​65 интересных фактов об Араме Хачатуряне

1. Арам Хачатурян – один из самых выдающихся композиторов и педагогов XX века.

2. Его имя знают любители классической музыки по всему миру.

3. Арам Хачатурян сочинял такие великолепные произведения, что многие из них после первого исполнения сразу же становились популярными.

4.Незабываемый «Концерт для скрипки с оркестром», восхитительный «Танец с саблями» из балета «Гаянэ, великолепный «Вальс» из сюиты к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» — эти и множество других произведений покорили сердца слушателей в нашей стране и во многих странах мира.

5.Музыка, написанная выдающимся композитором Хачатуряном, звучит в 30 фильмах. Большинство из них были сняты ещё при его жизни, но некоторые выходили уже и после, то есть в саундтреке использовались его музыкальные произведения. Также музыка Хачатуряна многократно использовалась зарубежными режиссёрами в своих фильмах.

6. Арам Хачатурян родился в армянской семье, жившей в предместье старого Тифлиса, 24 мая 1903 года. По воспоминаниям матери, малыш появился на свет в «рубашке». Его назвали Арам, что на армянском означает «милосердный».

7.В семье переплетчика Ильи Васкановича Хачатуряна Арам был самым младшим, пятым ребенком и четвертым сыном. Первая дочь Хачатурянов умерла совсем малышкой. У Арама были три брата, разница в возрасте со старшим, Суреном, составляла 14 лет.

8.Родители будущего композитора, Илья (Егия) Васканович и Кумаш Саркисовна, были родом из соседних сел в Армении. Илья с 13 лет уехал на заработки в Тифлис. С невестой, которая была моложе его на 10 лет, их обручили заочно, а поженились они, когда ей е исполнилось 16 лет.

9.В детстве Арам был непоседой и выдумщиком. С восьми лет его отдали учиться в расположенный неподалеку пансион С.В. Арбутинской-Долгорукой. Ребенок из простой семьи оказался среди детей аристократов только благодаря тому, что Илья Васканович много работал с библиотекой хозяйки пансиона.

10. В пансионе Арам научился играть на фортепиано и петь. Музыка интересовала мальчика с детства, но родители не одобряли этого его увлечения, так что всерьёз заниматься музыкой он получил возможность только в возрасте 19 лет.

11.В юности Арам не получил специального музыкального образования, так как подростком по настоянию отца он учился в тбилисской Коммерческой школе, а в 1921 году приехал в Москву продолжать образование и поступил в университет, на отделение биологии при физико-математическом факультете МГУ.

12.В Москве Арам живет у брата, известного МХАТовского режиссера Сурена Хачатуряна, посещает театры и концерты, общается с творческой элитой.

13.Е.Ф. Гнесина первой разглядела его музыкальные способности. И вот уже Арам после года в университете успешно сдает вступительные экзамены в Музыкальный техникум имени Гнесиных в класс виолончели.

14.Несколько лет он учится в обоих заведениях, но три года спустя оставляет биологию ради музыки. Одновременно с этим, из класса виолончели Арам переводится в класс композиции, где под руководством М. Гнесина сочиняет свои первые произведения.

15.Живя в Москве, Арам учился музыке вопреки родительской воле. В свободное время ему приходилось подрабатывать грузчиком. Но повреждения пальцев очень опасны для музыканта, и его преподавательница сольфеджио, увидев израненные пальцы Арама, заставила его уволиться с этой работы. Вместо физического труда она помогла ему начать работать репетитором.

16. Университетское образование композитор так и не закончил – музыка настолько его увлекла, что он сосредоточился на уроках композиции и фортепиано, забыв обо всё остальном.

17. Хачатурян вспоминал, что ему невероятную мотивацию заниматься музыкой дало первое в его жизни посещение симфонического концерта, на котором исполнялись произведения Бетховена и Сергея Рахманинова. Оно настолько его потрясло, что он сохранил это впечатление на всю жизнь.

18. В конце 20-х годов Арам женится, у него рождается дочь Нунэ.

19.С 1929 Хачатурян – студент Московской консерватории. Аспирантуру он заканчивал у Н.Я. Мясковского, о нём он сохранил теплые воспоминания на всю жизнь.

20.В классе у Мясковского Арам познакомился с Ниной Макаровой и принял решение разойтись с первой женой. В 1933 году молодые композиторы поженились, а через 7лет у них родился сын.

21. Персонажей балета «Гаянэ» зовут Нунэ и Карен – так же, как и детей композитора.

22.Люди, близко знавшие пару Хачатурян – Макарова, единогласно утверждали, что это был союз двух абсолютных противоположностей. Нине Владимировне для работы требовалась тишина и одиночество. Арам Ильич мог писать в любом месте и в любое время. Она была более закрытым человеком, он – ярким, жизнерадостным и общительным. Но этими своими качествами они идеально дополняли друг друга.

23. Оставаясь в творческой тени своего великого мужа, Нина Макарова долгие годы поддерживала и вдохновляла его, возможно, в ущерб своему таланту. Поэтому сочинения Н.В. Макаровой, к сожалению, плохо известны. А ведь Макарова сочинила нескольких опер, множества песен и романсов.

24. Еще до окончания консерватории Хачатурян заявил о себе балетом, несколькими камерными сочинениями, музыкой к драматическим спектаклям.

25.В 1936 году Хачатурян написал Концерт для фортепиано с оркестром, который стал популярен во всем мире.

26.В 1939 году для Ереванского театра был написан его первый балет «Счастье». Материалы для него Хачатурян несколько месяцев собирал в Армении, знакомясь с народным творчеством, мотивами и традиционными музыкальными инструментами. В основе сюжета – история о жизни простых колхозников. Балет имел несовершенную драматургическую основу, но музыка обладала ярким, узнаваемым национальным колоритом.

27. Через несколько лет это сочинение будет полностью переработано, уже как часть балета «Гаянэ». Дипломной работой композитора стала Первая симфония. «Первая армянская симфония», как назвали это сочинение его соотечественники.

28. Произведения Хачатуряна исполнялись в крупнейших советских и зарубежных концертных залах, его поглотили общественная деятельность и большое количество работы, а первой наградой в 1939 году стал Орден Ленина. С того же года Хачатурян стал зампредседателя Оргкомитета Союза композиторов СССР.

29.Арам Хачатурян много работал с крупнейшими драматическими театрами столицы – МХАТом, Центральным театром Советской Армии, Театром имени Вахтангова.

30. Театр имени Вахтангова к столетию смерти М.Ю. Лермонтова ставил драму «Маскарад», а музыку к спектаклю заказали Хачатуряну. Несмотря на то, что премьера состоялась 21 июня 1941 года, и сценическая жизнь этой постановки была недолгой, вальсу из нее суждено было стать одной из самых прекрасных мелодий 20 века.

31.Во время войны Хачатурян в составе творческой группы был эвакуирован в Пермь. Композитор остро воспринимал разлуку со своей семьей.

32.Находясь в пермской эвакуации, Хачатурян поселился в гостинице, в небольшом номере, но в него поставили еще и фортепиано, что давало маэстро много работать. Всего полгода потребовалось Араму, чтобы написать и полностью оркестровать балет «Гаянэ». В 1943 году он был поставлен силами ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова, также вывезенного в Пермь.

33.Среди произведений военных лет композитора: Вторая симфония, Сюита для двух фортепиано, сюиты из музыки к «Маскараду» и «Гаянэ», марш для духового оркестра, песни, гимн Армянской ССР, музыка для театра и кино.

34.После войны выходит в свет Третья симфония, ставшая по замыслу композитора гимном народу, победившему фашизм, Концерт для виолончели с оркестром, «Ода памяти В.И. Ленина».

35.После Победы радость от воссоединения с любимыми и друзьями, вдохновенный творческий подъем в одночасье были разрушены 10 февраля 1948 года, так как Хачатурян был упомянут в печально известном постановлении «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели».

36. Тогда была перечеркнута работа многих советских композиторов. Арама Ильича перестали издавать и одно время почти перестали исполнять. Эта несправедливая критика больно ударила его еще и потому, что расколола композиторский лагерь на две части – «формалисты» и «правильные». В числе первых были Хачатурян, Мурадели, Шостакович, Прокофьев, Мясковский.

37.В числе вторых, получивших должности и известность — Хренников, Асафьев, Захаров. Арам Ильич воспринял эти события как предательство тех, с кем работал долгие годы. Первым желанием было закончить писать музыку, но это оказалось не в его власти. Он стал преподавать в консерватории, встал за дирижерский пульт.

38.Несмотря на то, что «композиторское» постановление отменили только в 1958 году, официальная власть все эти годы не могла не признавать заслуг Хачатуряна. О том свидетельствуют и Сталинская премия в 1950, и звание Народного артиста СССР в 1954 году.

39.В 40-е годы были плодотворными и на сочинения для кино. Хачатурян сотрудничал с режиссерами М. Роммом, Я. Протазановым, В. Петровым. Его музыка к фильму «Сталинградская битва» была удостоена Сталинской премии.

40.Замысел балета «Спартак» Арам Ильич вынашивал всю войну. Уже в 1941 творческая команда была сформирована – либреттист Н. Волков, художник Ф. Федоровский, балетмейстер И. Моисеев. Но война внесла свои коррективы, на 10 лет отставив начало создания балета.

41.К сочинению музыки к балету «Спартак» Хачатурян приступил только в 1950 году. Интересно, что в тот же год маэстро побывал в Риме, и, возможно, впечатления от поездки на место событий дало ему вдохновение для создания большого произведения после периода творческой неопределенности.

42.За 3,5 года балет был закончен. Его премьера состоялась в Ленинграде 27 декабря 1956 года. Балетмейстером-постановщиком был Л. Якобсон, художником – В. Ходасевич. Спектакль стал настоящей сенсацией, все в нем было ново – хореография (Якобсон поставил балет не на пуантах, а в сандалиях, на невыворотных ногах), масштаб – было занято огромное количество кордебалета и статистов.

43.Игорь Моисеев поставил «Спартака» в Большом театре полтора года спустя после ленинградской премьеры. В 1968 году появилась на свет еще одна версия балета – в хореографии Ю. Григоровича.

44.Ленинградский «Спартак» Якобсона и московский Григоровича – абсолютно разные постановки – и по хореографии, и по духу. Спектакль Якобсона, сцены из римской жизни, был новаторским и по форме, и по содержанию.

45.Переделанная версия «Спартака» Якобсона некоторое время демонстрировалась и в Большом театре. В Кировском – Мариинском театре всегда ставился только один «Спартак» — Л. Якобсона. Возобновления спектакля были в 1976, 1985 и 2010 годах. Спектакль входит и в текущий репертуар.

46… В 2008 году санкт-петербургский Михайловский театр представил свою версию «Спартака» по либретто и в хореографии Георгия Ковтуна. Постановка отличалась пышностью и размахом: несколько сотен человек массовки, четырехэтажные декорации, присутствие живых лошадей и даже тигра.

47.Знаменитый «Танец с саблями» появился по требованию постановщиков балета «Гаянэ». Хачатурян вспоминал, что написал его всего за 11 часов. По иронии судьбы, именно благодаря этой мелодии имя композитора стало известно широкой публике за пределами Советского союза. На западе его даже называли «Мистер «Танец с саблями».

48.Либретто «Гаянэ» переделывалось едва ли не к каждой постановке. Кировский театр в 1945 году представил балет на своей исторической сцене. В нем появились новые персонажи, были отредактированы сюжетные линии, удален пролог, изменена сценография. В 1952 году балет был переработан для новой постановки. Большой театр обратился к произведению в 1957 году. И вновь сценарий был существенно переделан.

49.Сейчас, к сожалению, «Гаянэ» — редко ставят на российских подмостках. Полностью с произведением можно познакомиться только во время нечастых гастролей Армянского академического театра оперы и балета им. А. Спендиаряна, визитной карточкой которого является этот балет.

50… Арам Хачатурян с 1950 года становится профессором класса композиции Московской консерватории.

51. С этого же времени Арам Ильич начинает гастролировать по миру, дирижируя своими сочинениями на концертах.

52.Первый раз став за пульт совершенно случайно, маэстро настолько загорелся этой деятельностью, непосредственным общением с публикой, что впоследствии объездил полмира, дирижируя своими произведениями. Он говорил, что часто дирижер Хачатурян даже критикует композитора Хачатуряна.

53… В 50-е годы он много пишет для театра («Макбет» и «Король Лир») и кинематографа («Адмирал Ушаков», «Отелло»).

54.Последующее десятилетие ознаменовано тремя Концертами-рапсодиями, которые были удостоены Государственной премии, «Балладой о Родине» для баса и оркестра, сочинениями для фортепиано. Последними работами композитора стали несколько сонат.

55. Последние годы жизни Арам Ильич боролся с раком и перенес несколько операций. В 1976 он овдовел и тяжело переживал потерю жены, к которой был невероятно привязан.

56.Но, даже будучи больным, после двух тяжелых операций, Арам Ильич лично ездил по стране участвовать в постановках своих балетов.

57.План своих похорон он составил сам, выбрав местом своего последнего пристанища историческую родину, Армению. 1 мая 1978 года он скончался в московской больнице.

58. О жизни Арама Ильича снято 4 документальных фильма. А в 2019 году на экраны также биографический художественный фильм “Танец с саблями”, посвящённый жизни Хачатуряна.

59.Любимое блюдо композитора – долма в виноградных листьях. Знакомые регулярно привозили ему домашнюю долму прямо из Армении.

60.Обладая рубенсовской внешностью, Арам Ильич по-хорошему завидовал своему старшему брату Вагинаку, которого природа наградила высоким ростом, стройной фигурой и аристократическими чертами лица.

61… Среди племянников Арама Ильича есть и известный дирижер, и композитор. Дирижер — Эмин Левонович Хачатурян, записавший с Государственным симфоническим оркестром кинематографии музыку к 150 фильмам, среди которых «Я шагаю по Москве», «Бриллиантовая рука», «Москва слезам не верит».

62.Композитор – Карен Суренович Хачатурян, автор балета «Чиполлино», профессор Московской консерватории.

63… Арам Ильич много писал музыки для кинематографа. Также музыку Хачатуряна многократно использовали зарубежные режиссёры в своих фильмах. Самыми известными кинолентами, в которых она звучит, можно назвать фильмы “Олдбой” Чхан Ук Пака и “Космическая одиссея 2001 года” Стэнли Кубрика.

64… Арам Хачатурян создал собственную композиторскую школу, самыми известными его учениками стали А. Эшпай, М. Таривердиев, В. Дашкевич, А. Рыбников, М. Минков.

65.Арам Хачатурян соединил полифонию западной классической музыки и монодию восточных напевов, открыв тем самым традиционной мелодике востока дорогу к западному зрителю и общемировому признанию… В то же время музыка Хачатуряна уникальна и самобытна, в ней нет заимствований и прямых отсылок к народному искусству. Она и сегодня поражает своей энергией, эмоциональностью и жизнелюбием, в полной мере раскрывая удивительный талант ее создателя.

ПАМЯТНИК ХАЧАТУРЯНУ В МОСКВЕ


фото из открытого доступа



+1
03:29
2000
Нет комментариев. Ваш будет первым!