​85 интересных фактов о художнике А. Г. Явленском

1. Алексей Явленский — всемирно известный русский художник-экспрессионист.

2. Его называют и немецким художником русского происхождения. Без его творчества история искусства первой половины ХХ века была бы неполно.,

3.Алексей Георгиевич Явленский, или, как представляют его немцы – Алексей фон Явленски – яркий представитель экспрессионизма.

4. Приставка «фон» (von) к его фамилии не случайна: Алексей Явленский происходит из знатного русского дворянского рода.

5. По мнению искусствоведов, Алексей Явленский привлек в свои картины законы других искусств: архитектуры — в равновесии красок и цветов; музыки — в звучных ритмах красок; танца — как линии красок; скульптуры — как формы красок; поэзии — как содержания или как Слова возвещения красок, поэтому его живопись представляет собой симфоническое целое.

6. В творчестве художника можно разглядеть непростую судьбу, огромное трудолюбие, настойчивость в выработке своего стиля и реализации таланта.

НАТЮРМОРТ С БУТЫЛКОЙ И ФРУКТАМИ, 1905 Г.

7. Алексей Явленский родился 25 марта 1864 года в Кузлово, близ Торжка Вышневолоцкого уезда Тверской области. Он был сыном гусарского полковника Егора Никифоровича Явленского (1826—1885) и его второй жены Александры Петровны Медведевой, наследницы имения Кузлово.

8.Кроме Алексея в многодетной семье был старший сводный брат Константин, три родных брата — Сергей, Александр и Дмитрий, и две сестры — Нина и Вера.

9.Постоянные переезды семьи вследствие новых назначений отца семейства не способствовали получению детьми образования, поэтому они, включая Алексея, с 1874 года жили с матерью в Москве, где и учились.

10. По семейной традиции Алексея отдают в кадетскую школу, потом в юнкерское училище.

11. С шестнадцати лет, заинтересовавшись изобразительным искусством, он каждое воскресенье ходит в Третьяковскую галерею.

12.Алексей учился в кадетском корпусе 3-го Александровского военного училища, когда ему довелось в 1882 году посетить Всероссийскую промышленно-художественную выставку, перенесенную с 1881 года из-за покушения народовольцев на императора Александра II.

13.На выставке кадета сильно потрясло искусство современных ему живописцев: Брюллова, Васнецова, Верещагина, Ге, Иванова, Крамского, Куинджи, Репина, Поленова, Прянишникова и других.

14.«Это был поворотный пункт моей жизни. С тех пор искусство стало моим идеалом, самым святым, к чему стремится моя душа…» — писал Алексей Явленский в своих воспоминаниях.

15.В 1884 году двадцатилетний Алексей Явленский заканчивает училище и становится лейтенантом гренадерского пехотного полка в Москве. Вместе с отцом было решено после окончания кадетского корпуса направить Алексея в художественную школу, но отец скончался, и вместо занятий живописью Явленский вынужден был, в целях материальной поддержки семьи, поступить в Александровское военное училище.

КАРТИНА «В. В. МАТЕ ЗА РАБОТОЙ» 1892 Г.

16.Был выработан другой план. Окончить училище на отлично, чтобы остаться по распределению в Москве и получить художественное образование. Для этого Явленский поменял распорядок своего дня и вставал в три часа утра вместо шести, ежесуточно посвящая занятиям на три часа больше, чем другие. Алексей стал лучшим полковым стрелком из револьвера, одним из лучших фехтовальщиков.

17.По окончании военного училища с отличием в 1887 году Алексея оставили служить в Москве. Но Академия художеств, которую могли посещать офицеры, находилась в Петербурге.

18.Сестра помогла Алексею в 1890 году перевестись на военную службу в Петербург, где он в 25 лет поступил в Императорскую Академию художеств и стал посещать там классы А.И.Куинджи и И.Е.Репина, курсы рисунка и живописи головы, а также курс батальной живописи. Чтобы «поставить руку», рисовали и писали до изнеможения.

19. Заметивший дар Явленского профессор эстетики Зачетти познакомил его со своим другом Ильей Репиным, у которого на встречах по средам появлялись Константин Коровин и Николай Ге, Василий Суриков и Виктор Борисов-Мусатов, Иван Шишкин и Архип Куинджи, чьи бессмертные работы украшают залы лучших музеев мира.

20. В мастерской Репина Явленский увидел мастера за работой над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Став гвардейским офицером, Алексей, в конце концов, решил оставить военную службу и посвятить себя целиком живописи.

21.Но консерватизм академического преподавания оказался неинтересен, в работах Явленского начала проявляться тяга к обобщению. Ростки своего стиля были обнаружены в работе 1892 года «В. В. Мате за работой».

22.В мастерской Ильи Репина его увлекли проблемы колорита, но не только. Там Алексей Явленский встретился с Марианной Веревкиной, дочерью известного генерала. Любимая ученица Репина Марианна Верёвкина также тяготела к «другому искусству».

23.Веревкину привлекло именно творчество Алексея Явленского, ей «понравился отход от реалистической традиции, внутренние метания, попытки поиска собственного языка», о чём она написала в одном из писем: «Я полюбила его искусство и захотела помочь ему. Он мне понравился, хотя я знала, что он легкомысленный человек и ловелас».

24.С благословления отца Марианны, генерала от инфантерии, командующего армией, принадлежавшего к самому благородному и знатному слою дворян Владимира Николаевича Верёвкина, который был в то время доверенным лицом императора и комендантом Петропавловской крепости, Алексей и Марианна вступили в гражданский брак.

25.В 1896 году они уехали жить в Мюнхен вдогонку за своими друзьями-художниками И. Грабарем и Д. Кардовским. Все они поступили в 1897 году в частную художественную школу известного словацкого живописца и педагога Антона Ашбе. Друзья очень много работали, начиная занятия в 8 утра и заканчивая в 8 вечера. Вместе, настроенные крайне романтично, русские «немцы» образовали некое подобие «Братства». Вскоре к ним примкнул и Василий Кандинский.

ПЕЙЗАЖ: ГОРА 1905 Г.

26. К 1903 году в живописи Явленского уже практически нет академизма и реализма. Он работает над портретами, натюрмортами и пейзажами. Предметы максимально абстрагированы, над всем господствует цвет, выражающий эмоции.

27.Этот «эффект вырывания из среды для произведений Явленского очень характерен, и на зрителя по сей день производит сильнейшее впечатление».

28.Как и Кандинского, Явленского влечет музыка, он становится поклонником Бетховена. В чем-то эти два выходца из России были схожи.

29.Более, чем работы немцев Ленбаха и Штука, Явленского привлекают Ван Гог, Сезанн, Гоген. Большое значение имело знакомство с Матиссом в 1905 году в Париже.

30. В 1905 году в Мюнхене Явленский и Верёвкина открыли школу живописи, в которой «ученик» руководил и давал уроки живописи и рисунка, а «учительница» читала теорию и историю искусства.

31.В Париже Алексея приметил Сергей Дягилев, пригласивший на петербургскую выставку, где он на следующий год экспонировал свои работы вместе с В. А. Серовым, М. В. Добужинским, К. А. Сомовым. Однако ему было не по пути с художниками «Мира искусства».

32.Алексей Явленский много путешествует. Кроме Франции он часто посещает Италию и Россию, где живут его мать и родные.

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ

33.Постепенно крепнет дружба с Кандинским. В 1908 году он вместе с Веревкиной живет в доме Кандинского и Габриэль Мюнтер в Мурнау, к югу от Мюнхена.

34.Периодически Явленский подпадал под сильное влияние работ других художников, вплоть до заимствования их манеры письма.

35. До 1908 года он писал в стиле ван Гога, потом под влиянием французских художников Явленский развил свой собственный стиль цветовой гаммы, которым писал до начала Первой мировой войны.

36.В 1909 году явленский основал вместе с Василием Кандинским, Адольфом Эрбслёхом, Габриэль Мюнтер, Марианной Верёвкиной и другими «Новое Мюнхенское художественное объединение», которое предшествовало группе «Синий всадник».

37.В «Новом Мюнхенском художественном объединении» было много неизвестных новичков. Поэтому Кандинский и Франц Марк создали «Синего всадника». Явленский выставлял свои работы совместно с работами художников группы. «Синий всадник» организовывал свои выставки и публиковал художественный альманах. На этих выставках начали продаваться работы Явленского.

М. ВЕРЁВКИНА «ДЕВУШКА В РУССКОМ КОСТЮМЕ»

38 Художественное объединение „Синий всадник“ — одно из самых звездных и стремительных, дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего 3 года (1911 — 1914).

39.Участники «Синего всадника» стремились к абстрактным композициям, ставя перед собой цветовые и живописно-декоративные проблемы, они ищут ассоциативные решения.

40.В группу входят не только художники, но и ряд танцоров и композиторов. Группа принимает активное участие в движении за обновление немецкого искусства начала двадцатого века.

41.«Синий всадник» становится истинно международным сообществом. Русские, немцы, французы — всех их объединяет желание творить новое искусство, независимое от действующих правил и канонов, отойти от «модернистской программы современного искусства, ориентированной на внешнее».

МАРИАННА ВЕРЁВКИНА

42.Официальный брак Явленского с выдающейся русской художницей Марианной Верёвкиной не был оформлен ввиду нескольких причин. Огромная пенсия, которую она сможет получать после смерти отца только до замужества.

43.Кроме того, «их связывали только платонические отношения в силу определенного душевного настроя Верёвкиной», которая решила посвятить свою жизнь раскрытию таланта Явленского. Жизнь их строилась по принципу «учительница» — «ученик» и была полна частых споров и ссор.

С МАРИАННОЙ ВЕРЁВКИНОЙ В МАСТЕРСКОЙ

44.В качестве горничной и кухарки Марианна привезла в Германию свою воспитанницу, Елену Незнакомову. В 1902 году в Прибалтике, где больше года прожила «семья», у 38-летнего Алексея от Елены Незнакомовой родился сын Андрей. Переживания и страдания не разорвали узы гражданского брака, который продлился до 1919 года.

45.В 1911 году у Явлинского состоялась очень важная встреча с художником Э. Веркаде, бывшим другом П. Гогена, ставшим впоследствии монахом монастыря в Бейроне. Многочисленные беседы о сопричастности искусства божественному плану, об утверждении светоносного бронзания новейшими средствами живописи в новом веке сыграли важнейшую роль во внутренних исканиях Явлинского.

46.Отражением этих исканий являются его работы 1911 года, полыхающие открытыми красками в чрезвычайно резких сочетаниях. Это был момент в жизни Явлинского, когда все противоречия обострились, полотна фиксировали грандиозную внутреннюю битву, в которой рождалось его новое духовное «я».

ГОЛОВА «ДЕВУШКА В КРАСНОМ ТЮРБАНЕ»

47.В 1912 году в 48-летнем возрасте Явленским были написаны большинство его голов, а также автопортрет, который считается одним из величайших достижений экпрессионизма. 48. Уже в этот период художественной манере Явлинского присуща динамичная, выразительная линия и яркая, насыщенная палитра. Эти характерные черты легко угадываются в картине «Женская голова с красной щекой» (1912–1913 годы). В 1914 году Германия объявила войну России. «Нежелательным лицам», включая 50-летнего Явленского, и «семье» пришлось уехать в швейцарское местечко Сен-Пре на берегу Женевского озера, где жили до 1921 года. Связи с Россией полностью прервались, и Явленский уже больше никогда не возвращался на родину.

48. «Царская» пенсия Веревкиной значительно уменьшилась и приходила с большими опозданиями. Закончилась благополучная жизнь с ежегодными по несколько месяцев путешествиями, коллекционирование картин и предметов искусства. Здесь Явленский написал серию знаменитых ландшафтных работ «Вариации»: пейзажи, натюрморты, «головы».

49.Он идет к созданию обобщающих образов, и портреты постепенно теряют необходимость сходства, превращаясь в «головы» («Галки», «Лола», «Испанки», «Фиолетовый тюрбан» и другие).

50.Моя душа после всех страданий стала другой. И я должен был искать другие формы, цвета и краски, чтобы выразить ее. Художник… при помощи форм и красок должен говорить о божественном в себе. Поэтому произведение искусства — это видимый Бог, а искусство — это стремление к Богу», — считал Явленский на склоне лет.

«МИСТИЧЕСКАЯ ГОЛОВА»

51.В 1917 году «семья» переехала в Цюрих, где была написана другая серия «Мистические головы». Это были стилизованные женские лица, начало которым положил портрет «Галки» — Эмми Шайер. «Большие глаза с черными зрачками завораживали, притягивали к себе зрителей, обнаруживая связь с византийскими мозаиками и близкой русскому человеку православной иконой».

52.Эмми, дочь крупного фабриканта и художница-импрессионистка, была так потрясена творчеством Явленского, что перестала творить сама и в 1920 году нанялась к Явленскому для организации выставок, интервью и подготовки докладов о его творчестве с зарплатой в виде процентов от продажи его картин.

53. Ссоры с Марианной еще более накалялись. В 1919 году Явленский окончательно расстается с Марианной Веревкиной, своей гражданской женой. На протяжении 30 лет их связывали сложные отношения.

«МИСТИЧЕСКАЯ ГОЛОВА»

54.Одновременно с «Мистическими головами» Явленский работал над другим циклом — «История Спасителя» (или «Лики Спасителя»). По словам искусствоведов, в них преобладает само погружение художника, уход его в себя. Нанесенные тонкими мазками пастельные тона образуют овальные лики, часто с закрытыми глазами и третьим глазом — символом мудрости.

55.Нервная домашняя обстановка начала подрывать здоровье Явленского, и «семья» подалась в теплую швейцарскую Аскону. В Асконе была написана новая, четвертая по счету серия работ — «Абстрактные (или конструктивные) головы».

56.Импресарио Явленского Эмма Шайер поясняла эту серию тем, что «Явленский транспонировал человеческую голову на язык абстрактной жизни, выпрастал её из земного бытия, чтобы возвысить таким образом душу и дух».

57.В 1921 году выставка 57-летнего Явленского в Висбадене оказалась очень успешной, и тогда Явленский решил остаться в этом городе, в котором он познакомился и получил финансовую поддержку коллекционера и мецената Генриха Кирхгофа.

С СЫНОМ АНДРЕЕМ

58.В 1922 году к нему переехали Елена и его 19-летний сын Андрей, с детских лет занимавшийся изобразительным искусством. Марианна осталась в одиночестве в Асконе.

59.Выросший сын и его требования жить в браке с его матерью и другие причины в конце жизни Явленского перевесили профессиональную, материальную и духовную помощь, оказанную ему Марианной на протяжении 30 лет, а также слово офицера и мужчины, данные ее отцу.

60. Человек с непростым характером, М.Веревкина была талантливой художницей, целиком преданной искусству. Она понимала, какой большой талант скрыт в Алексее и старалась делать все, чтобы он максимально проявился, закрывая глаза на его любовные похождения.

С ЕЛЕНОЙ НЕЗНАКОМОВОЙ, 1920 ГОД

61.Семейная жизнь М. Верёвкину не привлекала, а Явленский … Явленский хотел, чтобы у него был сын. Сына Андрея ему еще в 1902 году родила Елена Незнакомова, горничная Марианны.

62.После разрыва Марианна до конца своей жизни осталась жить в Швейцарии, а Явленский вернулся в 1921 году в Германию, поселился в Висбадене и через некоторое время (в 1922 году) женился на Елене Незнакомовой.

63.В 1924 году по совету импресарио Эммы Шейер («Галка») он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка» – невольное воспоминание о «Синем всаднике». «Синяя четвёрка» проводила свои выставки в США и Германии.

64.Висбаденский период творчества Явленского отличается стремлением «конструировать головы»: колорит заметно высветлен, несколько цветных линий дают основные абрисы (всегда только анфас), поверх «плавают» несколько ярких пятен. Явленский говорил, что он ищет «новые средства не в расширении их выбора, но в их углублении». А с 1930 года художник переходит к темным гармониям.

«МЕДИТАЦИИ»

65.С 1927 года Явленского постоянно мучили боли в ногах, правая рука начала постепенно неметь. Свою болезнь он считал «кармической», ее причиной «безумную душевную депрессию последних десяти лет» в качестве «наказания за эгоистическое прошлое».

66.В 1929 году Явленский заболевает полиартритом, который ограничивает движение рук и ног.

67.После 1933 года, когда к власти в Германии пришел Гитлер, выставки Явленского были запрещены, его картины были объявлены вредными, вырожденческими. Нацисты запретили Явлинскому заниматься живописью.

68.В этот период Германия объявила его работы, как и многих других художников-новаторов, «дегенеративным искусством», и в 1937году обнаруженная фашистами часть работ Явленского, была конфискована для показа в качестве «дегенеративного искусства». Всего 72 его картины были конфискованы властями.

69.С 1934года Явленский почти не может двигать правой рукой. Когда художника переставали слушаться пальцы, ему приходилось привязывать кисти к рукам. Поэтому начинает писать уменьшенные в масштабе символические головы Христа, называя их «Медитациями». За последние 3 года своей работы он смог написать их более 1600.

ЕЛЕНА С СЫНОМ

70.Искусствоведы считают «Медитации» вершиной творчества Явленского, справедливо утверждая, что эта серия не имеет себе равных в истории искусства ХХ века.

71.Со временем болезнь приводит к параличу конечностей. Это был очень сложный и трагический период в жизни художника, ему пришлось прекратить работать.

72.В 1938 году покинутая в Асконе Марианна Верёвкина скончалась, а Явленский прекратил заниматься живописью, последние годы жизни провел в кровати и инвалидной коляске и умер 15 марта 1941 года, во время Второй мировой войны.

73.В Висбадене Явленский прожил до своей смерти и похоронен там же на русском православном кладбище.

74. В отличие от Кандинского, картины Явленского в США известны мало. Выставка произведений Алексея Явленского в нью-йоркской Neue Galerie, которую любители живописи обычно называют «Австрийским музеем» или Музеем Г.Климта, впервые в Америке представила более или менее полную ретроспективу произведений этого выдающегося живописца.

С ЕЛЕНОЙ И СЫНОМ

75.В экспозицию Neue Galerie включено около 75 картин Явленского, написанных с 1900 по 1937 годы.

76.Выставка даёт довольно полное представление об осознанном стремлении художника идти на протяжении творческой жизни по пути поиска своего собственного места в мировом живописном искусстве.

77.Чтобы это обоснованно продемонстрировать, кураторам выставки пришлось собирать картины Явленского, которые еще при его жизни охотно покупались многими коллекционерами и музеями, по всему миру, и поэтому некоторые экспонаты, в особенности, из частных собраний широкая публика увидела впервые.

78.Выставка начинается с ранних картин: изображений человеческих фигур и лиц, натюрмортов и пейзажей; продолжается серией картин, созданных между 1914 и 1921 годами, названных автором «вариациями», в которых его живописная манера эволюционировала от наблюдения из окна до выражения чистого цвета.

79.Выставку Алексея Явленского в Neue Galerie сопровождает высочайшего полиграфического качества альбом репродукций его картин.

80.Среди тех, кто участвовал в подготовке альбома, можно увидеть имя Анжелики Явленски Бианкони – внучки Алексея Явленского, которая возглавляет Фонд его имени и архив, находящийся в Локарно (Швейцария).

81.Отец Анжелики – сын Алексея Явленского и Елены Незнакомовой Андрей Явленский тоже был талантливым художником.

82.Его судьба драматична: в 1941 году, с началом войны Германии с СССР, он был призван в германскую армию и служил переводчиком благодаря прекрасному знанию русского языка.

83.В 1945 году Андрей попал в русский плен, провел 10 лет в концентрационном лагере в Сибири, но в 1955 году ему удалось вернуться домой.

84.А в 1956 году, когда произошло вторжение СССР в Венгрию, и боялись, что в Европе начнется Третья мировая война, Андрей Явленский настоял, чтобы семья переехала в Швейцарию. Он сказал, что хочет жить в спокойной стране, где «…Альпы будут отделять нас от остального мира». Он еще не знал, что «покой нам только снится».

85.«Каждый находит в картине только то, что есть в его собственной душе». Алексей Явленский.

А. ЯВЛЕНСКИЙ «ПЕЙЗАЖ»


фото из открытого доступа



+1
08:20
134
Нет комментариев. Ваш будет первым!