​70 интересных фактов о Марке Шагале

1.Марк Шагал — выдающийся художник-авангардист. Он является одним из самых известных художников в мире.

2.Марк Шагал — художник с мировым именем. Его считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле — во всех странах, где он жил и работал.

3.Жизненный путь Марка Шагала — это целая эпоха, и все главные события, вошедшие в мировую историю ХХ столетия, нашли свое отображение в творчестве этого художника

4. Марк Шагал был графиком, живописцем, театральным художником, монументалистом, одним из лидеров мирового авангарда ХХ века.

5.Он создавал свои произведения в разных художественных техниках: станковая и монументальная живопись, иллюстрации, сценические костюмы, скульптуры, керамика, витражи, мозаика.

6.А также выдающийся художник писал стихи на идише.

7. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился и вырос в еврейском пригороде белорусского города Витебск 6 июля 1887 года.

8.Родители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет.

9.Дело в том, что Марк Шагал рос в семье, для которой искусство было запретным. Марк был старшим из девяти детей в еврейской семье хасидов. Учитывая хасидское убеждение, о том, что рисовать и создавать образы — кощунство, тем более удивительно, что Шагал выбрал художественную карьеру.

ДОМ-МУЗЕЙ МАРКА ШАГАЛА В ВИТЕБСКЕ

10.Однажды Шагал писал, что до своего юношества ни разу не видел картин. Когда, в конце концов, Шагал начал рисовать, новое увлечение встретило горячее негодования со стороны его семьи, а его набожный дядя даже отказался от общения с племянником. Вероятно, единственным человеком, поддержавшим его выбор, была мама.

11.Начальное образование Марк получил дома, как и большинство евреев в то время, изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык.

12.Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду.

13.Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника.

14.В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства. «Захватив 27 рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. <…> На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств».

15. В Петербурге Марк своими работами поразил членов приемной комиссии, и был принят сразу же на 3–й курс. Там Марк занимался в школе Общества поощрения художников и в студии Говелия Зейденберга, учился живописи у Льва Бакста. В это время формировался художественный язык Шагала: он писал ранние работы в духе экспрессионизма и пробовал новые живописные приемы и техники.

16.В 1909 году Марк Шагал вернулся в Витебск. Он вспоминал, как бродил по городским улицам в поисках вдохновения: «Город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах».

КАРТИНА МАРКА ШАГАЛА «ХУДОЖНИК НАД ВИТЕБСКОМ»

17.На многих полотнах художника можно увидеть этот провинциальный городок: покосившиеся заборы, горбатые мосты, кирпичные улочки, старую церковь, которую он часто видел из окна своей мастерской.

18.Здесь, в Витебске, Шагал встретил свою единственную любовь и музу — Беллу Розенфельд в 1909 году. У пары был уникальный взгляд на мир. При первой встрече с Шагалом Белла романтически охарактеризовала глаза художника (голубые словно небо). Белла появляется во многих картинах Шагала, и он часто изображает ее летающей по воздуху, бросая вызов гравитации своей любовью.

19. В 1911 году Шагал познакомился с депутатом Государственной думы Максимом Винавером, и тот помог художнику выехать в Париж. Тогда в столице Франции проживало много русских художников-авангардистов, писателей и поэтов.

20.Они часто собирались вместе с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, издателем Гервартом Вальденом.

21.В Париже Шагал во всем видел поэтику: «В вещах и в людях — от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма — было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности». Шагал посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. При этом художник говорил, что «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины».

22.Через год он переехал в «Улей» — здание, в котором жили и работали бедные иностранные художники. Здесь он написал «Невесту с веером», «Вид Парижа из окна», «Я и деревня», «Автопортрет с семью пальцами».

23.Денег, которые высылал ему Винавер, хватало только на самое необходимое: питание и аренду мастерской. Холсты стоили дорого, потому все чаще Шагал писал на натянутых на подрамники кусках скатерти, простынях и ночных рубашках. Из-за нужды он продавал свои картины дешево и оптом.Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь».

24.В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран.

25.А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине — в редакции журнала Der Sturm. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. У художника появились последователи. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала.

С БЕЛЛОЙ РОЗЕНФЕЛЬД

26.В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида, которая впоследствии стала биографом и исследователем творчества художника. Марк Шагал был счастливо жил со своей женой Беллой в течение двадцати девяти лет до ее смерти в 1944 году.

МАРК И БЕЛЛА С ДОЧКОЙ ИДОЙ

27.Марк мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье.

28. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, полотна, посвященные войне, портреты Беллы. Почти на всех его полотнах с женскими образами изображена Белла Розенфельд — «Прогулка», «Красавица в белом воротнике», «Над городом».

29.После революции Марк Шагал стал уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В 1919 году он организовал Витебское художественное училище в одном из национализированных особняков.

30.Его учащиеся занимались плакатами с лозунгами, рекламными вывесками, а к годовщине Октября расписывали стены и заборы революционными сюжетами.

31.Марк Шагал создал в училище систему свободных мастерских. Художники, которые руководили мастерскими, могли использовать собственные методы обучения. Здесь преподавали Казимир Малевич, Александр Ромм, Нина Коган. Своему старому учителю, Юделю Пэну, Марк Шагал предложил возглавить подготовительное отделение.

32.Однако, в коллективе вскоре возникли разногласия. Школа приобрела супрематический уклон, и Шагал уехал в Москву. В Москве художник учил рисованию детей в колонии для беспризорников, писал декорации для Еврейского камерного театра. Он не оставлял мысли вернуться в Париж, но пересечь границу в то время было непросто.

33. Возможность покинуть СССР появилась у Марка Шагала в 1922 году. Для участия в Первой русской художественной выставке в Берлине художник вывез большую часть своих полотен, а потом выехал с семьей. Выставка прошла с успехом. Пресса публиковала о его творчестве восторженные отзывы, издатели выпускали биографию и каталоги картин Шагала на всех европейский языках.

34.Художник пробыл в Берлине больше года. Он изучал технику литографии — печати рисунков с помощью оттиска. «Когда я брал литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я смогу поместить на них все свои печали и радости…», — вспоминал художник.

КАРТИНА МАРКА ШАГАЛА «ПРОДАВЕЦ СКОТА»

35.Весной 1923 года Шагал вернулся в Париж. Картины, которые он оставил в парижском «Улье», пропали. Некоторые из них художник восстановил по памяти, среди них «Торговец скотом», «День рождения».

36. Художник спасался от нацистского преследования. В 1941 году Шагал и его семья бежали в США после вторжения Гитлера во Францию во время Второй мировой войны. Убежище Шагала в Америке было организовано Альфредом Гамильтоном Барром — младшим (американский историк искусства и первый директор Музея современного искусства в Нью — Йорке). Он лично организовал включение имени Шагала в список художников, спасающихся от преследований нацистов в Европе. Благодаря статусу и усилиям Барра, Шагал и его семья переехали в Соединенные Штаты в 1941 году.

37.Его произведения искусства были чрезвычайно известны в то время и вдохновлялись родной еврейской культурой — это представляло для него еще большую угрозу, но не разрушало его смелости и вдохновения.

38.Существует легенда, что цыганка нагадала еще в детстве Шагалу долгую и наполненную невероятными событиями жизнь, и что будет он любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных. И действительно, это предсказание сбылось.

39.Марк Шагал был женат трижды. Первая жена — Белла Розенфельд, дочь витебского ювелира. С ней Шагал вступил в брак в 1915 году. Белла умерла от сепсиса в сентябре 1944 года. Но она оставалась Музой до самой смерти художника, который отказывался говорить о ней как об умершей. "… В искусстве, как и в жизни, возможно всё, если в их основе лежит Любовь",- говорил художник.

40.Вторая его жена — Вирджиния Макнилл-Хаггард, дочь бывшего британского консула в США. От этого брака у них родился сын Дэвид. В 1950 году после переезда во Францию Вирджиния, забрав сына, сбежала от Шагала с любовником.

41.Третья жена, на которой женился Марк Шагал в 1952 году — Валентина Бродская, «Вава», владелица лондонского салона моды и дочь известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского.

«АВТОПОРТРЕТ С КИСТЯМИ»

42.В 1934 году картины Шагала, которые хранились в музеях Берлина, были публично сожжены по приказанию Гитлера. Сохранившиеся — выставлены в 1937 году как образцы «дегенеративного искусства». Вот вскоре после этого Марк Шагал покинул Францию и с семьей отправился в США.

43.В 1944 году он собрался вернуться в освобожденный от немцев Париж. Но в эти дни скоропостижно умерла Белла. Шагал тяжело переживал утрату. Он не писал картины 9 месяцев, а когда вернулся к творчеству, создал две работы, посвященные Белле, — «Свадебные свечи» и «Вокруг нее».

44. Марк Шагал был связан с множеством художественных стилей и движений: от глубоко фолк-импрессионистского стиля до его кубитистского исполнения белорусских басен.

45.Шагал и был центральной фигурой в модернистском искусстве, картины мастера олицетворяли темы прошлого. Сегодня он известен как один из великих мастеров Парижской школы, а также предвестник сюрреализма.

46. Витебск — любимый город на полотнах Шагала. «Почвой, которая питала корни моего искусства, был Витебск». Шагал стремился уловить саму суть крестьянской жизни, утверждая, что город имел причудливое присутствие и существовал главным образом в его душе и мечтах. Коровы, сараи, куры, лошади, женщины, работающие и танцующие скрипачи наполняют его произведения, улавливая дух крестьянской жизни.

«ЦВЕТЫ НА СТОЛЕ»

47. Однажды Шагал пошутил: «Какой гений этот Пикассо, жаль, что он не рисует». А вот Пикассо отзывался о Шагале на более дружеской ноте: «Я не знаю, где он находит эти изображения. У него, должно быть, ангел в голове». В 1950-х годах Пабло Пикассо также заявил, что «когда умрет Матисс, Шагал останется единственным художником, который понимает каков на самом деле цвет».

48.Анна Ахматова была ярой поклонницей Марка Шагала. В 1963 году Ахматова писала одному из своих знакомых, что у нее есть картина Шагала «Зеленые любовники». Дочь Шагала, которая гостила у поэтессы в Ленинграде, оставила ей фотографию отца и спросила, что ей прислать в ответ из Парижа.

49.Поэтесса попросила пастель для знакомого художника. Через месяц вернувшиеся из Франции знакомые передали, что Шагал интересуется, какую именно пастель — раннюю или определенную картину. Пришлось писать разъяснение, что речь идет о красках. Впоследствии поэтессе отправили коробочку с пастелью.

50. В 60-х годах Шагал постепенно перешел на монументальные виды искусства: мозаику, витраж. Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог.

51.Марк Шагал – был художником трех конфессий. Он стал единственным в мире мастером живописи, чьими произведениями искусства украшены культовые сооружения практически всех конфессий: синагоги, храмы, костелы. В общей сложности, витражи Марка Шагала украшают 15 зданий во всем мире.

52.По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона парижской Гранд-опера. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок.Росписи Шагала, площадью более 200 квадратных метров, демонстрировали дань уважения 14 значительным оперным композиторам и их работе. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Свою монументальную работу он завершил в возрасте 77 лет! Знаменательно, что за эту грандиозную задачу он отказался брать оплату.

53. В 60-е годы он по заказу правительства Израиля создает уникальные мозаики для здания парламента в Иерусалиме. Также Марк Шагал создал два живописных панно для Метрополитен-оперы в США. Успех повлек за собой внушительные заказы на оформление мозаиками и витражами религиозных храмов.

54.Скульптуры малых форм Шагала практически неизвестны широкой публике. Этот вид искусства мастер открыл для себя в 1949 году, когда поселился в Вансе на Лазурном берегу Франции. Художник, очарованный разновидностью камней на этой земле, серьезно начал заниматься резьбой. Он изучал новые материалы через керамику и скульптуру на протяжении тридцати лет.

55.Известно около ста его скульптурных работ малых форм на библейские темы, вариации на тематику отношений мужчины и женщины. Некоторые из них перекликаются с формой изображения доисторического и средневекового искусства.

56. Картины Шагала находятся в рейтинге самых похищаемых произведений искусства. Причём, Марк Шагал — единственный художник, который вошел сразу в два рейтинга похищенных работ. Марк Шагал — один из немногих, чьи работы пользуются особой популярностью среди похитителей. Общемировой рейтинг составлен американской компанией Art Loss Register с учетом всех похищений картин Шагала, а российский — на основе базы данных Интерпола, включая картины, которые до сих пор находятся в розыске. Пропавшими числятся 516 полотен Шагала.

57. Шагал был запрещенным художником в СССР. Его статус еврея, художника и эмигранта привели к тому, что Шагал был лишен своей личности. Его художественный стиль противоречил социалистическому реализму, сформировавшему советское искусство. Произведения Шагала даже были запрещены в музеях, книгах и общественных местах не только из-за их нетрадиционного стиля, но и из-за того, что они изображали еврейскую культуру.

58. Несмотря на то, что он прожил в Нью-Йорке 6 лет, Шагал никогда не учил английский. На самом деле он никогда не пытался выучить английский язык, утверждая: «Мне понадобилось тридцать лет, чтобы плохо выучить французский, почему я должен пытаться выучить английский?». Возможно, это также было связано с его сильной неприязнью к этому городу. Картины Шагала стали заметно мучительными и темными в период жизни в Нью-Йорке. Шагал любил Витебск и жаждал Парижа.

59. Шагал был иллюстратором книг Гоголя, Лонга, Лафонтена. Марк Шагал занимался литографией. Его друг, издатель Амбруаз Воллар, предложил создать офорты к «Мертвым душам» Николая Гоголя. Сам двухтомник «Мертвых душ» вышел ограниченным тиражом — всего 368 экземпляров. Это было коллекционное издание: каждая иллюстрация в книге была пронумерована и подписана художником, а бумага ручной выделки защищена водяным знаком Ames mortes — «Мертвые души». Один комплект гравюр — 96 работ — Марк Шагал подарил Третьяковской галерее.

С ВАЛЕНТИНОЙ БРОДСКОЙ

60.Художник готовил офорты и к другим книгам: «Басням» Лафонтена, «Дафнису и Хлое» Лонга, автобиографии «Моя жизнь». А иллюстрации к Библии стали началом нового цикла работ, над которым он трудился всю жизнь. Гравюры, рисунки, картины, витражи и рельефы объединились в «Библейское послание» Шагала.

61. Шагал вместе с другими художниками Сальвадором Дали, Пабло Пикассо и Эдгаром Дега начал свое художественное путешествие, скопировав работы старых мастеров в Лувре. А затем и ему посчастливилось увидеть свою работу в Лувре.

62.Очень немногим художникам удалось увидеть свои работы в Лувре. Шагал был одним из немногих художников, выставленных в Лувре при жизни. Жорж Брак был первым («Натюрморт с арфой и скрипкой»). Вопреки всем правилам с октября 1977 по январь 1978 г в Лувре проходила выставка работ Марка Шагала, которая была приурочена к его 90-летнему юбилею. Хотя до этого по правилам Лувра работы при жизни авторов в музее не выставлялись

63. Работы Марка Шагал считаются лучшими в прославлении хасидизма. Шагал создал декорации и настенные росписи для еврейского театра в России. Считается, что эти работы являются лучшими в прославлении хасидизма. Израиль, который Шагал впервые посетил в 1931 году для открытия художественного музея в Тель-Авиве, также наполнен работами Шагала, в частности 12-ю витражами в больнице Хадасса и настенными украшениями в Кнессете (законодательный орган Израиля).

64. Еще цыганка нагадала Шагалу, что он умрет в полете. И это её предсказание сбылось.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МАРКА ШАГАЛА В НИЦЦЕ

65.28 марта 1985 года 98-летний Шагал сел в лифт, чтобы подняться на второй этаж в своем доме в городе Сен-Поль-де-Ванс. Во время подъема его сердце остановилось.

66. Шагала похоронили на местном кладбище в Провансе.

67. Работы гения продаются за баснословные деньги. В 2017 году картина Шагала «Les Amoureux» («Любовники») была продана за ошеломляющие 28,5 миллиона $ на Sotheby's в Нью-Йорке. Картина содержит две самые большие страсти Шагала — любимую Беллу и Париж.

68. В тот июльский день 1887 года, когда Марк Шагал появился на свет, в городке свирепствовал большой пожар. Кровать, на которой лежала Фейга с новорожденным сыном, перетаскивали с места на место, чтобы спасти мать и младенца. Видимо поэтому на протяжении всей своей долгой жизни художник испытывал постоянное стремление к перемене мест. А на своих живописных полотнах изображал пощадивший его огонь в виде красного петуха.

69. В 1973 году Марк Шагал посетил СССР. Здесь он провел выставку работ в Государственной Третьяковской галерее, после чего несколько полотен подарил Третьяковке и Пушкинскому музею.

70.В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почетного легиона. В конце этого же года, к юбилею Шагала, в Лувре прошла персональная выставка художника.

ПАМЯТНИК МАРКУ ШАГАЛУ В ВИТЕБСКЕ


фото из открытого доступа



+1
01:03
6911
Нет комментариев. Ваш будет первым!