​Знаменитые на весь мир русские художники-передвижники

Ни один период истории русской живописи не был отмечен таким яростным отрицанием академизма, как период, начавшийся в 60-е годы XIX столетия.

Вдохновленные идеями демократии и мечтами о всеобщей свободе и благоденствии, передвижники отрицали концепцию «искусство ради искусства» и грезили об искусстве во имя служения народу, его просвещения и воспитания.

Предпосылки и возникновение движения художников- передвижников: реализм, идущий на смену академизму

На протяжении всего XIX века Императорская Академия художеств имела своего рода монополию на любую художественную деятельность, однако, многие ученики и выпускники Академии не разделяли убеждений ее ректоров и преподавателей — сюжеты на библейские и мифологические темы казались несовременными; подвергалась сомнению и главенствующая роль формы по отношению к содержанию. Но мало кто заявлял об этом открыто.

И вот 9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств произошло событие – бунт или скандал.

В этот день 14 лучших выпускников Академии отказались от участия в посвященном ее 100-летию конкурсе на большую золотую медаль. По заданию, каждый из 14 обладателей малой золотой медали «За успехи в рисовании» должен был представить картину на тему «Пир в Валгалле», однако, молодые бунтари во главе с Иваном Крамским сочли германо-скандинавский сюжет очень несовременным и оторванным от реальности.

Один за другим они покинули академическую аудиторию, сорвав юбилейный конкурс и оставив вице-президенту Академии князю Гагарину бумаги с прошениями выдать каждому диплом, «соответствующий тем медалям, которыми я награжден».

Бунтовщики ратовали за реализм и остросоциальную направленность живописи и разорвали отношения с Академией. Художники, сторонники Крамского создали первую в истории российского искусства независимую творческую организацию под названием «Артель художников».

Спустя некоторое время их организация стала называться «Товарищество передвижных художественных выставок» или движение передвижников.

Фактически именно «Бунт четырнадцати» — срыв юбилейного конкурса Академии художеств — стал первой предпосылкой появления движения передвижников, знаменитого на весь мир «Товарищества передвижных художественных выставок».

Цели и Устав Товарищества передвижников: искусство ради людей:

Стремления художников-передвижников к реализму, к искусству во имя служения народу были выражены в уставе товарищества: § 1. Товарищество имеет целью: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах Империи передвижных художественных выставок, в видах (для):

а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами;

б) развития любви к искусству в обществе;

в) облегчения для художников сбыта их произведений.

§ 2. С сею целью Товарищество может устраивать выставки, производить на них продажу, как художественных произведений, так и художественных изделий, а равно и фотоснимков. Помимо всего этого, устав товарищества оговаривал правила управления его делами и кассой, а также условия приема в его ряды новичков.

Первая выставка передвижников: широкий общественный резонанс и финансовый успех

Первая выставка передвижников, путешествовавшая по России в течение без малого двух месяцев, открылась 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге и успела побывать также в Москве, Киеве и Харькове. Среди ее участников были Михаил Клодт, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Иван Шишкин, Ге, Прянишников, Крамской и Саврасов.

«Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением: некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество с целью устройства во всех городах России передвижных художественных выставок. Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще...", — писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин.

Первая выставка передвижников вызвала широкий общественный резонанс, а общий доход от нее составил около 4400 рублей. Полученные деньги были разделены между всеми участниками товарищества в соответствии с его уставом; без заслуженного заработка не остался ни один художник — и эту ситуацию тоже можно было считать абсолютным прорывом.

Дело в том, что годовой (!) доход от всех выставок Академии художеств никогда не превышал 5000 рублей, а участвовавшие в них мастера не получали ни гроша — все деньги отчислялись в казну Министерства Императорского двора.

Экономическая политика передвижников: дисциплина и следование принятому ими уставу

Идеальная дисциплина во всем, что касалось денег и организационных моментов, сослужила передвижникам неплохую службу — их дело процветало. +К середине 70-х годов XIX века большинство художников, выставлявших свои картины на переезжающих с места на место выставках передвижников, обрели всероссийскую известность, а вместе с ней и долгожданную финансовую стабильность.

Участники товарищества требовали друг от друга неукоснительного следования принятому ими уставу, в особенности той его части, которая касалась финансовых вопросов. + 5% от стоимости каждой проданной картины, а также все деньги, полученные за билеты на ту или иную передвижную выставку, отправлялись в кассу товарищества, остальное же поступало «в раздел между экспонентами, сообразно произведенной правлением оценке их произведений».

Многолетнее противостояние: Товарищество и Академия художеств, поддержка Павла Третьякова

Вскоре после фантастического успеха первой выставки передвижников, преподаватели Академии художеств во главе с ее вице-президентом Григорием Гагариным забили тревогу. Князь Григорий Григорьевич Гагарин был вице-президентом Академии художеств с 1859 по 1872 годы.

Бывшие наставники решили, что успешное товарищество под руководством Крамского и Мясоедова подрывает авторитет Академии и лишает её выставки заинтересованной публики. Так началось многолетнее противостояние товарищества и Академии, прекратить которое неоднократно пытался знаменитый меценат и собиратель русского искусства Павел Третьяков. «Кто действительно прав покажет только время» — говорил он. «Я не вижу особой благодати в борьбе с Академией, на это тоже время требуется, а его так мало, — писал он Ивану Крамскому в 1879 году — Тесный кружок лучших художников и хороших людей, трудолюбие да полнейшая свобода и независимость — вот это благодать!».

Павел Третьяков играл важнейшую роль в жизни передвижников, оказывая как материальную, так и моральную поддержку. Многие картины передвижников были написаны по его заказу.

Стремительный закат передвижничества: противодействие старших членов товарищества по отношению к молодым художникам

К концу своего существования, товарищество стало одним из наиболее влиятельных отделений Академии художеств и переняло ряд характерных для Академии монополистических черт.

Молодым передвижникам было запрещено выставляться, где бы то ни было, кроме выставок товарищества; вступление в его ряды также превратилось в достаточно формальную процедуру. Поэтому закат передвижничества оказался таким же стремительным, как и его взлет.

Об этом моменте в истории передвижничества вспоминал живописец Леонид Пастернак: «Старшие члены Товарищества находились в резком противодействии по отношению к более молодым. Нас, молодых художников, презрительно именовали «экспонентами», так как у нас не было прав членов общества и потому мы подвергались строжайшему жюри, в то время как члены общества выставляли свои картины без жюри; с нами обращались вообще самым строгим образом.

Доходило до того даже (что кажется невероятным!), что Ярошенко, этот столп передвижничества, рассылал «экспонентам» официальный «циркуляр» с наивнейшим, чтобы не сказать больше, перечислением сюжетов, какие можно писать для присылки на передвижную выставку, с указанием особо «желательных», с определением даже манеры и техники исполнения… Главным в картине был сюжет.

Просто не верится, что эта директивная бумага, определявшая «как надо и как не надо писать картины», — быль, а не сказка-выдумка, но это исторический документ поздней стадии передвижничества».

фото из интернета

+2
00:13
227
Нет комментариев. Ваш будет первым!