​70 интересных фактов о Василии Тропинине

1.Тропинин Василий Андреевич – знаменитый русский художник, мастер портрета с романтическим уклоном.

2.Современники отзывались об этом живописце, как о последователе Тициана.

3. Василий Тропинин — русский художник, который писал картины в стиле романтизма и реализма, отдавая предпочтение портретному жанру.

4. Его современники-художники происходили в основном из дворянского, или же купеческого и мастерового сословия. А Василий Тропинин, в отличие от других известных российских художников, например, Айвазовского, Горбатова, Коровина, был по происхождению крепостным крестьянином, то есть, рабом.

5. Хозяин мог его продать другому крепостному, выпороть за малейшее непослушание, заставить заниматься не любимой живописью, а какими-либо сельскохозяйственными работами или чисткой навоза. Василий Тропинин получил свободу только в 47 лет, когда уже стал знаменитым художником.

6. Василию Тропинину приходилось не только рисовать портреты своих господ и расписывать фресками деревенскую церковь, но и красить колодцы, заниматься малярными работами, всевозможными домашними делами и даже готовить десерты.

7.Но Василию Тропинину, крепостному крестьянскому парню, наперекор всем обстоятельствам удалось получить вольную и стать знаменитым российским художником.

8. Василий Тропинин родился 30 марта 1776 года в селе Карпово Чудовского уезда Новгородской губернии. Его родители были крепостными крестьянами графа Антона Миниха. Позже в качестве приданого хозяйской дочери село отошло к графу Ираклию Моркову, её мужу.

9.Отец будущего художника Андрей Тропинин получил вольную за хорошую службу. Однако остальных членов семьи граф Миних не освободил.

10.С детских лет Василий Тропинин увлекался рисованием. Особенно ему нравилось изображать людей, подмечая свойственные им особенности. До наших дней дошли семейные воспоминания Минихов, из которых известно, что к детским рисункам крепостного мальчишки господа относились как к забаве. Но Вася не унимался.

11.Послушный во всём — сказывалось суровое воспитание и особенности личного характера, веками культивировавшиеся у крепостных, так как от чересчур буйных и непокорных помещики старались избавиться любыми способами — продавали задёшево, отправляли в солдаты или запарывали насмерть, он был одержим живописью.

12.Однажды его заставили чистить ваксой хозяйские сапоги. Прошло немало времени, а Васьки всё нет, пошли искать и оказалось, что он находился в девичьей, где были развешаны дешёвые лубочные картинки. Начинающий художник прямо ваксой перерисовывал их на стенах этого помещения. Подобные художества не оценили и мальчика жестоко выпороли, что, впрочем, не уняло его тягу к рисованию.

13.Будущий живописец отучился четыре года в губернском народном училище, в Новгороде, получив начальное образование. После учебы Тропинин вернулся в село Карпово.

14. В начале 1790-х годов граф Морков отправил 15-летнего Василия в Петербург на учёбу кондитерскому делу. В столице за подростком присматривал двоюродный брат его барина Алексей Морков.

15.Вскоре Алексей Морков заметил, что Тропинин ходит слушать лекции в Академию художеств. Вначале ему это очень не понравилось, но, увидев результаты этих занятий и поняв, что подросток имеет явное дарование, выхлопотал для него согласие графа Моркова на учёбу в Академии, уверив того, что при необходимости будет платить за его занятия сам.

16.Узнав, что Тропинин талантлив, тут пошли соображения сугубо практического свойства. Хороший художник может принести куда больший доход, чем обычный кондитер. И с 1799 года Тропинин в качестве вольнослушателя — настоящим студентом он не мог быть из-за своего крепостного происхождения, стал учиться мастерству живописца.

17.Тропинин учился в мастерской портретиста Степана Щукина, посещал занятия Григория Угрюмова, Иоганна Лампи-младшего Габриэля Дуайена. Преподаватели отмечали, что ученик имеет все задатки, чтобы стать великим художником. Вскоре пришёл к нему и первый успех.

18.В 1804 году картину «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» показали на выставке, где кроме Тропинина, там представили свои работы и уже знаменитые к тому времени живописцы: Орест Кипренский, Иван Акимов и Владимир Боровиковский. Но именно работа Тропинина заняла первое место, критики тех лет хвалили художника и предрекали ему большое будущее. Выставку посетила императрица Мария Федоровна.

19.Василий Андреевич Тропинин на ежегодных выставках получал похвалы от самых именитых зрителей: ректора, президента Академии, императрицы Марии Фёдоровны.

20.Радетели добивались для лучшего студента вольной грамоты. Но тут взыграло барское положение его хозяина. Он внезапно решил, что учиться хватит, и такой талант должен быть рядом с барином. Уже в сентябре того же 1804 года Тропинину пришлось покинуть Академию художеств. Граф Ираклий Морков отозвал живописца с учебы и велел переехать в свое имение в селе Кукавка на Украине. Он побоялся, что Василий Тропинин станет настолько известным, что сам хозяин потеряет над ним власть, потому и отправил талантливого живописца к себе в имение, заниматься всякими хозяйственными делами.

21.И Тропинин вопреки своему таланту расписывал гербы захудалого рода своего формального владельца, делал пирожные и десерты, рисовал портреты ненавистного хозяина и членов его семьи и даже прислуживал за столом в качестве лакея.

22.Каково было художнику, несмотря на весь свой талант, чувствовать себя человеком второго сорта, холопом, не имеющего права самому выбирать занятие по душе и по способностям и вынужденного по воле барина прислуживать за столом? И это в XIX веке.

23.Впрочем, были в вынужденном возвращении и свои плюсы. Однажды его хозяин граф Морков надумал построить церковь в своём селе Кукавка, и велел Тропинину расписать её.

24.Сам Тропинин с радостью вспоминал это время — он много занимался своей любимой живописью, рисовал фрески, а в свободное от этой работы время нарисовал портреты местных крестьян: юных девушек, умудрённых житейским опытом стариков, мужчин в самом расцвете сил. В то время Тропинин создал целую галерею интересных образов, впоследствии по этим рисункам и наброскам он напишет свои лучшие картины.

25.В этой же церкви Тропинин и венчался. Его избранницей стала вольная девица Анна Катина, и, сделав свой выбор, она выходила замуж за порядочного, доброго, талантливого художника, но крепостного человека и тем самым теряла свою личную свободу, становилась собственностью графа Моркова.

26.Никакого роптания не было даже по поводу того, что граф записал в крепостные вольную поселенку, с которой в 1807 году обвенчался Тропинин. По закону статус супругов должен быть одинаковым – барин рассматривал только закрепощение жены художника, а никак не его освобождение.

27.Жена Тропинина, Анна Ивановна Катина, в 1809 году родила сына Арсения, который в будущем продолжит династию. В галерее художника есть образы жены и сына; портрет Арсения в истории русской живописи считается одним из лучших детских изображений.

28. Их хозяин граф не был самодуром, он жену с мужем не разлучал, и они прожили вместе больше полувека. Семейная жизнь их сложилась благополучно. Все Тропинины со временем получили вольные (хотя и в разные годы).

29.Сельская церковь Св. Дмитрия Солунского, художника и архитектора Василия Тропинина, построенная и расписанная им в 1806 году, сохранилась до наших дней (перед ней стоит памятник Тропинину).

30. Получив бесценные знания и опыт во время учёбы в Академии, Василий Андреевич использовал все возможности заниматься любимым делом. Покладистый характер художника позволял ему обходить острые углы в отношениях с графом и принимать действительность такой, какая она есть.

31.А потом Тропинина отправили в Москву. Дочка хозяина вышла замуж, а в качестве приданного, наряду с сундуками, прихватила и Василия Тропинина.

32.Впоследствии отношения между Тропининым и его барином наладились. Граф Морков, видя незаурядный талант своего живописца, разрешил ему заниматься только написанием картин. Он советовался с ним, Тропинин бы в курсе всех важных семейных дел графа. Это были уже не отношения барина и холопа, а начальника и ценимого им подчинённого. Тропинин стал самым верным человеком в его окружении.

33.Во время войны 1812 года граф отправляется вместе с сыновьями защищать отечество, возглавлять московское ополчение, а Тропинину велит следить за хозяйством и не допустить разграбление имущества. И Тропинин с поставленной задачей успешно справляется.

34. После освобождения города от французов сгоревшая Москва заново отстраивалась, новые особняки нуждались в новых полотнах. Поэтому у художника было много работы. Героями его произведений стали счастливые дворянские семейства, дождавшиеся своих героев-родственников с войны, группами и поодиночке. Известность живописца росла вместе с городом и, хотя официальных выставок не было, имя художника знали (представители дворянства, бывая друг у друга).

35.Тропинин создавал портреты московских дворян, в том числе писателей Николая Карамзина и Ивана Дмитриева. Написал Тропинин и семейный портрет графов Морковых. Вскоре живописец стал известен в Москве. В журнале «Отечественные записки» про него писали: «Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов».

36.В 1818 году Тропинин вернулся в Кукавку. Там он создавал пейзажи и портреты крестьян, в том числе «Украинца с палкой». Художник вспоминал: «Я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех, и эти мои работы, кажется, лучшие изо всех до сих пор мною писанных». В селе Тропинин создал и несколько жанровых полотен, включая «Свадьбу в Кукавке».

37.В 1821 году Тропинин вернулся в Москву. Здесь он продолжил работу над «народными образами» — портретами украинских крестьян. Тропинин написал «Девушку с прялкой» и «Мальчика с дудкой». Работал он и над портретами художников Егора Скотникова и Николая Майкова. Критики хвалили новые работы живописца за выразительность линий, грамотную работу с цветами и светотенью.

38.В начале 1820-х годов художник все еще оставался крепостным. Почитатели творчества Тропинина требовали у Моркова дать ему вольную. Друг живописца Михаил Дмитриев даже предлагал графу простить крупный карточный долг за освобождение.Очень многие пытались повлиять на графа Моркова и добиться вольной для такого таланта.

39.Сдался граф лишь, когда художнику было уже 47 лет. Вольную художник получил только весной 1823 года. Но жена и сын оставались крепостными, о в качестве заложников графа – он очень хотел удержать живописца возле себя.

40.Но Тропинин, прожив почти полвека, не оставил мечту и подал документы в Академию, чтобы получить звание художника. Комиссию убедили его картины: «Кружевница», «Старик-нищий» и портрет известного тогда гравёра Скотникова. Василию Андреевичу дали звание «назначенного в академики», промежуточного перед званием академика. Оно, в свою очередь, было также выполнено с честью в 1824 году, что и принесло Тропинину вожделенное звание академика портретной живописи.

41.Жизненная цель была выполнена, профессиональная карьера складывалась успешно. Признанный художник и свободный человек Василий Тропинин на автопортрете, первом в своей галерее, написанном в том же 1824 году, предстаёт в образе довольного и благополучного мужчины. С этого времени художник постоянно живёт и работает в Москве.

42.Кружевницу» и «Старика нищего» в свою частную коллекцию — так называемый «Музеум» — купил писатель и журналист Павел Свиньин.

43.Чтобы получить звание академика, Тропинину надо было пройти экзамен в Академии художеств. Осенью 1824 года его вызвали в Петербург. Живописец должен был написать портрет, который бы оценили профессора Академии художеств. Тропинин изобразил работника Санкт-Петербургского монетного двора Карла Леберехта. За эту картину художнику и присвоили звание академика.

44.В это же время Тропинин создал несколько реалистичных зарисовок из повседневной жизни петербуржцев. Остаться преподавателем в Академии художеств он отказался. Тропинин писал: «Все я был под началом, да опять придется подчиняться то Оленину, то тому, то другому…».

45.Тропинин прожил в Петербурге еще несколько месяцев. За это время он получил несколько заказов на портреты, в том числе от госсекретаря Михаила Сперанского. Однако художник отказался — вскоре он вернулся в Москву. Граф Морков попытался устроить его преподавателем в государственную школу, но Тропинин вновь отказался: «Я хочу теперь спокойной жизни, ваше сиятельство, и никакой официальной обязанности на себя не приму».

46.С 1824 года и до конца жизни Тропинин жил и работал в Москве. Здесь он стал одним из самых популярных портретистов. В эти годы он создал картины «Гитарист», «Каменщик», «Дама в зеленом платье». Его работы приобрел в коллекцию антиквар Дмитрий Лухманов, их вывесили в московском Опекунском совете и Обществе скаковой охоты.

47.Почти все время Тропинин занимался живописью. Скульптор Николай Рамазанов писал о нем: «Все обидное переносил с высоким терпением и посреди всех художественных занятий совершенно забывал все окружавшее его неприятное и трудился до упаду; случалось, где работал, там и засыпал».

48.В 1828 году, когда умер граф Морков, жена и сын Тропинина получили вольные грамоты.

49.В конце 1820-х Тропинин создал несколько портретов своих друзей — художников Карла Брюллова, гравера Егора Скотникова, скульптора Ивана Витали. Изображал он и простых людей за повседневными делами, в том числе на картинах «Старик, обстругивающий костыль» и «Мальчик-слуга со свечой».

50.Критики считали Тропинина автором особого жанра живописи — «домашнего» или «халатного» портрета. Художник изображал своих героев в простой одежде и непринужденной обстановке. В том же стиле Тропинин создал портрет Александра Пушкина по заказу поэта Сергея Соболевского.

51.В 1830-х Тропинин стал получать меньше заказов, однако не оставил живописи. В то время он писал парадные портреты представителей знати. В этом стиле были исполнены картина «Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер», портреты профессоров Московского университета, членов купеческих семей Корзинкиных, Коноваловых, Сорокоумовских и других. Создавал Тропинин и жанровые сцены, в том числе «Девушку с горшком роз» и «Старуха стригущая ногти».

52.В 1833 году Тропинина пригласили преподавать в недавно созданном публичном художественном классе (позднее — Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Создатели этого заведения хотели обучать живописи представителей малоимущих сословий — небогатых мещан, крестьян. Тропинин начинает заниматься с учениками, но на общественных началах – художнику хотелось передать собственный опыт.

53.В 1843 году, спустя десять лет преподавания, Тропинина избрали почетным членом Московского художественного общества за то, что он «без всякой обязанности, из особого усердия постоянно посещал класс и содействовал своими советами в его успехах».

54. Художник был одним из самых любимых педагогов у студентов публичного художественного класса. Один из его учеников И. Тучнин вспоминал: «Какой прекрасный человек, отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый; авторитет, всеми любимый. Мы приходили к нему, он нас, учеников, принимал, как отец принимает детей».

55.Заказов было много, писал художник разных знаменитостей, дружеские портреты и простых людей. Обширная коллекция портретов позволяет сегодняшнему зрителю заглянуть в реалистичные лица людей, живших двести лет назад. Характерная черта портретной живописи Тропинина состоит в том, что все его герои находятся в благодушном состоянии, запечатлены в период покоя и счастья.

56.В 1836 году познакомился к Карлом Брюлловым, тогда уже прославленным монументалистом, вернувшимся в Россию из-за границы. В знак дружбы Тропинин написал портрет Брюллова, также спокойный и доброжелательный.

57.Художник Тропинин – пример живописца, перенесшего на полотна свою собственную доброту и мягкость характера. За них, данных в придачу таланту, Василия Андреевича любили домашние и друзья, преподаватели и ученики.

58.В 1840-х Тропинин создал серию портретов небогатых московских горожан из низших слоев общества. Он изображал куртизанок, ямщиков, цыган. В картинах из этой серии художник стремился реалистично передать их быт, акцентировать внимание на социальной проблематике. В эти же годы Тропинин часто рисовал стариков. Среди его картин этой тематики — «Старуха, стригущая ногти». Для этой работы художнику позировала его жена.

59.В 1844–1846 годах Тропинин работал над автопортретом. Картина получила название «Портрет на фоне Москвы». Себя художник изобразил на фоне Московского кремля. Художник тщательно проработал задний фон — пейзаж Москвы. Для его изображения Тропинин выбрал светлые тона. Так художник акцентировал внимание на стоящей на первом плане фигуре.

60.От заказчиков отбою не было, и в средствах Тропинин не нуждался. Его называли «халатным живописцем» — он писал камерные домашние портреты, без официоза и вычурности, столь характерной для портретной живописи тех лет. Но такой стиль нравился москвичам, они видели в нём противопоставление холодному официальному Петербургу.

61.В 1840-х и 1850-х годах Тропинин продолжал писать на заказ портреты московских дворян — Оболенских, Зубовых, Паниных. Его картины висели в их семейных галереях.

62.Снос годами живописцу было всё труднее соперничать с молодыми талантами, хотя мастер старался сохранять верность главному принципу своих работ – изображать людей счастливыми. В 1850-х героями картин всё чаще становятся пожилые женщины, для которых позировала жена художника. Подобные образы рождались от размышлений о старости и быстротечности жизни.

63.В 1855 году умерла жена Тропинина. Это подкосило немолодого живописца, любящего свою жену и привыкшего к размеренной жизни в трудах. Художник тяжело переживал утрату, часто болел, забросил живопись.

64. В том же году он переехал в собственный дом в Замоскворечье, где жил до своей смерти. Оставить насиженное за 30 лет место, квартиру на углу Волхонки и Ленивки, заставил случай: художник обнаружил, что совсем рядом обосновался гробовых дел мастер.

65. Подобного соседства находящийся в горе Тропинин вынести не мог – переехал в Замоскворечье. Здесь, в Наливковском переулке, он прожил ещё два года.

МУЗЕЙ ВАСИЛИЯ ТРОПИНИНА И МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ ЕГО ВРЕМЕНИ

66.Умер он 15 мая 1857 года. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище в Москве. Умер Тропинин на 81 году жизни, на его похоронах собралась большая толпа почитателей таланта великого русского живописца, сумевшего, на примере своей жизни, доказать, что можно полностью реализовать себя вопреки всем обстоятельствам.

67. В 1969 году в Москве открыли музей Василия Тропинина и московских художников его времени. Основой экспозиции стало собрание купца и коллекционера Феликса Вишневского. В музее представлена большая часть картин Тропинина, в том числе «Портрет на фоне Москвы» и «Кружевница». Работы художника также хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Всероссийском музее А.С. Пушкина.

В МУЗЕЕ ВАСИЛИЯ ТРОПИНИНА

68.Тропинин нарисовал многих знатных и богатых москвичей в первой половине XIX века. Портреты у Тропинина заказывали московские дворяне и купцы, его картины покупали коллекционеры и антиквары. Москва купеческая, Москва дворянская — по портретам Тропинина вполне можно сделать перепись богатых купцов и дворян этого города.

69. Москвичи первой половины XIX века были счастливыми современниками чуткого, тёплого и светлого живописца Василия Тропинина, который удивительным образом, сочетая кротость и упорство, достиг самых вершин в изобразительном искусстве. Он стал автором более трёх тысяч портретов, многие из которых известны во всём мире как лучшие живописные изображения некоторых исторически значимых личностей. Образы и простых людей удивительно трогательны и реалистичны.

70.Самые знаменитые картины Василия Тропинина: «Портрет Арсения, сына художника» (1818), «Портрет историка Николая Михайловича Карамзина» (1818), «Кружевница» (1823), «Портрет А.С. Пушкина» (1827), «За прошивками» (1830), «Портрет К.П. Брюллова» (1836), «Автопортрет на фоне Москвы» (1846).


МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА НА ДОМЕ, ГДЕ ЖИЛ В. ТРОПИНИН


фото из открытого доступа



+1
01:44
1412
Нет комментариев. Ваш будет первым!