130 интересных фактов о гитарах
1. Гитара – один из самых популярных в мире музыкальных инструментов.
2.Точнее, гитара — второй по популярности музыкальный инструмент в мире после фортепиано.
3.Неудивительно, что гитара исследуется учёными, историками и рядовыми гитаристами, которые постоянно интересуются разными интересными фактами о своём любимом инструменте.
4.Неизвестно, кто именно и в какой момент времени изобрёл гитару и струнные инструменты в целом.
5.Тем не менее, наиболее распространённая версия появления струнных инструментов связана с тем, что представители древних цивилизаций примерно 6 000 лет назад заметили, что тетива лука издает приятный звук определенной высоты, зависящей от натяжения.
6.Гитара относится к инструментам-хордофонам, в которых звук извлекается в результате колебаний струны, натянутой между двумя точками. Историки считают, что хордофон древние люди изобрели, заметив, что натянутая тетива лука может звучать.
7. Они предполагают, что первые хордофоны появились в медном веке.
8.Изначально корпус-резонатор делали из пустотелых сосудов и других объемных предметов: панциря черепахи, высушенных плодов тыквы или выдолбленных деревянных отрезков ствола.
9. А деревянный корпус, составленный из верхней и нижней деки и боковин, придумали в Древнем Китае в начале I тысячелетия нашей эры. Оттуда эта идея перекочевала в арабские страны, воплотившись в мавританской гитаре, а в VIII – IX веках пришла в Европу.
10. Найденный археологами артефакт, изготовленный из очищенного кедра с декой из сыромятной кожи, имеющий три струны и даже медиатор, прикрепленный к инструменту с помощью шнура из конского волоса, был создан в Древнем Египте 3500 лет назад и принадлежал музыканту Хар-Мозе при дворе царицы Хатшепсут, первой женщины-фараона Египта.
11. Историки предполагают, что слово «гитара» произошло от греческого «кифара», которое превратилось в Средние века в латинское cithara. С течением времени латынь также претерпевала изменения – слово имело вид quitaire, и в романо-германских языках стало звучать как guitar.
12. В настоящее время в большинстве языков мира слово «гитара» созвучно.
13. Первоисточник звука в гитаре далеко не звукосниматели, дерево и даже не руки гитариста. Звук в гитаре образуется ввиду колебаний струн. С увеличением натяжения струны и с уменьшением её диаметра, высота звучания струны становится выше. Данное соотношение объясняет математическая модель «Закон Мерсена».
14.До индустриальной революции материалом для изготовления струн служили кишки животных, лошадиные волосы и лён. Конечно, металлические струны существовали, однако их конструкция была крайне несовершенной, а мастеров, изготавливающих такие струны, было очень мало.
15.Процесс изготовления струн из кишок животных задокументирован еще в 14 веке: необходимо удалить с кишок остатки мяса, вымочить их в воде. После вымачивания в воде, заготовки струн вымачивали в вине и подвешивали в натянутом состоянии для последующей просушки.
16. Предшественниками гитары считаются кифара и цитра — щипковые инструменты без грифа, на которых играли в Древнем Египте и Древней Греции, а чуть позже — и в Риме.
17.Гитару же ученые относят к семейству лютни, так как она имеет не только корпус, но и гриф.
18.Прообраз гитары с корпусом и грифом, на котором струны зажимаются пальцами, находится в экспозиции Археологического музея в Каире.
ДРЕВНЯЯ ГИТАРА
19. Древнейшее изображение хеттского барда и гитариста нашли на руины Аладжа-Хююка недалеко от турецкого города Чорума. Сейчас этот барельеф можно увидеть в Музее Анатолийских Цивилизаций в Анкаре.
20. Как пишут некоторые исследователи: «Если 3300 лет назад кто-то потратил время, чтобы высечь ваше изображение на камне, вы, должно быть, тронули несколько сердец…»
21. В 1500-х годах самые ранние гитары выглядели и звучали как виуэлы и лютни.
22. У виуэлы был небольшой овальный корпус, звуковое отверстие и 4 ряда струн. Виуэлу можно услышать и сегодня.
23.Лютня имела четыре или пять хоров (парных струн, настраиваемых в унисон). Позже общее количество струн лютни увеличилось до четырнадцати, а иногда доходило аж до тридцати шести. Играли на лютне плектром (медиатором).
ЛЮТНЯ
24.В XVI веке лютня была очень популярна, как электрогитара сегодня. Она звучала во дворцах и хижинах, а лютнеисты почитались не меньше нынешних рок-звезд.
25.Для лютни создавались специальные пьесы – прелюдии, преамбулы, ричеркары, пересочинялись мадригалы, канцоны, дворцовые и уличные танцы.
26.Композитор Винченцо Галилей – отец знаменитого астронома, автор трактатов о музыке был известнейшим лютнистом-виртуозом XVI века. Оценить его лютневую музыку можно, прослушав «Прелюдию, Танец, Ричеркар».
27.Выдающимся лютнистом Италии эпохи ренессанса, прозванным современниками «божественным», был Франческо да Милано.
28. Развитие и преобразования лютни и виуэлы привели к появлению в Италии латинской гитары, которая к XII веку была уже хорошо известна в Европе, встречаясь в трех-и-четырехструнном исполнении.
29.Сформировались к этому времени плоский корпус, слегка вытянутый в «талии»; резонаторное отверстие, расположенное посередине; шейка с грифом, снабженном порожками.
30.А к XVII веку латинская гитара и виуэла эволюционировали в барочную гитару. Гриф удлинился, корпус стал уже, появилась талия. Барочная гитара имела 5 парных струн (иногда 6), настраиваемых в унисон. Ее звучание уже напоминало современную классическую гитару с нейлоновыми струнами – ближе к трэвэл-гитаре.
МАВРИТАНСКАЯ ГИТАРА
31.В период позднего Средневековья и начала Нового времени центром развития музыки была Испания. Здесь получила распространение мавританская гитара — результат эволюции и синтеза лютни и виуэлы, а также четырехструнного инструмента под названием «уд», завезенного арабами еще в VIII веке.
32. Мавританская гитара имела овальную форму, широкий корпус с несколькими резонаторными отверстиями. Для струн, вместо кишок животных, стала использоваться медь. Играли на такой гитаре как при помощи медиатора, так и с помощью пальцев. Гитара была инструментом аккомпанирующим, имеющим четыре двойные струны.
33.Уд состоял из корпуса в виде груши, короткого безладового грифа и головки. Подобные инструменты использовались на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Кавказе, балканских странах и Центральной Азии на протяжении столетий.
34.На юге Пиренейского полуострова в IX веке во дворце в Аль-Андалус служил персидский ученый Зирьяб. Он, к тому же музыкант и поэт, считается основателем андалузской классической музыки. Играя на уде, используя в качестве медиатора клюв орла, он добавил пару дополнительных струн и создал прообраз гитары. Изменившийся к нашему дню уд и сегодня можно услышать на Востоке.
ИСПАНСКАЯ ГИТАРА
35.Испанская гитара была создана на основе мавританской гитары. По легенде, в XVI веке Висенте Эспинель добавил гитаре пятую струну, и именно она стала известна в Европе как испанская гитара.
36.Но на ней использовалась аккордовая техника, потому что сложно было вести мелодию из-за двойных струн. Для сольных партий музыканты использовали виуэлу и лютню.
37.Все гитары того времени преимущественно были инструментом с пятью рядами струн. Затем некоторые испанские гитаристы начали прибегать к упрощенной настройке, отказываясь от двойных струн, что значительно обедняло низкий регистр гитары. Возможно, для того, чтобы сделать звучание инструмента более богатым, некоторые мастера начали добавлять шестую струну.
38.К концу XVIII века великий гитарный мастер Антонио де Торрес Хурадо придал испанской гитаре законченные классические формы. Его основная форма используется до сих пор.
39.Научиться играть на таком инструменте стало проще, поэтому почитателей гитары стало больше.
40. Испанская гитара стала популярна и у любителей, и у профессиональных музыкантов, появилось немало произведений для этого инструмента, на формирование репертуара оказал значительное влияние, живший в конце XVIII – начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.
СОВРЕМЕННАЯ ИСПАНСКАЯ ГИТАРА
41.Сегодня испанскую гитару называет классической, она применяется как в академической музыке, так и при исполнении песен музыкантами-любителями в развлекательных целях.
42. В России XVIII – XIX веков музыка была чрезвычайно популярна. Широкое распространение испанской гитары в Москве и Петербурге подтолкнуло русских музыкантов к созданию инструмента на испанской основе, но с российским колоритом.
43.Мастера использовали наработки англичан с их народными инструментами из рода цистр, а также французов.
44. Аббат Морлане в 1788 году в Париже изобрел 7-струнную гитару. В конце XVIII века она появилась в России и по версии некоторых исследователей её доработал, изменив ее строй на терцовый, Андрей Осипович Сихра, основоположник гитарного искусства в России.
45. Андрей Осипович Сихра написал для гитары около тысячи музыкальных сочинений и обработок народной и академической музыки.
46.Так появилась русская семиструнная гитара. Сегодня ее иногда называют цыганской.
47.Её строй отличается от привычной шестиструнной, а сферой применения на протяжении XIX и XX веков стал аккомпанемент при исполнении русских романсов.
48.Сегодня русская гитара встречается реже, хотя продолжает использоваться бардами и коллективами, исполняющими традиционную музыку.
49. В 1773 году ван Хекке создал 12-струнную гитару, имевшую шесть парных рядов струн, настраиваемых в унисон, либо в октаву при классическом строе, которую он назвал «бисзекс» (дважды шесть).
50.12 струнная – очень большой и массивный инструмент. Главное его отличие — наличие 12 спаренных струн. Типичная функция двенадцатиструнной гитары – ритмическая. Такая гитара отлично подходит для аккомпанемента, из-за чего любима бардами во всем мире. А сольные пьесы, исполненные на ней, приобретают магическую глубину и воздушность.
51.В Англии, а затем и в Америке в XVIII веке появилась английская гитара – так назывался инструмент грушевидной формы с 5–12 парными струнами. Второе название инструмента – цистра (не цитра). Цистра была чаще всего с двойным или тройным рядом струн.
52.Металлические струны, которые перебирали пальцами или медиатором, придавали ей более легкий тембр и выдавали более популярный, чем у лютни, «сочный» звук, который больше подходил для исполнения серьезной музыки. Если лютня, сложная в игре, была доступна только музыкантам-профессионалам, то менее дорогая цистра, более удобная по размеру и простая для обучения, больше подходила для любителей.
53.Семистурнная гитара появилась также в XIX веке в Бразилии, ее так и называют – бразильская 7-струнная гитара.
54.Некоторые классические и фолк-гитаристы используют 8-струнные гитары. Такой инструмент позволяет получить более широкий диапазон и использовать нестандартные настройки.
55.Десятиструнную гитару — декакорд — разработали итальянский гитарист Фердинандо Карулли и французский гитарный мастер Рене Франсуа Ласот в 1826 году. Было выпущено много конфигураций таких арфа-гитар.
56.Особую же популярность гитара с десятью струнами получила, когда испанский гитарист Нарсисо Йепес в 1964 году исполнил «Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго с Берлинским симфоническим оркестром. На нем он впервые представил публике десятиструнку, которую создал совместно со знаменитым гитарным мастером Хосе Рамиресом III.
57.На такой же 10-струнной акустике играет российский гитарист Юрий Наумов, один из немногих представителей русского рока, который не имитировал стиль западных рок-групп, а сумел сделать равнозначный вклад в мировую музыкальную культуру.
58.Во второй половине XIX века упрощенные гитары – машети да браса, обладающие меньшим размером, всего с 4 струнами и 12 ладами, были завезена португальцами с острова Мадейра на Гавайские острова. Там этот инструмент получил свое новое название – укулеле. Свою популярность этот инструмент завоевал после выступлений гавайских музыкантов в рамках Тихоокеанской выставки в Сан-Франциско в 1915 году.
59. В настоящее время все гитары подразделяют на два типа: акустические и электрические. Акустическая гитара имеет полый корпус, с находящимся в нем резонирующем отверстием. Она королева на концертной сцене и участница простых дворовых посиделок.
60. Акустическая гитара очень многолика, так как имеет разные варианты. Сегодня в мире известно 3 вида акустических гитар. К ним относят классическую гитару, джамбо и дредноут.
61.Классическая – является прямым потомком испанской гитары. Отличается широким грифом и обязательным наличием нейлоновых струн, которые звучат мягко и негромко. Данный тип гитары применяется на академической концертной сцене, а также в учебных классах.
62.Дредноут — имеет названия Кантри и Вестерн. Из-за наличия металлических струн звучит громко и звонко. На таком инструменте звук извлекают с помощью медиатора. Этот вид инструмента используется для исполнения в разных стилях.
63.Джамбо – гитара с увеличенным корпусом и громким звуком, наиболее востребована в рок, поп, блюз, кантри-музыке. Из-за металлических струн звукоизвлечение происходит с помощью медиатора.
64.Укулеле – второе название гавайская гитара. Это миниатюрный инструмент с четырьмя нейлоновыми струнами и техникой исполнения как на обыкновенной гитаре. Звукоизвлечение происходит кончиками пальцев или специальным медиатором из войлока.
ГИТАРЫ В МУЗЕЕ В. ВЫСОЦКОГО
65.Семиструнная — (цыганская или русская). Имеет семь струн, настроенных по терциям. Владимир Высоцский, Булат Окуджава и Сергей Никитин предпочитали этот вид гитары.
66.Большинство людей знают только о 6-струнной гитаре. Некоторые в лучшем случае слышали и про 4-струнные варианты (например, бас-гитары). Однако в музыкальном мире популярны 12-, 7-, 8- и 10-струнные гитары.
67.Бас-гитара — одна из разновидностей акустических гитар. Инструмент имеет 4 струны и предназначен для исполнения партий в низком диапазоне.
68.Пол Тутмарк изобрел бас-гитару в 1930-х годах. Но бас-гитара долгое время считалась контрабасом бедняка. На самом деле, после своего создания в 1930-х годах, эти инструменты практически не пользовалась популярностью на протяжении целых 20 лет.
69.И только в 1950-х годах, когда музыкантам надоело таскать с собой громоздкие контрабасы, она стала популярной, позволив басистам приобрести что-то более легкое и не менее интересное по звучанию.
70.Бас-гитара может быть, как акустической, так и электрической. Акустическая бас-гитара полая. А электрическая бас-гитара имеет обычный цельный корпус с внешними способами усиления.
71.Уникально то, что акустическая бас-гитара, в отличие от большинства других акустических гитар, может быть усилена электронными методами. Акустическая бас-гитара является «акустической» только потому, что основным способом усиления является резонансный.
72.На бас-гитаре можно играть по-разному. Очевидно, что общепринятые стили щипка и перебора останутся с нами на века. Но с 1970-х годов игроки также начали шлепать по струнам и ударять по ним.
73. На обычной акустической гитаре эти приемы не работают (хотя Тосин Абаси поспорил бы). Но на бас-гитаре, которая издает низкочастотные звуки, трюки со шлепками и тычками действительно работают, особенно если им помогает усиливающее оборудование. Данный приём называется Слэп (Slap).
ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА
74. Электроакустическая – вид гибридного инструмента, в котором наличие встроенного пъезозвукоснимателя дает возможность подключения к усилителю.
75.Полуакустическая – переходный инструмент от акустической к электрогитаре. Наличие полого корпуса роднит её с акустической гитарой, а наличие звукоснимателя и регуляторов тембра сближает с электрогитарой.
76.Этот инструмент имеет второе название джаз-гитара, так как в основном применяется в джазе. Полуакустическая гитара по форме напоминает скрипку. Имеет два резонаторных отверстия как у скрипки — в виде буквы «f».
77.Второй тип гитары — это электрогитара, являющаяся сегодня самостоятельным видом музыкального инструмента, который имеет возможность обработки звука, что позволяет музыкантам достигать различных желаемых звуковых эффектов.
78. В 1931 году американский изобретатель музыкальных инструментов Джордж Бошами и швейцарско-американский инженер-электрик Адольф Рикенбекер изобрели первый струнный инструмент с электрическим усилением. Электрогитара использовала электромагнитное излучение для преобразования колебаний струн в электрические сигналы.
79.Первая гитара с электрическим усилителем – Frying Pan. Она была выполнена из металла, за что получила прозвище «сковородка» (frying pan). А в 1936 году всемирно известная американская фирма «Гибсон» создала свою первую электрогитару.
80. Би Би Кинг — американский блюз-гитарист, певец, именуемый поклонниками «королём блюза», является первым музыкантом, применившим электрогитару в рок-музыке.
ЭЛЕКТРОГИТАРЫ
81. Электрогитара в привычном нам формате появилась только в 50-х годах прошлого века благодаря Лео Фендеру и Лесу Полу, которые, что примечательно, не работали совместно.
82.Гитарный медиатор был изобретен в 1922 году компанией D’Andrea в США.
83.Формы гитар, которые мы знаем сейчас, не существовали ранее. Гитары были разных форм и размеров – но все они были геометрически более простыми. Тот дизайн, к которому мы привыкли сейчас, был придуман в 19 веке. Эти изменения улучшили акустику инструмента.
84.Николо Паганини, выдающийся итальянский скрипач, виртуозно играл как на скрипке, так и на гитаре. Исследователи творчества скрипача Николо Паганини утверждают, что он в совершенстве освоил гитару, после чего начал играть на скрипке. То есть, гитарную технику применил для скрипки – в конечном итоге его звучание стало уникальным и неповторимым.
85.Многие технические гитарные приемы он переносил на скрипку, и по высказываниям современников своим невероятным мастерством Паганини обязан гитаре. Маэстро любил говорить: «Я король скрипки, а гитара моя королева».
86.Особая заслуга Николо Паганини в обогащении гитарного репертуара. Его наследие составляет около двух сотен различных сочинений — это сольные пьесы, а также различные ансамбли для гитары и скрипичных инструментов. Гитара знаменитого скрипача является экспонатом музея Парижской консерватории.
87.Также талантливые композиторы-исполнители, среди которых: Ф. Таррега, Д. Агуадо, М. Джулиани, Ф. Сор, Ф. Карулли, А. Сеговия, М. Каркасси оставили для потомков большое творческое наследие.
88.Очень любили гитару, увлекались игрой на ней и не обошли своим композиторским вниманием такие великие мэтры, как Л. Шпор, Г. Берлиоз, Ф. Шуберт, К. М. Вебер, А. Диабелли, Р. Крейцер, И. Гуммель.
89. Композиторы К. Монтеверди, Г. Доницетти, Д. Россини, Д. Верди, Ж. Массне использовали звучание гитары в своих оперных спектаклях.
90.Увлекались исполнением на гитаре такие знаменитые композиторы, как К. М. Вебер, Верди Д., А. Диабелли.
Ф. ШУБЕРТ
91.Выдающийся немецкий композитор Ф. Шуберт очень трепетно относился к гитаре. Инструмент, на котором музыкант играл и не расставался с ним всю свою жизнь, сейчас является экспонатом музея – квартиры Франца Шуберта в Вене.
92.Знаменитый испанский композитор и гитарист Фернанд Сор, именуемый современниками «Мендельсоном гитары», пять лет в начале 19 века жил в Москве вместе со своей женой, которая служила балетмейстером в Императорском театре. Гюллень Сор ставила преимущественно балетные спектакли, музыку к которым писал ее супруг.
93.Многие знаменитости любили слушать гитару. И. Гете, Дж. Байрон, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой посвятили ей немало строк в своих великих произведениях.
94.В Национальном археологическом музее Афин хранится скульптура, датируемая четвертым столетием до нашей эры, изображающая девушку, музицирующую на гитаре.
95.В Музее музыкальных инструментов, находящимся в консерватории Парижа находится гитара, принадлежащая работе венецианского мастера К. Коко. Образец, на котором стоит дата – 1602, является первым дошедшим до нас инструментом 17 века.
96. Акустическая гитара в современном мире является основным инструментом, который используется во многих жанрах музыки.
97. В начале 20-го века акустическая гитара стала самым популярным инструментом на планете. Сейчас она делит пальму первенства с фортепиано.
ФЕСТИВАЛЬ В ПОЛЬШЕ
98.1 мая 2009 года фестиваль «Спасибо, Джими» во Вроцлаве, Польша, установил рекорд самой большой группы. В ней было 6346 участников, среди которых оказался Стив Морс из группы Deep Purple.
99.Рекорд самого большого ансамбля электрогитар был установлен в Индии 12 января 2013 года группой Sky. В группе было 368 участников в возрасте от 11 до 70 лет. Это была инициатива по продвижению мира и единства в Нагаленде.
100. Самое длинное беспрерывное выступление на гитаре продолжалось 114 часов 6 минут и 30 секунд, оно состоялось в июне 2011 года. Этот рекорд был установлен Дэвидом Брауном в Дублине (Ирландии) в пабе «Temple Bar».
101.Дэвид Браун он же Дэйв Браун, ирландский гитарист, 18 июня 2011 года установил рекорд самого продолжительного марафона игры на гитаре, играя на инструменте непрерывно в течение 114 часов, 6 минут и 30 секунд в пабе Temple Bar в Дублине, Ирландия. Дэйв сыграл огромное количество песен (в общей сложности 1372), а его финальной песней стала «With or without you»- классический хит ирландской рок-группы U2.
102.Джеймс Роулингс из Великобритании 15 сентября 2020 года сумел балансировать с гитарой на подбородке в течение 1 часа и 7,74 секунды, став рекордсменом в этом деле.
103.Отцу Джеймса Роулингса, Стиву Роулингсу, в тот же день удалось побить рекорд. Стив балансировал с гитарой на лбу в течение 75 минут и 4,23 секунды, забрав домой рекорд за «самое долгое время балансирования гитары на лбу».
104.В июле 2019 года Роб Скаллон и Sweetwater Sound побили рекорд по самому большому педалборду. На рекордном педалборде было 319 различных педалей гитарных эффектов!
105.В Финляндии проходит ежегодный конкурс игры на невидимой гитаре. Забавно, что главный приз на конкурсе – настоящая электрогитара.
Б. ДИЛАН
106. Гитары – удовольствие недешёвое. Гитару Б. Дилана, прославленного американского актера, автора и исполнителя, продали ровно за 965 тысяч долларов в декабре 2013 г. через аукционный дом «Кристис». До этого самой дорогой гитарой считалась Stratocaster Эрика Клэптона «Блэки», проданная в 2004-м году за 959 500 долларов.
107.Гитары – удовольствие недешёвое, тем более, если речь идёт о гитаре, которую подписало 19 известных музыкантов. Итоговая аукционная стоимость такого инструмента составила 2.8 миллиона долларов.
108.Одна из самых дорогих гитар в мире была создана гонконгским ювелиром Аароном Шум в сотрудничестве с компанией Gibson в 2015 году и, по слухам, стоила на тот момент 2 миллиона долларов США. Композитор/продюсер Марк Луи был дизайнером белой гитары Gibson SG под названием «Eden of Coronet», которая была украшена огромными 11 441 бриллиантами (401,15 карата) в 1,6 кг (57,67 унции) белого золота 18 карат.
109.В 2019 году черный Stratocaster, принадлежавшая Дэвиду Гилмору, стала самой дорогой гитарой в мире после того, как она была продана на аукционе в Нью-Йорке за 3,9 миллиона долларов США. Спустя почти год, в июне 2020 года, MARTIN D-18E 1959 года, гитара Курта Кобейна из MTV Unplugged, была куплена австралийцем Питером Фридманом на аукционе Julien's в Лос-Анджелесе чуть более чем за 6 миллионов долларов США, став самой дорогой когда-либо проданной гитарой.
ДЖИМИ ХЕНДРИКС
110.Джими Хендрикс был уникальным музыкантом. Его стиль был совершенно неординарным, поскольку он держал праворукую гитару вверх ногами и натягивал струны в обратном порядке, так как был левшой. Иногда он сходил с ума и играл на гитаре зубами, языком или за даже держа ее за спиной.
111.У этого знаменитого гитариста, Джими Хендрикса – топ-3 самых влиятельных гитаристов всех времен – на надгробии высечен Stratocaster, именно тот, на котором он играл и совершал революцию рок-музыки.
112.В истории рок-музыки есть ещё одна икона – Джимми Пейдж, который известен в первую очередь своей работой в группе Led Zepellin. Его рок-риффы сделали его одним из самых влиятельных гитаристов в истории.
113.Эрик Клэптон, исполнитель, привнесший блюзовый стиль в рок-н-ролл, попадал в Зал славы аж целых 3 раза. Он был включен в пантеон рок-музыкантов за свою сольную карьеру и работу в группах Cream и Yardbirds.
114.Самая большая акустическая гитара была изготовлена в Порту, Португалия, и продемонстрирована публике 7 января 2001 года. Она была произведена на складе в Пакош де Феррейра мастером Пауло Пименталем и выставлена в Порту во время празднования дня города. Длина гитары составляет 16,75 м, ширина – 7,57 м, а глубина – 2,67. Однако больше всего впечатляет вес этого инструмента. Невероятные 4 тонны. Эта гитара весит больше, чем средний семейный фургон.
БОЛЬШАЯ ЗОЛОТАЯ ГИТАРА В АВСТРАЛИИ
115.Самая большая электрогитара, она же самая большая в мире действующая гитара, имеет поистине огромные размеры – 13,29 м в высоту, что в 6-7 раз больше человеческого роста, и 5,01 м в ширину. Эта гитара весит около 907 килограммов и была построена в масштабе 1:12 от своего оригинального дизайна. Она была сделана студентами Академии науки и технологий Независимого школьного округа Конро, штат Техас, США, в 2001 году с впечатляюще низкими затратами в 3000 долларов. Поскольку все пропорции инструмента соблюдены и толстые струны, сделанные из авиационного кабеля, имеют соответствующую длину, то звук у него такой же, как на обычной гитаре. Эта гитара занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая гитара в мире.
116.Самый большой усилитель для электрогитары был изготовлен в 2017 году в Орландо, США. Его длина составляет 3,06 метров, высота – 2,47 метров, а ширина – 1,30 метров. Его изготовила команда под названием «Full Sail team» из университета Full Sail, в которую входили Бен Клифтон, Джон Шерман, Джозеф Риверс, Макс Риверс, Дрю Уолкап, Кайла Мраз, Фахад Вания, Зак Барнетт, Джеймс Адам Шелли, Дэйв Рублин и Мэтт Санчес. Этот проект был их экспериментом и курсовой работой.
117.Гарольд Крейгхед и Дастин Карр из Корнельского университета в Нью-Йорке в 1997 году сделали самую маленькую копию гитары из кремния. Миниатюрная гитара была длиной 10 микрометров и имела струны толщиной 0,5 микрометра, которые действительно издавали звуки. Однако струны гитары вибрировали на чистоте в 1000 раз превышающей восприимчивость человеческого уха, и ни один человек не мог их услышать.
118.Бархатный и мягкий гитарный тембр великолепно гармонирует со звучанием разных инструментов, например, мандолины, балалайки, скрипки.
119.Звук на инструменте — это результат колебания натянутых струн, прижимая их пальцами левой руки на ладах, исполнитель получает нужную высоту звука.
120.Диапазон гитары составляет почти четыре октавы (от «ми» большой октавы до «си» второй октавы). Строй: 6 струна — «ми» большой октавы; 5 – «ля» большой октавы; 4 – «ре» малой октавы; 3 – «соль» малой октавы; 2 – «си» второй октавы; 1 – «ми» первой октавы. Инструмент звучит на октаву ниже действительной для него нотной записи.
121.Базисными способами извлечения звука на гитаре являются щипок и удар по струнам. Щипок бывает двух видов: апояндо (опираясь на нижнюю соседнюю струну) и тирандо (без упоры). Удар и щипок выполняются пальцами правой руки, а также с помощью медиатора (плектра).
122.Гитаристы–исполнители пользуются дополнительными интересными приемами звукоизвлечения, широко используемыми в различных стиляхмузыки: баррэ, арпеджио, арпеджиато, легато, тремоло, восходящее и нисходящее легато, бенд (подтяжка), вибрато, глиссандо, стаккато, тамбурин, гольпе, флажолеты.
123.На современной гитаре обычно устанавливаются синтетические или металлические струны (из нейлона или стали).
124.Американская компания по производству музыкальных инструментов «Fender» производит около 90 000 струн в день. Это более 30 000 километров в год, что равно расстоянию кругосветного путешествия.
125.Мастеров, которые изготавливают гитары, называют «лютье». По всей вероятности, название этой профессии произошло от лютни.
126.Антонио Торрес Хурадо, испанский гитарист и лютье, считается наиболее значимым испанским гитарным мастером 19 века. Именно он спроектировал и сформировал современный внешний вид и дизайн классической гитары. Антонио Торреса называли гитарным «Страдивариусом», он до сих считают самым лучшим мастером по изготовлению этих инструментов.
127.Область применения гитары очень широка, ей подвластно многое. В самых различных формах популярной музыки, а также в таких стилях, как джаз, блюз, рок, фанк, соул, металл, кантри, рок-музыка фолк, фламенко, мариачи основным инструментом является гитара. Она может аккомпанировать, а может выступать как солирующий инструмент.
128.Библиотека репертуара для инструмента огромна, есть даже концертные произведения с симфоническим оркестром.
129.Гитара — это один из самых популярных музыкальных инструментов. Умением играть на нём или на прочих струнных инструментах, которые в той или иной степени схожи с гитарой, могут похвастаться примерно 6,5 % населения планеты.
ПАМЯТНИК ГИТАРЕ В МЕКСИКЕ В ПАРАЧО
130.Памятники гитаре установлены в г. Набережные Челны (Россия), в Парачо (Мексика), в г. Бейрут (Ливан), на реке Катунь (Россия), в г. Абердин, штат Вашингтон (США), в селе Морское (Россия), в г. Кливленд (США), в г. Китченере (Канада), в г. Челябинск (Россия), в г. Потоси (Боливия) и в г. Майами (США).
фото из открытого доступа