​Сергей Михалков – известный советский поэт, писатель и драматург

Его творчество знакомо многим детям и взрослым.

Прежде всего, с чем все мы связываем имя Сергея Михалкова, это его стихи и сказки, написанные или переведённые для детей. Невозможно представить себе хоть одну семью, в которой не знали и не любили бы его произведений.

Помимо карьеры детского писателя, баснописца и военного корреспондента, Сергей Владимирович также является автором текстов 2 гимнов — Советского Союза и Российской Федерации.

Произведения Сергея Михалкова изданы на разных языках в России и за рубежом тиражом почти 300 миллионов экземпляров. По данным Книжной палаты России, ежегодно печатается около миллиона экземпляров его произведений.

ИЗ БИОГРАФИИ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА:

Сергей Михалков был потомком старинного дворянского рода, но происхождение свое при советской власти скрывал. В анкетах писал: «Из служащих».

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Его мать, Ольга Михайловна, работала учительницей и медсестрой, а отец, Владимир Александрович, был коллежским асессором.

Все свое детство, вместе со своими братьями Сашей и Мишей, Сергей Михалков провел в Подмосковье. Из-за того, что сельская школа находилась слишком далеко от их дома, все сыновья Михалковых учились дома.

Воспитанием мальчиков в семье Михалковых занималась гувернантка немецкого происхождения Эмма Розенберг. Дети беспрекословно слушались ее, делая все, что она им велит. Сереже учеба доставляла настоящее удовольствие. Особенно ему нравилось учить немецкий язык. Еще в детском возрасте он мог в подлиннике читать Шиллера и Гете, а также свободно разговаривать по-немецки.

Когда семья Михалковых переехала в Москву, дети стали посещать местную школу. Сергей поступил сразу в 4-й класс. Из-за того, что мальчик сильно заикался, он был объектом насмешек со стороны своих одноклассников. Но совсем скоро ему удалось покорить сверстников своим чувством юмора и сообразительностью. Эти качества помогали ему на протяжении всей его жизни.

В возрасте 9 лет, Сережа сочинил свое первое стихотворение, он даже собственноручно издавал домашний «литературно-художественный» журнал, в котором совмещал различные должности: редактора, художника, и конечно, автора текстов.

Родителям было очевидно, что у мальчика есть способности, и они всячески способствовали их развитию. Отец со временем, решил отправить стихи Сережи известному поэту Александру Безыменскому, чтобы услышать его мнение. Когда тот познакомился с творчеством юного дарования, он ответил, что такой талант необходимо непременно развивать.

Юному поэту уже не хватало только домашней славы, он мечтал, чтобы его стихи были опубликованы и поэтому не терял времени. Сочинив сказку в стихах «Про медведя», он сам отнёс её в редакцию одного из московских издательств и даже получил денежную награду в три рубля. Однако в публикации юному автору всё-таки отказали. Хорошо, что начинающий поэт не разочаровался после первой неудачи, и продолжил заниматься творчеством.

В 1927 году семья Михалковых переезжает в Пятигорск, поскольку отцу семейства там предложили работу. И в этом городе Сергей Михалков продолжил сочинять стихи.

В 15 лет, наконец-то, ему улыбнулась первая удача. Стихотворение С. Михалкова было опубликовано в журнале «На подъёме», что выходил в Ростове-на-Дону. Оно называлось «Дорога». А в 16 лет Сергей Михалков уже был зачислен в актив при Терской ассоциации пролетарских писателей, и вскоре в местных изданиях было напечатано несколько его стихотворений. Поэты встречались на литературных вечерах, читали свои стихи. Новоявленного поэта хвалили, что, конечно же, вдохновляло. Это событие стало отправной точкой в творческой биографии Михалкова.

В 17 лет Сергей Михалков вновь оказался в Москве, покинув семью, оставшуюся в Пятигорске. При активной поддержке отца, молодой поэт уехал покорять столицу. Первоначальный литературный заработок не позволял существовать безбедно, поскольку за стихи платили мало денег. От прежних владений, домов в Москве и имений у семьи ничего не осталось. Приходилось браться за любую работу. Работал сначала разнорабочим на ткацкой фабрике, потом в геолого-разведочной экспедиции в Восточном Казахстане.

Однако мечты о литературном поприще Михалков не оставлял и потихоньку писал и печатался. Первая значимая публикация случилась в журнале «Огонёк» в 1933 году, то была песня «Марш эскадрилий». Популярность песни, и конечно, самого автора повысилась, когда её напечатали ещё и в «Правде». Вскоре Михалков уже был сотрудником «Известий». В это время выходит его первый сборник стихов, в результате чего жизнь Михалкова резко изменилась. Стихотворения Михалкова начинают печататься в разных журналах и газетах СССР. Они звучат по радио и со сцен разных театров.

В 1936 году Сергей Михалков опубликовал в журнале «Известия» поэму «Светлана», названную так в честь приглянувшейся ему девушки. И хотя стихи Михалкова не задели девичье сердце, зато они запали в душу Иосифу Сталину, дочь которого тоже звали Светланой. Вождю настолько понравилось данное произведение, что он начал интересоваться поэтом. С этого момента биография Сергея Михалкова изменилась окончательно.

1939 год был отмечен неожиданной, но очень значимой и приятной наградой для Михалкова, ему среди прочих писателей (М. Шолохова, В. Катаева, А. Толстого, А. Фадеева, С. Маршака) был вручён орден Ленина.

Осенью этого же года С. Михалкова призвали в армию. Служба в армии проходила в походах по Западной Украине. Это время стало началом литературной деятельности Михалкова как писателя-корреспондента. В годы войны он был военным корреспондентом в разных газетах, побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки и стихи.

Стихи, конечно, были патриотического направления, о воинском и трудовом подвиге народа, они должны были поддерживать волю к победе. Михалков был контужен. За выполнение заданий командования был награждён орденами Красной Звезды и боевого Красного Знамени.

СЕМЬЯ И РОДСТВЕННИКИ С. В. МИХАЛКОВА

В годы войны существовало такое массовое движение, когда простые граждане вносили свой посильный вклад, и на эти собранные средства было построена различная военная техника. Михалков вместе с другими писателями и художниками также принял участие в покупке боевой техники.

В 1942 году появился «Беспощадный» – тяжёлый танк, купленный на деньги лауреатов Сталинской премии, которые решили пожертвовать её на нужды войны. Чтобы танк отличался от других, было предложено присвоить ему имя «Беспощадный». «Отцы» танка решили его оформить: художники нарисовали на башне силуэт краснозвездного танка, целившегося в Гитлера, а рядом были нанесены стихи С.Я. Маршака, звучавшие как напутствие.

В военное время Михалков познакомился и подружился со многими людьми, среди них был и Габо, или Габриэль Эль-Регистан, Михалков называл его своим фронтовым товарищем.

Апофеозом фронтовой биографии Сергея Михалкова стало создание эпитафии на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

В 1943 году Сергей Михалков принял участие в конкурсе, задача которого состояла в создании текста для гимна СССР. Стихи Михалкова очень понравились Сталину и после его личного редактирования, они были утверждены. Первый раз этот гимн прозвучал в конце 1943 года.

С. В. МИХАЛКОВ В МОЛОДОСТИ

После окончания Второй мировой войны Сергей Михалков открыл в себе талант еще и баснописца. Ему удалось написать приблизительно 200 басен. Он также является автором юмористического киножурнала «Фитиль».

В конце 20 века Михалков вновь оказался в числе поэтов, писавших текст нового гимна России. Как и раньше, его стихи снова были признаны самыми лучшими. Страна услышала новую версию гимна в 2000 году.

Таким образом, в биографии Михалкова имели место два случая, когда его творчество слышала вся страна без исключения, ведь гимн учат на память еще в школе.

С ЖЕНОЙ — НАТАЛЬЕЙ КОНЧАЛОВСКОЙ

Обаятельный эрудированный Михалков всегда слыл любимцем женщин. В 1936 году Михалков взял в жены очаровательную Наталью Кончаловскую, дочку художника Петра Кончаловского и внучку Василия Сурикова. Она была детская писательница, поэтесса и переводчица У них была солидная разница в возрасте, Наталья Петровна была старше Михалкова на 10 лет. Говорят, семья Кончаловских не была в восторге от того, что их дочь выходит замуж за никому не известного молодого поэта.

Их брак продлился 53 долгих года. Супруги сохраняли подлинные чувства до последнего вздоха Натальи Петровны – она ушла из жизни в 1988 году.

В браке у Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской родились двое сыновей. Оба избрали творческую стезю и стали именитыми кинорежиссерами. Старший сын – Андрей Кончаловский – народный артист, режиссер и сценарист. Младший сын, Никита Михалков, актер, сценарист и режиссер, также является народным артистом. Ему принадлежит множество культовых лент: «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «12» и другие. В большой семье Михалковых 10 внуков и 8 правнуков.

В 1997 году, спустя 9 лет после смерти своей жены, 84-летний Сергей Михалков очередной раз круто повернул свою биографию, женившись на Юлии Субботиной, дочке академика, которая была младше его на 48 лет.

Писатель умер 27 августа 2009 года в возрасте 96 лет. По словам родственников, перед тем как навечно уснуть и больше не проснуться, он со всеми попрощался. Он открыл глаза и, находясь в полном сознании, произнес: «Ну, хватит мне. До свидания». На следующий день в Храме Христа было организовано прощание с поэтом, а 29 августа его тело предали земле на Новодевичьем кладбище.

Сергей Владимирович Михалков человек-легенда, он прожил долгую и плодотворную жизнь, многое успел, многим помог, и остался в нашей памяти как классик детской литературы, поэт, баснописец, драматург, общественный деятель и просто хороший человек.

ТВОРЧЕСТВЕ С. В. МИХАЛКОВА:

На протяжении всей своей жизни, Михалков писал детские книги и придумывал сценарии для мультипликационных и художественных фильмов. Невозможно представить себе детскую литературу без «Дяди Стёпы», «Праздника непослушания», «Хрустальной вазы», «Трёх поросят» и других.

Первая важная публикация Сергея Михалкова появилась в журнале «Огонёк» в 1933 году — песня «Марш эскадрилий». Её популярность, а также популярность автора стали ещё выше, когда эту песню напечатали ещё и в «Правде». Вскоре Михалков уже был сотрудником «Известий».

Дальнейшие встречи и знакомства Михалкова только добавляли опыта и профессионализма, помогали расширять кругозор, а это и было необходимо для начинающего писателя. Встреча с Львом Кассилем обернулась долгой дружбой, с молодыми актёрами Риной Зелёной и Игорем Ильинским – плодотворным творческим сотрудничеством. Именно этим актёрам Сергей Михалков доверил читать со сцены и по радио свои детские стихи.

Вскоре страна узнала имя нового молодого поэта, и он вмиг стал популярен. Его стихи звучали повсюду, легко запоминались, и нравились, как детям, так и их родителям. В 1933 году в библиотечке журнала «Огонёк» вышел в свет первый сборник стихов Сергея Михалкова с незабвенным «А что у вас?».

А дальше Михалков жил, как и вся страна, откликаясь на значимые события времени своим творчеством. В этот период он писал стихи о челюскинцах и папанинцах, о пограничниках и зарубежных пионерах, о перелёте Валерия Чкалова… К этому времени относятся такие стихи Михалкова «Враг», «Итальянская песенка», «Миша Корольков», а также антифашистская баллада «Жили три друга-товарища в маленьком город Эн».

Особую популярность Михалкову принесло стихотворение «Светлана», обратившее на себя внимание Сталина в 1935 году. «Я Светлане Аллилуевой, дочери Сталина, ничего не писал, ничего не посвящал, — вспоминал эту страницу своей жизни сам Сергей Владимирович. — Я написал стихотворение „Колыбельная“, которое вообще не имело отношения ни к кому конкретно. Был влюблен в девушку, которую звали Светлана, она училась вместе со мной в Литературном институте. Стихотворение должно было быть напечатано в газете. Я быстро сообразил, что можно еще исправить название. А народ, читатели, все мои знакомые и незнакомые решили, что я посвятил стих Светлане Сталиной».

В 1935 году молодого Сергея Михалкова пригласили участвовать в конкурсе пионерской песни. Он с радостью откликнулся на это предложение и даже стал вожатым в детском лагере. Сергей ходил с детворой в походы и слушал от них разные истории. По возвращению домой, он представил редактору «Пионера» Борису Ивантеру, свои произведения. Некоторые из них Ивантер согласился опубликовать в журнале.

Михалкова настолько это обрадовало, что это подвигло его написать целую детскую поэму, которая, в конечном счете, стала едва ли не главной в его биографии. Так на свет появился «Дядя Степа».

Борис Ивантер был до такой степени впечатлен творчеством Михалкова, что не только напечатал эту поэму, но и отправил Сергея к Самуилу Маршаку. Знакомство с Самуилом Яковлевичем, самым положительным образом повлияло на Михалкова. Он многому у него научился, и смог еще больше усовершенствовать свое писательское мастерство.

Главным персонажем поэмы «Дядя Степа» был идеальный гражданин своего государства. Читая это произведение, дети могли учиться понимать, в чем состоит героизм человека, и как должен вести себя настоящий патриот своей страны.

Бессмертные строки из поэмы С. Михалкова «Дядя Стёпа», позже сложившейся в тетралогию, появились на свет в 1935 году, и с тех пор число читателей и почитателей только увеличивалось. Шли годы, и те, кто любил в детстве стихи про Степана Степанова, уже читали их своим детям. А в 1954 году (по многочисленным просьбам) вышло долгожданное продолжение поэмы про любимого героя – «Дядя Стёпа – милиционер». Судьба народного героя не могла вот просто закончиться, и поэтому спустя четырнадцать лет последовало долгожданное продолжение.

В 1937 году Сергей Михалков был принятием в члены Союза советских писателей.

За Гимн Советского Союза Сергей Михалков получил 500 рублей. Окончательное утверждение текста проходило в Большом театре, накануне Нового, 1944 года. Присутствовало все руководство страны во главе со Сталиным. На сцене оркестры и хоры исполняли гимны разных стран: и русский гимн, царский, и английский, и американский, и немецкий. После концерта Михалкова пригласили в ложу Сталина, принимать поздравления. Слова гимна утвердили. Помимо пятисот рублей в награду Михалков получил ужин с вождем и продовольственный паек к Новому году: икру и колбасу.

В своём творчестве С. Михалков был очень многогранным, кроме стихов, адресованным детям и взрослым, он также писал басни и пьесы. Михалков автор более 200-х басен. Самые известные из них: «Шутка», «Ромашка и Роза», «Наглый Заяц», «Заяц во хмелю», « Лиса и Бобёр» и другие.

Как драматург Михалков работал и для детского, и для взрослого театра. Всего им написано 36 пьес, которые стали незаурядным явлением в современной драматургии и обрели яркую сценическую жизнь. Первая пьеса, появившаяся из-под пера Михалкова, была написана по мотивам повести М. Твена «Принц и нищий» в 1938 году. Называлась она «Том Кенти», и в том же 1938-м году была поставлена на сцене московского ТЮЗа.

Критики называли драматургию С. Михалкова особым явлением — театром Сергея Михалкова и считали, что явление это уникальное. Смелые открытия новых тем для театра, высокие художественные достоинства, неожиданные повороты сюжета и юмор.

После «Тома Кенти» новым переосмыслением театральной классики для сцены детского театра стало обращение писателя к творчеству итальянского драматурга, автора сказочных пьес Карло Гоцци. В 1945 году Михалков написал пьесу-сказку для детей «Смех и слёзы», взяв за прообраз пьесу Гоцци «Любовь к трём апельсинам». Уже в следующем году юные зрители увидели новый замечательный спектакль.

Кроме этих двух пьес наиболее значительными и актуальными до сих пор остаются пьесы Сергея Михалкова для детей «Я хочу домой» (1949), «Зайка-зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957), «Трусохвостик» (1966), «Товарищи дети» (1980), «Сон с продолжением» (1983). И для взрослых: «Раки» (1953), «Памятник себе...» (1959), «Балалайкин и Ко» (1973), «Пощечина» (1974), «Пена» (1975), «Всё могут короли» (1982), «Что написано пером» (1984).

Спектакли по пьесам и сказкам С. Михалкова идут на сценах театров и в наше время. Так юные зрители могут посмотреть спектакль «Зайка-зазнайка», «Три поросёнка», «Праздник непослушания» и другие.

Сказка «Праздник непослушания», написанная в 1983 году, популярна до сих пор – её читают, смотрят, в неё играют. В одном из интервью, на вопрос: «В чём залог её успеха?», Михалков ответил так: «Единственный ограничитель в работе сказочника следующий: скучная сказка такая же нелепость, как горячее мороженое».

Более сорока лет (с 1962 по 2008) просуществовало детище Михалкова под названием «Фитиль» – сатирический киножурнал. Сергей Владимирович с первого дня был главным человеком в деле создания киножурнала, и его имя значилось в титрах журнала вплоть до его закрытия.

Также среди множества талантов Сергея Михалкова можно ещё назвать и талант сценариста. За свою жизнь он создал несколько десятков сценариев к фильмам, в основном детским, а также к мультфильмам. Стоит вспомнить «Новые похождения кота в сапогах» (1958), «Три плюс два» (1963), «Большое космическое путешествие» (1974).

20 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА С. В. МИХАЛКОВА:

1.О Сергее Михалкове — о его жизни и творчестве написана масса литературы, как автобиографической, так и исследовательской. Под авторством С.В. Михалкова вышли такие книги: «Всё начинается с детства: автобиография», «От и до», «Я был советским писателем». Существуют и многочисленные интервью.

2. Главная тайна Михалкова — как ему удавалось приходиться ко двору многим и многим руководителям страны, неизменно находить общий язык со всеми? На глазах литератора вершилась революция, он пережил всех генсеков. Он был при Ленине, Сталине, Брежневе, Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине. В семье объясняют такую удивительную способность литератора просто — он был настоящим аристократом.

3. Как рассказывал старший внук Сергея Михалкова, кинорежиссер Егор Кончаловский, Сергей Владимирович всегда сохранял «подростковые» черты характера. Однажды дед и внук вместе путешествовали по Франции. Сергей Михалков на тот момент уже был депутатом Верховного Совета, автором гимна страны, председателем правления Союза писателей. Михалков купил в Париже поддельные сигареты, а на вопрос внука, зачем, отвечал: «Так, повыпендриваться в Москве» .

4. Виталий Стацинский, главный художник журнала «Веселые картинки» в 1956-1967 годах, вспомнил, как Сергей Михалков «отмолил» его перед ЦК комсомола: — Раз в три месяца нас вызывали в ЦК комсомола. Вот как-то назревал очередной скандал, и мы решили позвать с собой для прикрытия Агнию Барто, но она сказала, что занята. Главный редактор сказал: «Виталий, самый надежный — это Михалков. Звони». А Сергей Владимирович был членом редколлегии, печатал у нас какие-то стихи. Пришел. Немножко с опозданием. Начал заседание такой Пустынин из «Крокодила»: вот, детский журнал при ЦК комсомола, а что творится — в номере 15 собачек, 26 кошечек, всякие лягушки, мышки, а пионеров почти нет. И вдруг Сергей Владимирович, как всегда, заикаясь: «А я считаю, что журнал очень хороший. И если там будет 26 хороших мышек, зайчиков и петрушек, это лучше, чем 25 плохих пионерчиков!»

5. Сатирический киножурнал «Фитиль», созданный Михалковым по заказу ЦК партии, мешал спать генсеку Брежневу. Когда выходил свежий выпуск «Фитиля», первым делом просили прислать его руководству страны. — Я спросил у Брежнева: «Леонид Ильич, а Вы „Фитиль“ смотрите?» — вспоминал Сергей Михалков. — Он говорит: «Фитиль» я смотрю, а потом три ночи спать не могу!" Я говорю: «Давайте его закроем». — «Нет-нет, надо показывать». И надо сказать, что принимали меры по исправлению того, что мы показали.

6. Сам писатель считал, что нет награды почётнее, чем любовь читателей. Одним из подтверждений читательской любви стала одна уникальная международная награда, врученная С. Михалкову в 1978 году – Орден Улыбки. Эта награда уникальна тем, что ею награждаются люди, прославившиеся свои талантом, добротой и любовью к детям. Да, и инициатива о присуждении ордена также должна была исходить от детей. Впрочем, при получении Ордена необходимо было пройти одно испытание — выпить стакан лимонного сока, что Михалков с честью и улыбкой выдержал.

7. Когда «Дядю Степу» прочитал не менее известный детский поэт Корней Чуковский, он предсказал бессмертность этой поэме, в чем оказался совершенно прав.

8. Во время войны Михалков спас жизнь главному редактору фронтовой газеты «За Родину!» Николаю Николаевичу Кружкову. Об этом рассказывал писатель и публицист Генрих Боровик: — В свое время Кружкова арестовали, он был сослан, и его ждала смерть еще во второй половине войны. Кто-то написал на него донос, в результате чего он был приговорен к смертной казни. Позже он пришел работать в «Огонек», где трудился и я. Это уже случилось после смерти Сталина, когда его реабилитировали. Я с ним разговорился и спросил: неужели никто вас тогда не поддер жал, несмотря на то, что вы были известным журналистом, работали и в «Правде», и главным редактором фронтовой газеты. Он сказал: «Поддержал. Только один человек». Я спросил кто. Он ответил, что «это был Михалков Сережа, который работал в этой фронтовой газете». Михалков тогда написал письмо Сталину. А в то время это могло обернуться для него огромной трагедией — даже концом жизни. Поддерживать врага народа! А он написал, что ручается за него, что Кружков — честнейший человек.

9. По признанию самого Сергея Михалкова он никогда не испытывал патриотического подъема, когда сочинял стихи для гимна. Он, как и многие, хотел прославиться.

10. Он говорил: « Ничего я не чувствовал. Я понимал, что государству нужен текст, нужен этот документ. Вообще, когда говорят «знаете, я чувствовал то-то», это все врут люди. Все писатели, которые писали Гимн Советского Союза, что они чувствовали? Они пытались стать авторами, желали прославиться».

11.Писатель жил в Москве на Поварской улице в доме №35 (с 1951 по 2009 год). В сквере возле этого дома в 2014 году был установлен памятник Сергею Михалкову. Композиция памятника состоит из двух фигур: самого писателя, сидящего на скамейке, и девочки, которая будто бы пришла к нему с цветами.

12. Андрей Кончаловский вспоминал: « Когда отец долечивал перелом бедра в санатории в Назарьево, я приехал к нему. Двухэтажный старый особняк, достроенный и перестроенный, отделанный туфом и мрамором, алюминиевые двери со стеклами — архитектура брежневских времен. — Видишь это окно? — сказал отец. — Из него папа кидал мне шоколадные конфеты. А я стоял вот здесь. Это было наше родовое имение, наш дом. А возле церкви похоронены твой прапрадед, его супруга и многие из нашей родни».

13. Суммарный тираж всех изданных книг под именем С. Михалкова превысил уже 300 миллионов экземпляров.

14. В 1999 году одна из малых планет Солнечной системы была названа в честь писателя.

15. Памятники ставят не только в честь писателей, но и в честь персонажей их книг. Например, образ Дяди Стёпы запечатлён в разных памятных скульптурах, расположившихся в разных городах: Самаре, Москве, Нижнем Новгороде и Усолье.

16. В Усолье-Сибирском (Иркутская область) также прониклись любовью к мужественному персонажу С. Михалкова и поставили ему памятник.

17. Памятник в Самаре – автор работы современный художник — монументалист Зураб Церетели. Двух этих людей связывали долгие годы дружбы.

18.Михалков с детства заикался (в этом была виновата нянька, не удержавшая коляску с ребёнком), но не испытывал по этому поводу никаких неудобств, и более того, считал, что этот недуг даже полезен.

19.Однажды Михалкову предложили консультацию по поводу лечения заикания, на что писатель с юмором ответил: «Благодарю Вас! Но я уже привык заикаться. Иногда это даже выгодно. Пока заикаешься, подбираешь самое нужное слово…».

20.Памятник постовому из поэмы Михалкова также стоит перед зданием Управления ГИБДД Московской области недалеко от проспекта Мира. Автор скульптуры А. Рожников.

фото из интернета



+2
01:17
40589
Нет комментариев. Ваш будет первым!