя и купца первой гильдии Григория Рубинштейна. У Антона были братья и сёстры, которые прославились в разных областях науки и культуры.

12.Старший брат будущего пианиста Яков стал доктором, а сестры Любовь и София снискали славу учителя музыки и камерной певицы.

13.Младший его брат Николай Рубинштейн посвятил жизнь искусству, тоже стал известным пианистом и, вслед за старшим, основал в 1866 году вторую российскую консерваторию в Москве, где помог творческому росту начинающего композитора Чайковского и проработал до самой смерти.

14. Антон получал первые уроки игры на фортепиано у своей матери, отличной пианистки. Она научила сына играть на инструменте и подготовила к поступлению в класс одного из лучших пианистов и педагогов своего времени Александра Ивановича Виллуана, французу по национальности, у которого Антон обучался в течение нескольких лет.

15.Благодаря его наставничеству, Антон Рубинштейн рано взошел на олимп русской и европейской музыкальной сцены. Уже в семилетнем возрасте он продемонстрировал выдающиеся способности и стал сильным пианистом.

16.Антону, начиная с 1839 года, стали устраивать публичные выступления. лет он дал свой первый публичный концерт в Санкт-Петербурге. А в 1840 году Александр Виллуан и его лучший ученик Антон Рубинштейн гастролировали по Европе, давая совместные концерты, в ходе которых они были удостоены приемов у английской королевы Виктории, а также у великих композиторов Фредерика Шопена и Ференца Листа.

17.Европейское путешествие, длившееся почти десять лет, обернулось для Рубинштейна победоносным европейским турне, принесшим ему мировое признание. Он сыграл в Париже, Гааге, Амстердаме, Вене, Будапеште, Кёльне, Стокгольме, многих иных европейских музыкальных столицах.

18.В 1844 году Антон ненадолго вернулся в Россию, а потом в сопровождении матери и брата Николая уехал в Берлин, чтобы обучаться музыке у знаменитых иностранных педагогов Теодора Куллака и Зигфрида Дена и заводить знакомства в европейской культурной среде.

19.В 1846 году скончался глава семьи Григорий Рубинштейн, и его жена Калерия срочно выехала в Россию с младшим сыном Николаем для организации похорон.

20.А молодой Антон Рубинштейн отправился в столицу Австрии Вену, для совершенствования исполнительских навыков игры на фортепиано, а также надеясь приобщиться там к европейской музыкальной жизни.

21. Но осесть там ему не удалось, так как самостоятельная жизнь пришлась не по вкусу молодому человеку. Частные уроки не приносили прибыли и не обеспечивали приемлемого материального уровня, а новые творческие и деловые связи не появлялись.

22.По этим причинам в 1849 году Антон вернулся в Россию и, благодаря протекции супруги великого князя Михаила Павловича великой княгини Елены Павловны, осел в Петербурге и занялся преподаванием и творческой карьерой.

23.По возвращении в Россию Рубинштейн совмещал исполнительскую деятельность с композиторской и дирижированием, педагогическую — с административной.

24. Его яркий музыкальный талант был замечен в столичных творческих кругах, особенно благодаря выступлениям как пианиста перед семьями императора Николая I и других важных лиц государства.

25.Неожиданный успех позволил Антону Рубинштейну познакомиться с именитыми членами кружка «Могучая кучка» — композиторами Михаилом Глинкой и Александром Даргомыжским, а также прославленные исполнители Матвей Юрьевич Виельгорский и Карл Багданович Шуберт.

26.Благодаря новым связям, Антон Рубинштейн дебютировал в Санкт-Петербурге в 1853 году как дирижер и композитор, представив свое первое крупное музыкальное произведение – оперу «Дмитрий Донской».

27.За ним следуют короткие оперы «Сибирские охотники», «Месть» и «Фомка-дурачок», в которых начинающий композитор использовал темы и мелодии народов России, отдавая дань модным музыкальным веяниям современности.

28. В середине 1850-х годов Антон Григорьевич предпринял попытки основания в столице специализированной музыкальной академии, но, не имея поддержки, сдался и оставил эту идею до лучших времен.

29. С карьерой композитора ему тоже поначалу не везло. Произведения композитора оказались невостребованными, и ни один отечественный театр не желал ставить его оперы. В результате, Антону Рубинштейну пришлось в 1854 году снова уехать за границу, чтобы там с помощью старого знакомого – композитора Ференца Листа добиться постановки одноактной оперы «Сибирские охотники».

30.Но настоящий успех пришел к А. Рубинштейну благодаря мастерски данному в Лейпциге сольному фортепианному концерту, после успеха которого его пригласили в длительное музыкальное турне по Европе.

31.Гастроли, длившиеся 4 года, сделали Антона Григорьевича мировой знаменитостью и пробудили жажду дальнейшей работы. В 1860 году он приехал в Россию уже как прославленный музыкант и убедил великую княгиню Елену Павловну выделить средства на создание Русского музыкального общества, в рамках которого начались регулярные выступления симфонического оркестра под управлением Рубинштейна.

32. Следующим шагом музыканта и дирижера стала организация в Санкт-Петербурге осенью 1861 года музыкальных учебных классов, где одаренная молодежь могла оттачивать навыки исполнительского искусства. Это было началом работы в создаваемой Рубинштейном первой в России консерватории. Там он и приступил к исполнению сразу трех должностей — директора, дирижера и преподавателя инструментовки и фортепиано.

33.Тогда же, осенью 1861 года в начинавшие свою работу Музыкальные классы Русского музыкального общества (в 1862 года они были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию) был принят Петр Чайковский, который стал там одним из первых студентов по классу композиции.

34.Его учителем по классу «сочинения и инструментовки» был Антон Рубинштейн. В 1863 году Чайковский, по настоянию Рубинштейна, бросил юридическую службу, чтобы целиком отдаться музыке.

35.12 января 1866 года Петр Чайковский блестяще закончил Петербургскую консерваторию с большой серебряной медалью — высшей в те годы наградой.

36. С головой увлекаясь занятиями в музыкальных классах консерватории во время преподавания Рубинштейн хотел научить студентов быть истинными художниками, постоянно стремящимися к совершенству и щедро передавал им личное отношение к творческому развитию.

37. Для того, чтобы повышать собственное мастерство, Рубинштейн непрерывно концертировал в качестве пианиста и все свободное время занимался творчеством как композитор, создавая одно музыкальное произведение за другим: песни, романсы, симфонии и другие произведения.

38.Такой неожиданный взлет в карьере Антона Рубинштейна, горевшего идеей создания российского музыкального академического учреждения, не сразу пришелся по душе российской творческой элите, особенно «Могучей кучке». Потребовалось немало усилий и достижений, прежде чем в музыкальных кругах изменилось само отношение к педагогической деятельности Рубинштейна.

39.Но после того, как из стен первой консерватории вышел и начал уверенно завоевывать свой авторитет гениальный композитор Чайковский, даже такой «противник» Рубинштейна, как композитор Римский-Корсаков, согласился в 1871 войти в профессорский состав его учебного заведения.

40. В целом чрезвычайно успешная музыкальная жизнь Рубинштейна не была лишена сложностей. Современники не раз упрекали его в излишнем академизме, благосклонность государя соседствовала с направленными против него придворными интригами. При всех заслугах Рубинштейна, как директора, музыканта и педагога растущей консерватории, при дворе и в правительственных кругах сам факт появления академического музыкального учебного заведения возбуждал серьезные трения.

41.Со временем именно этот негатив в отношениях с правящими кругами и заставил Рубинштейна уйти в 1867 году со всех постов консерватории в длительную отставку. Однако в 1887 году он все-таки, нашел в себе силы снова войти в руководство и управлял созданной им консерваторией еще несколько лет. Именно в этот период знаменитый русский художник Илья Репин нарисовал портрет, изображавший дирижера за любимым занятием.

42. Наиболее знаменитое творение композитора Антона Рубинштейна опера «Демон», её он сочинил в начале 1970-х годов. Опера основана на одноименном произведении Михаила Юрьевича Лермонтова. Однако, опера «Демон» подверглась цензурному запрету и была поставлена лишь спустя 4 года после написания. Но между тем творческая судьба Рубинштейна может быть названа очень счастливой.

43.Хотя сразу после премьеры лирическая драма с проникновенными мелодиями оставила публику и критиков равнодушными, после смерти автора, когда главную партию спел знаменитый Федор Шаляпин, опера «Демон» стала знаменитой и на протяжении нескольких сезонов собирала аншлаги в разных странах.

44.Другими удачными творениями композитора стали симфония «Океан», оратории «Христос» и «Суламифь» и исторические оперы «Нерон», «Маккавеи» и «Фераморс». А многие-многие другие произведения не смогли превзойти славу создателя, который ни на минуту не прекращал радовать публику фортепианной игрой.

45. В начале 1870-х Рубинштейн стал первым значительным русским музыкантом, давшим весьма успешные гастроли в Новом Свете. В 1872-1873 годах музыкант в компании скрипача Генрика Венявского дал за 8 месяцев 215 концертов в Северной Америке, а спустя 10 лет, в 80-х годах, триумфально выступил во всех европейских столицах.

46.Цикл, состоящий из 8 выступлений в каждом городе, вошел в историю музыки и до сих пор считается непревзойденным рекордом того времени.

ЖЕНАИ ВЕРА С РЕБЁНКОМ

47. О личной жизни Антона Рубинштейна известно не так много. Считается, что семьей он обзавелся не ранее 1865 года, то есть, уже после своего четырехлетнего европейского турне, сделавшего его не только мировой знаменитостью, но еще и весьма состоятельным женихом.

48.Молодой супругой маститого тогда уже мэтра стала княжна Вера Чекуанова. В 1866 году семья, в которой появились трое детей, приобрела дом в живописном городке Петергофе под Санкт-Петербургом и разместилась в деревянной постройке с башней, террасой и фруктовым садом.

49.Кабинет Рубинштейна находился на 2-м этаже и был оборудован согласно его скромному вкусу. Там находились черный рояль, диван и этажерка с нотами, а на стенах висели фотографии жены и детей: Якова, Анны и Александра. Именно там композитор сочинил мелодию «Стрекот цикад» и другие произведения, наполненные звуками природы.

50.Гостеприимная хозяйка Вера Александровна окружала мужа уютом и не давала скучать, приглашая в гости членов культурного общества России. Их навещали деятели российского искусства. На даче Рубинштейнов часто бывали московский голова С. М. Третьяков, художник Э. К. Липгарт, музыкант К. Ю. Давыдов и поэт Я. Полонский.

51.В 1893 году Рубинштейн неожиданно потерял младшего сына Якова Антоновича, умершего в 20-летнем возрасте. Утрата, усугубленная серьезной простудой, подхваченной на гастролях в Дрездене, подкосила здоровье пианиста. В последний раз публика увидела пианиста на благотворительном мероприятии в Санкт-Петербурге незадолго до смерти, в 1893 году.

52.Вернувшись на дачу в мае 1894 года, Антон Григорьевич с головой окунулся в работу и окончательно «добил» измотанный организм. Врачи и близкие просили его изменить образ жизни и уделить время отдыху, но музыкант никого не слушал.

53.Поправить здоровье не получалось, и 20 ноября 1894 года Антон Рубинштейна скончался у себя дома в Петергофе в возрасте 64-х лет от острого сердечного приступа.

54.В течение недели гроб с телом Рубинштейна стоял в зале петергофской дачи, а затем его перевезли в Троицкий собор столицы и после отпевания с почестями похоронили на кладбище Александро-Невской Лавры.

55.Знаменитый музыкант, основатель и первый директор Санкт-Петербургской консерватории, любимец публики Антон Рубинштейн запомнился и как человек большой щедрости, широкой души и как замечательный мэтр, воспитавший целое поколение российских музыкантов и композиторов.

56.Композиторское наследие Антона Рубинштейна чрезвычайно богато: шесть симфонических произведений (не считая симфонических поэм, увертюр), 13 опер (не считая ораторий и кантат), балет «Виноградная лоза», концерты для фортепиано с оркестром и концерты для других инструментов, многочисленные сочинения для сольного фортепиано, а также камерные сочинения для скрипки, альта, виолончели, песни и романсы и так далее.

57.Кроме того, А. Рубинштейн оставил массу дневниковых записей – «Короб мыслей», опубликованных через десять лет после его ухода.

58.Но слава Антона Рубинштейна, как уникального пианиста-исполнителя, музыкального педагога и создателя первой в России консерватории превышала его творческие успехи, как композитора и литератора.

59. На могиле А. Рубинштейна в некрополе Мастеров Искусств Александро-Невской Лавры стоит его бюст.

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА

60.В СССР в его честь в 1954 году была выпущена почтовая марка.

61. На Санкт-Петербургском проспекте в Петергофе установлен бюст Рубинштейна.

62. Его именем названа музыкальная школа в Петергофе, городе последних дней композитора, там же его именем названа улица.

63. Уголок памяти Рубинштейна есть в музее села Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Республики. Его именем назван высший музыкальный колледж в Тирасполе.

64. Также именем Антона Рубинштейна названа бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, где в доме № 38 композитор жил с 1887 по 1891 годы. Там есть мемориальная доска.

65.Сейчас Антона Рубинштейна исполняют нечасто, но его имя по многим причинам заслуживает нашей памяти.

ПАМЯТНИК-БЮСТ В ПЕТЕРГОФЕ


фото из открытого доступа



+1
03:45
604
Нет комментариев. Ваш будет первым!