100 интересных фактов об Эль Греко

1. Эль Греко – прославленный художник, скульптор, архитектор.

Он жил в эпоху Испанского Ренессанса.

2.Он считается одним из самых известных художников-маньеристов в истории человечества.

3.Эль Греко испанский живописец, но греческого происхождения. Он больше прославился в чужой для себя стране, а не в родном государстве.

4.Эль Греко родился на Крите, а стал одним из самых знаменитых испанцев.

5.Лучшим периодом в жизни скончавшегося 4 века назад мастера были последние 120 лет.

6. Самыми узнаваемыми его работами считаются полотна «Изгнание торгующих из храма», «Исцеление слепого», «Вид Толедо», «Погребение графа Оргаса», «Снятие пятой печати».

7. Почти три столетия творчество известного художника Эль Греко не признавали ни художники, ни теоретики искусства. Оно не вписывалось в рамки художественных идеалов этих эпох.

8.И только в 19-м веке романтики, такие, как Делакруа, признали его великим мастером. Чуть позже творчество художника привлекло внимание коллег – Мане, Бодлера, Дега.

9.В 20-м веке Эль Греко нашлось достойное место в истории художественного наследия прошлого. Эль Греко приобретает все большую популярность, его картины отличаются изумительной смелостью палитры, яркой индивидуальностью, в них сочетаются лучистые, сверкающие краски ультрамарина, холодно-зеленые оттенки и ярко-желтые тона.

10. Эль Греко знаменит, потому что узнаваем. Он наделял своих персонажей непропорциональными, парящими в воздухе фигурами, их вытянутые аскетичные лица можно сравнить с языками пламени или подтаявшими свечами.

11.Современники отчаянно пытались понять Эль Греко, они считали, что долговязых персонажей может изображать человек, страдающий косоглазием или астигматизмом, или вообще гениальный безумец. 1

2.Эль Греко считается одним из самых выдающихся художников испанского Возрождения, и совсем не важно, что на самом деле он родился в Греции.

13.Эль Греко родился в XVI веке, в 1541 году, на греческом острове.

14.Его настоящее имя — Доменикус Теотокопулос, а Эль Греко (то есть Грек) — прозвище, которое дали Теотокопулосу испанцы. Прозвище Эль Греко стало отсылкой к тому самому месту, откуда он был родом. Этим местом было Королевство Кандия, которое в наши дни известно, как Крит – один из островов Греции.

15.История искусств и публика могли бы и проигнорировать незаурядный талант критянина, не имей он, кроме непроизносимого подлинного имени, еще и лаконичного, звучного псевдонима.

ДОМ-МУЗЕЙ ЭЛЬ ГРЕКО

16. Он родился 1 октября 1541 года в византийской часовне в деревне под названием Фоделе, также известной как Кандия, которая является современным Ираклионом – столицей и крупнейшим городом острова Крит.

17.Родился Эль Греко в довольно обеспеченной греческой семье. Отца звали Георгиос Теотокопулос, его основное занятие торговля и сбор налогов.

18.Мужчина сумел дать приличное, по тем временам, образование обоим сыновьям – Доменико и Мануссосу. Есть подтверждение того, что мальчики занимались изучением древнегреческого и латинского языков.

19.В 1556 году не стало отца. На тот момент Доменико исполнилось всего пятнадцать. Старшему брату, художнику Мануссосу, пришлось думать о том, как обеспечивать семью. Он оставил живопись, и продолжил дело отца, торговал.

20. Доменико же посвятил свою жизнь искусству. Вскоре он вступил в гильдию живописцев, которая действовала в Кандии. Так как он родился в богатой семье, то сумел получить хорошее образование. Доменико изучал классический греческий язык и латынь. Художественный талант мастера в конечном итоге привёл его в Гильдию художников острова Крит, которая была создана по тому же принципу, что и итальянские гильдии, и гильдии других стран европейского континента.

21.Критскую живопись XVI-го века всегда ассоциируют со школой иконописи. Местные авторы умели создать уникальные произведения, в которых сочетались византийский стиль с его строгими формами и итальянские мотивы. Заказчиками местных живописцев выступали и католические сообщества, и православные храмы.

22.В те времена на Крите трудилось около двух сотен художников, Эль Греко же явно был одним из самых талантливых из них. В 1563 году, когда ему было всего лишь 22, его уже называли прозвищем «маэстро Домениго», а всё потому, что к тому периоду он уже заработал себе репутацию.

23.Это подчёркивается тем фактом, что он подписывал все свои работы греческим именем «μαΐστρος Μένεγος Θεοτοκόπουλος σγουράφος», что переводится на русский язык как «мастер Менегос Теотокопулос, художник». К тому времени он уже был владельцем собственной мастерской. Так что творческая биография Доменико Теотокопулоса началась примерно в 22 года.

КАРТИНА ЭЛЬ ГРЕКО «УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ»

24. Самой важной работой художника того времени стала картина «Успение Богородицы». Ее часто сравнивают с полотном Михаила Дамаскина «Мученичество Святой Параскевы». Обе эти работы представляют собой яркий пример критской школы иконописи.

25.В возрасте 20–25 лет Эль Греко уже состоялся как иконописец — его творчество отражало греческие традиции византийской религиозной живописи. Он находился под влиянием как Востока, так и Запада.

26.Из-за того, что Крит был частью Венецианской республики и считался центром пост византийского искусства, также именуемого «критской школой», Эль Греко находился под влиянием сразу двух разных культур, присутствовавших в ту пору на острове, а именно западной и восточной.

27. Он быстро перерос маленький остров Крит и обрёл заветную мечту, которая состояла в том, чтобы сделать себе имя в Италии – главном центре искусства XVI столетия.

28.В возрасте 26-ти лет Эль Греко решает покинуть Крит и переехать в Венецию для поиска новых путей творческого развития.

29.Примерно в 1567 году он впервые оказался в Венеции, а в 1570 году Эль Греко переехал в столицу государства – вечный город Рим.

30. Многие исследователи сходятся во мнении, что в Риме молодой живописец писал свои полотна под покровительством Тициана, настоящего титана Возрождения. К тому времени он уже перешагнул 80-летний юбилей, но охотно занимался с молодыми дарованиями в своей мастерской.

31.Большой сложностью для Эль Греко было научиться писать масляными красками — так как дома, на Крите, он привык работать темперой на деревянных досках.

32.Римский период в творчестве Эль Греко подвержен влиянию Ренессанса. Следы уходящего стиля отчетливо видны в освещении многофигурных композиций, насыщенности тонов, удлиненных силуэтах.

КАРТИНА «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

33.Однако все чаще живописец запечатлевает своих персонажей в позах, выдающих крайнее напряжение, в момент, когда они отчаянно жестикулируют. Эта драматичность хорошо прослеживается в картинах «Благовещение», «Тайная вечеря», «Изгнание торговцев из храма».

34.Несмотря на то, что на него оказали влияние различные итальянские художники, в том числе и некоторые из самых известных живописцев эпохи Возрождения, он всегда каким-то образом сохранял свои собственные идеи и художественный стиль.

35.Критский художник сумел привлечь римскую элиту своим новаторским подходом. Он начал бывать на приемах у кардинала Алессандро Фарнезе, куда приглашались такие же, как он, молодые философы, ученые, художники.

36.Однако довольно скоро Эль Греко лишился расположения хозяина дома и его гостей. Слишком рьяно он принялся критиковать былые авторитеты. Несмотря на то, что время Ренессанса уже истекло, оно еще жило в памяти многих почитателей искусства.

37.Эль Греко прошелся с критикой выдающегося Микеланджело. Он сказал, что художник был хорошим человеком, но совершенно не умеющим рисовать. Живописец так осмелел, что обратился с предложением к папе Римскому. Он хотел перерисовать знаменитую фреску «Страшный суд», которая украшала Сикстинскую капеллу, чтобы она соответствовала более жестким религиозным понятиям существующей эпохи.

38.После этого Эль Греко удостоился не очень лестного комплимента от архитектора Пирро Лигорио, который назвал его глупым иноземцем.

39.Ссора произошла у художника даже с кардиналом. Однако Эль Греко не обращал внимания на такое отношение к себе римской публики, и в 1572-м году открыл собственную мастерскую. Но ни одного крупного заказа не получил, и, несмотря на то, что художник провёл около 10 лет в Италии (в 1560-1570-ых годах), он вскоре решает уехать из не очень гостеприимной Италии.

40.Доменико все больше привлекала Испания. Он видел там перспективы для своего творчества, и в 1577 году переехал в Мадрид – столицу Испании. На тот момент испанский монарх Филипп II собирался украшать внутренние помещения своей новой резиденции, и подбирал мастеров для этой работы.

41.Прибыв в Мадрид, Эль Греко решил завоевать авторитет монарха. Преследуя эту цель, он заводит знакомство с богословом Бенито Монтано и другими приближенными короля.

42.Из-за своей быстрорастущей репутации в Испании ему даже удалось получить от монарха целых два заказа, ими оказались «Аллегория Священной Лиги» и «Мученичество Святого Маврикия». Но они не нашли одобрения Филиппа II, и дальнейшего сотрудничества не получилось.

43. Однако, 44-летнего мастера неудача не расстроила, он решил, что достаточно прославился в Испании. В Толедо — в древней испанской столице он живет с 1577 до самой смерти, становится Эль Греко и создает свои лучшие полотна, среди которых редкая для него вещь — пейзаж «Гроза в Толедо».

44.Вскоре к Теотокопулосу в Испанию перебрался и его помощник Франсиско Пребосте, с которым он сотрудничал в Риме.

45.Вместо того, чтобы украшать королевский дворец, Эль Греко начал работать на представителей церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо в Толедо. Они заказали художнику девять полотен, и он успешно справился с работой.

КАРТИНА «СОЧЛНЕНИЕ ОДЕЖД С ХРИСТА»

46. Самой знаменитой из всех этих работ исследователи считают картину «Совлечение одежд с Христа». Эль Греко удалось передать сжатость переднего плана, давление, которое оказывает толпа на Христа, и, как кульминация, попытка сопроводителя сорвать хитон. Интенсивный красный цвет подчеркивает драматическую мощь произведения. Эта манера присуща маньеризму.

47. Художник запросил за это огромное плотно, написанное для алтаря Кафедрального собор в Толедо, 950 дукатов. Но за эту картину, вошедшую сейчас в сокровищницу мирового искусства, представители церкви отказались заплатить художнику эту сумму. Церковные чины узрели нарушение норм иконографии и согласились заплатить только 227. Эль Греко обратился в суд. Отсудить ему удалось лишь 350, в три раза меньше, чем он хотел получить. Но, несмотря на все эти неурядицы, именно после выполнения этого заказа Эль Греко прославился в Испании.

48.Картина «Снятие одежды с Христа» и «Совлачение риз» и по сей день в Толедо, а её версии — в английском городе Банбери и в Мюнхене. Она пользовалась такой популярностью, что Эль Греко сделал 17 её копий.

49.В Толедо живописец обосновался довольно быстро и, в конце концов, создал там огромную мастерскую, которая могла производить на свет большое количество работ. Ему определённо нравился этот город, один из испанских поэтов однажды написал про Эль Греко так: «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо – лучшую родину».

50.Его мастерская была отстроена в 1585 году, она представляла собой здание с тремя квартирами, в общей сложности состоявшими из 24 комнат. Именно здесь он жил и работал вместе со своими помощниками.

КАРТИНА «ПОГРЕБЕНИЕ ГРАФА ОРГАСА»

51. В 1586 году, 12 марта, художник получил заказ на произведение под названием «Погребение Графа Оргаса», которое в настоящее время считается одной из его самых известных работ.

52.Это картина с элементами мистики. Сюжетом для ее написания стала религиозная легенда о богаче из Толедо, который постоянно финансировал местную церковь. На полотне изображены двое святых, спустившихся с небес, чтобы собственными руками предать земле благотворителя. Заказчиком картины выступила толедская церковь Сан-Томе.

53.В 1587-1592-м годах Эль Греко работает над картиной «Апостолы Петр и Павел», которая характерна контрастом образов. В настоящее время полотно находится в экспозиции Эрмитажа.

54.Самый плодовитый период Эль Греко начался в конце XVI века. Его мастерская не ограничивалась только картинами, она также специализировалась на скульптуре и архитектуре. В период между 1597 и 1607 годами в этой студии было достаточно оживлённо. Это десятилетие и стало самым плодотворным периодом в карьере Эль Греко.

55.Привлекали живописца и пейзажи, хотя за всю свою творческую биографию он создал их всего три. Самой известной работой в этом жанре стал «Вид Толедо». На плотнее изображен город, который озаряет внутренний свет, а над ним нависло мрачное, грозовое небо. В историю европейской живописи полотно вошло как одно из первых, созданных в жанре пейзажа.

56.Один из самых необычных фактов об Эль Греко заключается в том, что очень богатым он так и не стал. Судебный спор 1607 года по поводу одного из его крупнейших заказов чуть не разорил живописца, и после этого до конца своей жизни он не переставал страдать от финансовых проблем.

57.Многое в биографии художника так и осталось тайной, в том числе и подробности его личной жизни. Известно, что у Эль Греко была девушка по имени Херонима де Лас Куэвас – испанка, которую он однажды даже нарисовал, когда ему было в 36 лет. С Херонимой он стал жить гражданским браком. В 1578-м году она родила Эль Греко единственного сына Хорхе Мануэля.

58. По мнению исследователей, Доменико имел и официальную жену, он женился или на родине, или позже, во время проживания в Италии. И именно по этой причине он не вступил в законный брак с Херонимой. Несмотря на это, во всех официальных документах упоминалась фактическая супруга. Именно ей он по завещанию оставил свое имущество, признал рожденного в гражданском браке сына.

59.Несмотря на то, что его сын тоже стал художником и помогал родному отцу в последние годы его жизни, к рисованию талант он так и не унаследовал. Однако он стал известным архитектором и скульптором. Во время строительства Кафедрального собора Толедо, Хорхе-Мануэль работал здесь главным строителем, архитектором и скульптором, и именно он спроектировал прекрасный купол собора.

60.Известны и портреты Эль Греко, которые он писал на заказ. Акцент в изображениях художник делал на руки и лицо — он считал, что они многое могут рассказать о человеке: возраст, социальный статус, даже характер.

61.Его заказчики – зажиточные горожане и церковные чины, они хорошо оплачивали услуги живописца. Одетые в идентичные черные наряды с гигантскими гофрированными воротниками, с невозмутимыми, непроницаемыми лицами. Просто не верится, как в таких условиях можно сотворить настоящий шедевр, не пресных близнецов, а живых, привлекающих своей индивидуальностью людей.

62.Собственное лицо Эль Греко не писал. Но, по мнению многих исследователей, остался один безымянный портрет, на котором, по-видимому, изображен сам художник.

63.А еще изображение живописца имеется на самой знаменитой его картине «Похороны графа Оргаса». На полотне все мужчины смотрят в небо, и только один – вперед, на зрителя. Это и есть автор картины. А еще в нижнем левом углу автор разместил мальчика в черном наряде, по всей видимости, это его сын – Хорхе Мануэль. Он тоже будет владеть кистью и выполнять копии работ своего отца.

64.В Толедо живописец попробовал себя и в скульптуре, стал автором алтарей для капеллы Сан-Хосе.

65.В годы творчества Эль Греко как раз усиленно развивался маньеризм, ставший основой для рождения барокко. Картины художника отличались нарочитой драматичностью, и исследователи его творчества пришли к выводу, что именно он дал толчок развитию таких направлений, как кубизм и экспрессионизм.

66.Буквально перед самой смертью Эль Греко написал картину «Снятие пятой печати». Она предназначалась для внутреннего убранства церкви Иоанна Крестителя в Толедо. Часть этого полотна была безнадежно утрачена.

67.В конце 19-го- начале 20-го веков реставраторы отрезали от полотна его верхнюю часть. Есть мнение, что именно в таком виде картину и увидел Пикассо, и впечатленный работой Эль Греко написал свою – «Авиньонские девицы».

68.В 1614-м Эль Греко получил заказ от госпиталя Толедо, однако эту работу закончить не удалось. Художник сильно заболел, причем стремительно слабел с каждым днем. Он прекрасно понимал, что смертный час приближается, поэтому составил завещание.

69.Эль Греко умер более 400 лет назад — 7 апреля 1614 года — в возрасте 72 лет. Одним из самых примечательных фактов о живописце является то, что он был похоронен в церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо в Толедо – той самой церкви, для которой он создал алтарь, состоящий из его самых первых девяти заказов в этом городе.

70.Эль Греко знаменит, потому что узнаваем. Непропорциональные, парящие в воздухе фигуры, с вытянутыми аскетичными лицами и телами, похожие не то на языки пламени, не то на подтаявшие свечи — не спутаешь ни с чем. Современники очень старались понять Эль Греко

71. Они долговязость персонажей пытались списать то на косоглазие и астигматизм, то на марихуану, то на общее безумие, традиционно ассоциирующееся с гениальностью.

72.То они думали, что это особая манера письма — результат наложения на византийскую технику иконописи, которой художник овладел еще на родине, приемов, которым он обучился в Италии.

73. И не принимали во внимание то, что сейчас представляется очевидным. Эль Греко пытался уловить и изобразить внутреннее устройство человека и человечества. И легко жертвовал внешней достоверностью в погоне не за фактами, а за чувствами, смыслами, сутью — как земного, так и космического, божественного.

74.Как раз особенностью творчества Эль Греко стал обязательный скрытый смысл, который художник вкладывал в каждое свое произведение.

75. По мнению испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, полотна Эль Греко возвышались над зрителем тех лет, как вертикаль скалистых берегов далеких стран. Он считал, что другого такого художника, не подпускавшего никого к своему внутреннему миру, просто нет.

76.Философ называл Эль Греко суровым критянином, бросающим свое презрение обществу с высоты того самого скалистого берега. Этим самым он добился того, что ни одно судно не причалило к его берегу за несколько столетий, и только спустя 300 лет его земля превратилась в оживленный торговый порт.

77.Сергей Эйзентштейн назвал Эль Греко предтечей киномонтажа: многие его картины написаны сразу с нескольких ракурсов. Это отдельные фигуры и объекты у Эль Греко плоские (3D-эффектов он не любил и объемных персонажей на работах художников итальянского Возрождения презрительно называл раскрашенными скульптурами), а вот сами картины не просто многомерны, но и наполнены внутренним движением.

78.А многочисленные режиссеры, операторы, и художники-постановщики с момента изобретения кинематографа и до сих пор пытаются передать многообразие красок, чувств и смыслов в 50 оттенках серого, подсматривая их у Эль Греко.

79.Многие его картины существуют в разных вариантах. Иногда художник искал идеал. Иногда — всего лишь средства к существованию, и призывал на помощь подмастерьев. Например, «Гефсиманская молитва» сейчас выставляется в Лондонской Национальной галерее с табличкой «Мастерская Эль Греко». И, надо признать, копии у художника случались разного качества.

80. Эль Греко очень долго находился в забвении, его считали «непонятным» живописцем. При жизни он вызывал недоумение у публики, абсолютно игнорируя ее вкусы.

81.Настоящая слава пришла к художнику только спустя 300 лет после его смерти. При жизни он не имел ни собственной школы, ни даже учеников-одиночек.

82.Уникальный стиль Эль Греко вновь проявился в начале XX века. Работы Эль Греко описывались как намного опередившие своё время, что и является одной из основных причин, по которой в XVII и XVIII веках цениться они перестали.

83.Драматические эффекты и увлекательное использование цветов не соответствовали идеалам художников эпохи барокко. Они всплыли на поверхность лишь во время подъёма романтического художественного движения, который происходил на заре XIX столетия.

84.А настоящий прорыв, если можно так выразиться, в творчестве Эль Греко произошёл в самом начале XX века, когда на арену вышли художники-экспрессионисты и мастера кубизма. Пожалуй, наиболее определяющей его работой в этом смысле стало произведение «Вид Толедо» (1596-1600 годы), данная картина прекрасно подчёркивает все его художественные идеи и идеалы.

85.Зрелые работы Эль Греко оказали большое влияние на некоторых из крупнейших художников в истории человечества, включая Эдуарда Мане, Поля Сезанна и Пабло Пикассо.

86.Пабло Пикассо смоделировал одну из своих самых известных картин по образцу Эль Греко. Он явно был вдохновлён греческим художником, когда в 1907 году создавал всемирно известных «Авиньонских Девиц». Данное полотно поразительно напоминает картину Эль Греко под названием «Снятие Пятой Печати» (1608-1614 годы).

87.Именно поэтому Эль Греко можно с лёгкостью считать предшественником как экспрессионизма, так и кубизма – двух художественных течений, которые по — настоящему развились только в начале XX века – спустя более трёх столетий после смерти этого замечательного живописца.

88.В 1919 году Лондонская национальная галерея приобрела «Гефсиманскую молитву» («Моление о чаше») Эль Греко. Арт-критик Роджер Фрай, описывая впечатление, произведенное новинкой на публику, отмечает, что она была будто «поражена электрическим током»: у полотна собирались толпы, кто-то приходил в восторг, кто-то в ярость.

89.Музейщики умолчали о сенсационной сумме, выложенной за полотно, так что ажиотаж вокруг картины, чей автор скончался три столетия назад, поначалу показался Фраю необъяснимым.

90.Но сам Фрай объяснение и нашел: зрители хвалили и ругали «Молитву» так, будто Эль Греко — их современник, с которым можно спорить или соглашаться, а не легендарный мастер из прошлого, единственная позволительная реакция в чей адрес — вялое почтение. И не просто современник — новатор даже по меркам ХХ века.

91.Художник ценил качество жизни и любил роскошь. Жил в огромном доме, собирал библиотеку (книги с рукописными пометками художника были показаны в Музее Прадо в апреле-июне 2014года) и друзей на застолья. А умер — в нищете и долгах.

92.Зато нынешним ценам за свои работы порадовался бы. В июле 2013 года был установлен рекорд для работ Эль Греко: «Молитва Святого Доминика» на Sotheby’s в Лондоне ушла за 14 миллионов долларов.

93.Мало того, сейчас выдающегося художника 16-го века можно назвать поп-звездой. Его имя встречается в названиях отелей Крита и Геленджика, а во Львове есть и ресторан его имени. Меню этого заведения предлагает не только классический греческий салат, но и панакоту, популярный итальянский десерт. Это как привет через столетия учителям Эль Греко из Италии.

94.«Доменикос Теотокопулос, критянин сделал» — выдающийся испанский художник подписывал работы настоящим именем, нередко ставя напоминание о своем происхождении прямо в центр полотна, рядом с лицом портретируемого аристократа или ликом Христа.

95.Всюду, где только мог, Эль Греко говорил на родном греческом. Но дело не в этом, а в том, что на каком бы языке он ни говорил, — грек бывал язвителен и несносен. Впрочем, испанцы должны быть этому только рады, да и все мы тоже. Будь Доминикос Теотокопулос поделикатнее да потактичнее, он вполне мог бы стать еще одним итальянским, а не великим испанским художником.

96.До сих пор так и неясно, сколько же работ он успел создать за свою жизнь. По оценкам специалистов эта цифра варьируется от 137 до 285. Несмотря на это, его влияние на современное искусство остаётся захватывающим и неоспоримым, а это означает, что он действительно намного опередил своё время, проживая в XVI-начале XVII столетий.

97.Более 60 картин из 29 городов мира были выставлены в марте 2014 в Толедо на крупнейшей выставке работ Эль Греко в истории.

98.Музеи города Нью-Йорк располагают внушительной коллекцией полотен Эль Греко. Даже «Гроза в Толедо» хранится в нью-йоркском Метрополитен Музее.

99. А музей, посвященный художнику, располагается в Толедо.

100.Современное искусство радикально отличается от классики.Тем интереснее увидеть работы самых узнаваемых в мире художников, которые рисуют на стенах зданий по всему миру.

ПАМЯТНИК ЭЛЬ ГРЕКО В ТОЛЕДО


фото из открытого доступа



+1
01:06
106
Нет комментариев. Ваш будет первым!