55 интересных фактов о Роберте Моррисе
1. Роберт Моррис — знаменитый американский художник-концептуалист, скульптор, инсталлятор и писатель.
2. Моррис прославился в самых разных направлениях современного искусства.
3.Он — художник — в самом широком смысле этого слова. Роберт Моррис — скульптор, теоретик искусства, писатель, пионер минимализма, а также один из важнейших теоретиков минимализма, искусства перформанса, лэнд-арта, процесс арта и инсталляции.
4. Моррис Роберт считается одним из видных теоретиков минимализма наряду с Дональдом Джаддом.
5.Роберт Моррис также внес важный вклад в развитие перформанса, лэнд-арта, процесс арта и инсталляции.
6. Именно неординарные эксперименты в области перформанса, лэнд-арта и процесс-арта принесли этому человеку мировую славу.
7. Роберт Моррис входит в число американских творцов 60-х годов XX века, создавших искусство, которое сейчас принято называть современным.
8.Он имеет множество известных работ, каждая из которых признана выдающимся произведением в области абстрактного экспрессионизма и минимализма.
9. Роберт Моррис родился 9 февраля 1931 года в Канзас-Сити, штат Миссури.
10.Моррис изучал инженерное дело в Канзасском университете (1948–1950 годы), потом поступил в Рид-колледж, где изучал философию.
11.После этого он обратился к искусству, обучаясь в Калифорнийской школе изящных искусств в Сан-Франциско.
12.Однако он прервал учебу через год, чтобы служить в Инженерном корпусе армии в Аризоне и Корее.
13. После увольнения Моррис начал карьеру художника в Сан-Франциско. Позднее Моррис скажет: «Живопись перестала меня интересовать. Существует непреодолимая дистанция между созданием произведения и конечным результатом. В процессе творчества я занимаюсь определенной деятельностью, вырабатываю определенный подход. Ни то, ни другое не имеет никакого очевидного отражения в созданной вещи»
14. Путь в искусстве он начал с живописи создавая картины в стиле абстрактного экспрессионизма под влиянием Джексона Поллока, по большей части.
15.Живя в Калифорнии, Моррис познакомился с работами знакового Ла Монте Янга, первого композитора-минималиста, и другого столпа — Джона Кейджа.
16. Исходя из его опыта с жестовой живописью представление об искусстве как о записи перформанса художника привело к интересу Морриса к танцу и хореографии. Интерес поощряла его жена, танцовщица и хореограф Симоне Форти.
17.В 1959 году они переехали в Нью-Йорк, где присоединились к группе танцоров-импровизаторов, известной как Театр танца Джадсона, для которого Моррис поставил несколько постановок, в том числе «Аризона» (1963), 21.3 (1964), Site (1964) и Waterman Switch (1965).
18.В свою очередь, примитивные формы деревянной коробки, которые Моррис построил в качестве опоры для своих танцевальных постановок, вызвали большой интерес к минималистской скульптуре. На своих персональных выставках в Зеленой галерее в Нью-Йорке (1964 и 1965) он выставлял целые комнаты этих невзрачных объектов.
19.Моррис разработал те же идеи в первых минималистичных скульптурах — Two Columns (1961 год) и L Beams (1965 год).
20.После переезда из Калифорнии в Нью-Йорк Моррис начал разрабатывать множество концепций, построенных на основах минимализма. Он увлекся Марселем Дюшаном — первопроходцем дадаизма и сюрреализма., так как наибольшее влияние на художника произвели его работы.
21.В Нью-Йорке Моррис, изучая творчество Марселя Дюшана, начал создавать произведения, которые непосредственно обращались к работам Дюшана — Box with the Sound of its Own Making (1961 год), Fountain (1963 год).
22.Некоторые объекты — так называл свои произведения сам Моррис — имели прямую отсылку к творчеству Дюшана. Среди этих работ значится одна из первых его инсталляций — «Коробка со звуком её собственного создания» (Box with the Sound of its Own Making, 1961 год). В этой работе содержится острая дилемма мастера между авторской идеей и тем, что рождается в ходе творческого процесса. Тогда же Роберт разработал свои первые минималистичные скульптуры — Two Columns и, чуть позже, L Beams.
23.В 1960-м году в Нью-Йорке Моррис поставил авангардный спектакль, основанный на «исследовании тел в пространстве». Действие заключалось в том, что колонна больших размеров падала прямо на сцену всего через несколько минут после начала представления.
24.Эта авторская идея появлялась в работах Роберта еще не раз: первые минималистические арт-объекты — «Две колонны» (Two Columns, 1961) и «Л-Лучи» (L Beams, 1965) — также стали частью экспериментального искусства тогда ещё начинающего мастера.
25. Моррис начинал с изучения абстрактной экспрессионистской живописи, затем перешел к исполнительскому искусству, а затем остановился на современной скульптуре.
26.Известность ему принесли выставки минималистической скульптуры в Green Gallery в 1963 и 1964 годах — он использовал простые геометрические формы, привлекшие внимание еще одного минималиста и критика Дональда Джадда.
27. 1963 год стал для художника знаменательным, ведь именно в это время произошло важное событие — его первая выставка минималистической скульптуры в нью-йоркской «Зеленой галерее» (Green Gallery).
28.В 1964-м году он занялся перформансом. Моррис осуществил два своих ключевых перформанса — «21.3», во время которого он воспроизводил чтение записанной на диктофон лекции историка искусства Эрвина Панофского, имитируя лекционный процесс в реальном времени, и «Место» (Site с Кароли Шниман), когда он, передвигая в пространстве большие белые картонные плоскости, «обнаруживал» среди них обнаженную, изображающую Олимпию Мане.
29.С этого момента его постоянное участие в самых разных видах искусства привело к постоянному взаимному обогащению идеями. Полностью отказавшись от рисования, он создал серию фотоизображений, тем самым отдавая дань линии не визуального искусства, которую в своё время предложил Дюшан.
30.Как всегда, любопытный, Моррис продолжал учиться в 60-е годы. С 1961 по 1963 год он получил степень магистра истории искусства в Хантер-колледже в Нью-Йорке, а в 1966 году защитил диссертацию о модернистском румынском скульпторе Константине Бранкузи (1876-1957).
31.В том же году ему удалось опубликовать серию влиятельных эссе «Заметки о скульптуре» на Artforum и продемонстрировать две L-образные балки на оригинальной выставке 1966 года под названием «Основные структуры» в Еврейском музее в Нью-Йорке.
32.В 60-е годы вместе с Дональдом Джаддом он стал одним из самых известных представителей и теоретиков минимализма получив похвалу от некоторых из лучших галерей современного искусства.
33.Он отстаивал художественный дух, в котором искусство сводится к простым геометрическим формам, лишенным всяких ссылок, с акцентом на то, как зритель взаимодействует с произведением искусства. Одни искусствоведы довольны этим, другие, как Майкл Фрид были менее уверены.
34.С 1966 года Моррис обратился к более промышленным материалам, таким как алюминий и стальная сетка. Дойдя до края конверта, он также произвел серию инсталляций в стиле нео-дада, компоненты которых включали скульптурный мозг и показания электроэнцефалограммы, в манере более ранних конструкций Марселя Дюшана.
35.С 1967-го начал дерзать в лэнд-арте, или ландшафтном искусстве. В том же году Моррис создал Steam, раннюю работу лэнд-арта.
36.В течение оставшейся части 1960-х и 1970-х годов Моррис продолжал исследовать границы технологического искусства, особенно в области искусства сборки, в котором его использование войлока и других нетрадиционных материалов преуменьшало значение готового продукта. И в ленд-арте.
37.В конце 1960-х Моррис участвовал в музейных шоу в Америке, но его работа и статьи вызвали критику Клемента Гринберга. Его работы стали более масштабными, занимая большую часть галерейного пространства серией модульных единиц или грудами земли.
38.В 1971 Моррис создал выставку для Галереи Тейт, заняв пространство пандусами и кубами.
39.Дерзкий характер автора проявлялся не только в высказываниях и поступках, но и в его произведениях. В апрельском номере журнала Artforum (1974 год) появилась публикация — снимок, на котором в весьма неординарном виде был запечатлен сам Роберт: с голым торсом, черной каской на голове, в очках и толстой цепью на шее.
40.Это скандальное «произведение» являлось рекламным плакатом для выставки в галерее Лео Кастелли. Фотография стала своеобразной пародией на серию снимков с Линдой Бенглис (Lynda Benglis). Американская художница. Близкая ему по духу, несколько раз сотрудничала с Моррисом, создав с ним видеопрограммы-перформансы Benglis’ video Mumble (1972 год) и Morris’ Exchange (1973 год). Масштаб последующих работ мастера в этом направлении откровенно поражал и восхищал одновременно: арт-объекты занимали огромные площадки галерей и гектары земельного пространства, а большие кубы и пандусы заполняли их.
41.Огромный вклад в развитие искусства внесло новаторское произведение Морриса «Пар» (Steam, 1974 год), созданное в жанре лэнд-арта — направления, в котором арт-объект становится неразрывен с природным ландшафтом. Оно представляло собой вскопанный в форме квадрата участок земли, на котором были выложены большие камни. Из-под них, будто от горячих булыжников, поднимался высокий столб пара.
42. Художник является основателем собственной обсерватории. В 1977-м году он создал в провинции Нидерландов Флеволанд «Обсерваторию Роберта Морриса» — объект, напоминающий британский Стоунхендж, фиксирующий солнцестояния и равноденствия. Она чудным образом возникла на месте частично осушенного озера Эйсселмер.
43.Это одна из самых видных работ Морриса. Это место называют «современным Стоунхенджем», потому что оно, как говорил сам Моррис, напоминает сооружения эпохи неолита.
44.«Эта работа находится в буферной зоне, формируя своего рода интерфейс между безлюдной пустошью и заселенной территорией. Именно на той границе, там, где начинаются прибрежные дюны, она и может существовать — не как увеличенная фотография некоего далекого памятника, но как вполне доступное место между возделываемой человеком и естественной средой»
45.На протяжении конца 1970-х Моррис переключился на фигуративные работы, что удивило многих его сторонников. Темы работ часто были связаны со страхом перед ядерной войной.
46.В 1980-х годах Моррис вернулся к фигуративной живописи, с которой начинал свой творческий путь.
47.На протяжении 1990-х он вернулся к ранним работам, занимаясь реконструкциями и инсталляциями утраченных произведений.
48. Живопись — вот с чего начался творческий путь художник Моррис — один из самых признанных теоретиков и философов искусства.
49. Творчество Морриса довольно разностороннее. Намеренно отказавшись от стандартов, в которых, кстати, он был неплохо подкован, он начал создавать необычные художественные элементы, завоевав этим мировое признание.
50.Мало распространенные в то время материалы (металл, пластик, промышленные краски и окрашенный войлок), которые Роберт использовал в процессе создания своих работ, помогли расширить минималистические и пост-минималистические горизонты и вывести современное искусство на новую ступень развития.
51.Именно поэтому среди его учеников и последователей значатся две такие большие творческие фигуры, как Элис Айкок и Кристиан Эккарт
52. Вклад Морриса в постмодернистское искусство также включает ряд важных критических эссе, в которых он выражает свои взгляды на случайность и эфемерность.
53.В их число входят «Некоторые заметки о танце» (1965), «Заметки о скульптуре» (1968), «Анти-форма» (1968) и «Вровень с Наской» (1975).
54.Роберт Моррис скончался 28 ноября 2018 года на 88-м году жизни в городе Кингстоне близ Нью-Йорка.
55. Независимо от того, цените ли вы (или понимаете) Роберта Морриса, его творческий потенциал и его влияние на современное искусство и других современных художников неоспоримы.
фото из открытого доступа