​100 интересных фактов о Михаиле Ларионове

1.Михаил Федорович Ларионов — один из великих художников, основоположник русского авангарда.

2. Он был наделён мощным живописным даром и талантом экспериментатора.

3. Михаил Ларионов с самого начала своей деятельности оказал огромное воздействие на становление и развитие нового искусства ХХ века.

4. Произведения мастера в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда; по сути, Ларионов стоял у истоков рождения абстрактного искусства.

5. Наследие Ларионова очень велико и очень разнообразно. Импрессионист, лучист и футурист Михаил Ларионов жил так же ярко и с размахом, как писал свои работы.


6. Михаил Ларионов родился 22 мая 1881 года в Приднестровье, а именно в Тирасполе в семье военного медика Фёдора Михайловича Ларионова и дочери землевладельца Александры Федосеевны Петровской.

7.В 1891 году семья переехала в Москву, где Ларионов спустя 7 лет, в 1898 году, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

8. Там он познакомился с талантливой художницей Наталией Гончаровой, которая стала его спутницей жизни, другом, коллегой, главной женщиной своей жизни и по совместительству сообщником в творческих безумствах Натальей Гончаровой. Она, кстати, двоюродная правнучка Натальи Гончаровой, супруги Пушкина.

9.Когда Ларионов познакомился с ней, девушка обучалась в том же училище, только на скульптора, Михаил уговорил ее изменить профиль и перейти на курс живописи.

10. В те годы Ларионова увлекали популярные течения европейской живописи, особенно импрессионизм. Летом он возвращался в родной город. Здесь молодой художник часто писал с натуры, особенно любил он виды сада в родительском доме.

11.Именно в Тирасполе Ларионов создал свои лучшие импрессионистические произведения, например, «Розовый куст после дождя» и «Акации весной».

КАРТИНА «РОЗОВЫЙ КУСТ ПОСЛЕ ДОЖДЯ»

12.На полотне «Розовый куст после дождя» Ларионов мазками стремился передать поток солнечных лучей, их блеск на мокрых от дождя цветах.

13.Художественный критик Николай Пунин писал об импрессионистических работах Ларионова: «Первое, что обращает на себя внимания… это отношение его к поверхности холста. Ни один из русских «импрессионистов» тех годов не осознавал в такой полноте, как Ларионов, единства живописной поверхности».

14. В училище Михаил Ларионов зарекомендовал себя как смелый реформатор. Он часто противоречил начальству, пренебрегал установленными нормами, дисциплина и жесткие рамки его тяготили. Его даже отчислили из-за конфликта с преподавателями.

15.Как писал искусствовед Глеб Поспелов, Ларионов вместе с группой студентов протестовал против того, что «самая терпимая московская школа облекается в казенный мундир». Однако позже его восстановили в учебе, и в 1910 году он получил диплом.

16. К концу XIX до России дошли слухи о французских художниках новой волны: Винсенте Ван Гоге, Поле Гогене, Клоде Моне. Их работы, наполненные живостью и эмоциональностью, такие близкие в цветовом решении, а самое главное, похожие на то, чему так бессознательно следовал сам Ларионов, не смогли оставить его равнодушным.

РАННЯЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА В СТИЛЕ ИМПРЕССИОНИЗМА

17.Несмотря на то, что импрессионистический период является начальным этапом в творчестве Ларионова, уже в ранних работах видны вся многогранность и самобытность мастера.

18.За время учебы в училище Ларионов создал сотни работ, но, к сожалению, они не воспринимались всерьёз преподавателями и характеризовались как «юношеские порывы».

19. Переход на специальное отделение живописи ознаменовался столкновениями и неприятием творчества Ларионова со стороны художественной интеллигенции университета.

20.Однажды Ларионов принес около 150 работ и выставил их в классе. Они заняли все стены помещения. Картины были сочтены слишком вызывающими. После этого столкновения стали происходить все чаще, именно поэтому по решению университетской инспекции Ларионов был исключен из училища.

21.Но стоит отметить, что не все относились к творчеству Ларионова столь критично. Несмотря на частые конфликты с «хранителями традиций» классической живописи, среди его преподавателей были и передовые мастера того времени: Валентин Серов и Константин Коровин, у которых работы юного художника вызывали интерес и симпатию.

22. Благодаря его импрессионистическим мотивам и цветовому сумасшествию, буйствующему на каждом полотне, в одаренности Ларионова сложно было усомниться.

23.Импрессионисты писали то, что они видят, что их впечатляет. Ларионов тоже начал следовать подобной практике. Именно в Тирасполе, в саду у своей бабушки, он создал большинство своих работ тираспольского периода.

24.В творчестве Михаила Ларионова было несколько ярких этапов. Он начинал свой путь как художник-импрессионист, позже увлекался примитивистским и народным искусством, а затем создал новое авангардистское направление в живописи — лучизм.

25.Валентин Серов называл Ларионова «самым скандально-спорным и самым талантливым живописцем своего поколения».

26.В поисках собственной идентичности Ларионов легко откликался на новые впечатления. В конце 1890 — начале 1900-х годов в творчестве художника органично сосуществуют «галантные жанры» в духе «Мира искусства» и натурные пейзажи, в которых угадывается влияние его учителей Валентина Серова и Константина Коровина.

27.Эти работы демонстрируют легкость и свободу владения художественными приемами, которые Ларионов приобретает в годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

28. Все творчество Ларионова разделяется на четыре основных этапа, они разные, но их объединяет одно – квинтэссенция чувств и эмоций, изображение обыденности через призму неординарного восприятия действительности глазами гения.

29.Ларионовский импрессионизм определило не только знакомство с произведениями Клода Моне, Ван Гога, Пьера Боннара и других французских художников, он извлечен из света и воздуха южной природы.

30. В пейзажах середины 1900-х годов, написанных в саду тираспольской усадьбы, художник варьирует излюбленные мотивы, меняя освещение, пространственное и фактурное решение, цветовую тональность. Такие живописная тонкость и одухотворенность импрессионистических полотен принесли Ларионову ранний успех.

31.Ларионов не стремился ограничивать свое творчество пейзажным жанром. Если в импрессионизме его привлекала возможность передать состояние природы, ее поэтический образ, то при изображении людей и животных на первый план выходит пластическое начало. «Героями» ларионовских картин становятся гуси, утки, волы, собаки.

32.Роскошное оперение индюков и переливающаяся чешуя рыб превращаются в настоящее поле для исследования цветовых эффектов и возможностей живописного мазка.

ИЗ СЕРИИ «ПАВЛИНЫ»

А серия «Павлины» позволяет художнику экспериментировать в области стиля, обыгрывая то эстетику модерна, то цветовую активность постимпрессионизма.

33.Работа с натуры всегда оставалась для Ларионова основой творчества. В 1909-1910 годах, в период активных стилевых экспериментов, он продолжил натурные штудии в своей тираспольской мастерской. Объектом изображения могло стать все, что окружало художника: интерьер с недавно законченной картиной, цветы в вазе, кочан капусты, расползающиеся по столу раки и, наконец, собственный облик.

34.Если Гогену в поисках экзотического рая пришлось оставить Францию и уехать на острова, Ларионову оказалось достаточным по-новому взглянуть на известные с детства мотивы.

35.Знакомство с живописью фовистов приводит его к повышению роли цвета, его смелой условности, подчас граничащей с эпатажем. Одновременно Ларионова начинает привлекать тема Востока – постоянного магнита для европейских художников, источника многих западных новаций.

36. В 1906 году он получил письмо от Дягилева, который пригласил его на выставку в Париж. С этого письма и с этой поездки в Париж начался следующий этап и период в творчестве Михаила Ларионова.

37.Франция, Париж – новый культурный центр, куда стягиваются все талантливые и не очень художники, писатели, музыканты. Художники новой волны решают совершить революцию. Они выходят на пленэры, пишут пейзажи, обыденность, простых людей: мужчин и женщин, гуляющих по улицам провинциальных городов, пьющих в пабах или стоящих в очереди в бакалейной лавке.

38.Их работы, наполненные энергией, смелостью, дерзостью, безумством красок, завораживают Ларионова. За два месяца в Париже он узнал очень многое и убедился в правильности выбора своего творческого пути.

РАБОТА В СТИЛЕПРИМИТИВИЗМА

39.В Париже Ларионов знакомится с таким направлением, как примитивизм. Он переходит с изображения природы и натюрмортов на воплощение образов людей и жизни провинциального города, а именно Тирасполя.

40. В 1907–1912 годах Ларионов писал картины на темы провинции и солдатской жизни. Черты примитивизма проявлялись в нарочитом упрощении сюжетов, нарушении пропорций, ярких красках.

41.Эстетика вывесок и плакатов в селах и провинциальных городках уже давно привлекала художника. В них он находит свободу выражения, инстинктивную живопись, которые порой так чужды классическому искусству.

42.Картины Ларионова поднимали творения уличных мастеров на новый уровень. Но полотна этого творческого периода не сыскали расположения со стороны господ, они были непривычны их мировоззрению и воспринимались как нечто некрасивое. Но это и неудивительно, ведь Ларионов писал жизнь горожан: лавочников, сапожников, парикмахеров, разнорабочих и крестьян.

43.Для высшего класса эти люди и их быт были неважны, неинтересны, непривлекательны и не эстетичны. В эти годы работы художника не пользовались большим спросом, их не покупали, и даже преданные любители его картин закрыли свои кошельки.

ПОЛОТНО ИЗ СЕРИИ «СОЛДАТСКИЙ ЦИКЛ» «УТРО В КАЗАРМАХ»

44. «Помимо городской жизни в этот период Ларионов создал «Солдатский цикл», состоящий из 40 работ. Самой знаменитой является Отдыхающий солдат».

45.«Солдатская серия» полотен (1910-1911 годы) создана в период, когда Ларионов после окончания Училища живописи отбывал воинскую повинность. В картинах этой серии художник не придерживается единого стиля. В одних ощутимы отголоски его импрессионизма, другие написаны словно рукой наивного умельца и напоминают народную игрушку.

46.Однако, несмотря на стиль, полотна не были лишены авторской идеи: в наивных на первый взгляд сценах из повседневной жизни часто бывало скрыто «двойное дно». Например, на картине «Офицерский парикмахер» живописец изобразил самодовольного офицера и услужливого парикмахера, который напоминает официанта. Над головой клиента — маленького и безвольного — нависли огромные ножницы.

КАРТИНА «ОТДЫХАЮЩИЙ СОЛДАТ»

47.В полотне «Отдыхающий солдат» воплотилась вся примитивистская концепция Ларионова. Когда художник работал над полотном, он часто ездил на лагерные сборы и наблюдал, какие надписи или рисунки делают в свободную минуту солдаты на заборах и стенах.

48.В картине Ларионов нарушает все неписаные правила живописи тех лет: его персонаж лежит в неестественной позе с «изломанными» ногами; среда, в которой он находится, лишена искусственной эстетики, украшательства, изображена во всей ее обыденности, а сама картина написана крупными грубыми мазками без проработки мелких деталей.

49.В 1910 году Михаил Ларионов стал одним из организаторов скандальной выставки представителей раннего авангарда «Бубновый валет». Но художник достаточно быстро отделился от этой группы и организовал собственную выставку с еще более эпатажным названием — «Ослиный хвост».

50.В этот период Ларионов интересовался примитивизмом: художники этого направления сознательно упрощали свои картины, обращались к детским рисункам, первобытному или средневековому творчеству. Участники объединения «Ослиный хвост» особенно вдохновлялись народным искусством: лубочными картинками, промыслами, лаконичными вывесками городских лавок и кафе.

51.Версии и реплики знаменитых картин привычны в мировой художественной практике. Но Ларионов не просто предлагает свою интерпретацию традиционной темы – он расширяет круг источников, включая в него Венер с базарных ковриков и с картинок, украшающих стены трактиров.

52.Цикл «Времена года» — новое стилевое изобретение Ларионова, получившее название «инфальтильного примитивизма». В нем отразилось увлечение архаикой, древним народным искусством, которое реальность передает в отвлеченных, знаковых формах. А изображение приближено к идеограмме.

53.Смене сезонов, каждый из которых наделен своей цветовой доминантой, противостоит образ одной из ларионовских Венер – вечно юной и детски угловатой, воплощающей не древний символ плодородия и не классический идеал красоты, а скорее не покидающую человечество наивную мечту о любви и счастье.

54.В 1913 году Михаил Ларионов организовал диспут «Мишень» в Большой аудитории Политехнического музея. Друг художника, Илья Зданевич, вовсю эпатировал публику, показывая изображение Венеры Милосской и потрясая старым башмаком: «Вот перед вами Венера. Почему она красива? Потому что этому нас научили. Красота башмака прекраснее, потому что она автономна и не осознана!»

55.Возбужденная аудитория протестовала и аплодировала, осуждала и поддерживала выступающих. Ларионов пытался прервать оратора, Бонч-Томашевский пытался успокоить Ларионова, а художник размахивал звонком и, в конце концов, ударил им кого-то. Завязалась «грандиозной драке на диспуте футуристов», как эту историю назвали в газетах.

56.Зимой 1913 года была поставлена первая футуристическая кинокартина, участие в которой принял и Михаил Ларионов. Для сьемок Ларионов создал особый футуристический грим и прически, которые быстро обрели популярность. В Москве стали появляться люди с буквами, фигурами и странными знаками на лицах. Пресса быстро окрестила это «новым безобразием футуристов».

57.После «Солдатского цикла», вывесочного периода, нападок и столкновений с общественным мнением Ларионов продолжает интенсивную работу. Выставка Тёрнера, которую художник увидел в Лондоне в 1906 году, приводит его к размышлениям о цвете в живописи, и художник начинает воспринимать форму как световые лучи.

58.Третий период в творчестве художника связан с разработанной им теорией лучизма. В ранних полотнах этого этапа еще присутствовали очертания предметов — их словно образовывали лучи, которые отражались от разных объектов.

59.Позже Ларионов стал создавать абстрактные работы. В них господствовало стихийное начало и игра острых цветовых полос, которые пересекались, сплетались, расходились в разные стороны и вновь сбивались в пучки, рождая яркие фантазийные картины.

60.Лучизм Ларионова возник совершенно естественно, ему ничего не надо было выдумывать. Он уже давно размышлял о том, что качество произведения зависит не от предметов на картине, а от экспрессивной и цветовой составляющей.

61.Сама суть лучизма – это передача впечатлений, которые возникают от встречи в пространстве перекрещивающихся световых и энергетических лучей различных предметов. Маяковский назвал лучизм кубистическим толкованием импрессионизма. Ларионовский лучизм являлся беспредметным видом искусства и был связан с естественными, природными ассоциативными ощущениями.

62.Несмотря на то, что лучизм широкого развития не получил, он является одной из первых форм абстрактного (беспредметного) искусства и одним из первых проявлений авангардизма в живописи.

63.«Михаил Ларионов принес не только в русскую, но и в европейскую живопись новую утонченность — лучизм» — Г.Аполлинер, 1914 год. «Да здравствует национальность! Мы идем рука об руку с малярами. Да здравствует созданный нами стиль лучистой живописи, свободный от реальных форм, существующий и развивающийся по живописным законам!» М.Ф. Ларионов

64.Во время Первой мировой войны Михаила Ларионова призвали на службу. После полученного ранения в 1915 году он поселился во Франции, где и прожил всю оставшуюся жизнь.

РАБОТА ДЛЯ ТЕАТРА

65.Переезд в 1915 году во Францию изменил как жизнь художника, так и его творческий путь. Надо было приспосабливаться к новой окружающей обстановке, новым людям, думать о средствах к существованию. Эти средства могла дать только работа в театре.

66. Станковая живопись в последние годы в России их не давала, тем более нельзя было рассчитывать на нее во Франции, где Ларионова сравнительно мало знали. Его известность в те годы ограничивалась кругом передовых художников.

67.Страсть к театральной сцене преследовала Михаила Ларионова всегда. Сам он говорил об этом: «Но с ранних лет родилось у меня влечение к театру. Оно живо во мне и теперь, наперекор тому, что свою театральную карьеру я начал под дурными предзнаменованиями».

68.Путь к театральным подмосткам начался для Ларионова с работы декоратором в небольшом театре, гастролировавшем по провинции. Публика встречала постановки холодно, сам Ларионов также не был особенно доволен.

69. Однажды в Полтаве, придя на работу как обычно, Ларионов с коллегой обнаружил пустую площадь — театр уехал, оставив художников без гроша в кармане. Не готовый сдаваться, Ларионов решил попытать счастья в Москве — и долго добирался туда с большими трудностями, буквально на перекладных.

70.В Москве художнику улыбнулась удача — он узнал, что Михаил Врубель ищет помощника для подготовки декораций к «Валькирии». Каким-то чудом Ларионову удалось получить это место, однако радость была недолгой: «Горд был несказанно. Прихожу к нему в мастерскую и, преодолевая застенчивость, предлагаю сделать проект эскиза. Он на меня зло посмотрел: «Что? Эскиз?! Ведра за мной таскать да составлять краски, вот что мне от вас нужно…».

ЭСКИЗ К «ЗОЛОТОМУ ПЕТУШКУ» Н. ГОНЧАРОВА

71.Но несмотря на это, Михаил Ларионов все же добился своего — уехав в Париж спустя годы по приглашению Сергея Дягилева, он оформил «Золотого петушка», а затем и многие другие великие постановки «Русских сезонов».

72. Вплоть до болезни он и его спутница жизни Наталья Гончарова выступали в качестве театральных художников и декораторов. Его близким другом был Дягилев, который и позвал Ларионова в Париж. До самой смерти Дягилева, которая стала большим ударом для Ларионова, они работали вместе.

73. Вместе с Наталией Гончаровой он создавал декорации и костюмы для Русских сезонов Сергея Дягилева. Это была настоящая визитная карточка антрепризы. Балеты были известны своим оформлением — изысканными авангардными костюмами и декором.

74.Ларионов не только художник-сценограф, открывший, вместе с Натальей Гончаровой, новый этап «Русских балетов» Сергея Дягилева, но и человек, страстно увлеченный балетным искусством. На выставке представлены эскизы костюмов и декораций к постановкам «Полуночное солнце» (1915), «Русские сказки» (1916-1918), «Байка про лису» (1922), «Шут» (1915, 1921), зарисовки хореографии, портреты танцовщиков и хореографов, макет книги по истории балета, над которой художник работал в 1920-1930-е годы.

КОСТЮМ ШУТА

75.Центральное место в экспозиции занимает костюм Шута по эскизу Ларионова. Шут – любимая маска художника, персонаж, который закручивает интригу происходящего и вокруг которого возникает театральная атмосфера.

76.Что касается работ того периода, то даже театральные постановки, костюмы, декорации отличались от привычных. Они диктовали новые тенденции, настолько свежие, что многие современники не понимали и не воспринимали их. С народными русскими мотивами, древнерусским скоморошеством, балаганом, с уличными театрализованными сценами и так далее, они отличались от привычного рафинированного направления последних десятилетий.

77.Конец 1920-х – начало 1930 годов – время новых художественных экспериментов. Основной акцент в творчестве этого периода перенесен на графику; не случайно приклеенный к стене или лежащий на столе лист бумаги с рисунком становится постоянным лейтмотивом ларионовских композиций. Разнообразные фактуры и цвет бумаги, свойства краски – ее текучесть, прозрачность, взаимодействие со светом – превращаются в смысловую составляющую работ Ларионова.

«НАТЮРМОРТ С РОЗАМИ»

78.Натюрморты – одна из главных тем ларионовского творчества 1920-1930-х годов. В них отражен тот камерный интимный настрой, которым окрашено теперь искусство художника, редко экспонирующего свои работы, создававшего их «для себя». Одной из важных составляющих натюрмортов становятся включенные в композицию рисунки, своеобразное само цитирование.

79.Тема композиций Ларионова – «возникновение» предмета из беспредметной среды. Затеки разведенной до прозрачности гуаши, сгущаясь, позволяют «угадывать» проступающее пространство интерьера, очертания рыб. Серия включает как беспредметные композиции, так и листы с изображениями рыб.

80.В 1920-1930-е годы Ларионов часто мысленно переносится в прошлое, заново переживая годы юности и главных творческих открытий. Он регулярно проводит каникулы на юге Франции. В легких, прозрачных пейзажах, натюрмортах, этюдах обнаженной натуры Ларионов возвращается к живописной системе ранних лет – высветленному колориту, легким полутонам, неуловимой прелести скромных обыденных мотивов.

81.Коллекционирование — неотъемлемая составляющая личности Ларионова. Собирательство присутствовало в его жизни всегда, с годами приобретая все больший размах.

82.После смерти Сергея Дягилева в 1929 году Ларионов стал меньше заниматься живописью. У него появилось новое увлечение: он собирал произведения искусства для состоятельных клиентов. А сам по-прежнему увлекался русским лубком и коллекционировал китайскую графику.

83.В живописи он вернулся к предметному искусству и эстетике импрессионизма и примитивизма: писал уличные сценки и натюрморты.

84.В 1955 году Михаил Ларионов и Наталия Гончарова официально стали мужем и женой. «…По словам Гончаровой, „мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались“. Две знаковые фигуры русского авангарда, два единомышленника, два художника, мужчина и женщина, связавшие свои судьбы еще с ранней молодости и вступившие в брак спустя полвека…»

85.Через семь лет художницы не стало. Ларионов вскоре женился на Александре Томилиной, своей старой знакомой, служащей одной из французских библиотек.

86.До конца своих дней Михаил Ларионов прожил во Франции, вдали от родины и своего «милого Тирасполя», где родилось большинство его шедевров, заполучивших мировую известность.

87.Умер он спустя два года после смерти Натальи Гончаровой в 1964 году.

88.После смерти Ларионова Томилина унаследовала парижские полотна и архив Ларионова и Гончаровой.

89.Она проводила выставки Ларионова и Гончаровой в Европе и Америке и организовала первую после их эмиграции экспозицию в Москве в 1980 году.

НАТЮРМОРТ «ОКНО. ТИРАСПОЛЬ»

90.Самой большой мечтой Ларионова было возвращение его работ на родину. Но произошло это лишь в 1989 году.

91.Томилина передала часть коллекции и архива в СССР, в 1980-х годах картины и документы поступили в Третьяковскую галерею, как того хотели художники.

92. Третьяковская галерея представляет крупную ретроспективную выставку Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964 годы).

93.В Третьяковской галерее есть даже отдельное помещение для архива работ художника.

94. Несмотря на блеск Москвы и Парижа, именно Тирасполь занимался центральное место в сердце художника — место настолько важное, что он вытатуировал дату своего рождения, 22 мая 1881 года, на левой руке.

ЭТЮД ИЗ ТИРАСПОЛЯ

95. «Когда я смотрю на некоторые мои очень старые этюды из Тирасполя, эти цветы возникают с такой болью и горечью томящей грусти и радостью одновременно. Я не могу прийти в себя очень долго, и вместе с тем я люблю возвращаться к этим, так волнующим меня моментам и всегда желать, чтобы моя молодая жизнь и эти чудесные утра повторились. Я бы хотел их задержать до бесконечности и остаться в них жить, только в них» — так писал Ларионов о городе своего детства, куда возвращался каждое лето, год за годом.

96.К сожалению, в его любимом и родном Тирасполе нет ни одной из его картин.

«ЦВЕТЫ»

97.Деятельность Михаила Ларионова, его характер, его фигура будут всегда вызывать чувство удивления и восхищения.

98.Он писал то, что его окружало: людей, природу, повседневный быт провинциального городка.

«КУСТ СИРЕНИ»

99.Ларионову присуще бесспорное и безупречное чувство цвета, которое он применил, создав новое направление – лучизм.

100.Таким образом, лучами своего неординарного творчества он осветил предметное искусство эпохи перемен.


фото из открытого доступа



+1
01:20
134
Нет комментариев. Ваш будет первым!