​Катаев Валентин Петрович - талантливый писатель, военный корреспондент, сценарист

Валентин Петрович Катаев был известным детским писателем.

«Сын полка», «Белеет парус одинокий» — в 70-80-е советские школьники зачитывались этими увлекательными произведениями, пропитанными духом приключений и детского героизма.

Но Валентин Петрович Катаев вошел в историю русской литературы не только как детский писатель. Его литературное наследие составляет более 130 произведений. Его перу принадлежат многочисленные романы, рассказы, повести, сценарии.

Популярность Катаева Валентина Петровича была на пике в советские годы. Именно тогда Катаев Валентин Петрович состоялся как талантливый писатель, драматург, военный журналист, прозаик, поэт, сценарист.

Из биографии Валентина Петровича Катаева:

Катаев Валентин Петрович родился в Одессе 28 января 1897 года в обычной семье в Одессе. Дедушка Валентина был сыном священника. Отец Петр Васильевич Катаев тоже был связан с православной церковью, так как преподавал в одесском епархиальном училище. Отец Валентина был очень образован, он, кроме духовной семинарии закончил еще и Новороссийский университет историко-филологического факультета. Евгения Ивановна Бачей, мама будущего известного писателя, происходила из дворянского рода и была генеральской дочерью.

У Валентина был младший брат Евгений, которого природа тоже наградила талантом писателя. Брат Валентина взял себе псевдоним Петров ( по имени отца). Евгений тоже прославился на литературном поприще. Именно он был соавтором известных широкой читательской аудитории произведений «Золотой теленок» и «12 стульев» в тандеме с Ильей Ильфом (Файнзильбергом).

Мальчики росли в культурной семье, в атмосфере любви и взаимопонимания. Они начали с детства приобщаться к чтению. Их родители собрали обширную библиотеку, и дети росли в окружении книг Лермонтова, Гоголя, Пушкина и других знаменитых авторов. Это с раннего детства способствовало к привитию сыновьям страстной любви к книгам и чтению. Пронеся эту страсть через всю жизнь, оба брата посвятили себя литературе. Валентин Катаев твёрдо решил стать литератором, когда ему было всего девять лет.

С братом Евгением

Мальчики рано остались без матери: она скончалась от воспаления легких вскоре после рождения Жени. Отец, овдовев, больше не женился, с воспитанием детей стала помогать сестра Евгении Ивановны. Тетя была очень доброй, но маму заменить маленькому Вале не могла. Травма от потери навсегда осталась в душе ребенка.

Отдушину мальчик искал в творчестве. С 9 лет, будучи гимназистом, он стал писать стихи, которые читал всем домашним, ища одобрения. Став постарше, юноша стал носить написанное в редакции уже в поисках профессиональной оценки. И первый успех пришел к нему в 1910 году, когда в издании «Одесский вестник» впервые было напечатано стихотворение «Осень», а потом и другие сочинения, в том числе рассказы и фельетоны.

Отец всячески подогревал интерес мальчиков к литературе. Именно поэтому в их семье была огромная библиотека, которая хранила в себе книги разных жанров и самого различного содержания.

Долго наслаждаться творческим успехом Катаеву не пришлось. Началась Первая мировая война (1914-1918), и в 1915 году, так и не окончив гимназию, юноша ушел добровольцем на фронт. Службу Катаев начал рядовым артиллеристом. Потом он служил прапорщикам, дважды получал ранения, одно из них серьёзное, был отравлен ядовитыми газами, отчего голос его до конца остался с легкой хрипотцой.

Тяжёлое ранение в бедро Катаев получил в трудном 1917 году, когда он воевал на румынском фронте. Полученное увечье было очень серьезным, поэтому Валентина сразу же отправили в госпиталь, который располагался в Одессе. Поэтому писатель был демобилизован с фронта в чине прапорщика осенью 1917 года. С войны Катаев вернулся с наградами: два Георгиевских креста и орден Святой Анны IV. Также он удостоился титула дворянина, который не мог быть передан по наследству.

Не успели отгреметь залпы Первой мировой, как в стране разгорелась война Гражданская. Придя в себя после пережитого ранения, Катаев в 1918 году снова оказывается на службе.

Этот период биографии Валентина Катаева описан противоречиво. В одних источниках говорится, что с 1919 года он воевал в рядах Красной армии, командовал артиллерийской батареей. Но существует и альтернативная версия, согласно которой Катаев примкнул к «красным» позже, а сначала состоял добровольцем в Белой армии генерала Деникина, за что был впоследствии арестован чекистами.

Есть сведения, что Катаева однажды судьба занесла в ряды войска известного гетмана П. Скоропадского. Но после того, как гетман совершил предательство и сбежал в немецкую столицу, Катаев ушел в добровольческую армию в звании подпоручика. Позднее Катаев служит на бронепоезде «Новороссия». Есть в биографии Катаева и сведения о том, что гений пера воевал против петлюровцев.

Тяжелый отпечаток на писателя отложил 1920 год, когда Катаев подхватил тиф и чуть не умер от этого страшного недуга. Тогда его снова отправили в одесский госпиталь. Недолго пролежав в стенах этого медучреждения, близкие забрали его домой. Там, благодаря хорошему уходу и постоянной заботе родных, он быстро выздоровел.

Когда силы снова вернулись, Катаев принимает решение стать подпольщиком офицерского заговора против П.Н. Врангеля. За это он был вместе с братом арестован. В тюрьме пробыли два брата-писателя до осени 1920 года. Вскоре братьев отпустили на свободу, а остальных заговорщиков той же ненастной осенью жестоко расстреляли.

Валентину Петровичу суждено было пройти три войны. В годы Второй мировой он вновь надел военную форму и отправился на передовую. Работал фронтовым корреспондентом, писал очерки, статьи, фотографировал.

Катаев был женат дважды. Первое упоминание о личной жизни писателя связано с именем Ирины Алексинской. Нежные чувства к девушке, живущей по соседству, стали первой любовью юноши. О первом браке Катаева известно мало. Первый брак писателя оборвался по причине смерти супруги от воспаления легких.

С женой Эстер Бреннер и дочерью Женей

Второе супружество Катаева оказалось намного счастливее. С Эстер Бреннер они поженились в 1931 году. Невесте было всего 18 лет, Катаеву – 34. Валентин Петрович ласково называл жену Эста.

В 1936 году у пары родилась дочь Евгения, а в 1938 — сын Павлик. Дочь Валентин Петрович обожал. Маленькая Женя стала прототипом героинь сказок «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик». Дочь Евгения подарила родителям первую и единственную внучку Валентину.

После войны Катаев стал страдать от алкоголизма. Страсть к спиртным напиткам настолько сильно сковала его, что гений пера чуть не потерял любимую жену, которая приняла твердое решение о разводе. Но, осознав всю катастрофичность своего положения, Катаев опомнился и больше никогда не прикасался к рюмке.

Уже будучи глубоко пожилым, Катаев перенес сложную операцию по удалению раковой опухоли. Но причиной смерти стала не онкология. Писатель умер спустя 12 лет от инсульта, на 90-м году жизни, 12 апреля 1986 года.

Эстер Давыдовна пережила мужа на 23 года. Они прожили в счастливом браке 55 лет. Супруги похоронены в одной могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

Творческий путь Катаева Валентина Петровича:

С ранних своих лет Валентин Катаев был влюблен в классическую литературу, без которой он не мог прожить и дня. +Сам Катаев уже, будучи великим человеком, говорил, что с ранних детских лет мечтал стать выдающимся писателем и верил в то, что его мечта сбудется.

С первым его трогательным стихотворением читатели познакомились в 1910 году. Называлось оно «Осень». Это произведение выпустил «Одесский вестник», который пользовался популярностью среди одесситов. Увидев интерес читателей к своему первому литературному шедевру, Валентин еще сильнее загорелся. Так за 2 года мир увидело еще 25 потрясающих его стихотворений.

В 1912 году Валентин попробовал изменить жанр. В результате стали появляться юмористические рассказы. Параллельно появляются два серьезных объемных произведения «Пробуждение», а также «Темная личность». Первый рассказ описывал великую любовь молодого человека к девушке, которую он героически оставил ради революционного движения. Второе произведение несло сатирический подтекст, высмеивая А. Куприна, А. Аверченко и М. Корнфельда.

До событий Первой мировой войны начинающему писателю Катаеву посчастливилось познакомиться с И.А. Буниным, а также А. М. Федоровым, которые позднее стали верными литературными наставниками Катаева. Через несколько лет круг друзей Катаева стал расширяться – в число его соратников вошли Э. Багрицкий и Ю. Олеша.

Любовь к литературному искусству у Катаева была настолько сильной и всепоглощающей, что даже в трагические годы войны он умудрялся писать увлекательные рассказы и потрясающие очерки, иллюстрирующие тяготы фронтовых будней.

В 1915 году в популярнейшем журнале «Весь мир», который читали все, в том числе элита столицы, появился рассказ Катаева «Немчик». Позднее всем, кто восхвалял талант Катаева, писатель говорил, что шедевры у него получаются благодаря бесценным напутствиям И. Бунина.

Так или иначе, принимая участие в Первой Мировой, а затем в Гражданской войнах, тяготы военной жизни Катаев пережил сполна и потом описал их в повести «Записки о гражданской войне» (1920), рассказе «Отец» (1928).

Значимым для Катаева был 1921 год, когда он, работая в харьковском официальном издательстве вместе с Ю. Олешей, арендует жилплощадь. Именно в тот период Катаев решил, что пришло время покорять столицу. Туда он и отправился через год.

Так с 1922 года в жизни и творчестве Катаева наступает новый этап: писатель переезжает из Одессы в Москву, начинает плодотворно работать для газеты «Гудок». Его круг общения — многие таланты того времени: Юрий Олеша, Исаак Бабель, Илья Ильф, Эдуард Багрицкий. Все они вслед за Катаевым уехали из Одессы покорять столицу, и удачливый первопроходец помогал им обустроиться.

В Москве систематически появляются статьи Катаева сатирического и юмористического характера. Под ними он подписывался по-разному. Зачастую под его произведениями ставились псевдонимы Митрофан Горчица, Ол. Твист, а также Саббакин Старик.

Удача действительно улыбалась молодому писателю. Его талант, наконец, признан в столице. Публикация повести «Растратчики» (1926), в которой автор в сатирической манере критикует социальный бич того времени – присвоение казенных денег, отмечена большим успехом. Сам Станиславский предложил Катаеву поставить по мотивам повести пьесу. И вскоре она прошла на сцене МХАТа. А вторая пьеса «Квадратура круга» была поставлена на нью-йоркском Бродвее.

Вслед за старшим братом покорять Москву приехал и Катаев-младший, которого Валентин Петрович стал вовлекать в писательскую среду. «Каждый интеллигентный, грамотный человек может что-нибудь написать», — говорил он.

Примечательно, что, напутствуя брата, Катаев инициирует написание авантюрного романа о спрятанных во время революции бриллиантах. Идеей он делится с Евгением и другом Ильей Ильфом, приглашая их написать черновик романа, который бы потом сам усовершенствовал и продвинул к публикации.

Ильф и Петров (псевдоним Евгений Катаева ) блестяще справились с задачей без наставничества. Написанный роман разошелся на цитаты, а в благодарность за идею издан с посвящением Валентину Катаеву.

События 1938 года наложили на Катаева тяжелый отпечаток. Он был свидетелем, как талантливого поэта О. Мандельштама арестовала советская власть, назвав все его литературные труды похабными и клеветническими. Наблюдая с болью в сердце за арестом своего соратника, Катаев решил систематически помогать деньгами семье Мандельштама.

Валентин Петрович в годы Второй мировой он вновь надел военную форму и отправился на передовую. Работал фронтовым корреспондентом, писал очерки, статьи, фотографировал. Известным произведением того времени стала повесть «Сын полка» (1945): образ главного героя Вани Солнцева олицетворяет трагические судьбы многих детей в годы войны.

К детской теме Катаев обращается еще в довоенные годы, когда пишет повесть «Белеет парус одинокий», в которой автор погружается в атмосферу родной Одессы. В героях Пете и Павлике, которые вовлечены в круговорот приключений на фоне разрушенного революцией 1905 года города, угадываются черты самого Катаева и его брата Жени. В тяжёлые годы войны нашей страны с захватчиками-фашистами Катаев работал военным корреспондентом. Но и в тот напряженный период, когда одна поездка сменяла другую, Катаев не переставал писать очерки, увлекательные рассказы и захватывающие публицистические статьи. Именно в те напряженные годы талантливый Валентин подарил миру восхитительное произведение «Отче наш».

Повестью «Белеет парус одинокий» (1936) открывается тетралогия «Волны Черного моря», в которую позже вошли романы «Катакомбы» (1951), «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960-1961).

Если «Парус» лишь отчасти можно назвать автобиографическим, то роман «Алмазный мой венец» критики открыто назвали мемуарным. Сам писатель с такой трактовкой не был согласен и даже отказался от жанрового определения роман. «Это свободный полет моей фантазии, основанный на истинных происшествиях», — говорил он. Катаев работает над книгой в 1975-77 годах, а описываемые события относят читателя в мир литературной богемы 20-х годов.

Оригинальность произведения в том, что при реальной основе сюжета герои, а это известные писатели и поэты – современники автора, завуалированы псевдонимами-масками. А новизна в том, что Катаев впервые написал в непривычном для себя стиле, жанре и направлении.

Непосредственно перед Победой гений пера дарит читателям повесть «Сын полка», которая со временем обрела громогласную популярность, за что и была удостоена Госпремии.

Всесторонняя развитость Катаева проявилась, когда гений пера подарил детям и юношам превосходные сказки «Голубок», а также «Цветик-Семицветик». В 1945 году появляются еще сказки «Пень», а также «Жемчужинка», которые привели детскую аудиторию в восторг. Но восторгались этими произведениями не только малыши, но и их родители, которые видели умение гения пера тонко и аккуратно раскрывать в своих произведениях актуальные нравственные вопросы.

Очень аккуратно и бережно Валентин Катаев наставлял детей в своих произведениях, ненавязчиво указывая на особую значимость добра, отзывчивости и уважения к родителям.

С 1955 по 1961 год Катаев возглавляет журнал «Юность», занимая пост главного редактора. В эти годы его издательству помогают удерживать высокий рейтинг малоизвестные молодые поэты, которых тогда относили к «шестидесятникам».

Параллельно с книгами, Катаев пополнял и свою фильмографию. Первый фильм «Растратчики» был поставлен Катаевым в 1931 году. Затем последовал фильм «Цирк», после него – произведение «Родина зовет».

Валентин в каждую сценическую работу вкладывал всего себя. Поэтому фильмы его были красивыми, интересными и профессионально поставленными. Зрители их просматривали всегда с особым упоением.

Более 40 произведений прозаика, в том числе сказки и сценарии, были экранизированы. Самые известные — «Белеет парус одинокий» (1937), «Волны черного моря (1975), «Сын полка» (1981).

За многолетний период своей творческой деятельности Катаев подарил ценителям литературы больше сотни прекрасных произведений, которые иллюстрируют реалии жизни, являются поучительными и назидательными для человека любой эпохи.

Библиография выдающегося писателя В. П. Катаевава:

1920 — «В осажденном городе»; 1925 — «Остров Эрендорф»; 1926 — «Растратчики»; 1927 — «Квадратура круга»; 1928 — «Универмаг»; 1931 — «Миллион терзаний»; 1931 — «Авангард»; 1932 — «Время, вперед!»; 1936 — «Белеет парус одинокий»; 1940 — «Цветик-семицветик»; 1940 — «Дудочка и кувшинчик»; 1940 — «День отдыха»; 1943 — «Синий платочек»; 1944 — «Отчий дом»; 1945 — «Сын полка»; 1956 — «Хуторок в степи» 1956 — «Случай с гением»; 1961 — «Зимний ветер»; 1961 — «Катакомбы»; 1978 — «Алмазный мой венец».

Интересные факты из жизни и творчества Валентина Катаева:

1.В тяжёлые для страны годы Валентин Катаев лично воевал на фронте, и эти события оказали огромное влияние не только на его мировоззрение, но и на его дальнейшее творчество.

2.Будущий гений пера с особым трепетом относился к своим родителям. Позднее, когда он начал карьеру сценариста, его любовь и трепетное отношение к родителям проявилось в том, что главному герою повести «Белеет парус одинокий» он дал имя своего папы и фамилию мамы.

3.По словам его брата Евгения, сюжет для «Двенадцати стульев» ему подсказал именно Валентин.

4.Лучшим писателем современности он считал Ивана Бунина, который, впрочем, сам к Катаеву относился довольно прохладно.

5.В 1920 году он вместе с братом был арестован красноармейцами по подозрению в антисоветском заговоре, и от расстрела Катаевых спасло только личное знакомство с чекистом, который расследовал это дело и был при этом высокого мнения о писательских талантах Валентина.

6.В годы Гражданской войны Валентин Катаев не только воевал, но и массово создавал агитационную продукцию для Красной армии.

7.За свои военные подвиги и за личную храбрость он был произведён в дворянины. Правда, это было «личное» дворянство, не передающееся по наследству.

8.Детство Катаева прошло в Одессе, и он, по воспоминаниям современников, до конца жизни не избавился от присущих этому городу манер и акцента, хоть и прожил почти всю жизнь в Москве и ближнем Подмосковье.

9.Катаев заступался за репрессированного советским режимом писателя Осипа Мандельштама и помогал деньгами его жене, когда тот был в заключении.

10.Повесть Катаева «Растратчики», не слишком популярная в СССР, стала настоящим хитом в США. Она была переведена на английский язык почти сразу после публикации на русском.

11.Родители, бабушка и родной дядя Валентина похоронены на Втором Христианском кладбище Одессы, которое при жизни часто посещал Катаев, чтобы воссоединиться душой со своими близкими и мысленно попросить совета в непростых жизненных ситуациях.

12.Валентин Катаев открыто осуждал Солженицына и призывал не проявлять к нему никакого снисхождения.

13. Катаев создавал фильмы на основе очень многих своих произведений.

14.За свою творческую карьеру Валентин Катаев написал, помимо повестей и стихов, несколько пьес и киносценариев.

15.За свою деятельность Катаев трижды награждался почётным орденом Ленина.

Цитаты и высказывания В. П. Катаева:

*«Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя».

*«Я уже и тогда подозревал, что самое драгоценное качество художника – это полная, абсолютная, бесстрашная независимость своих суждений».

* «Выгодный брак по любви – это случается не часто».

* «Писатели восемнадцатого века — да и семнадцатого — были в основном повествователи. Девятнадцатый век украсил голые ветки повествования цветными изображениями».

* «Слово, рожденное материей, обратно превращается в материю, в вещь. Самый надежный способ организации материи есть превращение ее в отпечаток мысли, потом в слово, в метафору ...».

* «Нас окружает больше предметов, чем это необходимо для существования».

* «Наш век — победа изображения над повествованием. Изображение присвоили себе таланты и гении, оставив повествование остальным».

*«Желание создать есть уже создание», – сказал Скрябин, у которого желаний было все-таки больше, чем созданий, как и у всех нас, впрочем».

* «Лето умирает. Осень умирает. Зима – сама смерть. А весна постоянна. Она живет бесконечно в недрах вечно изменяющейся материи, только меняет свои формы»

. * «Поэзия – дочь воображения. А может быть, наоборот: воображение – дочь поэзии».

* «У всех у нас в душе была украденная Джоконда».

* «Как странно, даже противоестественно, что в мире существует порода людей, отмеченных божественным даром жить только воображением».

* «Почему лучшие мировые поэты всегда изгнанники?».

* «Черные мысли рассеялись. Вы заметили, как легко рассеиваются черные мысли?».

* «Нет такого горя, которое бы не отступило перед жизнью. И это – великое счастье… Иначе как бы мы все стали жить?»

. * «Между поэтами дружба — это не что иное, как вражда, вывернутая наизнанку».

* «Все мы у господа бога корабли, ушедшие в море».

* «Литература — это вечное сражение. Сегодня я всю ночь сражался со словом. Если вы не победите слово, то оно победит вас».

* «Для меня Пушкин — великое произведение природы вроде грозы, бури, метели, летучей гряды облаков, лунной ночи, чувыканья соловьев, даже чумы»

. * «В силу своей постоянной житейской занятости мы давно уже перестали удивляться многообразию форм окружающей нас среды»

. * «В диалоге не должно быть ни одного необязательного выражения. К диалогу надо прибегать только в самых крайних случаях: диалог должен быть краток, работать на характер персонажа и как бы источать терпкий запах...».

* «Россия – самая лучшая, самая сильная и самая красивая страна в мире… Россия – несчастная страна…».

* «Иногда ради одного-единственного прилагательного приходится тратить несколько не только ночей, но даже месяцев кровавого труда».

* «Раз человек молчит, значит, не считает нужным говорить. А раз не считает нужным, то и не надо. Захочет – сам расскажет. И нечего человека за язык тянуть».

В Переделкино

фото из интернета

+1
00:17
383
Нет комментариев. Ваш будет первым!