7​5 интересных фактов об Олеге Лундстреме

1. Лундстрем Олег Леонидович – великий композитор, музыкант, скрипач, пианист и дирижёр.

2. Он является одним из основоположников российского джаза. Его называли «королём джаза».

3. Олег Леонидович Лундстрем был великим джазменом, народным артистом России и почётным гражданином города Читы.

. Олег Лундстрем организовал и возглавил крупнейший в Советском Союзе джазовый оркестр, которым руководил до самой своей смерти.

5. Джазовый оркестр Олега Лундстрема вошел в Книгу рекордов Гиннесса как старейший действующий биг-бэнд.

ОЛЕГ ЛУНДСТЕМ В ЮНОСТИ

6. Олег Леонидович Лундстрем родился 2 апреля 1916 года в Восточной Сибири в городе Чите в семье учителя Леонида Францевича Лундстрема и его жены, домохозяйки Галины Петровны.

7. Олег являлся правнуком шведского подданного, внуком забайкальского лесничего и сыном преподавателя гимназии.

8. Его отец преподавал физику в читинских мужской и женской гимназиях.

9.Олег был старшим из двух сыновей Лундстремов – брат Игорь, также ставший музыкантом, родился на год позже. 10. В семье Лундстремов музыку любили. И Олег, и его брат Игорь играли с детства, но это не помешало получить не одно образование.

11. В 1921 году их отцу, Леониду Францевичу, предложили место преподавателя физики в коммерческом училище Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), находившейся в концессии у России.

12.Он заключил контракт на 3 года с намерением вернуться в Читу, когда Гражданская война закончится.

13.Так Олег, которому на тот момент исполнилось всего 5 лет, попал в Харбин – самый «русский» из китайских городов.

14. В Россию Леонид Лундстрем через 3 года так и не вернулся, став преподавателем Харбинского Политехнического института.

15.Так Олег и вырос в маньчжурском Харбине. Ведь его детство и юность прошли в этом городе.

16. Он рисовал, играл на скрипке, но творческая судьба Олега Лундстрема, наверное, определилась в тот самый день, когда 12-летний мальчик, увлеченный фокстротом, расписал партитуру на трио: мелодия, бас, аккомпанемент.

17. В 1932 году он окончил коммерческое училище и поступил в Харбинский политехнический институт. Параллельно учился по классу скрипки у известного скрипача Кенига в музыкальном техникуме, который окончил в 1935 году. Его брат Игорь учился там же по классу фортепиано.

С БРАТОМ ИГОРЕМ

18. Еще до завершения учебы определилась судьба будущего музыканта.

19.В тридцатые годы прошлого века повальное увлечение фокстротом его сначала даже не затронуло. Олег искренне собирался стать инженером, однако все изменила одна случайная находка.

20.Уже будучи студентом политеха, он как-то прослушивал в музыкальном магазине граммофонные пластинки, отбирая их и готовясь к очередной вечеринке с танцами, и наткнулся на запись оркестра Дюка Эллингтона.

21. «И просто меня ошеломило. Я схватил, смотрю. Ну, абсолютно никому не известное. Написано — «Дюк Эллингтон и его оркестр». Эта пластинка у меня до сих пор. Я выскочил: а ещё есть? Продавец всю гору терпеливо перебрал: нет, к сожалению, одна эта. А пластинка называлась: «Дорогой старый Юг». Я выскочил и с этой пластинкой домой!», — рассказывал Лундстрем.

22.Потрясенный необыкновенной музыкой, с этого момента Олег Лундстрем с джазом уже не расставался. «Дорогой старый Юг» так поразил молодого музыканта, что он принялся воспроизводить композиции и мелодии с пластинок и делал аранжировки. Было это в 1933 году.

23.А год спустя 18-летний Лундстрем собрал группу из также увлекшихся джазом друзей и создал джазовый коллектив. Сам играл на фортепиано и скрипке, а его брат Игорь солировал на саксофоне.

24.Ребята с азартом репетировали и в 1934 году выбрали 18-летнего Олега руководителем группы. При этом никто из них и не предполагал, что у нового оркестра окажется такая долгая жизнь, что в итоге он попадет в Книгу рекордов Гиннеса.

25.Спустя всего два года музыканты подписали первый контракт в Шанхае, невзирая на то, что в городе на тот момент было порядка 40 джазовых коллективов.

26. «Шанхайцы», как прозвали джазовый оркестр, хоть и жили за границей, но играли с джазовыми аранжировками музыку и советских композиторов: «Катюшу» Матвея Блантера, «Песню о капитане» Исаака Дунаевского, «Чужие города» Александра Вертинского. В Шанхае Лундстрем познакомился и с самим Вертинским: артист приезжал туда с концертами.

27. Выступление в 1934 году на Розовом балу Христианского союза молодых людей (ХСМЛ) считается датой рождения оркестра Олега Лундстрема. Тогда он состоял из девяти музыкантов. Сам Олег играл на фортепиано, его брат Игорь – на тенор-саксофоне. Оркестр играл на балах, многочисленных вечерах, выступал по местному радио.

28.В марте 1935 года советское правительство продало КВЖД марионеточному правительству Маньчжурии (фактически – Японии). Это событие серьезно повлияло на жизнь многих харбинцев. Начался массовый выезд из Маньчжоу-Го советских железнодорожников. Политехнический институт сменил название и перешел под опеку японцев, после чего большинство студентов отказалось продолжить в нем учебу.

29.Отца Лундстрема Леонида Францевича вместе с другими работниками КВЖД отозвали в Советский Союз и в том же 1935 году он вернулся в СССР.

30.Семья разделилась. Мать с Олегом и Игорем в 1936 году перебрались в Шанхай, который в то время был центром развлекательной индустрии на востоке Китая. Джаз там был настолько популярен, что в городе было более 40 биг-бэндов. Но группе Олега Лундстрема удалось не потеряться среди них и стать одним из лучших джазовых оркестров.

31. «Наша команда, прибыв из Харбина, сразу поняла, что в Шанхае нас ожидает совершенно жуткая конкуренция. А у нас в кармане — вошь на аркане! Наш коллектив был составлен только из русских ребят, но от других нас отличало абсолютно бескорыстное желание играть лучшую музыку того времени и дикая работоспособность… Мы ведь молодые были, — сил не занимать, могли не спать сутками, репетируя какую-нибудь новую вещь, чтобы сыграть её вечером для публики. Вот этот азарт и стремление быть лучше других сразу выделили нас из среды других музыкантов», — рассказывал Олег Лундстрем.

32. Вначале музыканты выступали в отеле «Янцзы», но Лундстрем оказался энергичным и удачливым менеджером и через 2 года работы в различных заведениях оркестр получил ангажемент в крупнейшем танцзале «Мажестик-холл», а затем и в самом престижном зале Шанхая — «Парамаунт».

33.В 1937 и в 1940 годах оркестр в летний сезон выезжал на курорт Циндао. В оркестре уже играло 11 человек, а Олега Лундстрема пресса называла «джазовым королем Дальнего Востока» и «королем свинга восточных стран».

34. В 1941 году Лундстрем поступает во французский Высший технический центр. «Русских институтов в Шанхае не было, и мы с братом и с музыкантами стали заниматься французским языком. В 1944 году мы получили дипломы, защитившись на французском», — рассказывал Олег Лундстрем. Сам он получил диплом инженера-архитектора, а его брат Игорь — инженера-строителя.

35.В сороковые годы Олег Лундстрем оказался на вершине популярности. Вскоре в оркестре было уже 14 музыкантов, в том числе импровизаторы. Дирижировал сам Лундстрем. Во время войны ребята распространяли советские шанхайские газеты «На Родину» и «Новая жизнь».

ОРКЕСТР ЛУНДСТРЕМА

36.В эти годы у Лундстрема уже созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке русские песни. Он делает аранжировки: «Песня о капитане» И. Дунаевского, «Чужие города» А. Вертинского, «Катюша» М. Блантера и другие. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей. Во время Второй мировой войны количество резидентов увеличилось до 19 человек.

37. К концерту в театре «Лайсеум», посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег Лундстрем пишет свое первое самостоятельное произведение «Интерлюдия», взяв за основу композиции произведение Рахманинова, чтобы ознаменовать одержанную победу и почтить память павших на поле боя. Позже — пьесу «Мираж» на восточные мотивы, и задумывается о возвращении в Советский Союз.

38.На концерте по случаю окончания Второй мировой войны в оркестре было уже 19 человек, полный биг-бэнд. Олег Леонидович сумел объединить в своём биг-бэнде лучших из лучших джазовых исполнителей.

39.В послевоенные годы оркестр выступает в городских театрах «Лайсеум», «Карлтон» и в Советском клубе. К этому моменту возможности творческого роста в Шанхае были исчерпаны. Встал вопрос о переезде в СССР — ведь все участники оркестра имели советское гражданство.

40.Возможность возвращения на родину музыканты оркестра обсуждали уже не первый год. Окончательно же решение об этом было принято на собрании коллектива в 1947 году, после выхода постановления советского правительства о репатриации.

41.Оркестру в полном составе с семьями выдали визу на въезд в Советский Союз и 21 октября 1947 года на пароходе «Гоголь» с третьей партией репатриантов они вернулись в СССР через порт Находку.

42.В Москве и Ленинграде джазовых музыкантов не приветствовали. Музыканты решили обосноваться в Казани. Этот город был выбран из-за наличия в нем консерватории. Так как из всех доступных для репатриантов городов консерватории имелись только в Казани и Свердловске.

43. Но в Свердловске консерватория была старая, и там оказался переизбыток музыкантов. Казанская же консерватория только недавно открылась и музыкантов там не хватало. Так оркестр в полном составе отправился в Казань и стал официальным джазовым коллективом Татарской Автономной Республики.

44. По прибытии в Казань шанхайцев хотели сделать филармоническим коллективом под названием «Эстрадный оркестр Татарии», им обещали поддержку и обеспечение жильём, но этим надеждам не суждено было сбыться.

45.В 1948 году центральный комитет коммунистической партии объявил джаз вне закона, обязав при этом Лундстрема и других музыкантов играть в оркестрах государственного балета, оперы и кинематографа.

46. Биг-бенд сначала «раскидали» по разным коллективам — от оперного театра до кинотеатров. Музыканты собирались вместе только на разовые концерты.

47.Но художественный директор Татарской государственной филармонии устроил все так, чтобы предотвратить окончательный раскол оркестра, предложив лучшим музыкантам выступать на сцене Филармонии с популярными советскими песнями в джазовой обработке.

48.Когда коллектив вынужден был временно распасться, часть оркестрантов стала учиться в Казанской консерватории.

49. Сам Лундстрем устроился в Театр оперы и балета скрипачом, а осенью 1948 года поступил в Казанскую государственную консерваторию, которую окончил в 1953 году сразу по двум специальностям: симфоническое дирижирование и композиция. После окончания он остался в консерватории преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр.

С ЖЕНОЙ ГАЛИНОЙ

50.В начале 1950-х годов, когда Олег Лундстрем заведовал музыкальной частью в казанском драмтеатре им. Качалова, он встретил свою любовь — актрису Галину Жданову, с которой прожил всю жизнь.

51. После смерти Сталина политический климат в стране начал меняться и в начале 1954 года художественный руководитель Татарской филармонии Александр Ключарев предложил Лундстрему сделать джазовые обработки нескольких татарских мелодий.

52.В 1955 году оркестр Олега Лундстрема записал для радио и на грампластинки пьесы татарских композиторов в обработке для джаза, которые обратили на себя внимание московских концертных организаций.

53.«В Москве при прослушивании все были потрясены: это был настоящий джаз, с джазовой фразировкой, со свингом, в то время ни один оркестр в стране не играл на таком уровне…», — рассказывал об этом событии казанский коллекционер Николай Носов.

54.В ноябре-декабре 1955 года оркестр дал серию из десяти концертов в Казанском драмтеатре, которые прошли при полном аншлаге – билеты были распроданы мгновенно, ещё до расклейки афиш, как только появились в кассах.

55.На дополнительном, 11 концерте в казанском цирке случайно оказался администратор Всесоюзного Гастрольбюро Михаил Цын. В тот же вечер после концерта он нашёл музыкантов и заявил, что такому оркестру место не в провинции, а в Москве.

56.1 октября 1956 года приказом Министра культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема, в который вошли практически все музыканты, с которыми он играл в Шанхае.

57. В 1956 году после блестящего успеха в Москве оркестр стал известен в СССР. А участие в Московском фестивале молодёжи и студентов (1957 г.) дало оркестру всемирную известность.

58.Началась большая гастрольно-концертная жизнь, о которой так долго мечтали джазмены. Только за первый год работы оркестранты объехали 82 города СССР. Начался выпуск пластинок, джазовые фестивали в Таллине, Варшаве, Праге, признание за рубежом.

59.В том же году Лундстрем стал членом Союза композиторов. Следующие 50 лет Оркестр гастролировал по более чем 300 городам Советского Союза и дюжине – за пределами СССР, дав более 10 тысяч концертов. Сотни тысяч зрителей посетили эти концерты, миллионы слушали их по радио и смотрели по телевидению.

60. Оркестр Олега Лундстрема записал несколько пластинок в сотрудничестве с аранжировщиком и композитором Виталием Долговым.

61.На студии «Мелодия» помимо ряда грампластинок популярно-танцевальной музыки было записано 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки, как с пьесами отечественных композиторов, так с джазовой классикой в аранжировках оркестра.

62.В 1964 году Лундстрем получил, наконец, квартиру в Москве, и окончательно перебрался в столицу.

63.В 1973 году Олег Лундстрем был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», а в 1984 году — «Народный артист РСФСР».

64. Его коллектив становился явлением на каждом джазовом фестивале — в Эстонии, Польше, Чехословакии, Болгарии, а в 90-е и во Франции и США.

65.Они в том числе выступали на фестивалях в Варшаве, Праге, Вашингтоне и Санта-Барбаре.

С ПУТИНЫМ И КЛИНТОНОМ

66.В 70-е годы музыканту удалось встретиться со своим «крестным отцом от джаза» Дюком Эллингтоном, когда американский джазмен приезжал в Москву. Ту пластинку, что определила всю творческую жизнь, Лундстрем хранил всё это время.

67.В 1994 году оркестр Олега Лундстрема отметил 60-летний юбилей и был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр.

68.В 1996 Лундстрем был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

69.В 1998 году Американская библиографическая ассоциация назвала Олега Лундстрема человеком года.

70. В ноябре 1998 года оркестр Лундстрема стал первым джазовым коллективом, выступившим в Большом зале Московской консерватории. Из музыкантов первого состава в коллективе оставался лишь сам его создатель.

71.В 2000 году оркестр вошёл в книгу рекордов Гиннеса как самый старейший джаз-оркестр мира.

72.В 2003 году Лундстрем отошел от управления оркестром и передал свою дирижерскую палочку российскому джазмену Георгию Гараняну.

73.В одном из последних интервью на вопрос журналиста «Вы не устали от жизни?», Лундстрем ответил: «В 60 я понял: цель жизни — сама жизнь. Смысл бытия в том, что тебе дано, как говорят китайцы, «вечностью», а европейцы — «Богом». Мне ближе «вечность». Что же касается кредо нашего оркестра, то оно осталось прежним: мы верны джазу, мы стремимся сделать джаз важным компонентом духовной жизни человека».

74.Олег Лундстрем умер в ночь с 13 на 14 октября 2005 года на своей даче в подмосковном поселке Валентиновка, где жил в последние годы. Похоронен, согласно его завещанию, рядом с родными на кладбище в дачном поселке Соколовка Щелковского района Московской области.

75.Олега Леонидовича не стало, а его джаз звучит по сей день.

КОНЦЕРТ В ЧЕСТЬ ОЛЕГА ЛУНДСТЕМА


фото из открытого доступа



+1
11:24
142
Нет комментариев. Ваш будет первым!