​85 интересных фактов об Эрнсте Неизвестном

1.Эрнст Неизвестный – известный советский, российский и американский скульптор.

2. Скульптор и мыслитель Эрнст Неизвестный оказал огромное влияние на развитие искусства в России. Он отразил в своем творчестве всю трагическую судьбу XX века.

СКУЛЬПТУРА «ДРЕВО ЖИЗНИ»

3. Эрнст Неизвестный — автор монументальных изваяний, установленных по всему миру. Главной работой в жизни Неизвестного считается «Древо жизни». Это фундаментальная работа автора, над которой он трудился почти полвека.

4.Открытие главной скульптуры ваятеля состоялось в 2004 году на пешеходном мосту «Багратион» Москве. Причудливая композиция состоит из множества религиозных символов, петель Мебиуса и изображений выдающихся личностей.

5. Имя скульптора Эрнста Неизвестного сегодня знают на всех континентах. Он автор монументальных шедевров, которые можно встретить в разных странах мира: от России и Украины до Соединенных Штатов, Швеции, Ватикана и ряда африканских стран.

6.Эрнст Неизвестный прожил непростую жизнь. Он видел войну, гонения советскими властями, вынужденную эмиграцию за пределы родной страны.

СКУЛЬПТОР В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

7. Будущий скульптор родился 9 апреля 1925 года в городе Свердловске (сейчас Екатеринбург). Его отец, Иосиф Неизвестный, был врачом, посвятил свою жизнь медицине, а мать, Белла Дижур, была поэтессой.

ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ С РОДИТЕЛЯМИ

8.Многие факты своей биографии Эрнст долгое время скрывал. Как вспоминал сам Эрнст Иосифович, поколения начала 20-го века были вынуждены жить во лжи, доходило до полного переписывания родословных.

9.Его дедушка был представителем купеческого сословия, а отец и вовсе выступал на стороне белогвардейцев.

10.Также выяснилось, что фамилия семьи юноши вовсе не Неизвестные, а Неизвестновы – две последние буквы изменил отец, чтобы избежать преследований со стороны большевиков.

С МАМОЙ

11.Родители отдали юного Эрнста в школу для художественно одаренных детей.

12.В школьные годы будущий ваятель принимал участие в различных художественных конкурсах. В 1939 году его работы были отмечены на Всесоюзном конкурсе.

13.В конце 1930-х талантливый юноша поступил в художественную школу Ленинграда, которая во время войны была эвакуирована в Самарканд.

14.Отсюда, несмотря на проблемы со здоровьем, молодой человек ушел добровольцем на фронт. Эрнст Неизвестный всегда отличался боевым характером. В 1943 году он приписал себе лишний год, и в 17 лет оказался на фронте, где сражался не только с врагами, но и боролся за справедливость.

15.Молодой лейтенант был приговорен к расстрелу за убийство изнасиловавшего девушку офицера. После трех месяцев томительного заключения, руководство решило смягчить наказание и разжаловать Неизвестного в рядовые. «Была б возможность убить его еще раз, я убил бы его снова», — бескомпромиссно заявлял Неизвестный.

ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ ВО ВРЕМЯ ВОВ

16.В августе 1943 года Неизвестный участвовал в боях за Будапешт и Вену. В одном из боев Эрнст получил тяжелое ранение – его даже сочли мертвым. Вместе с телами сослуживцев его поместили в подвал для последующего захоронения. Пролежав некоторое время среди трупов, молодой человек очнулся и дал о себе знать.

17.Даже когда все выяснилось, в штабе все равно допустили ошибку и представили героя к ордену Отечественной войны посмертно.

18.В апреле 1945 года в Австрии он одним из первых поднялся в атаку на противника, увлекая за собой бойцов всего взвода. Ворвавшись в траншеи, гранатами и огнем из автомата уничтожил пулеметную точку и 16 немецких солдат.

19.За проявленные мужество и героизм Эрнст Неизвестный был награжден орденом Красной Звезды.

20.Неизвестный был тяжело ранен, врачи сочли его погибшим и отправили домой похоронку, но через год он вернулся к родителям. Три года он провел на костылях, мучаясь от ужасных болей в позвоночнике.

21.Ранение сильно подкосило здоровье начинающего скульптора — несколько месяцев он не мог творить. После войны Эрнст Неизвестный преподавал рисунок в Суворовском училище в Свердловске.

ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ В МОЛОДОСТИ

22.В 1946-м году Эрнст стал студентом Рижской академии художеств, а в следующем году подал документы в МГУ имени Ломоносова и Московский художественный институт имени Сурикова.

23.Уже тогда скульптуры молодого ваятеля выставлялись на студенческих выставках и в некоторых городских галереях.

24.Будучи третьекурсником, Неизвестный представил работу «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина», а также горельеф для Свердловского музея под названием «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию».

25.Дипломной работой студента стала композиция «Строитель Кремля Федор Конь», впоследствии купленная Русским музеем.

26.В 1954 году Неизвестный окончил Московский художественный институт имени Сурикова (мастерская Матвея Манизера). Параллельно с учебой в институте он посещал занятия на философском факультете Московского государственного университета. После окончания учебы, он стал членом Союза художников СССР.

27.Война не покидала мысли художника и отразилась в его работах. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве он был награжден за скульптуру «Нет ядерной войне!».

28.Он также создал серию скульптур «Война — это…», а в 1957 году исполнил известную статую «Мертвый солдат». «Исходным опытом, который заставил меня по-новому взглянуть на искусство, была война… Война — это чужеродный элемент в живом, ведущий к смерти… Сила, становящаяся частью людей и заставляющая их убивать друг друга», — вспоминал художник.

СКУЛЬПТУРА «КЕНТАВР»

29.В мирное время Эрнст Неизвестный боролся с рутиной в искусстве, и результатом сражения стали работы «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962–1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961–1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).

30.Созданные им образы выглядели новаторскими среди привычных творений станковой скульптуры.

31.Уже в раннем периоде творческой биографии молодой человек столкнулся с жестокой цензурой. Многие из экспериментальных и не одобренных чиновниками работ приходилось прятать от посторонних глаз. Неизвестного критиковала пресса, его вызывали на допросы в соответствующие органы и даже подвергали избиениям на улице.

32.К счастью, среди коллег нашлось немало порядочных людей, которые смогли отстоять доброе имя талантливого скульптора. В 1955 году Эрнст Иосифович был принят в члены Московского Союза художников.

33.К началу 1960-х ваятель завершил работу над циклом «Роботы и полуроботы» и «Война это», скульптурами «Усилие» и «Атомный взрыв».

34.Параллельно автор занимался живописью и созданием графический изображений. Всемирный VI фестиваль молодежи и студентов, проходивший в 1957 году в Москве, принес создателю сразу три медали – бронзовую, серебряную и золотую.

35.В 1962-м году в столице прошла выставка, приуроченная к юбилею Московского отделения Союза художников. Наряду с маститыми представителями социалистического реализма свои творения представили начинающие авангардисты, в числе которых был Эрнст Неизвестный.

36. Отношения Хрущева и Неизвестного не задались с первых секунд их первой встречи. Это произошло на выставке авангардистов в Манеже 1 декабря 1962 года. В один из дней выставку посетил генсек Никита Хрущев, чья реакция на экспонаты оказалась предельно негативной. Сохранились исторические видеокадры, где первое лицо страны ругает живопись и скульптуры и дает им самые нелестные эпитеты. Досталось и Неизвестному, работы которого глава государства назвал «дегенеративным искусством» и обвинил скульптора в «искажении лиц советских людей».

37. Эрнст Иосифович отчаянно защищал как свои изваяния, так и скульптуры молодых коллег. Никита Сергеевич к аргументам творца остался равнодушным, переубедить его не удалось. Более того, после выставки начался конец оттепели, на которую так надеялись представители многих творческих профессий.

38.После этого Неизвестный был исключен из Союза художников, он перестал получать заказы и материалы, а его работы перестали выставлять. То есть при правлении Хрущева ему был отрезан путь к любым государственным заказам. Опала закончилась только тогда, когда Хрущева сняли.

39.«После эпизода с Хрущевым я на 10 лет был выброшен из обращения как профессиональный художник. Я умудрился издать иллюстрации к Достоевскому, поставить скульптуры в Риге и Крыму, но они были заказаны до 1962 года, их просто перевели в камень и металл. Под своим именем мне в эти 10 лет не удалось продать ничего», — рассказывал художник.

40.Но судьба распорядилась так, что после смерти Хрущева, сын Никиты Сергеевича обратился с просьбой именно к опальному Неизвестному, чтобы тот сотворил надгробный памятник, ставший одной из знаковых работ скульптора.

41.Неизвестный озвучил идею, с которой согласились близкие покойного: это была композиция из темного и светлого мрамора, олицетворявшая неоднозначность фигуры деятеля.

42.Монумент получился отличный — как раз в том стиле, который так сильно нервировал Хрущева. Памятник состоит из горизонтальной бронзовой плиты, на которой установлена рамка, наполовину из белого мрамора, наполовину – из черного гранита. В рамку вставлена бронзовая голова Хрущева.

43.Этот памятник был установлен на могиле партийного лидера лишь спустя четыре года после его смерти — в 1974 году. Его можно увидеть на Новодевичьем кладбище.

44.Когда Эрнст Неизвестный вернулся домой после скандала, устроенного Никитой Хрущевым на выставке в Манеже, ему внутренне требовалось как-то ответить на все нападки в его сторону, психологически отстоять собственную правоту. Так и родилась идея создать памятник Орфею — певцу из античных мифов, не побоявшемуся спуститься в царство теней и обреченному на одиночество.

45.Всё, что есть у Орфея, — его песни, его искусство. Вокруг него — кромешная тьма. В таком же положении чувствовал себя и Неизвестный, ожидавший репрессий после произошедших на выставке событий.

46.«”Орфей” — это песня одиночества. Мускулистый человек на коленях, прижавший одну согнутую в локте руку к запрокинутой голове в жесте какого-то невыразимого горя, безысходности и тоски, а другой разрывающего себе грудь. Тема человеческого страдания, отчаяния здесь выражена с какой-то почти невозможной силой. Мне представляется, что это одна из самых сильных и выразительных вещей Неизвестного 60-х годов», — говорил искусствовед Никита Воронов.

47.А в 1995 году мир увидел давнюю работу «”Орфей” Неизвестного еще и в качестве наградной статуэтки премии «ТЭФИ». Это тот же Орфей, которого много лет спустя Неизвестный, уменьшив статую в несколько раз, подарил Академии российского телевидения в виде “ТЭФИ”». Это одна из самых популярных работ мастера.

«МОНУМЕНТ ДРУЖБЫ ДНТЕЙ МИРА»

48.При Брежневе к творцу начали относиться более лояльно. В 1960-х годах Эрнст получил госзаказ на возведение комплекса «Монумент Дружбы детей мира» на территории всесоюзной детской здравницы «Артек». В основании 150-метрового рельефа были заложены камни, привезенные юными отдыхающими со всего света.

МОНУМЕНТ «ЦВЕТОК ЛОТОСА»

49.В начале 70-х автор стал победителем конкурса проектов скульптуры, которую планировалось разместить на египетской Асуанской плотине. Монумент «Цветок лотоса», созданный советским ваятелем, стал самой крупной скульптурой в мире.

50.Позже Неизвестный принял участие в оформлении стен библиотеки Московского института электротехники. Бюджет выделили более чем скромный, и, поговаривали, что Эрнст не возьмется за проект. Однако мастера финансовые проблемы не остановили: он решил работать в режиме жесткой экономии. Вместо того, чтобы поручить изготовление барельефа комбинату, он собственноручно воплотил в жизнь свой уникальный эскиз.

«СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО»

51.И вновь автор смог произвести фурор: его творение «Становление человека разумного» заняло почти тысячу квадратных метров и стало крупнейшим барельефом, изготовленным в закрытом пространстве.

52. Еще в 1944 году Эрнст Неизвестный, находясь в тот момент на фронте, задумал скульптуру, посвященную обновлению мира. Когда скульптор в рядах Красной армии попал в освобожденную Одессу, он понял, что именно хочет изобразить: Неизвестному было важно создать образ новой жизни, рождения будущего.

53.Огромный бронзовый младенец, вылезающий из скорлуп, — это ядро обновленного мира, который после войны должен поменяться навсегда. Над проектом этого монумента Неизвестный начал работать спустя полвека после событий Второй мировой — в 1994 году. В своей мастерской в Нью-Йорке он с помощью скульптора Михаила Ревы создал из гипса четырехметрового младенца, который в разобранном виде отправил в Одессу. Лишь в Киеве на заводе «Монументскульптура» «Золотое дитя» смогли отлить в бронзе.

54. В 1995 году в районе Одесского морского вокзала была возведена композиция «Золотое дитя» — первый монумент автора, выполненный в постсоветский период.

С ПЕРВОЙ ЖЕНОЙ ДИНОЙ МУХИНОЙ

55.Эрнст Иосифович был женат дважды. Первой спутницей мастера стала керамист и художник Дина Мухина, подарившая супругу дочь Ольгу. Семья распалась, когда Неизвестный принял решение об эмиграции.

56.Во второй раз скульптор женился в 1995 году. Мастер обустроил свою личную жизнь с Анной Грэм – своей переводчицей и личным секретарем. Этот брак продлился вплоть до последних дней знаменитого скульптора.

СО ВТОРОЙ ЖЕНОЙ АННОЙ ГРЭМ

57.Несмотря на то, что в СССР Неизвестному поручали все больше государственных заказов, он испытывал постоянное давление со стороны властей.

58. Он участвовал в самых грандиозных проектах, однако был вынужден постоянно действовать в навязанных ему рамках. Себя скульптор сравнивал с актером, который всю жизнь мечтал о роли Гамлета, но ее ему никто не давал. За границей к тому времени имя советского мастера было уже широко известно.

С ДОЧЕРЬЮ ОЛЬГОЙ

59.Скульптор не хотел покидать Советский союз, но спокойной жизни ему не давали: на него заводились уголовные дела, из 850 его скульптур государство приобрело всего лишь 4. Около 70 раз он подавал заявление, чтобы ему разрешили работать за границей с бразильцем Оскаром Нимейером, но все призывы оставались без ответа.

В ЭМИГРАЦИИ

60.Неизвестный все же покинул страну в 1976 году, «из-за эстетических разногласий с режимом». Его супруга Дина Мухина вместе с дочерью предпочла остаться в стране.

61.Вначале он эмигрировал в Австрию, потом перебрался в Швейцарию, где до этого неоднократно проходили его персональные выставки. Неизвестного избрали в Шведскую академию наук, затем пригласили в Европейскую академию искусства и гуманитарных наук. После года жизни в Цюрихе творец перебрался в Америку, где наконец, осел в Нью-Йорке.

62.В Соединенных Штатах Неизвестный работал, преподавал, читал лекции по искусству и философии в Колумбийском, Калифорнийском и Орегонском университетах. Он стал членом Нью-Йоркской академии науки и искусства. Среди новых знакомых Эрнста Иосифовича были такие влиятельные люди, как Артур Миллер, Генри Киссинджер и Энди Уорхолл.

63.Одной из первых работ скульптора на чужбине, в 1976 году, стала голова композитора Дмитрия Шостаковича, заказанная вашингтонским Центром исполнительных искусств имени Кеннеди, после чего скульптора стал поддерживать американский художник Энди Уорхол, с которым они очень подружились.

64.Позже в 1980-х годах, он неоднократно выставлялся в знаменитой галерее Магна в Сан-Франциско, по заказу которой создал цикл Man through the Wall, посвященный крушению коммунизма. Для этого выставочного центра Эрнст изваял несколько скульптур, вошедших в цикл «Человек, пробивающийся сквозь стену». Параллельно шедевры создателя выставлялись в шведском Уоттерсберге.

65. Среди поклонников творчества Неизвестного был папа Римский Иоанн Павел II. Неизвестный создал несколько проектов распятий, которые приобрел Папа Римский Иоанн Павел II для музея Ватикана. Сейчас они и находятся в музее Ватикана.

66.Создавая изваяния, автор продолжал работать с графическими изображениями. В конце 80-х он подготовил цикл иллюстраций для изданий Сэмюэла Беккета, Федора Достоевского и Данте Алигьери.

МОДЕЛЬ СКУЛЬПТУРЫ «НОВАЯ СТАТУЯ СВОБОДЫ»

67.В 1988 году он создал модель скульптуры «Новая статуя Свободы» в честь Китая и стран третьего мира, а в 1989-м завершил работу над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений Сэмюэла Беккета.

68. С 1989 года Неизвестный стал приезжать в Россию. А после распада СССР Эрнст Иосифович стал часто посещать родную страну. Вскоре его восстановили в Союзе художников, вернули российское гражданство и сделали лауреатом Государственной премии России.

СКУЛЬПТУРА «ЗОЛОТОЕ ДИТЯ»

69.В 1995 году он создал скульптуру «Золотое дитя» в Одессе и задумал серию из трех памятников, которые бы составили треугольник скорби по границе территории, где в лагерях страдали миллионы жертв сталинских репрессий, но в итоге воплотил только «Маску скорби» в Магадане, отказавшись от гонорара. После смерти скульптора глава Екатеринбурга Евгений Ройзман сообщил о планах по реализации проекта и установке одной из «Масок скорби» в столице Среднего Урала.

70. Последнее десятилетие Неизвестный занимался оформлением Библии: в его иллюстрациях к «Экклезиасту» выражен сложный и противоречивый мир современного человека. Здесь нашли отражение традиции Босха и Гойи, гротескно видевших окружающую действительность и не находивших в ней светлых начал.

71. В 2007 году Неизвестный представил свое последнее монументальное творение – бронзовое изваяние Сергея Дягилева. Оно было установлено в Перми, во дворе его родового дома.

72.На закате дней Эрнст Иосифович страдал от возрастных болезней, полноценно работать не позволяла наступившая слепота. Все же мастер находил возможность делать зарисовки на бумаге – в этом ему помогал специальный оптический прибор.

73.9 августа 2016 года гениального скульптора не стало. Местом его погребения стало небольшое кладбище на острове Шелтер в Соединенных Штатах.

74. После смерти Неизвестного в его мастерской, в загородном доме и парке около загородного дома в США осталось около 100 его работ.

75.Неизвестный, скончавшийся в возрасте 91 года, оставался одним из последних значительных мастеров ХХ века. Его уход из жизни – это была потеря для целого поколения скульпторов, ориентировавшихся на него. Коллеги отмечали не только его творчество, но и масштаб личности. Неизвестный был невероятно образованным и умным человеком.

76. Произведения Эрнста Неизвестного объединяют реалистические формы и элементы абстракции. Они воплощают процесс вечного становления, слагаются в большие циклы.

77.Неизвестный продолжил традицию русского революционного авангарда 1920-х годов, он создал новый визуальный язык и новый тип синтеза.

78.Часто основным объектом его творчества становится человеческое тело, которое соединяется с орудиями и техникой. Искалеченное, разбитое, прошедшее невероятную трансформацию, оно приобретает шокирующую выразительность.

79.Эрнст Неизвестный занимался не только монументальной скульптурой, но также мелкой пластикой, ювелирными изделиями и иллюстрированием.

80.Кроме скульптурного наследия, Неизвестный оставил потомкам ряд литературных сочинений: «Катакомбная культура и официальное искусство», «Диалог с Хрущевым», «Беда и счастье русского художника», «Будущее режима».

81. Эрнст Неизвестный был уникальным и очень мужественным человеком. Его судьба как художника была неровной. Он то попадал в немилость режиму и не имел возможности творить долгие годы, то наслаждался всесторонним признанием и получал «зеленый свет» на все свои инициативы.

82.Эрнст Неизвестный — ветеран Великой Отечественной войны, покинувший родину много лет назад, но всегда оставшийся с ней душой.

83.Но даже в нулевые, когда Неизвестный уже считался безусловным мэтром, чиновники, критики и обычные люди постоянно меняли свое отношение к нему. От чего это зависело? Наверное, такой удел большинства творческих амбициозных людей, находящихся на виду.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ЭРНСТА НЕИЗВЕСТНОГО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

84. В Екатеринбурге 9 апреля 2013 года, в день 88-летия скульптора, был открыт первый в России Художественный Музей Эрнста Неизвестного (филиал Свердловского областного краеведческого музея). Экспозиция музея составлена из работ, полученных в дар как от самого скульптора, так и из других коллекций.

85.В мире существуют два музея, посвященных творчеству Эрнста Неизвестного: Художественный Музей Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге и в Уттерсберге (Швеция) работает музей скульптур Неизвестного.


фото из открытого источника



+1
03:10
120
Нет комментариев. Ваш будет первым!