80 интересных фактов о Джузеппе Верди
1.Джузеппе Верди – гениальный итальянский композитор и музыкант, чьё имя стало символом объединённой Италии.
Хотя деревня, в которой он родился, относилась к Франции.
2. Полное имя великого композитора – Джузеппе Фортунино Франческо Верди.
3. Статистика гласит о том, что Верди – самый исполняемый оперный композитор, а «Травиата» — самая исполняемая опера на планете.
4. Меняется мода, проходят десятилетия, а музыка Верди не только не теряет популярности, но и находит все новых и новых слушателей.
5. Секрет музыки Верди в том, что она вне времени и говорит языком человеческих чувств, понятным всем, кто слышит, независимо от нации, вероисповедания или культуры. Она любит и сомневается, сострадает и утешает, смеется и ликует вместе с нами.
ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ В МОЛОДОСТИ
6.У композитора была нелёгкая судьба, но, преодолевая все жизненные трудности, он оставил будущим поколениям бесценные творения.
7. Несмотря на широкую известность, биография Верди наполнена большим количеством мифов легенд, которые уже никогда не будут ни подтверждены, ни опровергнуты.
8.Великий Композитор родился 10 октября 1813 года в маленькой деревне Ле Ронколь, возле городка Бусетто (ныне это регион Эмилья-Романья). Эта деревня изначально входила в состав Первой Французской империи. А ведь Верди прославил своим творчеством Италию и считал себя истинным патриотом.
9.Джузеппе Верди родился в небогатой семье. Своих родителей он не раз характеризовал как бедных и безграмотных (но о точности и правдивости этих слов до сих пор ведутся ожесточённые споры).
10.Что точно известно, так это то, что семья Джузеппе имела очень скромный доход, хотя отец его был хозяином трактира, а мать делала изделия из пряжи.
11.Как бы там ни было, узнав о музыкальных способностях сына, родители купили маленькому Джузеппе спинет (это клавишный инструмент, один из видов клавесина, он имеет небольшой размер). Этот спинет Джузеппе хранил всю жизнь в своём доме.
12. С 5 лет мальчик начинает учиться нотной грамоте и игре на органе в местной церкви.
13.Уже в 1823 году юное дарование замечает состоятельный коммерсант, а заодно и член «Филармонического общества» Бусетто, Антонио Барецци.
14.Огромную поддержку в развитии музыкального таланта Верди оказал этот купец. Он неоднократно спонсировал молодого музыканта и организовывал его публичные выступления. И до самой своей смерти Антонио Барецци будет поддерживать композитора.
15.Благодаря его помощи Джузеппе переезжает в Бусетто для учебы в гимназии, а через 2 года он начинает брать уроки контрапункта.
16.В период своего обучения Верди продолжал играть в церкви на органе в своем родном городе.
17.Свою первую симфонию создал Джузеппе Верди, когда ему было всего 15 лет.
18.По мотиву произведения Уильяма Шекспира была написана им опера «Отелло», которая пользовалась поистине оглушительным успехом по всему миру.
19.Окончив в 1830 году гимназию, юноша поселился в доме своего благодетеля, где дает уроки вокала и фортепиано Маргерите, дочери Барецци.
20.Будучи 18-летним юношей, Верди решает продолжить свое образование в Консерватории в Милане. Но попытка поступить в миланскую консерваторию не увенчалась успехом. Джузеппе не может вернуться в Бусетто, преклонив голову.
21.Задержавшись в Милане, он берет частные уроки у одного из лучших педагогов и главы оркестра театра Ла Скала Винченцо Лавиньи.
22.Благодаря удачному стечению обстоятельств, Верди получает заказ от Ла Скала на свою первую оперу, а параллельно посещает различные концерты и театральные постановки. Это подтолкнуло его к тому, чтобы выбрать в качестве работы деятельность композитора в театре.
С ПЕРВОЙ ЖЕНОЙ МАРГЕРИТОЙ БАРЕЦЦИ
23. В 1836 году Маргерита Барецци становится его супругой Верди. У них родилось двое детей: дочь в 1837 году и сын в 1838 году. Однако счастье обманчиво. Не прожив и полутора лет, умирает дочка. Верди вместе с семьей переезжает в Милан.
24.Этому городу было суждено стать свидетелем и громкой славы маэстро, и самых горьких его потерь. В 1839 году скоропостижно умирает маленький сын, а менее чем через год скончалась и Маргерита. Так в 26 лет Верди потерял всю семью.
25.Его первой оперной постановкой была «Оберто, граф Банифачьо». Критики высоко это сочинение.
26.Почти 2 года Верди едва сводил концы с концами и хотел бросить музыку. Но потом ему предложили заключить договор еще на 2 оперные постановки. Верди согласился и принялся за работу. Этими операми были «Король на час» и «Набукко».
27.Опера «Набукко» имела оглушительный успех, её премьера состоялась в 1842 году. К Верди пришло все европейское признание, так как «Набукко» ставили по всей Европе.
28.Следующими его операми стали «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани». Они также имели большой успех.
29.В 1847 году опера «Ломбардцы» переименовывается в «Иерусалим» и ставится во Франции. Это была первая оперная постановка, выполненная в жанре град-опера. Автор переделывал ее под французскую публику.
30. 40-50 годы стали самыми продуктивными в плане творчества: Джузеппе Верди написал 20 из 26 своих опер.
ВТОРАЯ ЖЕНА ВЕРДИ — ДЖУЗЕППИНА СТРЕППОНИ
31.С 1847 года фактической женой композитора становится Джузеппина Стреппони, певица, исполнившая партию Абигайль на премьере «Набукко». Верди нежно называл ее Пеппиной, но женился на ней только 12 лет спустя.
32.Джузеппина имела сомнительное с точки зрения морали той эпохи прошлое и трех детей от разных мужчин. Совместных детей у пары не было, и в 1867 году они взяли на воспитание маленькую племянницу.
33.Джузеппина и Джузеппе закончили свою карьеру почти в одно время. Однако, супруга всячески пыталась убедить его и дальше заниматься творчеством.
34.Поэтому в 1851 году выходит новая постановка «Риголетто» по мотивам произведения В. Гюго. Публика осталась в восторге от оперы.
35. «Риголетто» считается пиком карьеры Джузеппе. В ней автор смог передать весь свой стиль, соединить комизм и трагизм.
ОПЕРА «ТРАВИАТА»
36.Следующей его работой стала «Травиата». Ее премьера состоялась спустя 2 года после выхода «Риголетто».
37.После он выпустил достаточно большое количество опер, которые также показывали уровень его профессионализма. Среди них: «Сицилийская вечерня», «Сила судьбы» и прочие. Критики, как его современности, так и позже, отмечали, что каждое его произведение было лучше предыдущего, что говорит о постоянно развитии и самосовершенствовании композитора.
38.Его труд «Аида» был заказом от правительства Египта. Сначала композитор отказался от постановки, но после второго предложения согласился, предварительно прочитав сценарий. Это была одна из его последних работ. Постановка состоялась в 1871 году.
39.С ранней юности Джузеппе всерьёз был увлечён творчеством деятелей мировой классической литературы (Гёте, Данте и Шиллером). Любимым его произведением стало «Обреченные» А. Мандзони.
40.Верди характеризовали, как человека трудолюбивого и усердного. Иногда, при постановках он мог не только участвовать в репетициях, но и подбирать участников постановки, музыкантов.
41.Композитор всегда имел при себе записную книжку. В течение дня он обращал внимание на все звуки, которые его окружали, и фиксировал их. Так он совершенствовал свой слух и писал новые работы.
42.Последние годы жизни композитора были менее продуктивны. В основном он занимался тем, что редактировал свои работы.
43.В 1887 состоялась постановка «Отелло». Она кардинально отличалась от прошлых итальянских произведений. В ней отсутствовали привычные разделения на арии и речитативы. Последней постановкой стала опера «Фальстаф».
ВЕРДИ И ВАГНЕР
44.Кроме композиторской деятельности, Джузеппе также занимался политикой. В 1860 году он примеряет на себя роль депутата парламента, а в 1874 году становится сенатором в Риме.
45.Очень примечательно, что Джузеппе Верди родился в один год (в 1813 году) вместе со своим главным творческим оппонентом Ричардом Вагнером.
46. Несмотря на вражду и неразрешимые противоречия с Вагнером многое в творчестве немецкого композитора отразилось на работах Верди. В качестве яркого примера критики приводят последние оперы Джузеппе.
47. Со второй супругой музыкант прожил до самой смерти. Она была глубоко предана и верна своему мужу, после замужества оставила карьеру оперной певицы и стала настоящей музой.
48. Джузеппе Верди считал себя агностиком, а вторая жена характеризовала его как человека мало верующего в Бога и высшие силы.
49. Предшественники Джузеппе Верди, так или иначе повлиявшие на его творчество: Россини, Беллини, Мейербер и Доницетти.
50. Джузеппе Верди бесконечно совершенствовал свои способности и отшлифовывал грани своего таланта. Музыкальные критики с уверенностью говорят, что каждое последующее произведение было совершеннее, профессиональнее и ярче предыдущего. Всё это было возможно благодаря критическому взгляду композитора, как на свои творения, так и на работы коллег.
51.На протяжении всей творческой карьеры композитор избегал использования ноты «до» в партиях певцов, так как считал, что она отвлекает зрителей от главного.
52.В начале своего творчества Верди писал преимущественно небольшие по объёму работы: романсы, марши, духовые и инструментальные произведения.
53. Современники и ценители его творчества отмечают широкий диапазон воплощения созданных образов и различий основных тем, поднятых в музыкальных произведениях, — от важнейших нравственных конфликтов целого народа, до глубоких и личных проблем отдельно взятой личности.
54. Джузеппе был крайне наблюдателен и трудолюбив, поэтому на репетициях оркестра, на которых он не раз бывал, подмечал для себя интересные детали, опыт музыкантов и учился искусству дирижирования. Поэтому во время отсутствия дирижёра, Верди смог легко заменить его, вызвав своими навыками и профессионализмом многочисленные комплименты других участников музыкальной труппы.
55. Верди постоянно искал, творил. Сам Верди объяснял это тем, что боялся что-то упустить или забыть. Поэтому выдающийся композитор повсюду носил нотную тетрадь (а вдохновение его могло настичь совершенно в любую секунду после какого-нибудь стука, детского крика или аристократической беседы).
56.Джузеппе Верди принимал собственное участие в написании либретто, посещал все репетиции написанных опер, а иногда и выбирал музыкантов (в том числе певцов). Так как считал, что далеко не каждый в силах погрузиться в образ и перевоплотиться в героя того или иного произведения. А искренняя и профессиональная игра – один из главных залогов успеха.
57. Пятая опера композитора, «Эрнани», принесла Верди рекордный для него гонорар, позволивший ему задуматься о покупке собственного поместья.
58. Среди произведений русской музыки в личной библиотеке были замечены работы Даргомыжского и Михаила Глинки, который был достаточно популярен в Западной Европе.
59.Благодаря своему успеху, Верди был достаточно обеспечен. Известно, что в 1899 году в Милане открыт построенный на его средства пансион для престарелых музыкантов. Он очень гордился таким своим поступком. Также он был инициатором и спонсором открытия больницы в Вилланове.
60. Всю свою жизнь Верди посвятил музыкальному искусству: знакомству с творчеством других композиторов и написанию собственных шедевров.
61. Ему удалось выразить в своём творчестве переживания итальянского народа, терзания страсти каждого человека и бесконечную любовь к музыке, которую Джузеппе сохранил в сердце до самого последнего дня.
62.Джузеппе был настоящим героем своего времени и признанным гением. Но, несмотря на все полученные при жизни заслуги, Верди не переставал трудиться вплоть до своей кончины.
63.Величайший композитор 19 столетия умер 27 января 1901 года от инсульта.
64.Его похороны переросли в большую процессию, проводить композитора в последний путь пришло более 200 000 человек.
65.Он был дважды захоронен: сначала — на одном из самых престижных кладбищ Милана, а позднее его останки были перенесены в дом отдыха для престарелых музыкантов, который был построен при участии и поддержке самого Верди.
66.О жизни и деятельности композитора были сняты следующие художественные картины: «Джузеппе Верди» («История одной жизни» русский перевод) 1938 года производство Италия. «Джузеппе Верди» 1953 года производство Италия. «Жизнь Джузеппе Верди» 1982 года производство Великобритания, Италия, Швеция, ФРГ и Франция.
67.Композитор имеет свой след и в архитектуре. В его честь воздвигнуты памятники в Буссето, Милане, Триесте. Его бюсты находятся в Палермо, Венеции и Сан-Франциско.
68.В СССР была выпущена почтовая марка с изображением композитора в 1963 году.
69.Позже марка была выпущена также в Румынии.
70.Именем композитора назван кратер на Меркурии.
71.Консерватория в Милане, которая не приняла на учебу Джузеппе, в скором времени начала носить его имя.
72.Деревня Ронколе, в которой родился композитор, спустя время стала носить имя Ронколе Верди.
73.Музыку Верди можно услышать в следующих кинокартинах: «Ла-Ла Ленд» 2016 года, «Джанго освобожденный» 2012 года.
74.С 1913 года в древнеримском амфитеатре Вероны проводится ежегодный оперный фестиваль «Арена ди Верона». Первой постановкой стала «Аида» в честь столетия Верди.
75.В 2013 году «Аида» также была центром программы юбилейного фестиваля.
76. Джузеппе Верди стал символом объединения Италии и композитором, без которого опера никогда не была бы такой, какой мы ее знаем, поэтому современники называли маэстро голосом своей страны.
77. Всего Верди создал 26 опер. Среди его работ также есть: струнный концерт e-moll, реквием и четыре пьесы.
78. Произведения Джузеппе Верди, отражавшие целую эпоху и ставшие вершиной не только итальянской, но и всей мировой оперы, спустя столетия являются самыми популярными и наиболее исполняемыми на сценах лучших музыкальных театров.
79.Его произведения, отражавшие целую эпоху и ставшие вершиной не только итальянской, но и всей мировой оперы, спустя столетия являются самыми популярными и наиболее исполняемыми на сценах лучших музыкальных театров.
80.Удивительное культурное наследие, оставленное выдающимся Человеком, будет служить истинным доказательством таланта и упорства ещё много тысячелетий.
ПАМЯТНИК ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ В БУССЕТО
фото из открытых источников