​Подборка: История самых известных картин художника Василия Перова


1.САМАЯ СТРАШНАЯ КАРТИНА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Выловленное из Невы безжизненное тело – как иллюстрация к криминальной хронике. Чтобы добиться полной достоверности художник посетил морг, там он нашел труп молодой девушки. Мертвая лежала на дощатом полу, под которым был лед, чтобы тела дольше не разлагались. Художник выбрал труп этой девушки. Провожатый, взвалив его на плечо, как мешок и пошел из ледника в комнату мастера. И Перов, вглядевшись в заострившиеся черты, обомлел: то была знакомая ему проститутка Фанни – он писал с нее богородицу. Почему с неё? Потому что другой натурщицы не нашлось. Девушек для позирования поставляли бордели, потому что «порядочных» барышень надо было уговаривать раздеться за гроши. Художник вспомнил, как в самый разгар работы Фанни случайно узнала, кем хочет он её изобразить. А узнав, застыдилась. Кое-как натянув чулки, она в слезах сбежала из мастерской, считая себя недостойной такого воплощения. В действительности же Фанни умерла от оспы. К тому времени она даже вышла замуж – на руке было дешевое обручальное кольцо. Но эта картина производит полное впечатление, что именно «пониженная социальная ответственность» довела несчастную девушку до трагедии.


2.САМАЯ СКАНДАЛЬНАЯ КАРТИНА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

За эту картину художника чуть не отправили на Соловки, потому что священников и их паству еще так никто не писал. На картине изображена пьяная процессия с иконами и хоругвями не видит, куда идёт. В ней крестьяне с полузакрытыми глазами, одуревший от хмеля священник, раздавивший ногой пасхальное яйцо. Дьячок, метнувшийся спасти символ Пасхи. Рядом баба с иконой, у которой нет лика. А нищий вообще несёт икону вверх ногами. Перов запечатлел момент «славления» на Святой неделе. Почему именно так? А дело в том, что священники не получили плату за свою службу, они обходили крестьянские дворы, где исполняли церковные песнопения и молитвы, за что надеялись получить нехитрое подношение. Но с едой у бедняков было туго — чаще батюшке предлагали выпить. Конечно, после таких «пожертвований» священники едва стояли на ногах. Эту представленную на выставке Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге картину удалили как «бездуховную», её запретили воспроизводить в печати, а купившему полотно Павлу Третьякову рекомендовали не показывать ее посетителям.


3.САМАЯ НЕДОСТОВЕРНАЯ КАРТИНА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Увлеченных охотничьими байками персонажей художник писал со своих знакомых. Рассказчик — врач Дмитрий Кувшинников послужил прототип доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова. Молодой охотник, увлеченный рассказами старших товарищей, — 26-летний Николай Нагорнов — будущий член московской городской управы. Знатоки охоты, отдавая должное познаниям Перова в области этого дела, ведь он сотрудничал в журнале «Охота и природа», находили неточности в изображении. Например, тушка зайца-русака, странным образом не повреждена, а по правилам псовой охоты, убитого зверька нужно было ткнуть ножом между лопаток, отрезать ему передние лапы и вставить в седло. Также не понятно, как персонажам полотна удалось одновременно добыть лесную птицу и зайца – обитателя полей. Случайным является и рожок на картине. Ведь его использовали на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но её здесь нет. А чего стоит брошенное на землю ружьё? Опытный охотник никогда не положит его дульной частью на землю, чтобы не засорить канал ствола.


4.САМАЯ НЕДООЦЕНЁННАЯ КАРТИНА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Эту картину часто критиковали за сухость колорита. Искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, заведующий Отделом нового русского искусства Третьяковской галереи, писал: «Эта одна из острейших по тематике, впечатляющих картин В. Перова, неприятна в живописном отношении… Тона этой картины неприятно режут глаза». А художник Иван Крамской решил, что на картине очень многолюдно. «Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят», — писал он. Любопытно, что, высмеивая нравы московского купечества, Перов тесно общался с Павлом Михайловичем Третьяковым — главным меценатом Товарищества передвижных художественных выставок, который тоже вышел из купеческой семьи.


5.САМАЯ ТРОГАТЕЛЬНАЯ КАРТИНА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Эта картин вызывает жалость. Второе её название – «Ученики-мастеровые везут воду». В центре художник изобразил девятилетнего сына странницы – «тетушки Марьи». Мать долго не соглашалась, чтобы «барин» писал ее Васю, боясь, что после этого он зачахнет. И как чувствовала беду. Через 4 года мальчик сгорел от оспы. Марья, встретив художника, попросила разрешения взглянуть на полотно с Васенькой – тот привел ее в Третьяковку. «Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! И с этими словами повалилась на пол», — вспоминал Перов. Художник оставил убитую горем мать одну, и она целый час молилась, стоя на коленях перед изображением сына.


фото из открытого доступа



+1
00:11
1692
Нет комментариев. Ваш будет первым!