100 интересных фактов об Александре Серове
1. Александр Николаевич Серов — известный русский композитор и выдающийся музыкальный критик.
2.Также он один из основоположников отечественного музыкознания.
3. Александр Серов — автор значительного числа музыкально-критических работ.
4.Как композитор он написал 3 оперы, 2 кантаты, оркестровые, инструментальные, хоровые, вокальные произведения, а также музыку к драматическим спектаклям. У него есть и обработки народных песен.
5. А ещё Александр Серов был действительным статским советником и отцом гениального живописца Валентина Александровича Серова.
6. Александр Николаевич Серов родился 11 (23 января) 1820 года в Санкт-Петербурге в семье крупного правительственного чиновника финансового ведомства Николая Ивановича Серова и Анны Карловны Габлиц.
7. Это была семья профессоров и юристов. Она была достаточно образованная, можно сказать, хорошо по-тогдашнему образованная, но совсем не музыкальная. Так что, пробуждение и последующее развитие музыкального таланта будущего композитора нельзя приписать влиянию его семьи.
8.Но можно с большой вероятностью сказать, что блестящие умственные способности и общая даровитость натуры получены им прямо по наследству.
9.Известно, что отец его, Николай Иванович Серов, обладал весьма недюжинным умом, тонким, проницательным, заметно наклонным к сарказму и иронии. Будучи не особенно высокого происхождения, он сумел, однако, составить себе довольно почетное положение по службе и занимал довольно видное место в министерстве финансов.
10.Анна Карловна, мать композитора, была также очень умная женщина, обладавшая благородным и добрым характером,
11.А ещё у него был еврей-дедушки, от которого происходи Саша Серов. Это был то им был очень известный сенатор екатерининских времен Карл Иванович Габлиц, человек больших способностей и один из главных помощников князя Потемкина по устройству вновь присоединенного тогда Крыма.
12.Общая даровитость натуры стала проявляться у мальчика очень рано, можно сказать, с самых первых лет детского возраста.
13.На четвертом году он уже настолько владел грамотою, что мог читать книги, и почти с этих же лет горячо полюбил театр, куда родители стали возить его, начиная с трехлетнего возраста.
14. Пора учёбы наступила для Александра очень рано, и его домашние не могли надивиться быстроте и легкости, с какими мальчик усваивал все сообщаемые знания, к усвоению которых относился очень сознательно.
15.Научившись читать по-русски с четырех лет, на девятом году Саша уже бойко читал французские и немецкие книги.
16.Также у мальчика очень рано проявилась необыкновенная любовь к природе. Постепенно он пристрастился к чтению и скоро сосредоточил все свое внимание на сочинениях по естественной истории. Любимым его автором сделался Бюффон и скоро так заинтересовал его, что маленький зоолог не расставался с его сочинениями, а под конец просто бредил своим кумиром.
17.Городская жизнь давала слишком мало пищи для любви к природе, поэтому кроме чтения сочинений Бюффона, это вылилось у маленького Серова в форму необыкновенного пристрастия к рисованию.
18.Целые дни проводил он с карандашом в руках, рисуя то перспективу своей комнаты, то пейзажи, то зверей. И даже в этой сфере занятий скоро стал заметен его несомненный талант к рисованию.
19.Впоследствии Серов никогда не учился живописи систематически, потому что все его внимание поглотили музыкальные занятия, но, несмотря на это, достиг значительной степени совершенства в обращении с карандашом и акварелью.
20. Но эти занятия живописью не пропали даром для позднейшей композиторской деятельности Серова. Они образовывали его эстетический вкус, и этот развитой вкус заметно отразился на живописной постановке его опер.
21.Наступило время, когда нужно было начать преподавание мальчику музыки, ибо, несмотря на анти музыкальность семьи Серовых, в ней господствовало убеждение, что музыка необходима в курсе общего образования; музыка, точнее, умение играть на каком-нибудь инструменте, есть признак хорошего тона и хорошего воспитания.
22.И потому едва исполнилось мальчику 8 лет, как решено было пригласить для него учительницу музыки — Олимпиаду Григорьевну Жебелеву, шестнадцатилетнюю девушку, отлично знавшую музыку, солидно подготовленную, счастливо соединявшая в себе знание дела и любовь к искусству с самой высокой добросовестностью.
23.Под ее благотворным влиянием, продолжавшимся целых 7 лет, до пятнадцатилетнего возраста Серова, будущий композитор основательно изучил музыкальную технику (фортепиано), познакомился со многими величайшими произведениями немецкой музыки и полюбил мир звуков всеми силами своей страстной артистической натуры.
24.За эти 7 лет Серов подвинулся в музыке так далеко, что когда потом, на шестнадцатом году, ему пришлось поступить в училище правоведения, то оказалось, что из дому он вынес самую основательную музыкально-техническую подготовку.
25.Где-то за год до начала уроков музыки Серов был помещен в пансион некоей госпожи Командер, в котором и оставался около трех лет, то есть до десятилетнего возраста. Пансион этот ничем не отличался от всех ему подобных заведений и, подготовив кое в чем своего даровитого питомца, благополучно сдал его в 1-ю гимназию.
26. В гимназии началась несколько более серьезная и систематическая учеба. Учиться в то время было трудно: методы преподавания практиковались самые жалкие, о педагогике почти никто не имел никаких сведений, так что нечего было и мечтать о правильной постановке учебного дела, — ведь это было начало тридцатых годов.
27.Но природные дарования все-таки успевали пробиться к свету знания, хотя нельзя сказать, что Серов, с его блестящими способностями, легко преодолевал всякие методы и учился отлично.
28.Известно, что математику во всех ее отраслях он особенно не жаловал, однако и в ней успевал, также, как и во всех остальных предметах.
29.Что касается музыки, то она вовсе не преподавалась в гимназиях, как не преподается и теперь; тогда, как и теперь, на нее не смотрели как на необходимый предмет общего образования, и это обстоятельство особенно невыгодно отзывалось на таких натурах, как Серов.
30.Будущий композитор начинал уже понимать музыку, продолжающиеся дома уроки Жебелевой развивали это понимание, и нашего музыканта тянуло в мир звуков все более и более.
31.На двенадцатом или тринадцатом году жизни у Серова появилась горячая любовь к искусству. Примерно с этого времени он с особенным рвением отдается изучению наиболее замечательных образцов музыкального творчества и, благодаря рано пробудившимся мыслительным способностям, начинает задумываться над ними, все более и более погружаясь в очарованный мир искусства.
32.Постепенно научался он находить в звуках отражение того, что пока еще смутно таилось в его пробуждавшейся душе. Покончив с обязательными гимназическими занятиями, Серов торопился домой, где ожидал его рояль, за которым юный музыкант отводил свою душу. И только недостаток теоретических знаний не позволял ему выразить на бумаге то, что складывалось в его голове и воображении.
33. Как известно, с раннего детства у мальчика проявились разнообразные художественные склонности и увлечения, которые всемерно поощрялись родителями. Правда, значительно позднее отец стал резко противиться — вплоть до серьезного конфликта — музыкальным занятиям сына, считая их абсолютно бесперспективными.
34.Так проходили последние годы, проведенные Серовым в гимназии, — он пробыл в ней до конца 1835 года, то есть до 16 лет, когда был переведен в только что открывшееся Училище правоведения.
35. Из знаменитого Училища правоведения вышли не только будущие правоведы и министры, но и поэты, и композиторы.
36.До 1840 года Серов обучался в Училище правоведения. Там состоялось его знакомство с В. Стасовым, переросшее вскоре в горячую дружбу. Переписка Серова и Стасова тех лет — поразительный документ становления и развития будущих корифеев русской музыкальной критики. «Для нас обоих», — писал Стасов после смерти Серова, — «эта переписка имела очень важное значение — мы помогали друг другу образоваться не только в музыкальном, но и во всех других отношениях».
37.В те годы проявились и исполнительские способности Серова: он успешно учился игре на фортепиано и виолончели, причем последнюю начал осваивать только в училище.
38.После завершения образования началась служебная деятельность. Сенат, Министерство юстиции, служба в Симферополе и Пскове, Министерство внутренних дел, Петербургский почтамт, где он, свободно владевший несколькими европейскими языками, числился цензором иностранной корреспонденции — вот вехи из весьма скромной карьеры Серова, не имевшей, впрочем, для него, за исключением заработка, какого-либо серьезного значения. Главным и определяющим была музыка, которой он желал посвятить всего себя без остатка.
39.По настоянию отца он делал карьеру. Когда Серова перевели в Симферополь, он служил там заместителем председателя Таврической уголовной палаты. Но любовь к музыке победила — со службы Серов ушел и занялся профессиональной музыкальной деятельностью.
40.Этому способствовала их дружба с другим выпускником училища — Владимиром Стасовым, будущим знаменитым музыкальным критиком. Впоследствии отношения претерпевали изменении и испытания, но два этих имени навсегда оказались вписаны в историю русской культуры.
41.Композиторское взросление Серова проходило трудно и медленно, это было связано с отсутствием надлежащей профессиональной подготовки.
42.К началу 40-х годов относятся его первые опусы: 2 сонаты, романсы, а также фортепианные переложения великих творений И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и других композиторов-классиков.
43.Уже в то время Серова увлекают оперные замыслы, правда так и оставшиеся неосуществленными. Самой значительной из незавершенных работ была опера «Майская ночь» (по Н. Гоголю). Из неё до наших дней дошел только один эпизод — Молитва Ганны, которая была первым произведением Серова, исполненным в публичном концерте в 1851 году.
44.В том же, 1851 году, состоялся и его дебют на критическом поприще. Его первые статьи появились в журналах «Современник», «Сын отечества», «Библиотека для чтения». Затем — в «Пантеоне».
45.В одной из статей Серов сформулировал свою задачу как критика: «Музыкальная образованность в массе русских читателей распространена чрезвычайно мало… Но ведь надо же стараться о распространении этой образованности, надо же заботиться об том, чтоб наша читающая публика имела верный взгляд на музыку, ее сочинителей и исполнителей».
46.Любопытно, что именно Серов ввел в русскую литературу термин «музыкознание».
47. Множество злободневных вопросов современной ему русской и зарубежной музыки поднято в его работах: творчество Глинки и Вагнера, Моцарта и Бетховена, Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки» и т. д.
48.В начале становления Новой русской музыкальной школы Серов был тесно с ней связан, однако вскоре пути Серова и кучкистов разошлись, их отношения стали враждебными, это привело и к разрыву со Стасовым.
49. На поприще музыкальной критики Серов стоял неизмеримо выше всех своих современников и по силе таланта не знает себе соперников на этом поприще, кажется, и до сих пор.
50. Бурная публицистическая деятельность, отнимавшая у Серова очень много времени, тем не менее не ослабила его желания сочинять музыку. «Я доставил себе», — писал он в 1860 году, — «некоторую известность, составив себе имя музыкальными критиками, писательством о музыке, но главная задача моей жизни будет не в этом, а в творчестве музыкальном».
51.Такая многосторонность, такое сочетание в одном лице талантов столь разнородных — явление чрезвычайно редкое и достается в удел немногим.
52. К тому же времени относятся и опыты Александра Серова в сочинении музыки. Но очень тяжело быть официально и одновременно творцом и критиком. Возможно, в жизни А. Серова это сыграло серьезную роль.
53.Он уже стал общепризнанным музыкальным критиком. Но хотел творить сам. Отсюда — высочайшая требовательность к себе. Две свои первые оперы он уничтожил полностью. Последнюю — не дописал.
54.Композитор Серов уничтожил написанные в Симферополе оперы — «Мельничиха из Марли» и «Майская ночь», и мы сейчас лишены возможности хоть как-то послушать и оценить эти произведения.
55. 60-е годы стали десятилетием, принесшим славу Серову-композитору. В 1862 году завершена опера «Юдифь», в основу либретто которой была положена одноименная пьеса итальянского драматурга П. Джакометти.
56.Это был первый успех в творчестве — опера «Юдифь. В 1863 году с огромным успехом прошла её премьера. В дальнейшем, в 1865 году — опера «Рогнеда», посвященная событиям из истории Древней Руси.
57. «Государь император был два раза. В первый раз, 10-го декабря, придя на сцену, велел позвать к себе автора и говорил со мною очень любезно минут с десять. Во второй раз тоже приходил на сцену и, заметив меня в толпе артистов, изволил сказать мне несколько милостивых слов», — писал композитор после премьеры оперы «Рогнеда».
58. Государь император во внимание к отличному таланту и замечательным музыкальным произведениям композитора, статского советника Александра Серова, Всемилостивейше повелеть соизволил производить ему в пенсион по тысяче рублей серебром в год из капитала его Величества.
59.Но самая известная опера композитора — «Вражья сила». Ко времени задумки и реализации этого замысла А. Серов был уже известным на родине и за рубежом музыкальным и общественным деятелем.
60. Опера «Вражья сила» стала последней (смерть оборвала работу, оперу заканчивали В. Серова, жена композитора, и Н. Соловьев), создававшаяся по драме А. Н. Островского «Не так живи, как хочется».
61.Все оперы Серова были поставлены в Петербурге на сцене Мариинского театра и имели шумный успех. В них композитор пытался соединить драматургические принципы Вагнера и начинающей формироваться национальной оперной традиции.
ОПЕРА «РОГНЕДА»
62. Оперы «Юдифь» и «Рогнеда» создавались и впервые ставились на сцене на том рубеже, когда были уже написаны гениальные сценические творения Глинки и Даргомыжского (кроме «Каменного гостя») и еще не появились оперы композиторов-«кучкистов» и П. Чайковского.
63.Серову не удалось создать свой законченный стиль. В его операх немало эклектики, хотя в лучших эпизодах, особенно изображающих народную жизнь, он достигает большой выразительности и красочности.
64. Серов-критик затмил Серова-композитора. Однако это никак не может перечеркнуть то ценное, что есть в его музыке действительно талантливого и оригинального.
65. Как музыкальный критик Серов написал несколько сотен музыковедческих работ, в том числе одно из первых отечественных исследований по народной музыке.
ЖЕНА ВАЛЕНТИНА
66. Серов был женат на Валентине Семеновне Бергман. Александр Николаевич был намного старше жены (ему было 43 года, ей только 17). Он был уже известным музыковедом, автором оперы «Юдифь», которая с большим успехом шла в Мариинском театре.
67.На этом спектакле Валентина впервые увидела своего будущего мужа. Впечатление было совсем не блестящее: «маленький, седой, взъерошенный, большая голова на коротком тельце». Но учитель и ученица быстро нашли у себя много общего — общие мысли, общие любимые авторы, Гомер и Шекспир; по определению Валентины, они составляли «одну душу».
68.Было общее и в их судьбах: семьи Бергманов и Серовых были многодетными (четверо детей в одной и шестеро в другой), родители Серовы, как и родители Бергманы, были далеки от музыки.
69. Валентина и сама стала композитором (первым известным русским композитором-женщиной) и автором опер. Валентиной Семёновной Серовой написаны оперы «Уриэль Акоста», «Мироед», «Илья Муромец».
70.Через два года после женитьбы, в 1865 году, у Серовых родился сын Валентин — будущий великий художник. Отец был очень привязан к ребенку, тот отвечал ему взаимностью.
71.«Исключительной, огромной просвещенностью в деле искусства обладал весь тот круг, где Серову посчастливилось с детства вращаться». Так сказал И. Репин — о художнике Валентине Серове.
72. В атмосфере столь необычной семьи и рос будущий гениальный художник. Любопытно, что молодая Валентина придерживалась левых взглядов и всю жизнь была под надзором полиции. А сам Александр Серов, который был значительно старше жены, довольно консервативен во взглядах и вполне лояльно относился к существующему порядку.
73.Прожили они недолго, всего восемь лет. В последние годы жизни Александр Николаевич чувствовал себя плохо, но скрывал это от жены. Он тяжело перенес смерть 10-месячной дочери, которую успел очень полюбить.
74.Александр Николаевич Серов умер в Санкт-Петербурге 20 января (1 февраля) 1871 года. Он был похоронен на территории Александро-Невской лавры.
75.Прах усопшего музыканта положили вблизи праха Глинки и Даргомыжского; этим актом общество ярко выказало свои симпатии к покойному, а также и свой взгляд на значение его личности и произведений.
76.После смерти мужа Валентина напишет в своих воспоминаниях: «Когда передо мною возникает образ этого ученого человека с колоссальной эрудицией, с блестящим талантом, с разносторонним развитием, как-то странно представить себе мою ничтожную фигурку рядом с ним — с этим колоссом. Моя самостоятельная жизнь была пресечена, источник моих живых интересов отсутствовал, я терялась в хаосе нот, книг, бумаг, свидетельствующих о тяжелом труде, о внимательном изучении, о глубокой учености».
77. После смерти мужа от инфаркта Валентина Серова завершила его оперу «Вражья сила», издала партитуру оперы «Юдифь». Она же подготовила к изданию 4 тома музыковедческих статей мужа.
78.Ей также принадлежат наиболее полные и интересные воспоминания о муже и сыне, изданные в двух книгах: «Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович. Праздники и будни в нашей совместной жизни» и «Как рос мой сын».
79.Вышедшая в 1968 году, эта вторая книга, помимо воспоминаний самой В. Серовой, включает статьи о ней, а также письма и комментарии.
80. «Вражья сила» — опера А. Н. Серова по мотивам пьесы А. Н. Островского «Не так живи, как хочется» стоит в особом ряду.
81.Поэт Аполлон Григорьев уговорил Островского написать по своей пьесе либретто в стихах. Но Серов в процессе работы захотел изменить конец — никакого хэппи-энда, драма — так драма. Великому драматургу Александру Островскому переделка не понравилась, он отказался ужесточать сюжет. Возникло недопонимание, но как результат — композитор продолжил работу над оперой. Закончить ее в целом он успел, а вот оркестровать — нет. Эту работу выполнили вдова и друг.
82.Известно, что в XIX веке опера — важнейшее из искусств вообще, важнее, чем в XX-м — кинематограф. Музыка, драма-действие, исполнительское мастерство певцов, актерское мастерство, движение (а часто и балетные сцены внутри), живопись (декорации и костюмы) — все сочеталось в одной постановке.
83.К тому же — принцип «сообщающихся сосудов», когда публика реагировала — либо одобрительно, либо недовольно (иногда до эксцессов). Плюс известный демократизм — высший свет в ложах и на первых местах, недорогая галерка — для студентов.
84.И, наконец, это был период становления и начинающегося расцвета русского музыкального театра, нужно было «догнать и перегнать» Италию и Германию, что впоследствии и случилось.
85.Но ведь уже были первые русские оперы — Глинки и Даргомыжского. Начиналась активная деятельность Могучей Кучки (которую Серов, кстати, часто критиковал).
86.Тем не менее «Вражья сила» стоит в особом ряду. И в первую очередь потому, что впервые на музыкальную сцену вышла «купеческая Россия», пусть и в историческом ракурсе. До этого главными героями были исторические деятели или легендарные личности — все, как положено в эпоху романтизма.
87. В этом отношении оперу Серова можно считать явлением уникальным. Сам сначала обращавшийся к легендарным сюжетам, композитор Александр Серов попробовал нечто совершенно неожиданное и необычное.
88.Кстати, «купеческая Россия» так и осталась плохо представленной в русской музыке (в отличие от живописи). Тем более странно, что это удивительное сочинение не может похвастать большой любовью постановщиков.
89.Одна из ярких сцен оперы — сцена Масленицы. Это тоже было впервые — такое изображение обрядовых сцен. Серов писал Островскому: это отличный сюжет для русской народной оперы, где кроме действующих лиц пьесы будет еще одно, «для драмы» невозможное: это сама широкая масленица, во всем ее русском разгуле — попойка, песни, катанье на тройках с бубенчиками.
90.Масленица сама становится «героем» оперы. Следующую столь яркую Масленицу мы увидим только через полвека — в балете И. Стравинского «Петрушка». Удивительно, что у Серова бесшабашное веселье тоже драматургически оказалось связано с трагической концовкой.
91.В 1868 году Серов прочитал цикл лекций в Москве. Теперь он пропагандировал творчество А. С. Даргомыжского, М. И. Глинки, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и других выдающихся композиторов.
92. Значение творчества А. Н. Серова как музыкального критика и музыкального теоретика огромно. Он писал статьи, читал лекции, издавал журнал «Музыка и театр». Он был замечательнейшим музыкальным критиком своего времени, и не только своего. Необыкновенная оригинальность взглядов, яркость и философская глубина, всегда отличавшие его критические работы, сохранили за ними все их значение вплоть до наших дней.
93.Воспитанный в своем времени, он был поборником народности и реализма, рассматривая произведения с этих позиций.
94.Оперным идеалом Серова была музыкальная драма. Он истово пропагандировал творчество Р. Вагнера, в операх которого звучала эта тема.
95.Много работ А. Серов посвятил М. И. Глинке; по сути — он стал первым аналитиком его творчества. Свое неоднозначное видение оперы Глинки «Иван Сусанин» А. Серов изложил в большой работе «Опыт технической критики над музыкой Глинки», где заложил основы интонационного анализа произведения.
96.Серов ввел в русский язык новые слова музыкальной терминологии, в том числе и само слово «музыкознание».
97.Большое внимание уделял Серов в своих аналитических статьях и симфонической музыке. А. Н. Серов был первым, кто во всей истории мировой музыкальной культуры употребил термин «симфонизм».
98.Свои принципы на эту тему он изложил в больших статьях «Тематизм увертюры „Леонора“. Этюд о Бетховене» и «Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл».
99.В дальнейшем этот музыкальный термин был разработан Б. В. Асафьевым. А. Серов писал о творчестве Даргомыжского, Моцарта, Глюка, Вебера, Мейербера, Берлиоза, Россини, Спонтини и других.
100. В сфере русской музыки Серову принадлежит бесспорно первое место после Глинки и Даргомыжского. Таким образом, и как композитор Александр Серов был оценен по достоинству. Отсюда интерес, связанный с изучением личности и деятельности такой богато одаренной натуры, как А. Н. Серов. «Вся жизнь его была служением искусству, и ему он принес в жертву все остальное.» В. Стасов.
БЮСТ А. СЕРОВА НА ЕГО МОГИЛЕ
фото из открытого доступа