75 интересных фактов о Фриде Кало
1. Фриды Кало — великая мексиканской художница.
2. Её жизнь была болезненной, но такой интересной. Её жизнь — это необыкновенная и яркая история о безумной любви, творчестве и постоянном преодолении физической боли.
3. Фрида Кало пережила полиомиелит, перелом позвоночника в трех местах, 32 операции.
4.Мексиканская художница Фриада Кало была одной из самых ярких женщин ХХ века.
5.Женщина не считала себя серьезной художницей, но всю жизнь рисовала — её прославили автопортреты. По словам самой Фриды, она всю жизнь чувствовала себя одинокой и по-настоящему хорошо изучила всего одну тему — себя.
6.Всю жизнь Фрида хотела получить признание в родной Мексике. Но чужбине признания она добилась раньше, чем на родине. Её первая и единственная персональная выставка в Мексике прошла лишь в 1953 году — за несколько месяцев до смерти. Художницу доставили сюда на скорой помощи. А за 14 лет до этого, в 1939 она уже выставлялась в Лувре.
7.Магдалена Кармен Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, фешенебельном пригороде Мехико. Однако позже девушка подделала документы и изменила дату рождения на 1910 год — год начала гражданской войны —» и в честь начала Мексиканской революции. Она стала называть себя «дочерью Мексиканской революции».
8. Фрида родилась в семье мексиканского фотографа немецкого происхождения и мексиканки Матильды.
9.Её отец Карл Вильгельм был выходцем из семьи немецких ювелиров. В молодости он отправился в Мексику и решил начать новую жизнь. Сменил имя на Гильермо и обвенчался с молодой мексиканкой. Мать девочки — Матильды Кальдерон-и-Гонсалес была мексиканкой с индейскими корнями.
10.От матери Фрида унаследовала склонность к переживаниям и целеустремленность, от отца — душевное тепло, нежность, но прежде всего прославленную немецкую дисциплинированность. Она любила подтрунивать над его немецким происхождением и ласково называла отца «герр Кало».
11.Фрида была старшим и самым проблемным ребёнком в семье. Всего в семье было 4 девочки. Единственный мальчик пары умер через несколько месяцев после рождения.
12.Фрида росла в царстве женщин, в красивом «Синем доме» с внутренним двориком, расположенным на углу улиц Лондрес и Альенде. Заправляла домом деспотичная и склонная к депрессиям мать, которую Фрида называла «шеф».
13.Ведь Матильда выросла в семье, где было одиннадцать детей. Она была самой старшей, присматривала за всеми и совсем не знала материнской ласки, поэтому ей нечего было предложить своим детям.
14.Фрида с её активным характером, а также с любовью к мальчишеским развлечениям и даже одежде фактически заменила Гильермо сына.
15.Она каталась на роликах и ездила на велосипеде, хотя эти виды спорта традиционно считались мужскими, а также занималась греблей и борьбой, играла в мяч.
16.В шесть лет Фрида заболела полиомиелитом, болезнь приковала задорную, непоседливую малышку на девять месяцев к постели. Боль и лекарства стали постоянными спутниками ее жизни.
17.До конца Фрида так и не поправилась — её правая нога навсегда осталась тоньше и короче другой. С тех пор девушка постоянно хромала. Потом Фрида всегда маскировала это обувью на каблуках и длинными юбками. Дети прозвали её «Фрида — деревянная нога».
18.Отец взял на себя заботу о больной дочке. Чтобы поправить здоровье дочери и помочь ей социализироваться, отец занимался с ней боксом, хотя этот вид спорта считался совершенно неподходящим для девочки из уважаемой мексиканской семьи.
19.Гильермо также обучил Фриду философии и литературе, показал, как снимать и обрабатывать фотографии.
20.Но заболевание отразилось на характере будущей звезды: Фрида замкнулась в себе и перестала улыбаться.
21.Из-за болезни девочка пошла в школу позже своих сверстников, вместе со своей младшей сестрой Кристиной. Со школой у девочки не клеилось: из одной её выгнали за плохое поведение, из второй она ушла сама, не выдержав домогательств педагога.
22.Если у Фриды и были проблемы с поведением, то с учебой — никогда. В 15 лет она поступила в «Препараторию» – одно из лучших учебных заведений в стране. При этом всего в заведение из 2000 учеников было только 35 девочек. Так в 1922 году Фрида начала ежедневно ездить в центр Мехико. Поездка занимала час. Одаренная ученица, она стала одной из первых девочек в школе.
23.Девушка начала хорошо учиться, она решила сосредоточиться на естественных науках — Фрида мечтала стать врачом. Она выбрала пятилетний курс, готовивший к изучению медицины. Интересовала её биология, в частности анатомия и ботаника.
24. Хромота со временем стала менее заметной, но нога оставалась очень худой. Фрида пыталась это скрыть, надевая несколько пар чулок под высокие сапоги, а позже носила брюки и мешковатую одежду.
25.Фрида всерьез готовилась получать высшее образование в области медицины, но один трагический случай изменил не только планы девушки, но и всю её жизнь.
26. В годовщину независимости Мексики, 17 сентября 1925 года, когда Фриде было 18 лет, она вместе с парнем попала в страшную аварию. Автобус, в котором они ехали, врезался в трамвай, и если бойфренд девушки отделался легким ушибом, то Фрида была искалечена.
27. В тот день она получила перелом позвоночника в трёх местах, ключицы, рёбер, получила тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. Девушка перенесла множество операций. Врачи буквально собирали её по кускам. Они не верили, что она выживет после операций. В какой-то момент ей потребовалось ампутировать ногу. Но Фрида перенесла всё и осталась жива.
28.И как только девушка пришла в себя, она сразу же попросила кисти и краски. Так как большую часть времени она проводила лежа, чтобы отвлечься, Фрида начала рисовать. О карьере врача пришлось навсегда забыть, и девушка решила стать иллюстратором.
29.Всего мексиканка пережила 32 операции и почти год была прикована к постели. За это время ей соорудили уникальный подрамник, чтобы она могла рисовать лежа, и рядом с кроватью прикрепили большое зеркало. Позировать девушке было некому, поэтому большую часть её картин составляли натюрморты и автопортреты. Так Фрида стала рисовать себя.
30. Хотя поначалу девушка изображала подруг и персонал больницы, первым рисунком стал автопортрет, что навсегда определило жанр, в котором работала художница. Она пережила столько боли, что её картины стали полны символизма.
31.Фрида Кало виртуозно освоила язык образов и научилась показывать глубинные переживания через картины.
32.Ещё в школе Фрида организовала кружок, все члены которого впоследствии стали видными деятелями искусства в Мексике. Оттуда Кало вышла патриоткой с тонким восприятием культурной идентичности и большим интересом к коммунизму.
33.После выздоровления Кало вступила в коммунистическую партию и вошла в богемные круги как начинающая художница.
34. Она общалась с творческой молодежью и однажды, благодаря подруге, пережила вторую главную катастрофу свой жизни — встретила Диего Риверу. Диего Ривера — художник, работающий в стиле мексиканской монументальной живописи, — стал самой большой любовью Фриды.
35. Он находился на реставрации объекта, когда Кало вихрем ворвалась в здание и потребовала оценить свои работы. Она принесла Ривере три своих портрета, и этого хватило, чтобы он разглядел в юной барышне феноменальное чувство прекрасного.
ФРИДА С ДИЕГО РИВЕРОЙ
36.В 21 августа 1929 года Фрида вышла замуж за Диего Ривера. Их сблизили не только взгляды на искусство, но и на политику — оба входили в состав Мексиканской коммунистической партии.
37.Многие называли их союз очень странным: Диего был на 20 лет старше, на 20 сантиметров выше и на 100 килограммов тяжелее. «Союз слона и голубки», — с горечью прокомментировали рождение новой семьи близкие Фриды. Ее отец единственный из них присутствовал на свадьбе. Позже Диего вспоминал, как в середине церемонии «дон Гильермо Кало встал и сказал: „Господа, да это же просто какая-то комедия!“».
38.Но Фрида боготворила мужа, хоть он и причинил ей очень много боли. Она говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».
39.Диего Риверу Фрида показывала свои первые работы. «Фрида единственный художник в истории искусств, которая вскрыла себе грудь и сердце, чтобы обнажить биологическую правду чувств», — писал Ривера о творчестве жены. Именно супруг повлиял на творчество художницы.
40.После свадьбы Ривера повез молодую жену в самый дикий и революционный штат Морелос. То, что Фрида там увидела, стало основой её будущего стиля. Отсутствие перспективы, насыщенные и даже агрессивные цвета, национальные мотивы, которые она сделала частью своего образа, безумное сочетание доколумбового и колониального стилей — всё это художница переняла у местных мастеров, впитала и адаптировала под себя.
41. В 30-е годы Фрида какое-то время жила в США. Там работал ее муж Диего Ривера. Художнице там не понравилось, она посчитала американцев скучными, пресными и бездушными. Её пропитанное идеями социализма сознание возмущала сама мысль о том, что кто-то может устраивать недельные праздники и кутежи, пока простой народ голодает.
42.Такое моральное отторжение положительно сказалось на творчестве художницы. Картины Фрида в то время писала в новой технике, они были пропитаны болью и страданием, что и сделало в последствии художницу знаменитой.
43.Ярким образцом творчества того периода стали полотна «Больница Генри Форда» и «Автопортрет на границе Мексики и США». Естественно, ключевым персонажем в сюжете была обнаженная душа Фриды и её переживания.
44.Первую картину Кало нарисовала после очередного выкидыша, увековечив страдания из-за невозможности стать матерью. А во второй сравнила свою горячо любимую родину с прогнившим миром Запада через призму собственной национальной идентичности. Тогда критики не приняли ее всерьез и окрестили «женой великого художника, баловавшейся произведениями искусства».
45. Живя в США, Фрида очень тосковала по родине — вернувшись, она стала часто носить национальные мексиканские костюмы. По возвращении в Мексику женщина хотела погрузиться в творчество, но помешали проблемы со здоровьем: сначала художнице удалили аппендицит, потом сделали два аборта по медицинским показаниям, затем отняли два пальца на травмированной ноге. Потом состоялся болезненный разрыв с Риверой, который вконец обнаглел и завел интрижку с родной сестрой женщины.
46. Фрида и Диего развелись в 1939 году. Художнице это расставание далось очень тяжело. В этот период она пишет картину «Две Фриды»: на одной стороне она счастливая с образом Диего, на другой — сломленная, с иглой в руке.
47.В этот момент она уже жила в Америке, но попала в больницу с сильнейшими болями в позвоночнике. Диего, узнав о состоянии бывшей жены, бросил всё и поехал за ней в США.
48.Там он умолял Фриду снова выйти за него замуж. Она согласилась, но поставила ряд довольно странных условий: между ними не будет физических контактов, и они будут полностью независимы друг от друга, только за дом платить будут вместе. Диего согласился. В 1940 они снова поженились.
49. Личная жизнь художников была очень бурной. В их жизни присутствовали постоянные походы на сторону с обеих сторон. Ведь сама Фрида тоже не отличалась верностью. Ей приписывают романы со многими мужчинами и женщинами. Одной из самых ярких историй в жизни Фриды — её безумный роман со Львом Троцким. Он прибыл в Мексику вместе с женой, спасаясь от преследования Иосифа Сталина, и в 1930-х годах скрывался у Риверы и Кало. Именно своим дерзким поведением, судя по воспоминаниям современников, Фрида и покорила Льва Троцкого.
ФРИДА С ТРОЦКИМ И ЕГО ЖЕНОЙ
50.Однако адюльтер с мексиканской художницей заставил Троцкого покинуть страну. После его убийства в 1940 году Фриду и её сестру задержали как подозреваемых, однако спустя два дня отпустили.
51. В январе 1939 года Фрида отправилась во Францию. У Фриды состоялась там первая персональная выставка. Выставка называлась «Мексика», и Фрида занимала в ней отнюдь не центральное место.
52.Эта выставка не сулила и финансового успеха, ведь над Европой нависла угроза войны, парализовавшая все вокруг. Но несмотря на Великую депрессию, всё произошло ровно наоборот: картины художницы были распроданы, а её талант наконец признан именитыми коллегами. На выставку пришло много художников.
53.Фрида познакомилась с известными людьми. Ив Танги и Хуан Миро восторгались ее работами, Кандинского они тронули до слез. А Пикассо подарил Фриде серьги, выполненные в форме маленьких рук, — как символ их зародившейся дружбы. Позже он признался Диего: «Ни Дерен, ни я, ни ты не способны написать такое лицо, как это делает Фрида Кало».
54.Приближалась Вторая мировая война, а Кало стала звездой и даже появилась на обложке французского Vogue. Она часто рисовала цветы. В 1939 году она снялась для обложки французского Vogue в массивном украшении из них. С тех пор подобные цветочные аксессуары стали появляться в коллекциях известных дизайнеров.
55. В 40-е Кало стала народной любимицей. Окружающих вдохновляло не только творчество, но и сама личность, образ, который создала себе художница: она эпатажно одевалась, не скрывала свою бисексуальность, ругалась матом, много курила и пила текилу.
56.У Фриды был свой взгляд на вещи, своя, очень личная, философия, и в 1943 году она начала преподавать её ученикам в государственной школе живописи и скульптуры Ла-Эсмеральда. Фрида работала три дня в неделю по 12 часов и получала зарплату 252 песо. Но она давала намного больше тем, кто скоро станет именовать себя «лос Фридос».
57.В манере преподавания Фриды не было ничего академического. Она проводила занятия в импровизированных мастерских (у себя дома, в саду), брала студентов на рынок, отводила в трущобы. Они посещали археологические раскопки и даже пулькерии (бары, в которых подают мексиканский напиток пульке). Фриде хотелось показать жизнь такой, какая она есть, научить видеть ее в самых разных проявлениях.
58 Всю жизнь она изучала себя. Так появились автопортреты художницы, которые она затем рисовала всю жизнь. Провокационные, чувственные, странные. В национальных платьях и мужских костюмах.
59.За всю жизнь Фрида написала 55 автопортретов. Она говорила: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве, знаю себя лучше, чем кого-либо и поэтому являюсь той темой, которую знаю лучше всего. Я изображаю свою реальность. Я рисую, потому что не могу не рисовать, я рисую все, что проносится у меня в голове, не раздумывая».
60.На автопортретах Фрида рисовала себя в совершенно разных образах: только появляющейся на свет и пытающейся родить ребенка, с обрезанными волосами, с попугаями и экзотическими животными, с «обнаженным» сердцем и «двойником», мужем Диего т. д. Но, на всех полотнах встречается одна и та же деталь — знаменитая монобровь.
61.Однажды Ривера сравнил брови художницы с птичьими крыльями — позже Кало изобразила их так на одном из автопортретов. В повседневной жизни она подчеркивала их черным карандашом своей любимой марки Revlon. Кало любила и помады этого бренда: красными отпечатками губ она «подписывала» письма и фотографии.
62.Последние годы художницы были трудными. Она регулярно выставлялась, стойко пережила развод с мужем, даже стала преподавать в художественной школе, но здоровье медленно сводило её в могилу.
63. Ещё одной трагедией Фриды была её неспособность стать матерью. Она страстно мечтала о ребёнке, однако её израненное тело было неспособно его выносить.
64.Почти весь 1950 год она провела в больнице и пережила 7 операций на позвоночнике. После вмешательств боли стали невыносимыми и приковали художницу к постели, как и в самом начале творческого пути.
65. Проблемы со здоровьем, начавшиеся еще в молодости, после аварии, обострились. Кало практически не вставала с постели. На открытие последней авторской выставки художницу привезли на больничной койке.
66.В 1953-м году из-за начавшейся гангрены правую ногу Кало ампутировали. На протез она надевала красный ботинок на высокой шнуровке — свою любимую обувь, от которой не готова была отказаться ни при каких обстоятельствах.
67.В 1954 году, меньше чем через год после операции Кало умерла от острого воспаления легких. Кто-то посчитал, что это было самоубийство, кто-то верил в версию с передозировкой, но что случилось на самом деле, никто не знает — вскрытие так и не провели.
68.В дневнике она записала: «Надеюсь, мой уход будет удачным, и я больше не вернусь». Именно эта фраза породила слухи о «неслучайной» смерти художницы — некоторые полагали, что она умерла от передозировки наркотиков, которые она, по некоторым свидетельствам, употребляла, чтобы уменьшить боль. Доказательств, как, впрочем, и опровержений этой версии нет: ведь вскрытие тела не проводилось.
69.Также существует версия, что смертельную инъекцию Фрида ввела не сама, что это было убийство. Однако никаких доказательств нет.
ДОМ ФРИДЫ
70 Кажется, всё в жизни Фриды было необычным. Даже её дом, где они жили с Диего. Родилась, жила и умерла художница в доме яркого-синего цвета под названием «La Casa Azul». Здесь она устроила настоящий тропический сад, где было множество растений и животных: собаки, маленький олененок Гранисо, попугай Бонито, орлица Гертруда Кака Бланка, обезьяны Фуланг-Чанг и Каймито, а также индейки, голуби и рыбы.
71.После смерти художницы Диего завещал дом государству. Теперь здесь дом-музей имени Фриды Кало. Посетители могут увидеть картины, личные вещи художницы и даже урну с её прахом.
72.Фрида Кало не переставала удивлять мир всю жизнь. И даже после смерти. В дни празднований 100‑летия со дня рождения Фриды в её доме обнаружили две «секретные комнаты» с вещами. В них нашли: 22 105 документов, 5387 фотографий, 168 платьев и 11 корсетов, 212 рисунков и эскизов авторства Диего и 102, принадлежавших кисти Фриды.
73.Фрида Кало — яркая мексиканская художница, которую сегодня знают многие, хотя при жизни её чаще всего называли «женой Диего». Всего художница оставила после себя 143 картины.
74.Ещё в 1939 году она выставлялась в Лувре. Французский музей, кстати, купил одну из её картин — «Раму».
75.Также именно Фриде принадлежит самая дорогая картина латиноамериканского художника. В 2016 году полотно «Две обнаженные в лесу» было куплено за 8 миллионов долларов.
фото из открытого доступа